Научная статья на тему 'Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в концепции инновационного развития и привлечения инвестиций'

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в концепции инновационного развития и привлечения инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕФОРМА / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INVESTMENT PROGRAMS / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / REFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савотина Светлана Владимировна

Жилищная и коммунальная сфера России это многоотраслевой комплекс, в котором переплелись все социально-экономические вопросы жизнеобеспечения городов и иных населенных мест. Он включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах. Однако, за последние десятилетия экономическая ситуация в данной сфере требует радикальных изменений вследствие устаревшей материально-технической базы, убыточности предприятий ЖКХ и неэффективного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Савотина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A reformation of housing and communal services in the development of innovative concepts and calling on investments

Housing and municipal sphere of Russia is a diversified complex, which includes all social and economic issues of city support and other populated areas. It involves interdependent but at the same time quite autonomous companies and organizations of social and productive spheres, whose activities are directly or indirectly related on the needs of the population in housing and utilities. However, in recent decades, the economic situation in this sector requires radical changes due to an outdated material-technical base, loss of utilities and mismanagement.

Текст научной работы на тему «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в концепции инновационного развития и привлечения инвестиций»

УДК 332.02

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

Савотина Светлана Владимировна

ГБОУ ВПО Московской области Финансово-технологическая академия

Россия, Королев Аспирант E-Mail: [email protected]

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в концепции инновационного развития и привлечения инвестиций

Аннотация: Жилищная и коммунальная сфера России - это многоотраслевой комплекс, в котором переплелись все социально-экономические вопросы жизнеобеспечения городов и иных населенных мест. Он включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, чья деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах. Однако, за последние десятилетия экономическая ситуация в данной сфере требует радикальных изменений вследствие устаревшей материальнотехнической базы, убыточности предприятий ЖКХ и неэффективного управления.

Ключевые слова: Инновационное развитие; инвестиционные программы; жилищнокоммунальное хозяйство; реформа.

Идентификационный номер статьи в журнале 07ЕРТА613

Savotina Svetlana Vladimirovna

Financial Technological Academy Russia, Korolev Graduate student E-Mail: [email protected]

A reformation of housing and communal services in the development of innovative concepts and calling on investments

Abstract: Housing and municipal sphere of Russia is a diversified complex, which includes all social and economic issues of city support and other populated areas. It involves interdependent but at the same time quite autonomous companies and organizations of social and productive spheres, whose activities are directly or indirectly related on the needs of the population in housing and utilities. However, in recent decades, the economic situation in this sector requires radical changes due to an outdated material-technical base, loss of utilities and mismanagement.

Keywords: Innovative development; investment programs; housing and communal services; reformation.

Identification number of article 07EFTA613

На сегодняшний день рыночные преобразования в области ЖКХ необходимы и присущи России. Это связано с развитием науки, применением новых передовых технологий и с развитием общества в целом, которое диктует новые отношения к человеку, как к основному потребителю услуг ЖКХ, и как субъекту, воздействующему на окружающий мир.

Обосновывая необходимость осуществления экономических преобразований в ЖКХ, ученые и специалисты сталкиваются с глубоко социальной спецификой хозяйствования формирующихся в этой сфере производственных отношений. И действительно, все мы, помимо того, что где-то учимся или работаем, в том числе на предприятиях городского хозяйства, являемся еще и жителями, на которых в том числе ложится бремя преобразований в сложной многопрофильной отрасли жизнеобеспечения.

В то же время в основе реформы ЖКХ лежат вполне нормальные экономические принципы, без которых невозможно функционирование хозяйствующих субъектов на рынке обслуживания потребителей:

• наличие условий формирования рынка производителей услуг ЖКХ и их хозяйственная самостоятельность, на базе частных экономических интересов;

• создание механизмов, обеспечивающих взаимную ответственность субъектов договорных отношений в сфере производства и потребления услуг ЖКХ за качественное и надежное обслуживание;

• платность услуг;

• и что особенно важно - социальная защита низкодоходных категорий населения путем предоставления им компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг - как одна из существенных форм участия государства в реализации реформы ЖКХ.

Поэтому одним из основных приоритетов правительства в экономических преобразованиях сегодняшней России является реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

Несмотря на происходящие изменения в нынешней экономике, не стоит преуменьшать роль государства в области ЖКХ, а именно в области регулирования тарифов [1]. Роль органов местного самоуправления является одной из ключевых в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Долгое время местное самоуправление являлось и продолжает оставаться тем звеном, которое при рассмотрении и утверждении тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг учитывало, с одной стороны, платежеспособность населения, а с другой - необходимость предприятий жилищно-коммунального комплекса в модернизации, на что необходимы финансовые средства. Таким образом, можно сказать, что органы местного самоуправления являются инструментом достижения баланса интересов населения и предприятий жилищно-коммунального комплекса, потребителей и поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Именно органы местного самоуправления оценивают степень доступности жилищно-коммунальных услуг для потребителей.

Коммунальное обслуживание, безусловно, составляет основу для финансовохозяйственной деятельности предприятий, создания условий для разработки и внедрения инноваций. Коммунальные факторы производства для многих предприятий являются незаменимыми и решающими не только в инновационной и в основной хозяйственной деятельности. Недостатки коммунального обслуживания, которые сегодня имеют место в обеспечении производственной деятельности предприятий, приводят к простоям, браку продукции, поломке оборудования, а в конечном итоге к потере клиентов, сокращению доходов и прибыли, отсутствию условий для инновационной деятельности.

В связи с этим, главной задачей коммунальной сферы является поиск путей обновления основных фондов, повышение эффективности их использования с целью обеспечения ресурсосбережения и рентабельной деятельности. Устаревшая, ветхая материально-техническая база и инфраструктура коммунального обслуживания требуют инноваций и модернизации.

Новые подходы к воспроизводству основных фондов, управлению финансовыми ресурсами и затратами позволяет повысить эффективность управления этим мультиплицирующим сектором экономики и обеспечить условия формирования среды инновационной деятельности и предпринимательства [4]. Важным аспектом инноваций в данной сфере экономики является государственная поддержка инновационной деятельности, в первую очередь бюджетное финансирование, налоговые льготы, создание инновационных фондов и др. Однако, наряду с финансовыми аспектами развития инновационной деятельности, немаловажным фактором инновационного развития является благоприятная инновационная среда и инфраструктура.

Эффективность управления коммунальным обслуживанием возможна только в условиях изменения приоритетов управления [11]. Современное управление коммунальным обслуживанием осуществляется с целью получения сверхдоходов. В условиях цивилизованного рынка коммунального обслуживания получение доходов управляющих компаний должно базироваться на основе качественного удовлетворения потребностей клиентов - обслуживаемых предприятий, за счет эффективного инвестирования, сбалансированности денежных потоков, внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий, повышения качества обслуживания. Современное профессиональное управление коммунальным обслуживанием в связи с этим должно создать условия экономии затрат за счет снижения звенности в продвижении услуг, привлечения в коммунальный сектор частных инвесторов и оптимального распределения ресурсов. На сегодняшний день инвестиции в область ЖКХ необходимы и нужны, т.к. они могут дать толчок в развитии и расширении предприятий данного сектора экономики, а также они в большой степени будут способствовать внедрению и развитию инноваций [3]. Для этого необходима разработка инвестиционных программ. Инвестиционная программа организации жилищнокоммунального комплекса - это программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для предоставления коммунальных услуг, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры [3]. Данная программа определяется органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса, срок её реализации устанавливается на определенный период.

Рассмотрим основные пункты составления инвестиционной программы на примере крупного подмосковного предприятия ЖКХ ОАО «Водоканал» г. Королев МО. Инвестиционная программа организации разработана на основании Программы развития системы водоснабжения и водоотведения по г. Королеву на 2007-2015 годы.

Мероприятия инвестиционной программы по водоснабжению и водоотведению сгруппированы в 2 инвестиционных проекта. В первый проект включены мероприятия, направленные на повышение качества товаров и услуг организации коммунального комплекса, улучшение экологической ситуации. Во второй проект включены мероприятия по подключению строящихся (реконструируемых) объектов к сетям инженерной инфраструктуры.

Срок реализации Программы составляет 3 года - 2013-2015 годы. Все мероприятия инвестиционной программы планируется выполнять подрядным способом.

Сводная смета затрат инвестиционной программы представлена в табл. 1. Стоимость затрат на мероприятия инвестиционной программы рассчитана в ценах по состоянию на декабрь 2012г. с учетом коэффициентов-дефляторов к стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта на 2013-2014гг. для Московской области. Стоимость затрат не учитывает фактический процент сбора платежей за оказанные коммунальные услуги. Стоимость затрат представлена с учетом НДС.

Таблица 1

Сводная смета затрат инвестиционной программы

Наименование мероприятия Объем финансирования (тыс.руб.)

2013г. 2014г. 2015г. Итого

Водоснабжение, в т.ч. 107479,661 341153,270 432276,672 881179,603

Инвестиционный проект по повышению качества товаров и услуг, улучшению экологической ситуации 41678,199 57488,733 116123,118 215290,050

Инвестиционный проект по подключению строящихся (реконструируемых) объектов 66071,462 283664,537 316153,554 665889,553

Водоотведение, в т.ч. 137485,163 227184,823 235870,846 600540,832

Инвестиционный проект по повышению качества товаров и услуг, улучшению экологической ситуации 10053,297 12807,164 19074,199 41934,660

Инвестиционный проект по подключению строящихся (реконструируемых) объектов 127431,866 214377,659 216796,647 558606,172

Итого: 245234,824 568338,093 668147,518 1481720,435

Проводимая в предыдущие годы тарифная политика не обеспечивала реальных финансовых потребностей Организации в модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению затрат, при этом, безусловно, никакой речи об инновационном развитии данного сектора вестись не могло.

Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры их минимальным потребностям. Это явилось основной причиной высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры на сегодняшний момент и, как следствие, достаточно высоких удельных затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг.

Ценовую политику ОАО «Водоканал» следует разрабатывать на основе комбинации двух методов: метода полных издержек и метода рентабельности инвестиций, что позволит не только покрыть все затраты на производство, но и обеспечить за счет надбавки к себестоимости производимой продукции рентабельность не ниже стоимости привлеченных средств. Применение метода рентабельности инвестиций также дает возможность учитывать плотность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации продукции.

Объемы и источники финансирования инвестиционной программы. Источниками финансирования инвестиционной программы являются инвестиционная надбавка к тарифу, средства Организации (амортизационные отчисления), прочие средства (кредиты, финансовая

поддержка за счет бюджетных средств, средства инвесторов), плата за подключение к сетям инженерной инфраструктуры.

Объем финансовых средств, необходимый для реализации мероприятий

инвестиционной программы по годам реализации с разбивкой по источникам финансирования представлен в табл. 2 и 3. Объем финансирования представлен в ценах по состоянию на декабрь 2012 г. с учетом коэффициентов-дефляторов к стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта на 2013 - 2014 гг. для Московской области.

Таблица 2

Объем финансирования инвестиционной программы (водоснабжение)

Источники капитальных вложений Объем финансирования (тыс. руб.)

2013 год 2014 год 2015 год Итого

Надбавка к тарифу 13536,000 13806,659 13823,759 41166,418

Собственные средства 2115,217 4000,000 2100,000 8215,217

Прочие средства 26026,982 39682,074 100199,359 165908,415

Плата за подключение 66071,462 283664,537 316153,554 665889,553

Итого: 107749,661 341153,270 432276,672 881179,603

Таблица 3

Объем финансирования инвестиционной программы (водоотведение)

Источники капитальных вложений Объем финансирования (тыс. руб.)

2010 год 2011 год 2012 год Итого

Надбавка к тарифу 5040,000 5287,995 6069,574 16397,569

Собственные средства 1500,000 2045,536 2416,328 3916,328

Прочие средства 3513,297 7519,169 10588,297 21620,763

Плата за подключение 127431,866 214377,659 216796,647 558606,172

Итого: 137485,163 227184,823 235870,846 600540,832

Как и любая система, связанная с инвестициями, инвестиционная программа содержит потенциальные риски [2]. К обстоятельствам, обусловливающим возникновение рисков, можно отнести:

1. реализация инвест программы не в полном объеме (большие расхождения с изначальным планом).

2. несоблюдение и задержка сроков реализации программы.

3. пожалуй, одно из главных - недостаточное финансирование.

4. невостребованность или недостаточное использование вновь введенных

производственных мощностей.

Однако, выходом из данной ситуации может послужить страхование рисков, которое существует в любой отрасли, и может послужить хорошим инструментом в том числе и для привлечения инвесторов [2]. Очевидно, что частный инвестор придет лишь в организацию, не обремененную долгами и имеющую потенциал для дальнейшего развития и внедрения инноваций. Именно для движения в сторону развития в инновационной концепии необходимо страхование рисков и разработка инвестиционных программ [2].

Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что нынешнее состояние жилищнокоммунального хозяйства нашей страны, безусловно, требует внедрения новшеств и

модернизации не только материально-технической базы, но и в сфере управления данным сектором экономики. В нынешних экономических условиях особое значение стало придаваться обеспечению баланса интересов предприятий-поставщиков коммунальных услуг и потребителей данных услуг, то есть населения. Реформирование жилищно-коммунального комплекса, осуществляемое в настоящее время, затрагивает интересы и населения, и предприятий жилищно-коммунального комплекса, и должно осуществляться под пристальным контролем органов местного самоуправления. Предприятия вынуждены экономически обосновывать собственные затраты, а соответственно, и тарифы на жилищнокоммунальные услуги.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2010.

2. Веселовский М.Я. Страховой сервис. - учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 100103 "Социально-культурный сервис и туризм" - АЛЬФА-М: ИНФРА-М. -М.:2007, 18 страниц.

3. Капитоненко В.В. Инвестиции и хеджирование: Учебно-практ. пособие для вузов. - М.: ПРИОР, 2001.

4. Масленникова Н. П. Управление инновационной деятельностью - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

5. Микин Е.В., Бобылева А.3. Финансовое оздоровление фирмы: Теория и практика: Учеб. пособие. — М.: Дело, 2003.

6. Прыхина Л.Б. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

7. Черняк В. З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика: учебное пособие / В. З. Черняк. - М.: КНОРУС, 2007.

8. Шапкин А. С. Экономические и финансовые риски. - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2006

9. Шеремет А.Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. -2008.

10. Шупяк ПН. Финансы предприятия: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К0, 2004.

11. Веселовский М.Я., Савотина С.В. Бенчмаркинг в ЖКХ. Материалы международной научно-практической конференции «Экономическая политика: на пути к новой парадигме». Пятнадцатые Друкеровские чтения. Том 2. -М.: Издательство «Доброе слово», 2013. -С. 223-228.

Рецензент: М.Я. Веселовский, д.э.н., профессор, зав. кафедрой управления ГБОУ ВПО Московской области «Финансово-технологическая академия»

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bogatko A.N. Osnovy jekonomicheskogo analiza hozjajstvujushhego sub#ekta. - M.: Finansy i statistika, 2010.

Veselovskij M.Ja. Strahovoj servis. - uchebnoe posobie dlja studentov, obuchajushhihsja po special'nosti 100103 "Social'no-kul'turnyj servis i turizm" -AL''FA-M: INFRA-M. -M.:2007, 18 stranic.

Kapitonenko V.V. Investicii i hedzhirovanie: Uchebno-prakt. posobie dlja vuzov. -M.: PRIOR, 2001.

Maslennikova N. P. Upravlenie innovacionnoj dejatel'nost'ju - M.: Vysshee obrazovanie, Jurajt-Izdat, 2009.

Mikin E.V., Bobyleva A.3. Finansovoe ozdorovlenie firmy: Teorija i praktika: Ucheb. posobie. — M.: Delo, 2003.

Pryhina L.B. Jekonomicheskij analiz predprijatija: Uchebnik dlja vuzov. - M.: JuNITI-DANA, 2000.

Chernjak V. Z. Zhilishhno-kommunal'noe hozjajstvo: razvitie, upravlenie,

jekonomika: uchebnoe posobie / V. Z. Chernjak. - M.: KNORUS, 2007.

Shapkin A. S. Jekonomicheskie i finansovye riski. - M.: Izdatel'skij dom «Dashkov i K», 2006

Sheremet A.D., Negashev E. V. Metodika finansovogo analiza dejatel'nosti kommercheskih organizacij. - 2-e izd. pererab. i dop. - M.: INFRA-M, 2008. - 2008.

Shupjak PN. Finansy predprijatija: Uchebnik. — 5-e izd., pererab. i dop. — M.: Dashkov i K0, 2004.

Veselovskij M.Ja., Savotina S.V. Benchmarking v ZhKH. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Jekonomicheskaja politika: na puti k novoj paradigme». Pjatnadcatye Drukerovskie chtenija. Tom 2. -M.: Izdatel'stvo «Dobroe slovo», 2013. -S. 223-228.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.