Научная статья на тему 'Реформы 1828-1829 гг. И религиозные аспекты «Конституционной революции» 1828-1832 гг. В Великобритании в британской историографии середины 1960-х - начала 1990-х гг'

Реформы 1828-1829 гг. И религиозные аспекты «Конституционной революции» 1828-1832 гг. В Великобритании в британской историографии середины 1960-х - начала 1990-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2869
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX В / ОТМЕНА ОГРАНИЧЕНИЙ ДЛЯ ДИССЕНТЕРОВ 1828 Г. / ЭМАНСИПАЦИЯ КАТОЛИКОВ 1829 Г. / "КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" 1828-1832 ГГ. В ВЕЛИКОБРИТАНИИ / ПАРТИЯ ТОРИ В КОНЦЕ 20-Х ГГ. XIX В / РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА "ЛИБЕРАЛЬНЫХ ТОРИ" / "РАЗУМНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ" Р. ПИЛЯ / СОВРЕМЕННАЯ БРИТАНСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЛИГИОЗНЫХ РЕФОРМ 1828-1829 ГГ. / POLITICAL PARTY SYSTEM OF GREAT BRITAIN IN THE FIRST THIRD OF THE 19TH CENTURY / REPEAL OF THE TEST AND CORPORATION ACTS FOR THE DISSENTERS IN 1828 / CATHOLIC EMANCIPATION OF 1829 / BRITISH CONSTITUTIONAL REVOLUTION OF 1828-1832 / TORY PARTY IN THE LATE 1820S / RELIGIOUS POLICY OF THE LIBERAL TORIES / REASONABLE CONSERVATISM OF R. PEEL / CONTEMPORARY BRITISH HISTORIOGRAPHY / HISTORIOGRAPHICAL ASSESSMENT OF RELIGIOUS REFORMS OF 1828-1829

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клочков Виктор Викторович

В статье рассматриваются роль и место событий 1828-1829 гг., связанных с предоставлением политических прав диссентерам и эмансипацией католиков, в историографических построениях современных британских историков. Особое внимание уделено концепции «старого порядка», утвердившейся в британской историографии как частный случай осторожной ревизии традиционных историографических подходов. Исследуются роль и значение религиозных реформ «либеральных тори» 1828-1829 гг. на завершающем этапе процесса становления конституционной монархии в Великобритании первой трети XIX в. Изучаются степень влияния указанных событий на английскую политическую традицию и отражение этого процесса в британской историографии последней трети прошлого века. В качестве результата и ключевого итога исследования показывается принципиальное значение религиозных преобразований «либеральных тори» для завершения «конституционной революции».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Клочков Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 1828-1829 reforms and the religious aspects of the Constitutional Revolution of 1828-1832 in Britain in its historiography of the mid-1960s - early 1990s

The study discusses the role and place of the 1828-1829 events related to granting political rights to the Dissenters and Catholic Emancipation in the historiographical concepts of the contemporary British historians. The paper focuses on the concept of the ancient regime established in the British historiography as a part of the revision of the traditional historiographical approaches. The research considers the role and significance of the religious reforms of the liberal Tories in 1828-1829 at the final stage of the British constitutional monarchy development in the first third of the 19th century. Besides, the author examines the influence of such reforms on the political tradition of Britain and the reflection of these processes in British historical studies of the last third of the 20th century. The research findings demonstrate the crucial significance of the religious reforms of the liberal Tories for the completion of the constitutional revolution.

Текст научной работы на тему «Реформы 1828-1829 гг. И религиозные аспекты «Конституционной революции» 1828-1832 гг. В Великобритании в британской историографии середины 1960-х - начала 1990-х гг»

УДК 316.422"1828/1829":303.446.4(41)"196/199"

https://doi.org/10.24158/fik.2018.1.27

Клочков Виктор Викторович

кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой теории права Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, доцент кафедры основ правоведения юридического факультета Донского государственного технического университета

РЕФОРМЫ 1828-1829 ГГ. И РЕЛИГИОЗНЫЕ АСПЕКТЫ «КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕВОЛЮЦИИ» 1828-1832 ГГ. В ВЕЛИКОБРИТАНИИ В БРИТАНСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ СЕРЕДИНЫ 1960-Х - НАЧАЛА 1990-Х ГГ.

Аннотация:

В статье рассматриваются роль и место событий 1828-1829 гг., связанных с предоставлением политических прав диссентерам и эмансипацией католиков, в историографических построениях современных британских историков. Особое внимание уделено концепции «старого порядка», утвердившейся в британской историографии как частный случай осторожной ревизии традиционных историографических подходов. Исследуются роль и значение религиозных реформ «либеральных тори» 1828-1829 гг. на завершающем этапе процесса становления конституционной монархии в Великобритании первой трети XIX в. Изучаются степень влияния указанных событий на английскую политическую традицию и отражение этого процесса в британской историографии последней трети прошлого века. В качестве результата и ключевого итога исследования показывается принципиальное значение религиозных преобразований «либеральных тори» для завершения «конституционной революции».

Ключевые слова:

партийно-политическая система Великобритании первой трети XIX в., отмена ограничений для дис-сентеров 1828 г, эмансипация католиков 1829 г., «конституционная революция» 1828-1832 гг. в Великобритании, партия тори в конце 20-х гг. XIX в., религиозная политика «либеральных тори», «разумный консерватизм» Р. Пиля, современная британская историография, историографическая оценка религиозных реформ 1828-1829 гг.

Klochkov Viktor Viktorovich

PhD in History, Associate Professor, Head of the Theory of Law Department, Institute of Management in Economic, Ecological and Social Systems, Southern Federal University, Associate Professor, Fundamentals of Legal Science Department,

School of Law, Don State Technical University

THE 1828-1829 REFORMS AND THE RELIGIOUS ASPECTS OF THE CONSTITUTIONAL REVOLUTION OF 1828-1832 IN BRITAIN IN ITS HISTORIOGRAPHY OF THE MID-1960S - EARLY 1990S

Summary:

The study discusses the role and place of the 18281829 events related to granting political rights to the Dissenters and Catholic Emancipation in the historio-graphical concepts of the contemporary British historians. The paper focuses on the concept of the ancient regime established in the British historiography as a part of the revision of the traditional historiographical approaches. The research considers the role and significance of the religious reforms of the liberal Tories in 1828-1829 at the final stage of the British constitutional monarchy development in the first third of the 19th century. Besides, the author examines the influence of such reforms on the political tradition of Britain and the reflection of these processes in British historical studies of the last third of the 20th century. The research findings demonstrate the crucial significance of the religious reforms of the liberal Tories for the completion of the constitutional revolution.

Keywords:

political party system of Great Britain in the first third of the 19th century, repeal of the Test and Corporation Acts for the Dissenters in 1828, Catholic Emancipation of 1829, British Constitutional Revolution of 1828-1832, Tory party in the late 1820s, religious policy of the liberal Tories, Reasonable Conservatism of R. Peel, contemporary British historiography, historiographical assessment of religious reforms of 1828-1829.

История Великобритании второй половины 20-х гг. XIX в. является традиционным объектом для исследования, привлекая внимание историков чрезвычайной насыщенностью важными событиями в политической и религиозной жизни страны, оказавшими решающее влияние на формирование современного конфессионального и конституционного устройства. Вместе с тем, несмотря на обширную историографию политической и религиозной истории страны указанного периода, в ней до сегодняшнего дня остаются проблемы, требующие особо пристального внимания и дополнительного исследования.

В ряду таких проблем для Великобритании особо выделяются события 1828 г., связанные с предоставлением политических прав диссентерам (протестантам, не являющимся приверженцами официальной англиканской церкви), и 1829 г., когда в результате так называемой эмансипации аналогичные права (пусть и за некоторыми изъятиями) были гарантированы подданным английской короны, придерживавшимся католического вероисповедания.

Реформу 1828 г. англичане считали очень важной и существенной, поскольку она затрагивала «фундаментальные основы английской конституции» [1, р. 263]. В свою очередь, эмансипация католиков 1829 г. оценивалась как «наиболее важное событие после "Славной революции" 1688 г., последствия которого будут весьма значительными» [2, р. 355]. Сам же конституционный порядок, установленный «Славной революцией» 1688 г., воспринимался находящимся у власти торийским кабинетом герцога Веллингтона (январь 1828-го - ноябрь 1830 г.) как «основа мира и благосостояния страны» [3, р. 336].

Несмотря на столь очевидную реакцию современников, события 1828-1829 гг. в британской историографии середины 60-х - начала 90-х гг. прошлого века часто упоминаются мимоходом, а исследовательские приоритеты расставляются таким образом, что главное внимание уделяется первой парламентской реформе 1832 г. [4, р. 12]. Это тем более удивительно, что в 1832 г. право голоса дополнительно получили лишь около 300 тыс. чел., тогда как в 1828-1829 гг. политические права получили 3 млн диссентеров и 7 млн католиков [5, р. 7].

В британской историографии середины 60-х - начала 90-х гг. XX в. события 1828-1829 гг. рассматриваются в рамках периода конца XVIII - первой трети XIX в., который многие английские историки считают продолжением «старого порядка». Такая позиция утвердилась с начала 80-х гг. прошлого века как частный случай осторожной ревизии традиционных историографических концепций, характерных для середины века. Одним из наиболее ярких представителей этой позиции стал профессор Колледжа всех Святых в Оксфорде и профессор Университета штата Канзас Дж. Кларк [6, р. 12-17]. Сходных взглядов придерживается и Дж. Блэк, профессор Университета Эксетера и специалист по истории Британии середины - второй половины XVIII в. [7, р. 29]. Особо следует отметить, что позиция Дж. Кларка и Дж. Блэка сформировалась во многом под влиянием работ их современника, специалиста по истории Франции эпохи «старого порядка» К. Джонса. Профессор Колледжа Королевы Марии в Лондоне и Университета Уорвика также считал Великобританию 20-30-х гг. XIX в. страной «старого порядка» [8, р. 33-34].

Более умеренных взглядов на проблему придерживался известный либеральный историк А. Бриггс, который, исследуя события 1828-1829 гг., делал акцент на «важных изменениях, заложивших основы современной Англии» [9, р. 8]. Но если Дж. Кларк считал 1828-1832 гг. концом «старого порядка», то профессор Университета Сент-Эндрюс в Шотландии, исследователь консервативной партии и автор наиболее известной биографии Р. Пиля Н. Гэш был менее категоричен, считая это лишь «смертным приговором англиканскому устроению революции 1688 г.» [10, р. 582]. Наконец, известный британский специалист в области конституционного устройства и истории церкви Дж. Бест считал 1828-1829 гг. прологом «конституционной революции». Ему же принадлежит и авторство термина, несколько позднее прочно закрепившегося в британской историографии для обозначения перемен, которые произошли в Великобритании в 1828-1832 гг. [11, р. 582].

Что касается изучения конкретных историографических аспектов реформ 1828-1829 гг., то здесь сложилась весьма интересная и показательная ситуация. Основоположником современного подхода к проблеме является профессор Университета Нотр-Дам, специалист по истории католической церкви монсеньор Ф. Хьюз. В середине 60-х гг. прошлого века он высказал мнение, в соответствии с которым эмансипация католиков была важнейшим событием не только в церковной, но и в политической истории Великобритании. По его утверждению, эмансипация разрушала один из конституционных принципов «Славной революции» 1688 г. - союз англиканской церкви и государства. «Господство аристократии базировалось на религиозной, политической и экономической привилегии. Теперь первой из них пришел конец», - писал Ф. Хьюз в своей знаменитой, выдержавшей несколько изданий работе [12, р. 315]. Таким образом было положено начало традиции комплексного исследования событий 1828-1829 гг., в котором религиозные и политические аспекты пересекались порой самым неожиданным и замысловатым образом.

Продолжателем этой традиции стал крупнейший специалист по церковной истории Великобритании второй половины прошлого столетия Дж. Мэйчин. Профессор Университета Уорвика полагал, что реформы 1829 и 1832 гг. - явления до известной степени противоположные. Эмансипация, проведенная вопреки воле большинства, доказывает, по мнению автора, изолированность парламента от народа. С точки зрения Дж. Мэйчина, эмансипация - последнее из значимых деяний нереформированного парламента [13, р. 191-193; 14, р. 216].

Похожую позицию в данном отношении занимал уже упоминавшийся выше Дж. Бест. Исходя из своей комплексной историографической установки, он уделял основное внимание анализу взглядов защитников «старого порядка», ревнителей неизменности конституционных принципов 1688 г. [15, р. 27-31; 16, р. 218]. Исследователь подчеркивал, что консерваторы были осуждены историками-вигами потому, что в 1828-1829 гг. они проиграли, хотя выступали искренними ревнителями конституции 1688 г. и союза государства с англиканской церковью. Дж. Бест критиковал вигскую историографию и придавал большое значение личному и субъективно-богословскому факторам в истории [17, р. 583].

Из современных историков, исследующих события 1828-1829 гг., выделяется последователь Дж. Кларка Р. Хоул. Он полагал этот исторический отрезок даже более важным, чем парламентская реформа 1832 г. Как и его учитель, он считал, что религиозные реформы стали основой в крушении «старого порядка». Даже парламентская реформа «сыграла здесь подчиненную роль, являясь лишь следствием ослабления старого порядка, вызванного именно эмансипацией» [18, p. 229]. По мнению Р. Хоула, Англия в первой трети XIX в. оставалась конфессиональной страной, поэтому невозможно изучать ее историю только с экономической точки зрения (как марксисты) или с точки зрения «политического прогресса» (как виги) [19, p. 242].

Наибольшее внимание реформе 1828 г. (в целом изученной несколько слабее католической эмансипации) уделяет профессор Оксфордского университета М. Уоттс. Он полагает значение этого вопроса в британской политической повестке того времени несколько преувеличенным, а степень «страданий» диссентеров от ограничительных законов - спорной [20, p. 106]. При этом одни исследователи вслед за профессором Университета Толедо У. Энрикес полагают, что эти меры были действительно обременительны [21, p. 15-20], другие же, как сторонник взглядов М. Уоттса Дж. Мурман, считают, что степень негативного влияния этих ограничительных мер во многом преувеличена [22, p. 329].

Наконец, достаточно слабо исследованным аспектом рассматриваемой проблемы остается связь реформ 1828-1829 гг. с таким широко известным явлением, как «либеральный торизм». А. Бриггс считает парадоксом тот факт, что реформы 1828-1829 гг. провели именно тори, но пишет, что свойство «изменять свой цвет было присуще торизму во все времена» [23, p. 232]. Склонность к volter-farce отмечал у тори и известный историк английского конституционализма Г. Хэнем [24, p. 200]. Наиболее тщательное исследование проблемы было проделано уже упоминавшимся М. Броком [25, p. 76]. Исследователь не скрывает своего восхищения либеральным торизмом, современные же историки более осторожны в оценках. Профессор Университета Ланкастера Э. Эванс указывает на то обстоятельство, что сам термин лишь обозначает разницу между политическим курсом тори до 1822 г. и после него. Никакого разрыва с прошлым не было и не могло быть. По мнению Э. Эванса, реформы 1828-1829 гг. - не «закуска перед главным блюдом, но неотъемлемая часть "конституционной революции" 1828-1832 гг.» [26, p. 43].

Таким образом, анализ историографических концепций, сложившихся в британской историографии середины 60-х - начала 90-х гг. прошлого века в отношении событий 1828-1829 гг., позволяет сделать ряд интересных выводов. Что касается проблемы в целом, то на сегодняшний день продолжает сохранять свое влияние концепция осторожной оценки реформ 1828-1829 гг., сложившаяся в середине 1980-х гг. Большинство британских историков по-прежнему продолжают считать Великобританию конца 20-х - начала 30-х гг. XIX в. страной «старого порядка», акцентируя внимание не столько на изменениях, привнесенных реформами, сколько на тесной связи последних со сложившейся политической традицией. При этом важность историографических подходов, сложившихся в середине 60-х - начале 90-х гг. прошлого века, заключается в том, что в последние годы все более очевидно проявляется тенденция по-разному оценивать характер и степень влияния отмены ограничений политических прав для диссентеров и эмансипации католиков на указанную традицию. В отношении событий 1828 г. доминирует взгляд, в соответствии с которым политические ограничения для диссентеров к началу 30-х гг. XIX в. не были столь уж обременительны, как это обычно утверждалось в традиционной вигской историографии. Что касается эмансипации католиков, то последняя рассматривается не только как своего рода финальная точка в истории «либерального торизма», положившая начало его трансформации в «разумный консерватизм» Р. Пиля, но и как последняя значимая реформа, предпринятая парламентом до 1832 г. В этом отношении историографические интенции, сложившиеся в середине 60-х - начале 90-х гг. XX в., представляются все более значимыми. Так происходит потому, что все более очевидным становится тот факт, что сама концепция «конституционной революции», выдвинутая в свое время Дж. Бестом, а также ее характер и хронологические рамки нуждаются в уточнении. Эти обстоятельства, несомненно, будут способствовать появлению новых работ по истории партийно-политической системы Великобритании рассматриваемого периода и поддержанию историографического интереса к различным аспектам реформ 1828-1829 гг., сформированного в британской исторической науке середины 60-х - начала 90-х гг. XX в.

Ссылки:

1. Hansard Parliamentary Debates. New (2nd) Series Commencing with the Accession of George IV. Vol. XIX. L., 1828.

2. Annual Register. Vol. 71. L., 1830. 412 p.

3. Lord Ellenborough. A Political Diary, 1828-1830 / ed. by Lord Colchester. Vol. 1. L., 1881. 498 p.

4. Brock M. The Great Reform Act. L., 1973. 506 p.

5. Brose O. Church and Parliament. The Reshaping of the Church of England 1828-1860. L., 1959. 286 p.

6. Clark J.C.D. English Society, 1688-1832: Ideology, Social Structure and Political Practice During the Ancien Régime. Cambridge (UK), 1985. 316 p.

7. Black J. A Short History of Britain. 2nd ed. L., 2015. 324 p.

8. Jones C.D.H. The Great Nation. France from Louis XV to Napoleon. L., 2002. 284 p.

9. Briggs A. The Age of Improvement, 1783-1867. L., 1995. 368 p.

10. Gash N. Mr. Secretary Peel. The Life of Sir Robert Peel to 1830. L., 1961. 594 p.

11. Best G. The Constitutional Revolution. 1828-1832 and its Consequences for the Established Church // Theology. 1959. Vol. 62. March. P. 578-586.

12. Hughes P. The Catholic Question, 1688-1829: A Study in Political History. L., 1929. 406 p.

13. Machin G.I.T. The Catholic Question in English Politics, 1820-1830. Oxford, 1964. 334 p.

14. Machin G.I.T. Politics and the Churches in Great Britain, 1832-1868. Oxford, 1977. 348 p.

15. Best G. The Protestant Constitution and its Supporters, 1800-1829 // Transactions of the Royal Historical Society. 1958. Vol. VIII. P. 24-40. (5th Series).

16. Best G. The Mind and Times of William van Mildert // A Journal of Theological Studies. 1963. Vol. XIV. P. 216-228. (New Series).

17. Best G. The Constitutional Revolution ... P. 583.

18. Hole R. Pulpits, Politic and Public Order in England, 1760-1832. Cambridge (UK), 1989. 272 p.

19. Innes J. Jonathan Clark, Social History and England's "Ancien Régime" // Past and Present. 1987. Vol. 115. P. 236-253.

20. Watts M.R. The Dissenters. Vol. II. The Expansion of Evangelical Nonconformity. Oxford, 1995. 318 p.

21. Henriques U. Religious Toleration in England, 1787-1833. L., 1961. 298 p.

22. Moorman J.R.H. History of the Church in England. L., 1961. 468 p.

23. Briggs A. Op. cit. P. 232.

24. Hanham H.J. The XIX Century Constitution, 1815-1914. Documents and Commentary. Cambridge, 1969. 512 p.

25. Brock M. Op. cit. P. 76.

26. Evans E.J. Britain before the Reform Act: Politics and Society, 1815-1832. L., 1989. 226 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.