Научная статья на тему 'Реформирование системы управления северокавказскими казачьими войсками в xix веке'

Реформирование системы управления северокавказскими казачьими войсками в xix веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ВОЙСКО / РЕФОРМИРОВАНИЕ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / АТАМАН / САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОСЛОВИЕ / COSSACKS / STATE / MANAGEMENT / ARMY / REFORM / NORTH CAUCASUS / CHIEFTAIN / SELF-GOVERNMENT / ESTATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Варивода Наталья Владимировна, Муратова Елена Георгиевна

В статье исследуются правительственные меры, направленные на изменение системы управления казачьими войсками на Северном Кавказе. Показано, как в ходе этих преобразований происходит процесс превращения казачества в особое военно-служилое сословие с полным подчинением государственной власти, жестко регламентировавшей все стороны его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming the system of management of the Cossack troops of the North Caucasus in the XIX century

The article investigates government measures aimed at changing the management system of Cossack troops in the North Caucasus. It is shown how in the course of these transformations there is a process of transformation of the Cossacks into a special military-service class with full subordination to the state power, strictly regulating all aspects of his life.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы управления северокавказскими казачьими войсками в xix веке»

Н.В. ВАРИВОДА научный сотрудник Института гуманитарных исследований - филиала ФГБНУ «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр РАН», старший преподаватель кафедры истории России ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет» им. Х.М. Бербекова*

Е.Г. МУРАТОВА доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой истории России ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет» им. Х.М. Бербекова**

Реформирование системы управления северокавказскими казачьими войсками в XIX веке1

В статье исследуются правительственные меры, направленные на изменение системы управления казачьими войсками на Северном Кавказе. Показано, как в ходе этих преобразований происходит процесс превращения казачества в особое военно-служилое сословие с полным подчинением государственной власти, жестко регламентировавшей все стороны его жизни.

Ключевые слова: казачество, государство, управление, войско, реформирование, Северный Кавказ, атаман, самоуправление, сословие.

Varivoda N.V., Muratova E.G. Reforming the system of management of the Cossack troops of the North Caucasus in the XIX century. The

article investigates government measures aimed at changing the management system of Cossack troops in the North Caucasus. It is shown how in the course of these transformations there is a process of transformation of the Cossacks into a special military-service class with full subordination to the state power, strictly regulating all aspects of his life.

Keywords: cossacks, state, management, army, reform, the North Caucasus, chieftain, self-government, estate.

* Варивода Наталья Владимировна, e-mail: variks1@yandex.ru

** Муратова Елена Георгиевна, e-mail: lena_gm@mail.ru 1 Работа подготовлена в рамках проекта «Социально-гуманитарные аспекты устойчивого развития и обеспечения стратегического прорыва России» по программе фундаментальных исследований Президиума РАН «Культурно-сложные общества: понимание и управление».

Взаимодействие Российского государства с казачеством всегда представляло собой сложный и противоречивый комплекс отношений. На всех этапах исторического развития государство, руководствуясь собственными интересами, проводило целенаправленную социально-экономическую политику, превратившую казачий субэтнос в военно-служилое сословие. В документах XIX в. казаки определенно именуются войсковым (военным, казачьим) сословием. Государственное регулирование коснулось не только сословности, но и административного управления казачьими войсками.

Расширение военных действий на Кавказе в первой половине XIX в. потребовало от российской военной администрации определенной реорганизации в области управления казачьими войсками. Военные операции против горцев требовали безусловной централизации власти, оперативного решения стоящих перед командованием задач.

Генерал А.П. Ермолов решил «покончить с отжившими, по его мнению, учреждениями беспорядочного самоуправления» у гребенских казаков. Он вызвал к себе «лучших людей из старо-гребенской семьи» и смог убедить их в необходимости реформирования управления казачьего войска1. В 1819 г. он окончательно упразднил выборность как институт самоуправления и придал Терскому войску полковую организацию. Командирами войск и линейных полков были назначены офицеры регулярной кавалерии. За ними закреплялось право заменять и выборных станичных атаманов, и ответственных станичных начальников2. Таким образом, существовавшим до этого принципам самоуправления был нанесен сильный удар.

В 1820 г. были изданы «Постановления для Гребенского казачьего войска, которыми станичные начальники и сотенные командиры во всякое время должны руководствоваться»3. Помимо служебных обязанностей, в этом документе говорилось и о брачных отношениях в среде казаков. При заключении брака необходимо было получить разрешение начальника станицы, уведомлялся об этом и командир

1 Голованова С.А. Казачество Терека и Кубани: этнополитические и культурно-исторические особенности становления и эволюции: Вторая половина XVI - конец XIX в.: Дисс. ... д-ра ист. наук. Армавир, 200б, с. 198.

2 Омельченко И.Л. Терское казачество. Владикавказ, 1991, с.78.

3 Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. Ростов-н/Д., 2001, с. 86.

войска. То есть регламентации подвергалась не только общественная, но и личная жизнь казаков.

В 1824 г. А.П. Ермолов предлагал соединить все поселенные на Кавказской линии казачьи войска в одно целое под названием Кавказского линейного войска, учредив для управления должность войскового атамана и войсковую организацию. Но реализовать замыслы А.П. Ермолова удалось только в 1832 г. Казачьи войска, в отличие от регулярной армии, были совершенно не связаны между собой и управлялись войсковыми начальниками по своему усмотрению. Эти недостатки вынудили царское правительство свести все северокавказские казачьи войска в единое войско, получившее название Кавказского линейного казачьего войска. Высочайшим приказом от 25 июня 1832 г. Терско-Семейное, Гре-бенское и Терско-Кизлярское войска были преобразованы в полки и получили название Терского, Гребенского и Киз-лярского полков. Помимо этих полков в состав Линейного войска вошли: Кавказский, Кубанский, Хоперский, Волжский, Ставропольский, Горский и Моздокский полки. Когда были сформированы Владикавказские и Сунженские казачьи полки, их также включили в состав Линейного войска.

Общее управление военными подразделениями возлагалось на назначаемого наказного атамана, в обязанности которого входило: готовить казаков к службе, следить за их военной подготовкой и осуществлять гражданское управление.

В 1835 г. казачьи формирования были отнесены к департаменту военных поселений с введением специального отделения иррегулярных войск. В период с 1836 по 1840 гг.

управление казаками окончательно было подчинено воен-

1

ному министерству .

14 февраля 1845 г. было издано «Положение о Кавказском линейном войске», определившее его военное и гражданское устройство2. В гражданском отношении оно отделялось от Кавказской области и получало свое внутреннее управление с высшими и низшими учреждениями, а по военной части всем войсковым единицам была определена единообразная организация с равным распределением населения. Это привело к тому, что, например, Гребенской полк соста-

1 Голованова С.А. Указ. соч., с. 75.

2 Гальцев В.С. Из истории колонизации Северного Кавказа // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. XIX. Орджоникидзе, 1957, с. 105-106.

вили станицы: Калиновская, населенная моздокскими казаками; Николаевская, состоящая из переселенцев-малороссов и отставных солдат; Шелковская, где большая часть жителей являлась приписанными к казакам грузинами. Гребенские же станицы Старогладковская и Курдюковская были переданы в состав Кизлярского полка. То есть в данный период правительство не обращало уже никакого внимания на этнические различия казачьих групп, осуществляя перекройку административных границ. Постоянное переподчинение военно-административных единиц являлось своеобразной профилакти-

1

кой против казачьего сепаратизма .

Поместное военное устройство составляло основу организации войска. Каждый полк образовывал свой территориальный округ, а станицы в округе делились на сотни. Полки были распределены на бригады, счет которых шел от Кубани к Тереку. Все полки должны были находиться в постоянной боевой готовности. В станичном управлении утверждалась строгая система единоначалия. Станичный атаман назначался из числа офицеров, в помощь ему избиралось станичное правление и два члена суда сроком на три года. Кроме денежного вознаграждения и права пользования земельными наделами казаки избавлялись от податей, поставок рекрутов и сборов на содержание полиции, наделялись правом беспошлинного пользования солью, замены свободной продажи вина суммой, выручаемой с питейных сборов, получаемых в Войсковую казну, вознаграждения за Ессен-тукские минеральные воды, а также свободной беспошлинной рыбной ловлей на море и по рекам2. Эти льготы и преимущества, на наш взгляд, были результатом определенной тактики самодержавно-крепостнического государства, усматривавшего в ней гибкий рычаг управления.

По «Положению» казак со дня своего рождения и до глубокой старости находился под неусыпным надзором местного начальства и воспитывался в духе преданности царю, престолу, Отечеству. На 20-м году юноши зачислялись в казаки, на 21-м приступали к прохождению действительной службы, срок которой был неограничен и продолжался до

1 Великая Н.Н. Указ. соч., с. 87.

2 Центральный государственный архив Республики Северная Осетия -Алания (далее - ЦГА РСО - Алания), ф. 2., оп. 1., д. 134., л. 95.

глубокой старости1. Как отмечает И.Л. Омельченко, «после издания «Положения» 1845 г. доступ в казачье сословие практически был закрыт. В войсковое сословие принимались только такие лица, которые могли принести «пользу» станичным обществам. «Для них устанавливалась целая система бюрократических перегородок, связанных с предоставлением различных документов и рекомендательных аттестаций»2. Однако такое утверждение представляется нам слишком категоричным, если учесть, что в это время еще шли военные действия. Да и в пореформенный период продолжалась приписка в казачье сословие, хотя в значительно меньших размерах, чем в период войны. Так, Н.Н. Великая отмечает, что в начале 70-х гг. XIX в. терское казачество увеличилось на 248 душ «из-за естественного

- 3

прироста и из-за зачисления в войско из других сословий» .

Увеличение населения происходило в основном за счет переселенцев-крестьян, волжских, донских и малороссийских казаков. Естественный же прирост казачьего населения был низок. Так, в Кавказском линейном войске за 10 лет с 1840 по 1849 гг. за счет естественного прироста население увеличилось только на 1%4. Столь малый прирост населения объясняется в первую очередь чрезвычайно высокой смертностью детей в возрасте до 5 лет. Немалую роль играла и высокая смертность взрослых казаков, которые гибли на полях сражений во всех войнах России. Среди причин высокой смертности в казачьих станицах и неблагоприятные физико-географические условия местности проживания, способствующие распространению лихорадок.

Однако нельзя не назвать и другую причину, не менее важную - это низкий уровень материальной жизни казаков, которые целиком и полностью зависели от царского жалованья (далеко не всегда регулярно выплачивавшегося), а дополнительные источники существования, которые были связаны с хозяйственной деятельностью, ввиду постоянной занятости казаков на службе не могли обеспечить им прожиточный минимум. И только во второй половине XIX в. создаются реальные условия для изменения существующего положения, которые предоставляли казакам большие

1 Бурда Э.В. Очерки о терском казачестве. Нальчик, 2002, с. 63.

2 Омельченко И.Л. Указ. соч., с. 275-276.

3 Великая Н.Н. Указ. соч., с.68.

4 Кабузан В.М. Население Северного Кавказа в XIX-XX вв. СПб.,1996, с. 68.

возможности для занятий хлебопашеством, скотоводством и другими промыслами1. Еще в ноябре 1865 г. Александр II, выступая перед членами Главного комитета, готовящими проект законов о казачьем войске, сказал: «Нынешние положения о казачьих войсках устарели и во многом требуют пересмотра. Я желаю, чтобы казачьи войска, оказавшие столько незабвенных услуг Отечеству, сохранили и на будущее свое воинское назначение, твердо надеюсь, что казаки и впредь, когда понадобится, выкажут себя такими же молодцами, какими были всегда. Но я вместе с тем желаю, чтобы в устройстве казачьих войск военное их назначение было сколь возможно согласовано с выгодами гражданского быта и хозяйственного благоустройства. Казачье население, отбывая по-прежнему свою воинскую обязанность, может и должно в то же время пользоваться общими для всех частей империи благами гражданского благоустройства»2.

В качестве примера властных инициатив в данном направлении можно привести Положение о прохождении казачьей службы от 3 июля 1882 г., в котором оговаривалось сокращение служебных сроков, что создавало благоприятные условия для хозяйственной деятельности станичного большинства и являлось той материальной основой, которая существенно повлияла на численный рост казачьего населения3.

В 1860 г. Кавказская линия была разделена на Кубанскую и Терскую области. Управление в этих областях передавалось областным начальникам, которые были одновременно и командующими войсками. Для выделения казачьей организации областей соединения казаков в 1861 г. получили наименование Кубанского и Терского казачьих войск4.

Военно-административное устройство войск и позднее претерпевало изменения. Так, указом 1888 г. административное и полицейское управление Терской области и Терского казачьего войска, а также и военный состав передавались в ведение войскового наказного атамана Кавказских

1 Россия и народы Северного Кавказа в XVI - середине XIX века: социокультурная дистанция и движение к государственно-политическому единству / Под ред. К.Ф. Дзамихова. Нальчик, 2018, с. 168.

2 Голованова С.А. Указ. соч., с. 90.

3 Омельченко И.Л. Указ. соч., с. 127-128.

4 ЦГА РСО-Алания, ф.13., оп. 1, д. 33., л. 12.

казачьих войск и командующего войсками Кавказского

1

военного округа .

К началу 90-х гг. XIX в. относится документ, в котором говорится, что «ввиду недостаточной численности войскового народонаселения в Терском войске... Военный Совет признал возможным поступиться войсковыми правами и. предложить хуторянам зачислиться в казачье сословие., но хуторяне отказались от предложенной им чести, потому что свое лучшее и более обеспеченное положение они не хотели променять на много худшее, которое терпеливо переносят терские казаки»2. Подобных примеров было немало3. Упоминание о тяжелом «положении» казаков свидетельствует о том, что вряд ли их следует считать привилегированным сословием, так как помимо военной службы казаки выполняли почтовую, подводную, дорожную, квартирную и другие повинности. Казаки за свой счет приобретали коня, холодное оружие, обмундирование. Кроме того, к этому времени станичные органы управления были поставлены под жесткий бюрократический контроль4.

Таким образом, в XIX в. завершается формирование казачества как военно-служилого сословия с четким законодательным оформлением его прав и обязанностей, территориально-административным и внутренним устройством и полным подчинением государственной власти. Образование единого Линейного войска и реорганизация в области управления казачьими войсками вели к сокращению демократизма в местном самоуправлении, а после издания «Положения о Кавказском линейном войске» в 1845 г. произошла окончательная ликвидация выборности должностных лиц в Войске и назначение командирами казачьих полков офицеров регулярной армии. Российское правительство планомерно превращает казачество в особое полупривилегированное военно-служилое сословие, одновременно предоставляя ему льготы и в то же время все более и более регламентируя внутреннюю жизнь казачьих войск.

1 Омельченко И.Л. Указ. соч., с. 124.

2 Отдел рукописных фондов СОИГСИ. Отдел истории, ф. 1., оп. 1, д. 55, л. 56-57.

3 ЦГА РСО-Алания, ф. 2, оп. 1, д. 9; ф. 3, оп. 1, д. 20; ф. 13., оп. 1, д. 9,38,78.

4 Статистические материалы для изучения современного станичного быта Терского казачьего войска / Сост. Н. Благовещенский. Тифлис, 1877, с. 39-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.