Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ»

2.Аджиева А.Ю., Дикарева И.А. Некоторые подходы к аудиту финансовых результатов, Сборник статей: Новая наука: Теоретический и практический взгляд. Ответственный редактор Пилипчук И.Н. 2016 С. 241-244.

3.Аджиева А.Ю., Дикарева И.А. Необходимость внедрения системы внутреннего контроля на предприятие и пути совершенствование Сборник статей: Новая наука: Теоретический и практический взгляд. Ответственный редактор Пилипчук И.Н. 2016 С. 245-247.

4.Дикарева И.А., Баранников А.А. Комплексный дуаспективный анализ механизма функционирования российских фондовых бирж Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 96. С. 484-510.

5.Мисаков А.В., Аджиева А.Ю., Дикарева И.А. Задачи аудита финансовых результатов International scientific review. 2016. № 11 (21). С. 54-56.

Михненкова Е.С.

магистрант г. Екатеринбург УИ (ф) РАНХиГС РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Реформирование системы предоставления государственных и муниципальных услуг является одной из частей административной реформы и включает в себя как оказание государственных и муниципальных электронных услуг так и создание сети многофункциональных центров, а также непосредственное улучшение качества предоставляемых государственных услуг.

Долгое время граждане в различных жизненных ситуациях - от регистрации автомобиля до получения паспорта - сталкивались с волокитой, коррупцией и некомпетентностью. Однако ситуацию изменили базовые для сферы государственных услуг документы: Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Концепция снижения административных барьеров и повышения качества государственных услуг на 2011—2013 годы. Принятые документы принципиально меняют подход к оказанию услуг и, по сути, обозначают переход к сервисному государству1.

Цель реформирования заключается в повышении качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Для достижения поставленных целей необходимо решение задач по следующим направлениям:

1 Портал административной реформы, Государственные услуги [электронный ресурс] URL: http://ar.gov.ru/ru/gos_uslugi_03_o_napravlenii/index.html (дата обращения 24.04.2016)_

- реализация общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг;

- оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных сферах общественных отношений;

- развитие механизмов, направленных на управление процессом реализации настоящей Концепции2.

Работы по совершенствованию сферы оказания государственных услуг -это комплексная задача, в которой участвуют многие ведомства. Поэтому для её решения требуется качественное изменение всей системы коммуникаций ведомственного уровня. Для оценки результатов проводимых преобразований на регулярной основе проводится мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг, который направлен на систематическое выявление наиболее проблемных сфер оказания государственных и муниципальных услуг, а также отслеживание динамики показателей оказания наиболее массовых услуг3.

Определим особенности политической системы и политического курса, в рамках которого осуществлялось реформирование сферы предоставления государственных и муниципальных услуг. Реализация анализируемой нами реформы осуществлялась в смешанном типе политической системы, и в целом можно сказать что административная реформа, и в частности реформа предоставления государственных и муниципальных услуг как её составная часть, направлены на то, чтобы поменять тип политической системы с бюрократической на согласительную, так как реформируется сама система государственного управления и конечная цель реформы представляет собой признаки согласительной системы, в частности привлечение граждан к вопросам политической жизни, создание платформы для участия граждан. В том числе непосредственно реформирование системы предоставления государственных услуг также позволяет получить большую степень открытости и доверия к органам власти, что также характерно для согласительной, а не бюрократической системы. Однако при этом сама реформа инициируется Президентом (харизматическим лидером) и основывается на массовом доверии к лидеру и одобрению его решений, что характерно для мобилизационной системы. "Надо переходить к стандартам госуслуг нового поколения -

2 «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы» Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р [электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Портал административной реформы, Государственные услуги [электронный ресурс] URL: http://ar.gov.ru/ru/gos_uslugi_03_o_napravlenii/index.html (дата обращения 24.04.2016)_

основанным не на позиции исполнителя, а на позиции потребителя этих услуг,"4 - отмечает

В.В. Путин. Таким образом, данная реформа является одной из наиболее сложных и противоречивых, так как сочетает в себе признаки трех политических систем: бюрократической, согласительной и мобилизационной.

Проводимая политика является частью административной политики, представляет собой согласование нескольких подходов, тем самым представляет политику консенсуса, и исходя из того, что в данной сфере мы вынуждены догонять развитые страны эта политика является политикой реактивной.

Реформирование сферы предоставление государственных и муниципальных услуг является ответом на давно сформированный общественный запрос. Поэтому данная реформа имеет обширную социальную базу и социальную поддержку. Более проблемный вопрос связан с ресурсно-технологической составляющей, так как во-первых, необходимо создание единой технологической базы для улучшения эффективности взаимодействия органов власти в процессе оказания государственных услуг, а во-вторых в дальнейшем потребуется ее постоянное обновление, так как развитие технологий происходит довольно быстро, с учетом масштабов нашего государства данная проблема становится еще более актуальной. Поэтому при реализации данной реформы необходимо особое внимание уделить ресурсно-технологической базе, так как проблемы в этом аспекте могут привести к провалу целой реформы.

Реформирование проводится в основном в рамках модернизационного политического курса, так как предполагает некоторое качественное улучшение сферы предоставления государственных услуг для перехода на новую ступень сервисного государства. Однако в рамках данной реформы есть смысл говорить и о либеральном курсе, так как одна из задач реформы это обеспечение прав граждан в сфере получения государственных услуг. В принципе данные курсы не являются противоречащими, однако следует помнить, что реформирование социальной сферы происходит в рамках консервативного курса и поэтому в обществе довольно часто наблюдаются возмущения по поводу приоритета реформирования тех или иных сфер общества.

Объектом реформирования в данном случае выступает сама бюрократическая модель предоставления государственных и муниципальных услуг. Особенно проблемно при реформировании то, что исполнители реформы и её объект совпадают, что ведет к повышенному влиянию субъективных, частных интересов на процесс реализации реформы.

4 Портал административной реформы, Государственные услуги [электронный ресурс] URL: http://ar.gov.ru/ru/gos_uslugi_03_o_napravlenii/index.html (дата обращения 24.04.2016)_

Исходя из данной проблемы выбрана стратегия реформирования -создание промежуточных институтов, которая заключается в использовании опыта зарубежных стран с адаптацией к собственным проблемам. Такая стратегия учитывает ограничения, существующие в настоящий момент, с другой стороны она приводит к формированию институциональной системы с желательными свойствами. Стратегия является компромиссной, так как не настолько рискованна как стратегия шоковой терапии, но в то же время позволяет внести новый опыт и внедрить его в то время когда бюрократический аппарат еще не успел сформировать оппозицию для дискредитации данной реформы. То есть данная стратегия оптимально подходит для минимизации негативного поведения государственных служащих, а также с точки зрения время затрат на создание новой институциональной базы.

Как таковые мероприятия по корректировке реформы не предусмотрены, однако в связи с тем, что предыдущие этапы административной реформы не были выполнены в срок, и дополнялись последующими концепциями, можно предположить, что необходимые корректирующие элементы появятся в последующих документах по реформированию государственного управления.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что реформирование системы предоставления государственных и муниципальных услуг - сложная и противоречивая задача. С одной стороны для достижения планируемых результатов необходимо преодоление сопротивления бюрократического аппарата, с другой стороны мы сталкиваемся и с сопротивлением граждан. В первом случае сопротивление происходит ввиду того что объект и субъект реформирования совпадают. Во втором случае сопротивление есть страх со стороны граждан новых способов взаимодействия с государством, а также некоторые элементы недоверия нововведениям, особенно это свойственно для более старшего поколения. Однако в целом необходимо отметить, что выбранный курс реформирования анализируемой сферы дает свои результаты и за последние несколько лет мы можем наблюдать прогресс в сфере предоставления как государственных так и муниципальных услуг.

Использованные источники:

1.Портал административной реформы, Государственные услуги [электронный ресурс] URL: http://ar.gov.ru/ru/gos_uslugi_03_o_napravlenii/index.html (дата обращения 24.04.2016)

2.«Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 20112013 годы» Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р [электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.