Научная статья УДК 331.5 EDN ИСУ%иУ
DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(1).62-71 Г.М. Касаткина
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected]
РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
АННОТАЦИЯ. В статье исследованы исторические аспекты налогообложения имущества физических лиц в Советском Союзе и Российской Федерации. Рассмотрены вопросы определения объекта налогообложения и его оценки. Во все времена к объекту налогообложения относится недвижимое имущество. Данный объект практически невозможно скрыть и уклониться от уплаты налога. Налог на имущество во все времена исчислялся исходя из его стоимости. Порядок определения стоимости менялся также, как и перечень объектов, облагаемых налогом. Отмечено, что налог на имущество физических лиц оказывает большое влияние на отношения плательщика налога и государства, при внесении любых изменений, увеличивающих сумму платежа, необходимо учитывать интересы не только государства, но и граждан-плательщиков налога. При наличии объекта налогообложения уплата налога не зависит от наличия источника уплаты. Выполнен анализ поступлений налога на имущество физических лиц в Российской Федерации и Иркутской области. На основании анализа сформулирован вывод, что налог на имущество физических лиц не имеет особого значения при формировании доходов муниципальных бюджетов в настоящее время. По данному налогу установлен большой перечень льгот, которые освобождают от уплаты налога полностью или уменьшают сумму налога. При установлении порядка исчисления налога, налоговых льгот, предложено учитывать место нахождения и назначения имущества, принадлежащего физическим лицам.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Налог на имущество физических лиц, плательщик, имущество, объект налогообложения, кадастровая стоимость, налоговые льготы, местный бюджет, налоговые доходы.
ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 10 января 2023 г.; дата принятия к печати 31 января 2023 г.; дата онлайн-размещения 3 марта 2023 г.
Original article G.M. Kasatkina
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected]
REFORMING THE TAX ON THE PROPERTY OF INDIVIDUALS
ABSTRACT. The article examines the historical aspects of taxation of the property of individuals in the Soviet Union and the Russian Federation. The issues of determining the object of taxation and its assessment are considered. At all times, immovable property belongs to the object of taxation. This object is almost impossible to hide and evade tax. Property tax has always been calculated based on its value. The procedure for determining the value changed as well as the list of objects subject to tax. It is noted that the tax on the property of individuals has a great impact on the relationship between the tax payer and the state, when making any changes that increase the amount of payment, it is necessary to take into account the interests of not only the state, but also citizens who pay taxes. If there is an object of taxation, the payment of tax does not depend on the availability of the source of payment. The analysis of personal property tax receipts in the Russian Federation and the Irkutsk region was carried out. Based on the analysis, the conclusion is formulated that the tax on the property of individuals is not particularly important in the formation of
© Касаткина Г.О., 2023
municipal budget revenues at the present time. According to this tax, there is a large list of benefits that exempt from paying tax in full or reduce the amount of tax. When establishing the procedure for calculating taxes and tax benefits, it is proposed to take into account the location and destination of property owned by individuals. KEYWORDS. Personal property tax, payer, property, object of taxation, cadastral value, tax benefits, local budget, tax revenues.
ARTICLE INFO. Received January 10, 2023; accepted January 31, 2023; available online March 3, 2023.
Вся история становления и развития налогообложения подтверждает связь между появлением налогов и возникновением государства, которому было необходимо получение доходов для выполнения своих функций. Вместе с тем, потребность в общественных фондах существовала даже в первобытном мире, нужды общины обеспечивались различными безвозмездными изъятиями. Некоторые из этих изъятий послужили прототипами налогов, появившихся в более поздние времена. Анализируя появления налоговых отношений и их развитие, многие авторы связывают их с появлением государства, в его классическом понимании. Еще в истории Древнего Египта сказано, что главный сановник обязан осуществлять централизованное управление (ХУ1—Х11 вв. до н.э.), за счет сбора с владельцев быков, внесенных в налоговые списки. В одной из своих работ Н.Я. Бичурина (1777—1853) пишет: «В 2280—2270 гг. до н.э. князь Юй выравнивал земли для посева хлебов и облагал сии земли налогами, сообразно качествам почвы и местным произведениям. После чего он сделал новое разделение империи на девять округов, а округи разделил на уезды. В самой средине государства отмежевал четвероугольный участок земли, имевший 1 000 ли в поперечнике. Касательно налогов постановил, чтобы на первой сотне ли от центральной точки во все стороны представляли подать целиком, т.е. снопами с соломою и колосьями; на второй сотне представляли срезки, т.е. колосья без соломы; на третьей сотне вносили солому и исправляли повинность в доставке хлеба; на четвертой сотне взносили просо, на пятой — пшено, т.е. ободранное просо» [1].
Еще во второй половине первого тысячелетия до н.э. в Индии был принят закон Ману, в котором были установлены указания по сбору налогов: «царь должен получать небольшие суммы дани со своего королевства» [2]. В казну государства передавался крупны рогатый скот, золото, зерно, масло, мед. В Китае, в IV в. до нашей эры, законом был установлен земельный налог, который уплачивался зерном, за счет собственного урожая. Конечно, в древние времена налоги существовали в виде хаотичных платежей и собирались по мере необходимости в натуральной форме. Римским императором Августом Октавианом (63 г. до н.э. — 14 г. н.э) был впервые введен всеобщий налог, который назывался «трибут». Для исчисления трибута потребовалась оценка земельных угодий и был составлен кадастр. В Римской империи налоги вносились не в натуральном виде, а деньгами.
Стоит отметить и то, что налогообложению подлежало имущество, а наиболее часто, земля, многие принципы определения объектов налогообложения и подходы к их установлению сохранились до настоящего времени [3].
Отечественная история налогов берет свое начало в Киевской Руси, именно с этого периода начинается описание налогов. Одним из первых налогов была дань, которую, как правило, взимали с побежденных племен. Со временем, дань была преобразована в прямой сбор с населения городов. Сельское население так же подлежало обложению налогом, при этом объектами обложения были земельные участки (плуг, позднее соха), двор, а иногда и лица мужского пола (данное обложение называлось поголовной или подушной податью).
В дореволюционной России имущественные налоги играли важную роль в пополнении бюджета государства и обеспечивали стабильные доходы в казну. В России к концу XIX в. была сформирована налоговая система, которая включала прямые и косвенные налоги. При налогообложении прямыми налогами граждан, в определенной степени учитывалась их платежеспособность [4]. В доходах государственной казны в 90-е гг. XIX в. косвенные доходы составляли более 85 %. В этот период был отменен подушной налог, что сократило поступления от прямых налогов.
За 1897 г. доля питейного акциза в доходах бюджета составляла 47 % от суммы всех косвенных налогов. К налогам на имущество в конце XIX в. в России относились налог с местных земель и другого недвижимого имущества, а также налог на недвижимость, находящуюся в городе, а в 1897 г. установили прямой государственный квартирный налог [5].
В начале XX в. суммы прямых налогов, включая промысловый налог, сбор с доходов от денежного капитала, налог с городской недвижимости, квартирный налог, поступающие в бюджеты городов и уездов, значительно возросли. Так, по расчетам А.В. Толкушкина: «промысловый налог возрос в 1897—1913 гг. в 2,8 раза, государственный квартирный налог — в 3 раза, налог с городского недвижимого имущества — в 4,1 раза, поземельный налог — в 1,3 раза» [6].
В 1917 г. после Октябрьской революции земельный налог был отменен. Вместо него государство вводит сельскохозяйственный налог. Объектом сельскохозяйственного налога, так же, как и у земельного налога, осталась земля [7].
С созданием Советского Союза налогообложение и формирование доходов местных бюджетов регулировалось в двадцатые годы «Временным положением о местных финансах СССР 1924 г.» и «Положением о местных финансах СССР 1926 г.»1. Сельскохозяйственный налог взимался, подоходный налог, промысловый налог исчислялись и уплачивались с 1924 г. в соответствии с отдельно установленными положениями. «Местные бюджеты получали отчисления от государственных налогов, а с 26 июля 1921 г. был введен промысловый налог, который платили негосударственные коммерческие, промышленные предприятия и личные промыслы, с 1922 г. государственные предприятия стали облагаться промысловым налогом. При разработке "нового" налога в СССР использовалось Положение о государственном налоге на рыболовство Российской империи 1898 г.» [8].
Декрет от 10.12.1921 г. «О местных фондах» установил: «25 % отчислений от патентных и уравнительных сборов в пользу местных бюджетов, а также разрешил доплату в размере не более 100 % к цене патентных и уравнительных сборов. С установлением единого сельскохозяйственного налога были предусмотрены отчисления от него и в местные бюджеты, при этом доля была не только установлена, но и четко расписано ее дальнейшее распределение по отдельным уровням бюджетной системы, что позволило защитить доходы местных бюджетов. Из общей суммы вычетов, определенных в, 40 % налога, собранного на территории муниципалитета или района, поступило в их бюджеты. По отдельным государственным налогам разрешались либо вычеты, либо надбавки» [9].
Промысловый налог, в отличии от других налогов и сборов, оплачивался как патент до начала деятельности.
В соответствии с Временное Положение о местных финансах, утвержденным Постановлением ЦИК СССР от 12.11.1923 г. во втором разделе «О местных доходах» ст. 35—39.1 были установлены источники формирования доходов местных
1 Систематическое собрание действующих законов СССР. Книга третья. Москва, 1927; Положение о местных финансах : утв. Постановлением ЦИК СССР от 25 апр. 1926 г. // СЗ СССР. 1926. № 31. Ст. 199.
бюджетов. К этим источникам относились не только местные налоги, но и поступления, отчисления и надбавки от государственных налогов по установленным нормам. Кроме того, Постановлением ЦИК СССР от 29.10.1924 г. полномочия были расширены. Местные советы получили право установить и ввести в городах 24 местных налога и сбора, а вне городов — 17, в том числе налог со строений, налог с промышленных садов и огородов, налог с транспортных средств, налог со скота в городских поселениях и др. В дальнейшем от деления налогов на городские и сельские отказались. Порядок исчисления и уплаты налогов был установлен в том же Постановлении. Например, налог со строений начислялся за жилые дома, фабрики, заводы, склады, торговые помещения, театры, бани и иные строения, включая обслуживающие постройки, расположенные в городах и за их пределами, иные строения и их доли, которые подлежали использованию фабричной, заводской, торговой, промышленной деятельности, дома для жилья рабочих и служащих2. Налоговая база определялась как материальная стоимость объектов, а ставки налога устанавливались в процентах к данной стоимости, но не более 1/2 % от нее в год. Оценку налоговой базы осуществляли местные финансовые отделы, они же производили начисление налога и рассылку извещений.
Положением о местных финансах, утвержденным Постановлением ЦИК СССР от 25.04.1926 г. количество местных налогов и сборов было сокращено с 24 до 4 наименований, т.е., местные советы могли устанавливать и взимать в пользу своих бюджетов налоги со строений, с грузов, транспортируемых по железной дороге и воде, со сделок, которые совершались или регистрировались на биржах и налог с золотопромышленных предприятий.
Налогом со строений предусматривалось облагать жилые дома, фабрики, заводы, склады, торговые помещения, театры и всякого рода другие строения и сооружения нераздельно с обслуживающими их постройками у граждан, обществ, предприятий, государственных и кооперативных учреждений и предприятий. Ставка налога была установлена в процентах от материальной стоимости объектов, но не более одна четвертая процента от нее. Оценка материальной стоимости объектов проводилась по правилам, установленным Народным Комиссариатом Финансов СССР. Налог со строений уплачивали собственники или пользователи, которыми могли быть как граждане, так и предприятия.
Указ Президиума ВС СССР от 10.04.1942 г. «О местных налогах и сборах» городские Советы депутатов трудящихся, а в поселках и в сельских местностях районные Советы депутатов трудящихся с 1 января 1942 г. получили право устанавливать местные налоги и сборы, включая налог со строений, земельную ренту, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота, разовый сбор на колхозных рынках. Налогом со строений, как и прежде, облагались жилые дома, фабрично-заводские здания, склады, торговые помещения, театры и всякого рода другие строения (с обслуживающими их постройками), принадлежащие предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам. Налог исчислялся по ставкам, размер которых зависел от назначения объекта, в размере 0,5 % или 1 %. Положение «О местных финансах», утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1942 г. «О местных налогах и сборах», утратило силу в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 26.01.1981 г. № 3819^. Указом № 3819^ утвердили «Положение о местных налогах», в соответствии с которым местные налоги включали налог с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств.
2 Временное Положение о местных финансах : утв. Постановлением ЦИК СССР от 12 нояб. 1923, ст. 41.
Данные налоги зачислялись в доходы местных бюджетов до 1 июля 1981г. С 1 июля 1981 г. плательщиками налога с владельцев строений становятся негосударственные предприятия, имеющие строение в собственности или в пользование. Налог уплачивали так же граждане СССР, иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства за находящиеся в их собственности на территории СССР строения. Перечень объектов налогообложение значительно сокращен и не на столько подробный как это было ранее. При обложении жилого фонда ставки для исчисления налога по жилому фонду были 0,5 % от стоимости строений, а по иным строениям составляли и 1 %. Следует отметить, что налоговая база определялась по результатам инвентаризации на начало года или, по страховой оценке, финансовыми органами. Сотрудники финансовых органов проводили учет налогоплательщиков, объектов налогообложения по месту нахождения граждан на основании документов, представленных гражданами (домовая книга, решение на выделение земельного участка и так далее). На основании этих данных определялась сумма к уплате. Налог уплачивался ежегодно в два срока равными долями не позднее 15 июня и не позднее 15 августа3.
Жители города платили пошлину при наличии у них автомобилей, мотоциклов, яхт, катеров, паромов, лошадей и иных животных, используемых как гужевой транспорт. Пошлина в дальнейшем была заменена транспортным налогом и от налога освободили рабочий скот.
Так же можно отметить и то, что с 1 января 1980 г. в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.07.1979 г. № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» уплачивали плату за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства государственные объединения, предприятия и организации. Плата за производственные фонды исчислялась в процентах к стоимости производственных основных фондов по балансовой стоимости (без вычета износа), к стоимости сверхнормативных (сверхплановых) запасов неустановленного оборудования на действующих предприятиях, к стоимости нормируемых оборотных средств, не прокредитованных банком. К производственным основным фондам были отнесены основные фонды производственного назначения — здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины, строймеханизмы и оборудование, измерительные и регулирующие приборы, инструменты и производственный инвентарь, транспортные средства, прочие фонды, а также фонды других отраслей хозяйства, находящиеся на балансе объединения, предприятия и организации, т.е. движимое и недвижимое имущество. Нормы платы за производственные фонды устанавливались в размере 6 % , но могли дифференцированы от 2 до 6 % в зависимости от вида деятельности. Порядок исчисления и уплаты платы за производственные фонды утратил силу с 1 января 1991 г. в связи с изменением действующего законодательства по вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций и учреждений. С 1992 г. налогообложение имущества разделилось на налог на имущество предприятий (Закон РФ от 13.12.1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий») и налог на имущество физических лиц (Закон РСФСР от 9.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»).
Законом РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» было положено начало созданию обновленной системы налогообложения, определены общие принципы построения налоговой системы в
3 О местных налогах и сборах : Указ Президиума ВС СССР от 26 янв.1981. № 3819-Х.
Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В перечень местных налогов были включены 21 налог и сбор, в том числе налог на имущество физических лиц, земельный налог. Данные налоги уплачивались в бюджеты муниципалитетов, по месту их нахождения.
С принятием и введением в действие частей первой и второй Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц и земельный налог остались в составе местных налогов. В настоящее время перечень местных налогов и сборов значительно сокращен и включает два названных налога и торговый сбор. Налог на имущество организаций является региональным налогом и в доходы местных бюджетов может поступить только в том случае, если это установлено законом о бюджете соответствующего субъекта РФ.
Налоги являются основным источником доходов бюджетной системы РФ до настоящего времени, табл. 1.
Таблица 1
Налоговые доходы консолидированного бюджета России за 2019-2021гг, млрд р.*
Наименование доходов 2019г. 2020г. 2021г.
Доходы — всего 39 431 38 243 48 127
В том числе: Налоговые доходы — всего 22 737 21 014 28 531
Доля налоговых доходов в доходах консолидированного бюджета, % 57,66 54,95 59,28
Из налоговых доходов:
Налог на прибыль организаций 4 543 4 018 6 019
НДФЛ 3 955 4 252 4 883
НДС 4 258 4 269 5 479
Акцизы 1 277 1 833 675
Налоги на имущество 1 351 1 358 1 445
* Составлена автором по: Статистическая отчетность ФНС России по форме 1-НОМ Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn38/related activities/statistics and analytics/forms/10996289/ (дата обращения: 17.01.2023).
Налоговые доходы в 2021 г. составили 59,28 % от общей суммы доходов консолидированного бюджета РФ, из них налогов на имущество всего 3 %.
В период с 1997 по 2003 гг. в городах Великом Новгороде и Твери проводился эксперимент по налогообложению недвижимости и установлен налог на недвижимость [10]. Налог на недвижимость объединил налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Вместе с тем, налог на недвижимость не получил распространения, остались ранее уплачиваемые налоги. В настоящее время, в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации налог на имущество физических лиц отнесен к местным налогам, так же местным является и земельный налог. Налог на имущество организации и транспортный налог включены в состав региональных налогов и на территории Иркутской области поступают в областной бюджет. В статье Г.П. Комаровой и Н.В. Грохотовой указано: «Все перечисленные налоги относятся к прямым, их плательщиками признаются лица, имеющие имущество в собственности, пользовании, владении, а объектом обложения служит имущество само по себе, а не как источник дохода. Обязанность уплачивать налоги на имущество не связана с наличием источника для их уплаты, т.е. не зависит от платежеспособности субъекта налогообложения» [11].
В начале в объекты по налогу на имущество входили транспортные средства, и только с 2003 г. налог разделился на налог на имущество физических лиц и транспортный налог [12].
С 1 января 2015 г. в Налоговом кодексе РФ появилась новая гл. 32 «Налог на имущество физических лиц», в которой предусматривался переход к оценке объектов налогообложения по кадастровой стоимости. До 2015 г. налоговая база исчислялась как суммарная инвентаризационная стоимость. С 2015 г. по 2019 г. был установлен переходный период с инвентаризационной стоимости на кадастровую стоимость объектов налогообложения, кадастровая стоимость должна быть определена отдельно на каждый объект. Во многих регионах, включая Иркутскую область, возникла проблема с переоценкой объектов недвижимости, принадлежащей физическим лицам. В Иркутской области к определению налоговой базы как кадастровая стоимость перешли только с 1 января 2020 г., т.е. со срока после которого порядок определения налоговой базы как инвентарная стоимость отменен федеральным законом. Поступление налога на имущество физических лиц на территории Иркутской области представлено в табл. 2.
В составе налогов на имущество, поступающего в доходы местных бюджетов Иркутской области, основную сумму составляет земельный налог. Из 3 141 083 р., поступивших в местные бюджеты в 2021 г., налог на имущество физических лиц составляет 543 883 р.
Таблица 2
Налоговые доходы местных бюджетов Иркутской области за 2019-2021 гг., тыс. р.*
Наименование доходов 2019 2020 2021
Налоговые доходы — всего 26 671 008 27 397 062 30 695 806
В том числе:
Налог на прибыль организаций 0 0 0
НДФЛ 18 573 19 860 22 243
НДС 0 0 0
Акцизы 0 0 0
Налоги на имущество 3 950 237 3 467 065 3 141 083
Из налога на имущество: Налог на имущество физических лиц 1 111 800 928 127 543 883
Доля налога на имущество физических лиц в налоговых доходах, % 4,17 3,39 1,77
* Составлена авторами по: Статистическая отчетность ФНС России по форме 1-НОМ Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn38/related activities/ statistics and analytics/forms/10996289/ (дата обращения: 17.01.2023).
Основной причиной уменьшения налоговых поступлений является переход на исчисление налога по кадастровой стоимости и применение необлагаемого минимума и других налоговых льгот.
Порядок определения инвентаризационной стоимости был сформирован в Советском Союзе и возлагался на органы технической инвентаризации (БТИ), которые предоставляли соответствующую информацию в налоговые органы до 2013 г. Последняя информация была предоставлена по состоянию на 1 января 2013 г. Соответственно, на территории Иркутской области не облагались налогом на имущество объекты, созданные с 2013 по 2019 гг., так как они не имели инвентаризационной стоимости на 01.01.2013 г.
В соответствии со ст. 403 НК РФ установлен необлагаемый минимум при определении налоговой базы жилым домам, квартирам, комнатам. Размер вычетов предоставлен в табл 3. [8].
Таблица 3
Налоговые вычеты по налогу на имущество физических лиц*
Объект недвижимости Уменьшение кадастровой стоимости
Квартира, часть жилого дома Уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 кв. м общей площади этой квартиры
Комната, часть квартиры Уменьшается на величину кадастровой стоимости 10 кв. м площади этой комнаты
Жилой дом Уменьшается на величину кадастровой стоимости 50 кв. м общей площади этого жилого дома
Единый недвижимый комплекс, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом) Уменьшается на 1 млн р.
* Составлена автором на основании ст. 403 НК РФ.
Данные вычеты предоставляются независимо от количества объектов налогообложения по каждому объекту. Например, у физического лица в собственности несколько квартир, при исчислении налоговой базы вычет предоставляется по каждой квартире, налоговая база уменьшается на кадастровую стоимость 20 кв. м. Налоговый вычет, предусмотренный п. 3—5 ст. 403 НК РФ, наиболее справедливо предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 6.1 ст. 403 НК РФ, так как собственник данных объектов проживает в одном из названных объектов и предоставлять необлагаемый минимум по иным объектам не является экономически оправданным. Так, в соответствии с п. 6.1 ст. 403 НК РФ налоговая база в отношении квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 кв. м общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 кв. м общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка. Налоговый вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома)4. Данные изменения в налоговом законодательстве позволят восстановить принцип справедливости, в том числе и в отношении физических лиц, имеющих право на налоговые льготы, но в отношении одного объекта при наличии нескольких объектов одного вида, а также увеличить поступления налога на имущество физических лиц в доходы местных бюджетов.
4 Налоговый Кодекс Российской Федерации : Федер. закон РФ от 15 апр. 2019 г. № 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
Список использованной литературы
1. Бичурин Н.Я. Статистическое описание Китайской империи : в 2 ч. / Н.Я. Бичу-рин. — Москва : Восточный дом, 2002.
2. Тарасов П.И. Очерк науки финансового права. Введение. Общая часть. Особенная часть / П.И. Тарасов. — Ярославль : Статут, 1883. — 710 с.
3. Елинский А.В. Из истории налогообложения зарубежных стран: от Древних времен до XVIII века / А.В. Елинский. — EDN KXJBLP // Финансовое право. — 2006. — № 5. — С. 18-22.
4. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов : учеб. пособие / В.М. Пушкарева. — Москва : Финансы и статистика, 2008. — 253 с.
5. Самаруха В.И. Развитие общегосударственных финансов в советский и постсоветский период (к 90-летнему юбилею БГУ) / В.И. Самаруха. — DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(4).497-506. — EDN TMIIVR // Известия Байкальского государственного университета. — 2020. — Т. 30, № 4. — С. 497-506.
6. Толкушкин А.В. История налогов в России / А.В. Толкушкин. — Москва : Ин-фра-М, 2011. — 480 с. — EDN SDQRKF.
7. Захаров В.Н. История налогов в России, IX — начало XX века / В.Н. Захаров, Ю.А. Петров, М.К. Шацилло. — Москва : РОССПЭН, 2006. — 296 с.
8. Ящук Т.Ф. Законодательное регулирование налоговых доходов местных бюджетов в период нэпа / Т.Ф. Ящук. — EDN JUBLIP // Налоги. — 2008. — № 4. — С. 34-37.
9. Сиринов М.А. Местные финансы / М.А. Сиринов. — Москва : Гос. изд-во, 1926. — 216 с.
10. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения / И.А. Майбуров. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2022. — 496 c.
11. Комарова Г.П. Новации налога на имущество физических лиц / Г.П. Комарова, Н.В. Грохотова. — DOI 10.17150/2411-6262.2016.7(3).6. — EDN WKESEB // Baikal Research Journal. — 2016. — Т. 7, № 3. — С. 6.
12. Орлова Е.Н. Формирование налогового потенциала в регионе : дис. ... кан. экон. наук : 08.00.10 / Е.Н. Орлова. — Иркутск, 2006. — 278 с.
References
1. Bichurin N.Ya. Statistical description of the Chinese Empire. Moscow, Vostochnyi dom Publ., 2002. Pt. 2.
2. Tarasov P.I. Essay of Science of Financial Law. Introduction. General part. Special part. Yaroslavl', Statut Publ., 1883. 710 p.
3. Elinskii A.V. From the history of taxation of foreign countries: from ancient times to the 18th centur. Finansovoe pravo = Financial Law, 2006, no. 5, pp. 18-22. (In Russian). EDN: KXJBLP.
4. Pushkareva V.M. History of financial thought and tax policy. Moscow, Finansy i statis-tika Publ., 2008. 253 p.
5. Samarukha V.I. Development of Public Finances in the Soviet and Post-Soviet Period (to the 90th Anniversary of BSU). Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2020, vol. 30, no. 4, pp. 497-506. (In Russian). EDN: TMIIVR. DOI: 10.17150/2500-2759.2020.30(4).497-506.
6. Tolkushkin A.V. Tax History in Russia. Moscow, Infra-M Publ., 2011. 480 p. EDN: SDQRKF.
7. Zakharov V.N., Petrov Yu.A., Shatsillo M.K. Tax History in Russia, IX — beginning of XX century. Moscow, ROSSPEN Publ., 2006. 296 p.
8. Yashchuk T.F. Legislative regulation of tax revenues of local budgets during the period of the Nep. Nalogi = Taxes, 2008, no. 4, pp. 34-37. (In Russian). EDN: JUBLIP.
9. Sirinov M.A. Local finances. Moscow, Gosudarstvennoe izdatelstvo Publ.,1926. 216 p.
10. Maiburov I.A. Tax theory and history. Moscow, YuNITI-DANA Publ.,2022. 496 p.
11. Komarova G.P., Gorokhova N.V. Novations of the Estate Tax for Individuals. Baikal Research Journal, 2016, vol. n7, no. 3, pp. 6. (In Russian). EDN: WKESEB. DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(3).6.
12. Orlova E.N. Formation of tax potential in the region. Cand. Diss. Irkutsk, 2006. 278 p.
Автор
Касаткина Галина Максимовна — старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, [email protected], SPIN-код: 2756-2285, AuthorID РИНЦ: 855649.
Author
Galina M. Kasatkina — Senior Lecturer of the Department of Accounting and Taxation, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, [email protected], SPIN-Code: 2756-2285, AuthorlD RSCI: 855649.
Для цитирования
Касаткина Г.М. Реформирование налога на имущество физических лиц / Г.М. Касаткина. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(1).62-71. — EDN HCYZUV // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 1. — C. 62-71.
For Citation
Kasatkina G.M. Reforming the Tax on the Property of Individuals. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 1, pp. 62-71. (In Russian). EDN: HCYZUV. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(1).62-71.
Baikal Research Journal
электронный научный журнал Байкальского государственного университета
2023, vol. 14, no. 1 ISSN 2411-6262 2 0 23. Т. 14, № 1