Научная статья на тему 'Реформирование системы уп равления социально-экономическим развитием на современном этапе. Целевой принцип'

Реформирование системы уп равления социально-экономическим развитием на современном этапе. Целевой принцип Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕЗОУРОВЕНЬ / ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТЫ / SOCIO-ECONOMIC SYSTEM / MESO-LEVEL / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / STRATEGY / PROGRAM-ORIENTED GOVERNANCE / PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агафонов Владимир Анатольевич

В настоящей статье рассматриваются основные направления реформирования системы управления развитием региональных социально-экономических систем, заключающиеся в широком внедрении принципов и методов стратегического управления. Предлагаются подходы к обеспечении широкого участия акторов социально-экономических процессов в обосновании и мониторинге стратегических решений на мезоуровне. Инструментом исследования являются принципы системного анализа осносных процедур стратегического управления на мезоуровне. Вновь создаваемая модель, которую мы можем охарактеризовать, как “целевое управление системами”, должна базироваться на принципах системного рассмотрения всех объектов управления. Важной функцией такой модели является постоянный анализ и интеграция целей и путей и механизмов развития всех подсистем, образующих рассматриваемую социально-экономическую систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORM OF THE SOCIALAND ECONOMIC DEVELOPMENTSYSTEM AT THE CURRENT STAGE. TARGET PRINCIPLE

his article reviews the main areas of reform of the regional socio-economic systems in the broad implementation of principles and methods of strategic management techniques.. Approaches have been proposed to ensure the broad participation of actors in socio-economic processes in the justification and monitoring of strategic decisions at the meso-level. The research tool is the principles of a systematic review of strategic management at the meso-level. The newly created model that we can describe as “targeted systems management” should be based on the principles of systemic review of all management facilities. An important function of this model is the continuous analysis and integration of the development goals of all sub-systems under consideration by the sociaty.

Текст научной работы на тему «Реформирование системы уп равления социально-экономическим развитием на современном этапе. Целевой принцип»

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ЦЕЛЕВОЙ ПРИНЦИП

REFORM OF THE SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT SYSTEM AT THE CURRENT STAGE. TARGET PRINCIPLE

DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-197-202

АГАФОНОВ Владимир Анатольевич

Ведущий научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт Российской академии наук (ЦЭМИ РАН), д.э.н. Vladimir A. AGAFONOV

Leading researcher, Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences (CEMI RAS), Doctor of Economic Sciences

В настоящей статье рассматриваются основные направления реформирования системы управления развитием региональных социально-экономических систем, заключающиеся в широком внедрении принципов и методов стратегического управления. Предлагаются подходы к обеспечению широкого участия акторов социально-экономических процессов в обосновании и мониторинге стратегических решений на мезоуровне. Инструментом исследования являются принципы системного анализа основных процедур стратегического управления на мезоуровне. Вновь создаваемая модель, которую мы можем охарактеризовать как «целевое управление системами», должна базироваться на принципах системного рассмотрения всех объектов управления. Важной функцией такой модели является постоянный анализ и интеграция целей и путей и механизмов развития всех подсистем, образующих рассматриваемую социально-экономическую систему.

This article reviews the main areas of reform of the regional socio-economic systems in the broad implementation of principles and methods of strategic management techniques.. Approaches have been proposed to ensure the broad participation of actors in socio-economic processes in the justification and monitoring of strategic decisions at the meso-level. The research tool is the principles of a systematic review

Аннотация

Abstract

of strategic management at the meso-level. The newly created model that we can describe as «targeted systems management» should be based on the principles of systemic review of all management facilities. An important function of this model is the continuous analysis and integration of the development goals of all sub-systems under consideration by the sociaty.

Социально-экономическая система, мезоуровень, проблемы социального и экономического развития, стратегия, программно-целевое управление, проекты.

Socio-economic system, meso-level, social and economic development, strategy, program-oriented governance, projects.

Неэффективность сложившейся за последние 20 лет государственной системы управления экономикой и необходимость ее глубокого реформирования к настоящему времени стала общепризнанным мнением и в научных кругах, и в обществе в целом. На уровне общественного восприятия понимание этого проявилось в ходе борьбы с COVID-19. Цель реформирования - обеспечение возможностей и стимулов к развитию общества в экономическом, социальном и экологическом аспектах. Основой реформирования должна стать смена существующей модели управления, представляющей собой смесь либеральной концепции, не всегда эффективных методов директивизма и макрорегулирования. Вновь создаваемая модель, которую мы можем охарактеризовать как «целевое управление системами», должна базироваться на принципах системного рассмотрения всех объектов управления. В совокупности эти принципы формулировались в работах [1] — [4]. Методология целевого и программно-целевого управления была глубоко рассмотрена еще в начале 80-х годов прошлого века, [2], [3]. Важной функцией такой модели является обеспечение возможностей участия субъектов, заинтересованных в разработке и реализации управленческих решений, принимаемых государственными органами, и оценки их общественной эффективности. Также объектами такой оценки должны быть решения, принимаемые частным бизнесом. Одной из важнейших составляющих такой системы является система стратегического управления. Основным требованием, предъявляемым к такой системе, является обеспечение возможности эффективной реализации процедур разработки и реализации стратегии развития социально-экономической системы (СЭС), являющейся объектом анализа и управления.

Важнейшее понятие развития СЭС любого уровня является многоаспектным и может рассматриваться с позиций различных заинтересованных членов социума. Например, для многих экономистов смысл развития заключается в ускорении экономического роста, который, с одной стороны, обусловлен, а с другой стороны, влечет за собой прочие социальные, экологические и технологические изменения. С точки зрения бизнес-сообщества, экономическое развитие в первую очередь должно способствовать повышению конкурентоспособности и деловой активности, накоплению знаний в сфере управления повышения уровня развития персонала. Представители органов государственного управления, могут связывать развитие с повышением рейтинга региона, повышением его роли в общестрановых социально-экономических процессах, улучшении региональных целевых показателей,

Ключевые слова

Keywords

соответствующих приоритетам развития страны в целом, начиная от демографических показателей и заканчивая показателями голосования на парламентских и президентских выборах. Защитники окружающей среды представляют его как устойчивое развитие, гармонизирующее экологические, экономические и социальные системы. Представители общественных организаций и профсоюзов связывают экономическое развитие с повышением заработных плат, стипендий, пенсий и пособий, повышением уровня базового образования и качества подготовки кадров. Для руководителей и специалистов в сфере местного самоуправления экономическое развитие - это способ укрепления муниципальной экономики в целях сокращения бедности и неравенства, создание новых, более качественных рабочих мест, реализация социальных проектов и программ. Различия в понимании развития и наиболее актуальных его направлений различными субъектами целеполагания находит свое отражение в понимании и формулировках наиболее острых проблем. Таким образом, есть и объективные различия в «проблемополагании». Проблема как объект управления может рассматриваться, во-первых, как идентифицированное расхождение между существующими или прогнозируемыми и желательными характеристиками функционирования определенных подсистем и элементов СЭС, во-вторых, проблема может быть идентифицирована как общественно осознанная оценка недостижения ряда целей развития, приписываемых определенным подсистемам СЭС. Наличие проблем является препятствием на пути движения к желательному состоянию рассматриваемой СЭС в целом, то есть к достижению целей развития. Поэтому можно рассматривать развитие СЭС как совокупность процессов устранения (решения) проблем.

Современная социально-экономическая ситуация может быть охарактеризована как «проблемная». В СМИ и научных публикациях часто упоминается ряд проблем социального и экономического развития, которые носят хронический характер. Среди них - необходимость перехода от сырьевой к инновационно-технологической, постиндустриальной модели социально-экономического развития; низкая конкурентоспособность продукции предприятий перерабатывающей промышленности; недостаточный уровень экспорта товаров и услуг, в первую очередь АПК, туризма и рекреации, а также продукции перерабатывающей промышленности; низкая инновационная активность предприятий большинства секторов экономики; недостаточное развитие малого и среднего бизнеса; устаревание производственного аппарата и технологическое отставание в ряде отраслей; недостаточное качество человеческого потенциала и дефицит высококвалифицированных трудовых ресурсов; неудовлетворительный уровень компетентности работников органов управления всех уровней и, как следствие, низкая обоснованность и эффективность принимаемых и реализуемых управленческих решений; проблемы социального развития, в частности: рост противоречий между обществом и властью, рост взаимного отчуждения; низкая социальная и деловая активность населения, низкий уровень доходов населения и рост их дифференциации; неудовлетворительный уровень обеспечения важнейших социальных потребностей (здравоохранение, образование, социальная инфраструктура за пределами крупных городов, АПК, ЖКХ, судопроизводство и полиция, муниципальный транспорт и пр.).

Все перечисленные проблемы носят хронический характер, и их существование в значительной степени обусловлено существующей в стране «либеральной» моделью государственного регулирования социально-экономических процессов

развития при олигархо-бюрократической организации общества. С учетом сложившейся социально-экономической ситуации общие принципы государственного управления в нашей стране должны кардинально измениться. Система управления в целом характеризуется совокупностью правил и принципов принятия решений в сфере управления экономическими процессами, различными субъектами управления на разных уровнях хозяйствования, а также регламентом их взаимодействия между собой, а также между ними и объектами управления. Назрела необходимость их коренного реформирования на основе принципов системного анализа и управления социально-экономическими процессами. Вновь создаваемую модель можно охарактеризовать как целевое управление системами (ЦУС). Среди основных принципов формирования и функционирования модели ЦУС необходимо отметить следующие.

1. Важнейшим принципом принятия управленческих решений является целевой принцип, согласно которому в основе процессов управления социально-экономическими системами (СЭС) каждого уровня от федерального до муниципального и любой ведомственной принадлежности в основе принятия управленческих решений должен лежать анализ целей развития данной СЭС. Критерием эффективности принятия решений является максимизация результатов, характеризуемых улучшением принятых целевых показателей развития, формируемых измеряемых в пространстве приоритетных целей развития СЭС. Данный принцип осуществляется в форме значительного расширения сферы использования методологии и методики программно-целевого планирования.

2. Субъектами управления являются органы управления корпоративного, муниципального и регионального уровня, а объектами управления — хозяйствующие субъекты и реализуемые ими проекты. У различных субъектов целеполагания может быть разный взгляд на одну и ту же проблему. Например, на проблемы здравоохранение по-разному смотрят пациенты, поставщики ресурсов для здравоохранения, медицинские работники и чиновники. То же справедливо и для системы образования и т.д. С позиций обеспечения эффективного управления стратегией решения проблем субъекты реализации и субъекты управления реализацией стратегии должны быть интегрированы. Одним из важнейших условий такой интеграции является участие всех заинтересованных акторов во всех процессах принятия управленческих решений. То есть процесс управления развитием должен представлять собой единый процесс, объединяющий органы управления, хозяйствующие субъекты и общество. В частности, цели развития системы в целом и пути их достижения формулируются на основе взаимосогласования и интеграции частных целей. Тем самым реализуется принцип единства субъектов целеполагания и реализации стратегий достижения сформулированных целей.

Проблемы, факторы их воспроизводства, цели деятельности и проблемы развития проявляются в деятельности конкретных предприятий и условиях осуществления конкретных проектов. Следовательно, на этом же уровне должно осуществляться управление разработкой и реализацией стратегий развития.

3. Основным условием и задачей функционирования новой системы является обеспечение оптимального совмещения директивных форм управления и управления, базирующегося на использовании стимулирующих, мотивационных механизмов регулирования процессов развития на всех уровнях управления. Необходимо определение и в ряде случаев институциональное закрепление областей и видов

деятельности, где необходимо усиление государственного регулирования. В частности, здравоохранение, образование, стратегические отрасли экономики и виды деятельности (например, транспорт и связь, социальное обеспечение, фундаментальная наука и др.). Должно быть достигнуто рациональное соотношение между стратегическим видением национальных и региональных проблем на уровне органов госуправления и использование хозяйственной инициативы частного бизнеса и мотивации гражданского общества в разработке и реализации управленческих решений.

4. Каждый потенциальный объект управления, попавший в сферу внимания органов управления, должен анализироваться как система, то есть должны исследоваться все его системные атрибуты: структура в разрезе функциональных подсистем, цели их развития и системы в целом, проблемы развития и подходы к их решению, связи с внешней средой, формы управления и др.

5. На верхнем уровне структуризации исследуемой СЭС объективно выделяются региональные и отраслевые системы, образующие верхний слой мезоуровня. Каждая из них может быть декомпозирована дальше «вниз», образуя слои более низких уровней. Каждая из подсистем должна рассматриваться как система, обладающая собственными целями и органами управления. Следовательно, каждой из них может соответствовать своя частная стратегия развития. Таким образом, важнейший принцип ЦУС - это последующая их интеграция на более «высоком» уровне, а также координация их в процессе реализации.

6. Реальными объектами содержательного управления процессами разработки и реализации стратегических решений должны являться реализующие их конкретные целевые программы, проекты и мероприятия. Поэтому каждая исследуемая СЭС структурируется до уровня конкретных проектов и мероприятий, которые могут быть объектом стандартных процедур управления. Из этого следует, что содержательный анализ проблем развития и потенциальных направлений их решения осуществляется, во-первых, на мезоуровне, а во-вторых, со степенью детальности, позволяющей описывать управляющие действия в «привязке» к конкретным мероприятиям и проектам.

7. Принятие управленческих решений осуществляется «снизу вверх», когда первоначально разрабатываются варианты стратегий развития СЭС на мезоуровне регионов, муниципальных образований и отраслевых комплексов, а затем интегрируются на более высоком, федеральном, уровне национальных проектов и федеральных целевых программ, естественно, за основу берутся сформулированные на федеральном уровне приоритетные цели, проблемы и задачи национального развития.

8. Выработка стратегий и принятия решений органами государственного управления должна быть абсолютно прозрачна для всех акторов, участвующих в формулировании проблем, поскольку речь идет об общественном мониторинге использования бюджетных средств.

В заключение особо отметим, что с позиций системного подхода важнейшими факторами внедрения ЦУС являются внедрение в общественное сознание и хозяйственную практику положения, что обязательной составной частью системы управления является общественное обсуждение наиболее важных проблем социально-экономического развития, причин их воспроизводства и основных направлений решения. Реформирование системы управления - это в значительной степени

реформирование системы общественных ценностей и приоритетов развития. Одной из наиболее значимых должна быть ценность человеческого потенциала. Кроме этого, должно быть модифицировано отношение и восприятие категорий стабильности и изменчивости. Система управления и общественное мнение должны быть ориентированы на то, что мы начинаем жить в изменяющемся мире и адаптация и готовность к этим изменениям должна быть аналогична готовности к вирусным инфекциям.

Библиографический список

1. Клейнер Г.Б. Экономика, моделирование, математика. Избранные труды. - ЦЭMИ РАН, 2016.

2. Проблемы методологии комплексного социально-экономического планирования. Под ред. Н.П. Федо-ренко, Ю.Р. Лейбкинда, Е.З. Mайминаса - M.: «Наука», 1983.

3. Проблемы разработки и реализации комплексных программ. Под ред. Н.П. Федоренко, Ю.Р. Лейбкинда, Е.З. Mайминаса - M.: «Наука», 1984.

4. Агафонов В.А. Стратегический менеджмент. Mодели и процедуры. - M.: «Инфра-M», 2017.

References

1. Kleiner G.B. Economica, modelirovanie, matematica. Izbrannie trudi [Economics, modeling, mathematics. Selected works]. M.: CEMI RAN, 2016.

2. Problems of integrated socio-economic planning. Rare.N.P. Fedorenko, S.R. Leibkindu, E.Z. Maiminas - M: «Science», 1983.

3. Problems of formulation and realization of complex programs Rare.N.P. Fedorenko, S.R. Leibkindu, E.Z. Maiminas - M: «Science», 1984.

4. Agafonov V.A. Strategicheskiy menedgment. Modely i prtcedury [Strategic Management. Models and procedures]. M.: «Infra-M», 2017.

Контактная информация / Contact information

117418, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47, ЦЭМИ РАН.

CEMI RAS, 47, Nakhimovsky Prospect, 47, 117418, Moscow, Russia.

Агафонов Владимир Анатольевич I Vladimir A. Agafonov

+7 (499) 129-16-44, v-agafonov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.