Научная статья на тему 'АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ'

АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ УЧАСТНИКОВ / МЕТОДЫ АНАЛИЗА / ПАРАМЕТРЫ РИСКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митина А.Е., Дикарева И.А.

В статье рассматривается комплексный анализ рисков рынка ценных бумаг, методы для оценки риска, а так же группы участников, которые подвергаются совокупному риску.The article deals with a comprehensive analysis of the securities market risks, risk assessment methods, as well as a group of participants who are subject to the overall risk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ»

ребенка в регионе Аральского кризиса: Материалы Междунар. семинара. -Нукус: Фан, 2001. -С. 87-95.

7.Мамбетуллаева С.М., Камалова Г.Н., Атаджанова А. Анализ влияния негативных экологических факторов на уровень заболеваемости населения в условиях республики Каракалпакстан ////Вестник ККО АН РУз. -2011. -№ 1. -С. 41-42.

УДК 339.1:336.767.1

Митина А.Е. студент

4 курс, факультет «Финансы и кредит» Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина Россия, г. Краснодар Дикарева И.А.

старший преподаватель кафедры денежного обращения и кредита

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина Россия, г. Краснодар АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

В статье рассматривается комплексный анализ рисков рынка ценных бумаг, методы для оценки риска, а так же группы участников, которые подвергаются совокупному риску.

Ключевые слова: управление риском, профессиональные группы участников, методы анализа, параметры риска.

The article deals with a comprehensive analysis of the securities market risks, risk assessment methods, as well as a group of participants who are subject to the overall risk.

Keywords: risk management, professional group of participants, methods of analysis, risk parameters.

В хозяйственно-экономической деятельности организации всегда присутствует доля вероятности денежных потерь, которая непосредственно зависит от внутренних и внешних факторов. Поэтому в условиях современного развития рыночных отношений возникает проблема анализа и эффективного управления рисками, которым в большей степени подвержены участники рынка ценных бумаг. В целом, сущность риска заключается в вероятности упустить выгоду и понести убытки в результате осуществления процессов хозяйственной деятельности.

Проведение комплексного анализа рисков рынка ценных бумаг позволяет учесть разные виды операций с ценными бумагами, предоставляющие возможность инвесторам осуществлять инвестиционную деятельность, опираясь на стратегии инвестиционных портфелей, в которые обязательно входят бумаги с показателями доходности, ликвидности, срочности.

В целях избежания непредвиденных потерь на рынке ценных бумаг инвестор выбирает наиболее выгодную тактику поведения, которая позволит учесть все колебания в данном сегменте. Рассматривая современные подходы оценки рисков на рынке ценных бумаг, нужно рассматривать модели поведения, активные и пассивные рыночные стратегии, которые выбирает каждый инвестор самостоятельно.

Независимо от того, какой вариант поведения выберет инвестор, будут использоваться специальные инструменты для анализа риска. Они учитывают стилистику поведения на рынке ценных бумаг и используют минимальный объем затрат для осуществления оценки. В случае использования активной стратегии применяется метод прогнозирования на рынке ценных бумаг. Если же рассматривать пассивную стратегию, то используют методы мониторинга затрат и текущей доходности. Таким образом, на выбор метода для оценки риска на рынке ценных бумаг влияют поведенческие факторы, учитывающие не только сам риск, но и эффективность действия анализа и оценки.

Рынок ценных бумаг включает в себя некоторые группы участников, среди которых можно выделить специализированные инвестиционные компании, коммерческие банки, брокерские компании, а так же Центральный банк РФ. Эти профессиональные группы участников оказывают мощное воздействие на развитие объемов рынка, что в свою очередь повышает степень риска для индивидуальных участников.

Каждый участник рынка ценных бумаг может быть подвержен совокупному риску, который включает в себя два основных параметра -рыночный и уникальный. При этом обязательно нужно учитывать тот факт, что влияние рыночного параметра для участника рынка ценных бумаг ограничено, а уникальный параметр требуется в постоянном управлении.

Рыночный параметр риска зависит от влияния глобальных и внутренних факторов. Последнее время происходит значительный перелив капитала между странами, что влияет на приток или отток инвестиций, а так же непосредственно влияет на курс ценных бумаг на рынке. Если рассматривать внутренние факторы, то к ним можно отнести: политические (политическая обстановка государства, отношения между законодательной и исполнительной властью), правовые (регулирование субъектов государства, законодательные изменения, соблюдение законов гражданами) и экономические (состояние

экономики государства, влияние уровня инфляции, безработицы, регулирование денежной и антимонопольной политики).

Если рассматривать уникальный параметр риска, то он будет связан с отраслевыми факторами и рисками определенных организаций. Отраслевой риск напрямую зависит от направленности деятельности в данной отрасли. Акции организаций, играющих ведущую роль в развитии государства (например, нефтегазовые и энергетические компании), приносят достаточную степень дохода, при этом испытывая наименьшую долю риска. А, соответственно, отрасли, где наблюдается спад производства, испытывают значительные трудности в получении дохода и в большей степени подвержены риску.

Каждая организация может быть подвержена финансовым потерям в случае инвестирования денежных средств в собственные ценные бумаги. В данном случае речь идет о риске, который зависит от экономического состояния организации. Однако, нужно учитывать и тот факт, на какой стадии жизненного цикла находится организация. Молодые и угасающие организации подвержены самому высокому риску, а зрелые наоборот обладают меньшей долей риска.

Еще одной разновидностью уникального параметра является кредитный риск и рис ликвидности. Под кредитным риском понимают риск, в результате выпуска ценных бумаг эмитентом и невозможности в дальнейшем выполнять обязательства по ним. Смысл риска ликвидности заключается в возможности понести большие потери по выпущенной ценной бумаге из-за отсутствия спроса на нее или слишком низкой цене на рынке. Самая незначительная доля риска ликвидности приходится на ценные бумаги, которые постоянно находятся в обороте на фондовой бирже. Существуют и другие категории рисков (риски поставок, операционные, технические), каждые из которых играют важное значение в операциях с ценными бумагами.

Таким образом, следует отметить, что рынок ценных бумаг обладает значительной долей рисков и требуется в использовании специальных стратегий и механизмов, которые смогли бы снизить эти риски.

Подводя итог можно сказать, что нужно помнить о возможном варианте выбора объектов инвестирования, в котором всегда присутствует доля риска. Сокращение рисков возможно только лишь при использовании разных механизмов, которые будут применяться в работе и помогать разрабатывать эффективную методику действий при наступлении неблагоприятных ситуаций.

Использованные источники: 1.Аджиева А.Ю. Роль и значение аграрно-промышленной интеграции в условиях финансового кризиса; Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 3-2. С. 75-79.

2.Аджиева А.Ю., Дикарева И.А. Некоторые подходы к аудиту финансовых результатов, Сборник статей: Новая наука: Теоретический и практический взгляд. Ответственный редактор Пилипчук И.Н. 2016 С. 241-244.

3.Аджиева А.Ю., Дикарева И.А. Необходимость внедрения системы внутреннего контроля на предприятие и пути совершенствование Сборник статей: Новая наука: Теоретический и практический взгляд. Ответственный редактор Пилипчук И.Н. 2016 С. 245-247.

4.Дикарева И.А., Баранников А.А. Комплексный дуаспективный анализ механизма функционирования российских фондовых бирж Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 96. С. 484-510.

5.Мисаков А.В., Аджиева А.Ю., Дикарева И.А. Задачи аудита финансовых результатов International scientific review. 2016. № 11 (21). С. 54-56.

Михненкова Е.С.

магистрант г. Екатеринбург УИ (ф) РАНХиГС РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

Реформирование системы предоставления государственных и муниципальных услуг является одной из частей административной реформы и включает в себя как оказание государственных и муниципальных электронных услуг так и создание сети многофункциональных центров, а также непосредственное улучшение качества предоставляемых государственных услуг.

Долгое время граждане в различных жизненных ситуациях - от регистрации автомобиля до получения паспорта - сталкивались с волокитой, коррупцией и некомпетентностью. Однако ситуацию изменили базовые для сферы государственных услуг документы: Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Концепция снижения административных барьеров и повышения качества государственных услуг на 2011—2013 годы. Принятые документы принципиально меняют подход к оказанию услуг и, по сути, обозначают переход к сервисному государству1.

Цель реформирования заключается в повышении качества и доступности государственных и муниципальных услуг. Для достижения поставленных целей необходимо решение задач по следующим направлениям:

1 Портал административной реформы, Государственные услуги [электронный ресурс] URL: http://ar.gov.ru/ru/gos_uslugi_03_o_napravlenii/index.html (дата обращения 24.04.2016)_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.