Научная статья на тему 'Реформирование высшей школы современной России как реализация потребностей глобализации'

Реформирование высшей школы современной России как реализация потребностей глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ФАКТОРЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малинский Игорь Герикович

В статье рассматриваются проблемы структурных преобразований высшего образования в нашей стране в контексте мировых глобализационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реформирование высшей школы современной России как реализация потребностей глобализации»

И.Г. Малинский. Реформирование высшей школы современной России

социология

удк 378 (470+571)

реформирование высшей школы современной россии как реализация потребностей глобализации

И.Г. Малинский

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

в статье рассматриваются проблемы структурных преобразований высшего образования в нашей стране в контексте мировых глобализационных процессов. Ключевые слова: глобализация, высшая школа, модернизация, интеграция, Болонский процесс, факторы глобализации.

Higher Education Reformation in Modern Russia as a Means of Globalization Needs Realization

I.G. Malinsky

The article deals with the problems of structural of higher education in the this country in the context of world globalization processes.

Key words: globalization, higher education, modernization, integration Bologne process, globalization factors.

Глобализация представляет собой объективный, охватывающий все страны мира и все сферы жизнедеятельности отдельных государств процесс все возрастающего воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах, все более усиливающего влияния и воздействия общечеловеческих, мировых процессов на судьбы отдельных стран и народов, а также всего человечества в целом.

Возникли глобальные проблемы человечества, которые можно классифицировать следующим образом:

- социально-политические проблемы (предотвращение ядерной катастрофы, всеобщее разоружение, упрочнение системы всеобщей безопасности и др.);

- социально-экономические проблемы (преодоление нищеты и бедности, обеспечение возрастающей эффективности производства, поиск путей решения энергетического, сырьевого, продовольственного и др. кризиса);

- социально-экологические процессы (рациональное использование природной среды, сохранение равновесия между человеком и природой, сбережение растительного и животного мира и т.п.);

- гуманитарные проблемы (оптимизация демографической ситуации, ликвидация голода, эпидемий, алкоголизма, наркомании, соблюдение прав и свобод граждан и т.д.). Разрешение этих и других проблем требует совместных усилий всех стран и народов1.

Естественно, что, охватывая все сферы жизни национальных государств, глобализация не может оставаться в стороне от такой области человеческой жизни, как система образования, которая давно стала одной из ведущих сторон жизнедеятельности общества. Заметим при этом, что, несмотря на всю актуальность проблемы, работ об образовании в контексте глобальных проблем не так уж и много2.

© И.Г. Малинский, 2010

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 3

Остановимся на некоторых аспектах взаимосвязи и взаимовлияния проблем глобализации и высшего образования в современной России.

Как известно самым мощным факторов глобализации является экономический, проявляющийся во многих своих качествах. Образование выступает одной из ведущих отраслей экономики. В самом деле, в экономике России функционирует около 70 тысяч государственных общеобразовательных школ, более 10 тысяч средних специальных учреждений и училищ, сотни вузов, в которых обучалось более 26 млн человек и занято 6 млн работников. Высшая школа сосредоточила в себе значительные трудовые, материальные и финансовые структуры и по численности занятых находится на уровне трудоемких отраслей промышленности, причем по удельному весу квалифицированных работников превосходит любую отрасль материального производства3.

В 90-е гг. прошлого столетия, в первое десятилетие XXI в. система высшего образования в стране, как экономика и общество в целом, переживала не лучшие времена, усугубившиеся мировым кризисом 2008-2009 гг., последствия которого не преодолены до сих пор.

В современных условиях высшая школа должна стать генератором новых идей и технологий и обеспечить формирование высокообразованного человеческого ресурса, необходимого для развития новых направлений науки, образования и бизнеса. Высшее профессиональное образование становится решающим фактором различия между динамично развивающейся экономикой и экономикой, остающейся на обочине прогресса. Модернизация высшего образования должна быть частью более широкой программы реформирования российской экономики.

Движущей силой современной мировой экономики являются знания в форме идей, современных технологий и инноваций. Высшее образование играет важную роль для приспособления к этим радикальным изменениям. Создание федеральных и научных исследовательских университетов в нашей стране открывает новую страницу в воздействии высшей школы на преобразование отечественной экономики.

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, став в 2010 г. научным исследовательским университетом, нацелен на решение важнейших задач, способствующих развитию не только самого вуза, но и экономики региона. Качество об разования сегодня становится важнейшей характеристикой, определяющей конкурентоспособность учреждений и национальных систем образования. Должны быть созданы и реализованы образовательные программы,

востребованные работодателями и обществом в целом. Это возможно лишь на основе создания инновационных образовательных программ4.

Воздействие глобализации на высшее образование проявляется и в изменении роли высшей школы в преобразовании социальной структуры общества, в совершенствовании политических отношений, в расширении социокультурного воздействия на молодое поколение.

Нельзя особо не сказать о Болонском процессе как важнейшем проявлении глобализации в сфере высшего образования. В нашей стране созданы государственные образовательные стандарты, нацеленные на двухуровневую систему подготовки в высшей школе, идет активное освоение всех элементов этого сложного процесса. В этом же направлении двигается и Саратовский госуниверситет.

Вместе с тем нельзя игнорировать имеющиеся в обществе оценки проводимых мероприятий. На уровне высших государственных органов Российской Федерации, различных вузов страны, преподавателей и студентов порой раздаются голоса, что нельзя слепо следовать в фарватере Болонского процесса. Это может привести к потере многих лучших отечественных традиций в сфере образования и воспитания и подрыву позиций России на мировом рынке образовательных услуг5.

Другими словами, глобализационные процессы в области высшей школы весьма многообразны, сложны и неоднозначны и требуют пристального внимания к себе, учета всех факторов, обстоятельств и условий их реализации.

Примечания

1 См. об этом подробнее: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990; Лейбин В.М. Глобальная проблематика: научные исследования и дискуссии. М., 1991; Моисеев Н.Н. Человек и неосфера. М., 1990; Иванов Д.В. Эволюция концепции глобализации // Телескоп. 2002. № 4;ХаликовМ.С. Исторические корни глобализации // Глобализация и социальные изменения в современной России: Тез. докл. и выступл. Всерос. со-циол. конгресса. 3-5 октября 2006 г., Москва. М., 2006. Т. 11.

2 См. в частности: Глобализация и образование. Болон-ский процесс (материалы к круглому столу). М., 2004; Добренькое В.И. Глобализация и Россия. Социологический анализ. М., 2006.

3 См.: Социальная статистика. М., 1997. С. 302.

4 См.: Инновационная образовательная программа Саратовского государственного университета: итоги и перспективы: Сб. науч. тр. Саратов, 2009.

5 См.: Добренькое В.И. Указ. соч. С. 382.

Научный отдел

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.