Научная статья на тему 'Реформирование пенсионной системы и теневая экономика'

Реформирование пенсионной системы и теневая экономика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ / PENSION SYSTEM / ИСТОЧНИКИ / SOURCES / СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / SOCIAL INVESTING / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / PENSION ACCUMULATION / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / FINANCIAL INSTRUMENTS / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / РЕФОРМА / REFORM / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / SHADOW ECONOMY / PROVISION OF PENSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов Сергей Борисович, Чернова Светлана Геннадьевна

Рассматриваются актуальные проблемы источников социального инвестирования, а также выбора специальных финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений. В условиях реформирования пенсионной системы необходимо оптимизировать государственные и негосударственные источники социального инвестирования, что позволит более эффективно решать проблему пенсионного обеспечения населения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFORM OF THE PENSION SYSTEM OF RUSSIA AND THE SHADOW ECONOMY

The article raises actual problems of sources of social investing and the choice of special financial key factors of investing pension accumulation as well. Information of reforming of pension system it is necessary to optimize the state and privately owned sources of social investing. So, all this allows to decide the provision of pensions problem of people in Russia very effectively.

Текст научной работы на тему «Реформирование пенсионной системы и теневая экономика»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ И ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы источников социального инвестирования, а также выбора специальных финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений. В условиях реформирования пенсионной системы необходимо оптимизировать государственные и негосударственные источники социального инвестирования, что позволит более эффективно решать проблему пенсионного обеспечения населения России.

Ключевые слова: пенсионные системы, источники, социальное инвестирование, пенсионное обеспечение, пенсионные накопления, финансовые инструменты, оптимизация, реформа, теневая экономика.

THE REFORM OF THE PENSION SYSTEM OF RUSSIA AND THE SHADOW ECONOMY

Annotation. The article raises actual problems of sources of social investing and the choice of special financial key factors of investing pension accumulation as well. Information of reforming of pension system it is necessary to optimize the state and privately - owned sources of social investing. So, all this allows to decide the provision of pensions problem of people in Russia very effectively.

Keywords: pension system, sources, social investing, provision of pensions, pension accumulation, financial instruments, optimization, reform, shadow economy.

В условиях нестабильности бюджетной системы и взрастающего дефицита бюджета Пенсионного фонда использование механизмов социального инвестирования обретает особое значение для достижения долгосрочных целей, формирования социальной инфраструктуры и устойчивого развития социальной политики государства. Вместе с тем, формирование эффективных систем управления инвестиционными проектами, реализуемыми в целях обеспечения финансовых основ реализации социальных мероприятий, требует совершенствования методов оценки их эффективности и разработки способов минимизации риска, уточнения механизмов управления инвестированием средств социальных накоплений.

В настоящее время деятельность государства в социальной сфере не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающего экономического кризиса социальная помощь государства пока не гарантирует достойную жизнь граждан, как это записано в Конституции Российской Федерации. В частности, прожиточный минимум пенсионера в 2015 г. составляет всего 7476 руб. [14]. Имеются значительные проблемы в реализации и других направлений социальной политики государства, в частности в сфере охраны труда и здоровья населения.

В настоящее время около трети населения занято на малых предприятиях, на непостоянной работе или без официального оформления трудовых отношений, а еще треть работающих получает значительную часть заработной платы «в конвертах», что негативно действует на страховые правоотношения, не позволяет финансовым механизмам пенсионного страхования нормально функционировать. По этой причине около 40 % экономического активного населения столкнулись с высокими рисками неучастия (частичного участия) в пенсионном страховании. Современные работодатели «уводят» от страхового обложения порядка 40 % общего объема заработной платы [15].

Еще одной проблемой современной пенсионной системы России стали коренные изменения социально-трудовых отношений, приведшие к существенному снижению размеров заработной платы у большинства наемных работников с позиции ее покупательской способности, высоким рискам безработицы и широкому применению временного найма. По данным Росстата, совокупный размер за-

УДК364.3-7 С.Б. Чернов С.Г. Чернова

Sergei Chernov Svetlana Chernova

© Чернов С.Б., Чернова С.Г., 2015

работной платы, служащей базой для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд России, уменьшился более чем на 1/3 с 38 % ВВП в 1990 г. до 26 % валового внутреннего продукта (ВВП) в 2014 г. [2]. Удельный вес наемных работников, занятых на постоянной основе, уменьшился с 85 % до 51 % от общей численности экономически активного населения [15]. Такое положение дел крайне неблагоприятно для эффективного функционирования страховых пенсионных институтов.

Кроме того, наряду с внутренними сложностями, Россия и многие европейские страны столкнулись с глобализацией, затронувшей рынки труда, товаров и капитала. Усиление конкуренции на рынках труда, перемещение капитала в регионы с дешевой рабочей силой лишает многих надежды на обеспеченную спокойную старость. Увеличилась доля временной и частичной занятости, в которую вовлечены до 1/3 экономически активных граждан, что также сказалось на ситуации в сфере пенсионного страхования.

В ответ на поставленные вызовы политического, экономического, демографического и индустриального характера законодательная и исполнительная власть России на протяжении двух последних десятилетий предприняла ряд шагов, направленных на реформирование экономических, финансовых, правовых механизмов пенсионной системы, основная цель которых состоит в создании институциональной базы пенсионного страхования [9; 10; 13]. Наметившееся увеличение продолжительности жизни россиян предполагает качественно иную структуру расходов семейных бюджетов и государственного бюджета всех уровней, что выражается в кратном повышении трех крупных статей общественных расходов: на пенсионное обеспечение, на здравоохранение и уход за теми, кто не может обслуживать себя самостоятельно.

Ожидается, что расходы на пенсии в ближайшие 10-15 лет увеличатся в 1,5-1,8 раза и к 2020 г. в Германии и Франции составят 21,6 % ВВП, Австрии - 23,7 % ВВП, Италии - 25,6 % ВВП. При этом многие западноевропейские страны (Великобритания, Германия, Италия, Франция и Швеция) уже осуществили комплекс мер, направленных на модернизацию своих пенсионных систем [2]. В России расходы на пенсионное обеспечение составляют 9,9 % ВВП [3].

Наряду с медицинской помощью и социальным обеспечением пенсионные системы являются базовыми институтами организации жизнедеятельности пожилого населения любой страны. На финансирование трех указанных выше компонентов социальной политики в отношении пенсионеров развитые страны выделяют примерно 20-25 % ВВП. Целью большинства пенсионных систем Западной Европы является «предоставление пенсионерам средств, позволяющих им вести достойную жизнь, играть активную роль в государственной, общественной и культурной жизни» [1]. Основными критериями для эффективности оценки западных пенсионных систем является финансовая стабильность и коэффициент замещения пенсией утраченного заработка. В России же ситуация другая: размер пенсии, как правило, низкий. Даже средняя по размеру пенсия позволяет приобретать всего полтора набора потребительской корзины пенсионера, а почти 80 % пенсионеров получают пенсию, которая несущественно превышает прожиточный минимум. Коэффициент замещения пенсией заработной платы составляет 38 %, а имеющий место хронический дефицит бюджета Пенсионного фонда России (по текущим пенсиям) вызовет его понижение [2]. Таким образом, на сегодняшний день обязательное, добровольное и личное страхование в развитых странах Западной Европы обеспечивает высокий материальный достаток (размер пенсии составляет 60-80 % заработной платы) для 70-80 % пенсионеров, в России не более чем для 20-25 % пенсионеров [6].

Однако основная проблема, с которой приходится постоянно сталкиваться в ходе более чем 20-летнего периода реформы пенсионной системы - это взгляд на пенсионную систему как изолированную от всех других составляющих в нашем обществе и макроэкономике. А тем временем, пенсионная система - это абсолютная производная часть экономики, демографии и рынка труда. Если сравнить размеры тарифа взноса на пенсионное страхование, очевидно, что наш тариф - на среднеев-

ропейском уровне. Но если применить его к фонду зарплаты, то очевидно, что доля фонда зарплаты в ВВП ниже у нас не менее, чем в 1,5 - 1,7 раза, что принципиально меняет ситуацию. И когда мы посчитаем общую нагрузку на валовой внутренний продукт, то увидим, что конкурирует Россия по этому показателю только с аутсайдерами в ОЭСР - то есть, только с Грецией, где обязательства по пенсионам выплатам в относительном размере еще ниже [7].

Следовательно, становлению институтов пенсионного страхования в России препятствуют: незавершенность перехода к цивилизованной рыночной системе доходов и низкая эффективность государственного регулирования занятости населения. Ее принципиальные отличия от классических пенсионных систем, состоят в следующем. Во-первых, пенсионная система России по своему сегодняшнему потенциалу способна решить задачу только начального этапа индустриализации - борьбы с бедностью. Существующая пенсионная система России не ориентирована на решение задачи развитого этапа индустриализации - замещение пенсией дохода застрахованных работников. После 35-40 лет страхового (трудового) стажа ее размер будет составлять только 1/3 средней заработной платы по стране, вместо 50-60 %, как это имеет место в большинстве экономически развитых стран [6]. Во-вторых, пенсионная система финансово нестабильна, ее механизмы не обеспечивают достаточности ресурсов, величина дотаций из федерального бюджета колеблется на уровне 30 % средств бюджета Пенсионного фонда России, а через десять лет потребуется не менее половины от объема необходимых средств.

Такой низкий уровень пенсионного обеспечения во многом обусловлен отсутствием эффективных механизмов государственного и договорного регулирования заработной платы. В конечном итоге это приводит к тому, что удельный вес страхуемой величины заработной платы в ВВП, равный 26 %, занижен в два раза по сравнению со странами Западной Европы. Следствием такого положения дел становится отсутствие самого сильного мотивационного механизма пенсионного страхования -финансового участия самих работников в уплате страховых взносов [6].

Проблемы существующей пенсионной системы в России обусловлены, прежде всего, экономическими факторами и демографической тенденцией старения населения страны. Приостановить, а в дальнейшем ликвидировать углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосылки для эффективного функционирования механизма государственного пенсионного обеспечения следует путем реформирования системы с целью повышения уровня пенсионного обеспечения граждан и финансовой устойчивости пенсионной системы. Современная пенсионная модель России базируется на трехкомпонентной системе пенсионных институтов, организованных в обязательном по закону порядке. В странах Западной Европы пенсионные институты выполняют различные функции, а поэтому финансируются из различных источников в зависимости от целевого предназначения того или иного вида пенсий, что исключает саму возможность объединения с ресурсами государственного (федерального или региональных) бюджета.

Если работникам с низкими доходами (а также инвалидам с детства, безработным) должно оказывать помощь государство за счет налоговой политики, то работникам со средними доходами требуется только его содействие в организации самодостаточных (в отношении финансового обеспечения) институтов обязательного социального и личного пенсионного страхования. Поэтому в про-мышленно развитых странах институт обязательного социального пенсионного страхования играл, играет и будет в ближайшие 50 лет играть роль основного пенсионного института, поскольку выгодно сочетает в себе сильные стороны: личную ответственность работников и работодателей, а также солидарную взаимопомощь, которая, однако, имеет свои четко обозначенные пределы перераспределения средств между застрахованными - не более 25-30 % от вносимых ими объемов [3]. Сильные стороны института обязательного социального пенсионного страхования (высокий уровень надежности и сохранности финансовых средств, наиболее дешевый, понятный и прозрачный для населения,

приемлемый и высокий уровень замещения заработков) позволяют Международной организации труда и Международной ассоциации социального обеспечения рекомендовать его в качестве основного института пенсионного обеспечения.

Современная модель государственного пенсионного обеспечения в России, действовавшая до этого только как распределительная, была дополнена накопительной системой. Накопительный элемент не был введен ранее в связи с отсутствием и недостатком на рынке инвестиционных инструментов с повышенной надежностью. Экономические условия изменились, появилась возможность внедрения инвестиционных механизмов финансирования в обязательную систему пенсионного страхования. Накопительная часть трудовой пенсии должна инвестироваться в соответствии с Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» [12]. Именно этот закон разработчики новой пенсионной системы называют ключевым документом, а вопрос инвестирования пенсионных средств, рассматриваемый в нем, самым щекотливым вопросом во всей пенсионной реформе. Появление накопительной системы создает необходимость поиска оптимальных вариантов направления пенсионных средств на инвестирование. Однако, согласно долгосрочной стратегии развития пенсионной системы предлагается гражданам право выбора в отношении 2-6 % тарифа страховых взносов: оставаться в государственной солидарной пенсионной системе либо формировать свои пенсионные права в накопительной системе [12].

Анализ возможных вариантов инвестирования свободных и накапливаемых средств Пенсионного фонда в российские активы показывает отсутствие инструментов долгосрочного инвестирования на внутреннем рынке, удовлетворяющих потребностям Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), негосударственных пенсионных фондов России (НПФ) и страховых компаний, а тем более инструментов, специально предназначенных для добровольного накопления средств на старость гражданам с относительно высокими доходами. Необходимость размещения средств, накапливающихся на персонифицированных счетах в системе государственного пенсионного обеспечения, а также развитие системы российских негосударственных пенсионных фондов неизбежно повлияет на дальнейшее расширение и развитие рынка ценных бумаг [11]. Поэтому следует остановиться на анализе инвестиционных возможностей Государственного Пенсионного фонда (ГПФ) и системы негосударственных пенсионных фондов России.

Инвестиционная деятельность Пенсионного фонда выразилась с выходом 18 сентября 2002 г. постановления Правительства России № 681 «О порядке размещения в 2002 г. временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» [4]. Пенсионный фонд получил право направлять часть временно свободных средств на покупку государственных ценных бумаг. Объем, структура и сроки приобретения и продажи государственных ценных бумаг согласовываются с Минфином России. Агентами по операциям с временно свободными средствами и ценными бумагами определены ЦБ России и Внешэкономбанк. Ежеквартально Пенсионный фонд должен отчитываться об операциях с ценными бумагами перед правительством и Минфином.

Следует отметить, что нормальному развитию пенсионной реформы мешает ряд проблем. Во-первых, нет четкой стратегии реализации пенсионной реформы. Реформированием занимаются Министерство труда, Министерство финансов, Министерство экономического развития, ЦБ России, но нет ведомства, отвечающего за реализацию пенсионной реформы. Во-вторых, большая часть населения не знает даже об основных положениях реформы и слабо информировано. Также существенной проблемой является высокая концентрация пенсионных накоплений под управлением государственной управляющей компании, которой является Внешэкономбанк. Предполагалось, что эти средства будут направлены в различные отрасли экономики, а на практике они хранятся во Внешэкономбанке, что не отличается от хранения накопительных средств в Пенсионном фонде.

Неоднократные попытки разработки методологических подходов к решению данных проблем не увенчались успехом, и ограничились повторением неудавшихся западных экспериментов по искусственному внедрению в государственную пенсионную систему накопительных моделей пенсионного обеспечения [8]. Состояние финансового рынка в России, отсутствие специальных инструментов инвестирования пенсионных накоплений в Пенсионном фонде России, ставит в затруднительное положение реализацию пенсионной реформы. Выброс на финансовый рынок средств в больших объемах требует соответствующего нормативного регулирования. В связи с этим выход закона, регулирующего процесс инвестирования пенсионных накоплений, весьма актуален.

Действующим законодательством предусмотрены следующие направления размещений пенсионных накоплений ПФ России:

- государственные ценные бумаги Российской Федерации;

- государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

- облигации российских эмитентов;

- акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

- паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

- ипотечные ценные бумаги России;

- денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

- иностранная валюта на счетах в кредитных организациях [4].

Основой третьего уклада пенсионной системы России должна стать система добровольного пенсионного обеспечения, основанная на работе НПФ и частном инвестировании. Среди НПФ можно выделить такие группы фондов, как корпоративные - Лукойл-Гарант, Сургутнефтегаз; отраслевые -НПФ Электроэнергетики, Мосэнерго, Дальмагистраль; региональные - Ермак, Таганрогский; пенсионные фонды банков и страховых организаций - Внешэкономбанк, НПФ Сберегательного банка. Основу российской негосударственной пенсионной системы составляют именно корпоративные фонды. Это так называемые фонды закрытого типа, которые создаются только для участников, сгруппированных по определенному признаку (работников, состоящих в штате одного или нескольких предприятий, учредивших фонд; работников какой-либо отрасли, профессии и т.п.).

Негосударственная пенсионная система, основанная первоначально на обязательных взносах работодателей, многовариантна. Она включает взносы в любой избранный самим работодателем или работником негосударственный пенсионный фонд, взносы в профессиональную пенсионную систему либо непосредственную выплату пенсий работодателем без формирования фондом и накопления средств. В функционировании негосударственных пенсионных фондов можно выделить следующие основные черты: мобильность при выборе и смене управляющей компании; снижение рисков путем диверсификации портфеля по управляющим компаниям, а также определенный уровень доходности; информационную открытость и прозрачность; обеспечение высокого уровня обслуживания. Однако у НПФ есть существенный недостаток: во-первых, нет системы страхования накоплений и, во-вторых, отсутствуют нормативы достаточности капитала [5].

Таким образом, структура пенсионных институтов, слабо проработанные экономические и мотивационные механизмы свидетельствуют об исходно низком совокупном потенциале действующей пенсионной системы, который существенно проигрывает потенциалу пенсионных систем западных стран. Финансовая сфера пенсионной системы становится все более неупорядоченной. Фактически отсутствует актуарное обоснование страховых взносов по группам работающих с различными доходами. Страховые платежи сохраняют налоговый характер, присутствует недопустимый по пропорциям разрыв между уплачиваемыми страхователем взносами и уровнем выплат, застрахованным работникам. Таким образом, при формировании пенсионных институтов принципиальное значение

имеет финансовый источник, вытекающий из трудовой деятельности. Поэтому пенсионное страхование должно учитывать финансовые возможности занятого населения и оказывать солидарную помощь наиболее нуждающимся. Также перечисление части средств в накопительную систему сокращает объем средств, направляемых на выплату текущих пенсий. Таким образом в бюджете Пенсионного фонда образуется дефицит примерно в 350 млрд руб., который финансируется за счет средств федерального бюджета [6]. При этом доходность пенсионных накоплений не компенсирует инфляцию и к моменту выхода на пенсию будущих пенсионеров эти средства полностью обесценятся. Так, по данным ПФР, средняя доходность частных управляющих компаний в 2014 г. составила

0.94.% при инфляции в 11,4 %, доходность государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» по расширенному портфелю составила 2,68 % [7]. В этих условиях целесообразно было бы от накопительного элемента полностью отказаться. Однако деятельность негосударственных пенсионных фондов нужно поощрять. При этом они должны работать только с добровольными средствами работодателей и граждан.

Важной задачей формирования новой модели социального страхования является перераспределение ответственности основных субъектов социального страхования: работодателей, государства и работников. Необходимо стимулировать, во-первых, работников к участию в финансировании своей будущей пенсии, во-вторых, работодателей к выводу своего капитала из теневого сектора российской экономики.

В настоящее время Российская Федерация вновь стоит перед выбором новых направлений реформы пенсионной системы, эффективность которой позволит отвлечь от теневой занятости наемных работников. Однако предлагаемое увеличение возраста выхода на пенсию, не доступность для понимания значительной части общества пенсионной формулы приводит к возрастанию мотивации субъектов рынка к функционированию в теневом секторе реальной экономики.

Библиографический список

1. Европейская социальная хартия «Право лиц пожилого возраста на социальную защиту» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Система «Гарант» (дата обращения : 09.06.2015).

2. Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса. Доклад Минздравсоцразвития России Правительству РФ. Октябрь, 2010. - Режим доступа : http://pensionreform.ru/files/607959/minzdrav_25-10-2010.pdf (дата обращения : 09 июня 2015).

3. Курашева Т. А. Международная демографическая статистика / Т. А. Курашева, Л. В. Тарлецкая - М. : МГИМО - университет, 2010. - 112 с.

4. Постановление Правительства РФ № 681 «О порядке размещения в 2002 г. временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» от 18 сентября 2002 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Система «Гарант» (дата обращения : 09.06.2015 г.).

5. Приказ ФСФР РФ от 26.12.2006 № 06-155/пз-н «Об утверждении порядка расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений» (зарегистрировано в Минюсте РФ в ред. От 02.08.2012). - Режим доступа : Система «Гарант» (дата обращения : 09.06.2015 г.).

6. Роик, В. Д. Пенсионная система России : вызовы XXI века и пути модернизации / В. Д. Роик - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 256 с.

7. Соловьев, А. К. Проблемы стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в контексте становления социального государства / А. К. Соловьев // Государственное регулирование экономики : политико-экономические аспекты : Сборник научных трудов 1-й международной научно-практической конференции. - М. : Издательский дом ГУУ, 2014. - 266 с.

8. Соловьев, А. К. Социально-экономические проблемы регулирования государственных пенсионных обязательств / А. К. Соловьев // Государственное регулирование экономики : политико-экономические аспекты : сборник научных трудов 2-й международной научно-практической конференции. - М. : Издательский дом ГУУ, 2015. - 171 с.

9. Федеральный Закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Система «Гарант» (дата обращения : 09.06.2015).

10. Федеральный Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Система «Гарант» (дата обращения : 09.06.2015).

11. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2014) «О негосударственных пенсионных фондах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Система «Гарант» (дата обращения : 09.06.2015).

12. Федеральный Закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ред. от 05.05.2014 с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2014) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Система «Гарант» (дата обращения : 09.06.2015).

13. Федеральный Закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». (вступают в силу с 01. 01.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Система «Гарант» (дата обращения : 09.06.2015).

14. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Система «Гарант» (дата обращения : 09.06.2015).

15. Чернов, С. Б. Теневые экономические отношения : монография / С. Б. Чернов. - М. : ГУУ, 2013. - 118 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.