Научная статья на тему 'Реформирование местного самоуправления в Нижегородской области: проблемные вопросы и пути их решения'

Реформирование местного самоуправления в Нижегородской области: проблемные вопросы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
299
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORMATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ерегина А.Г.

В статье на основе результатов социологического исследования автор анализирует проблемы реформирования местного самоуправления в Нижегородской области. Полученные данные позволяют говорить о том, что наиболее важной проблемой местного самоуправления является проблема не вполне конструктивного диалога власти и населения, что актуализирует необходимость повышения эффективности проведения мероприятий по информированности населения о деятельности органов местного самоуправления, а также направленных на взаимодействие населения с местной властью при решении вопросов местного значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL GOVERNMENT REFORM IN NIZHNY NOVGOROD REGION: ISSUES AND SOLUTIONS

In the article based on the author’s social research problems of reforming local government in Nizhniy Novgorod region are analyzed. The obtained data allows to conclude that the most important problem of local government is the problem of weak interaction between authorities and population that makes actual the necessity to improve the effectiveness of the government actions aimed at public awareness and development of cooperation of citizens with local authority when it comes to matters of local significance.

Текст научной работы на тему «Реформирование местного самоуправления в Нижегородской области: проблемные вопросы и пути их решения»

г::::::::::::::::::: МУНИЦИПАЛИТЕТ : :::::::::::::::::::

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Ерегина А.Г.

аспирант кафедры «Социология и психология» Нижегородского института управления -филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия) 603070, Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Сергея Есенина, 3-9, anna_eregina@mail.ru

УДК 342.25

ББК 66.3(2Рос-4Ниж)

В статье на основе результатов социологического исследования автор анализирует проблемы реформирования местного самоуправления в Нижегородской области. Полученные данные позволяют говорить о том, что наиболее важной проблемой местного самоуправления является проблема не вполне конструктивного диалога власти и населения, что актуализирует необходимость повышения эффективности проведения мероприятий по информированности населения о деятельности органов местного самоуправления, а также направленных на взаимодействие населения с местной властью при решении вопросов местного значения.

Ключевые слова: местное самоуправление, реформирование.

Eregina A.G.

LOCAL GOVERNMENT REFORM IN NIZHNY NOVGOROD REGION: ISSUES AND SOLUTIONS

In the article based on the author's social research problems of reforming local government in Nizhniy Novgorod region are analyzed. The obtained data allows to conclude that the most important problem of local government is the problem of weak interaction between authorities and population that makes actual the necessity to improve the effectiveness of the government actions aimed at public awareness and development of cooperation of citizens with local authority when it comes to matters of local significance.

Key words: local government, reformation.

Местное самоуправление, являясь одной из основ конституционного строя Российской Федерации, и определенное как форма осуществления народом своей власти непосредственно и (или) через органы местного самоуправления, призвано обеспечить решение вопросов местного значения, а также производить управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей, проживающих на территории конкретного муниципального образования [1, ст. 103]. Это возможно только при эффективном взаимодействии населения и органов местного самоуправления.

В данной статье на основе сравнительного анализа данных, полученных в результате двух социологических исследований, предпринята попытка выявить особенности реформирования местного самоуправления Нижегородской области:

• исследования, проведенного в марте 2010 г. под руководством профессора, д.с.н. В.А. Мальцева при участии автора: «Отношение населения к местному самоуправлению». В ходе исследования приняло

участие 200 респондентов - жителей районов г. Нижний Новгород, а также районных центров Нижегородской области;

• исследования, проведенного в апреле 2011 г. под руководством профессора, д.с.н. В.Ф. Анурина при участии автора: «Отношение населения Нижегородской области к деятельности местного самоуправления в сельских поселениях». В ходе исследования приняло участие 400 респондентов - жителей районов г. Нижний Новгород, а также районных центров Нижегородской области

Итак, местное самоуправление, являясь одним из ключевых элементов политической системы, по

своему предназначению призвано обеспечивать тес- о

ное взаимодействие органов местного самоуправле- ^ ния и населения при решении различных вопросов. ^ По полученным в 2010 г. данным, практически поло- ^ вина респондентов (48%) утверждала, что не является ¡3 полноправным участником в процессе решения во- ^ просов жизнедеятельности. Более того, каждый тре- ©

Рисунок 1. Распределение мнений респондентов о том, считают ли они себя полноправным участником местного самоуправления (2010 г., 2011 г.), %

тий респондент (27%) и не видел необходимости этого участия (См.: Рисунок 1).

Очевидно, что работа местного самоуправления предполагает возможность осуществления воздействия на действия и решения власти со стороны граждан. Однако, абсолютное большинство респондентов 2010 года (87%) высказывает мнение о том, что такие люди, как они, по каким-то причинам не могут оказывать влияние на решения местной власти.

На основе указанных причин отсутствия возможностей у населения влиять на решения властей, нами были выделены три группы респондентов:

• в состав первой группы входят респонденты, считающие, что они не в силах оказывать влияние на решения властей и это связано, в первую очередь с тем, что «все равно ничего не изменишь» (28%), а также с отсутствием желания у граждан сотрудничать с нынешней властью (13%);

• респонденты, относящиеся ко второй группе (25%), утверждают, что проблема - в нежелании именно власти сотрудничать с гражданами;

• в третью группу входят респонденты (17%), считающие, что отсутствие возможностей для оказания воздействия на решения местной власти связано, в первую очередь, с пассивностью самого населения, в том числе и потому, что обычные граждане ничего не понимают в работе органов власти (13%).

Анализируя результаты исследования 2011 года, нужно отметить, что к настоящему времени прослеживается тенденция, характеризующаяся уменьшением количества респондентов, считающих себя «вне самоуправления» по каким-либо причинам. Так, согласно результатам исследования 2011 года, доля респондентов, отрицающая свое участие в процессе решения вопросов жизнедеятельности сократилась на 20%. Примечательно, что вместе с этим, увеличилась доля респондентов, убежденных в своем полноправном участии (на 15%). Таким образом, говоря о реформировании местного самоуправления в Ниже-

городской области, в части привлечения населения к решению каких-либо вопросов, существенные позитивные изменения налицо.

Однако, вместе с этим, среди населения до сих пор отсутствует четкое понимание принципов функционирования местного самоуправления, закрепленных в нормативно-правовой базе. Практически половина респондентов 2010 и 2011 года понимает местное самоуправление как официальную государственную власть на низовом местном уровне (51% по данным 2010 г. и 46% - 2011 г. соответственно). При этом каждый пятый респондент (22%) по итогам опроса 2010 и каждый четвертый респондент (24%) по итогам 2011 года утверждает, что сущность местного самоуправления сводится к работе системы органов, подчиняющихся должностным лицам местного самоуправления (См.: Рисунок 2).

Таким образом, несмотря на положительную динамику в ответах респондентов, и увеличение (правда, незначительное) количества респондентов, считающих местное самоуправление формой самоорганизации населения муниципального образования (как

2010 г., так и 2011 г. - это только лишь пятая часть опрошенных граждан (17%, 21% соответственно)), существует необходимость повышения качества диалога местной власти и населения.

Согласно полученным данным, большинство респондентов (71% согласно данным 2010 г., 72% -

2011 г.), говоря о реформировании местного самоуправления, проявило заинтересованность. Однако если учитывать тот факт, что на понятийном уровне местное самоуправление все-таки в большинстве случаев не представляется в образе народовластия, можно утверждать, что население говорит о реформировании местного самоуправления именно как формы официальной власти. Кроме того, нужно отметить, большинство респондентов (63%) достаточно четко осознает необходимость продолжения реформирования местного самоуправления, однако отмечает, что

Рисунок 2. Распределение мнений респондентов о понимании ими термина «местное самоуправление» (2010 г., 2011 г.), %

механизмы реализации проведения реформ не являются в достаточной мере проработанными, что напрямую отражается на эффективности реформирования.

Так, с 1 января 2009 года вступили в полную силу все требования ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ [2]. Этот закон, прежде всего, призван развивать инициативу населения в решении вопросов по месту жительства. Говоря о возможности исполнения данного закона, только лишь 5% респондентов в 2010 г. и 14% респондентов в 2011 г. согласились с тем, что в основном он будет реализован. Вместе с этим, менее половины респондентов (41%) возлагает надежды на исполнение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» когда-нибудь в будущем, а у такого же количества респондентов (41%) имеется много сомнений по поводу возможности эффективного исполнения этого закона в нашей стране в принципе.

В этой связи, по мнению А.Г. Ерегиной, необходимо внедрение и реализация механизмов, направленных как на повышение активности населения во взаимодействии с органами местного самоуправления, так и на местную власть. В статье автор предлагает несколько направлений повышения общественной активности.

Анализируя полученные в ходе исследования данные, можно говорить о существовании ряда проблем, препятствующих реализацию реформы. И, в первую очередь, они связаны с непониманием среди населения сущности местного самоуправления. Вместе с этим, низкий уровень информированности граждан о работе органов местного самоуправления, а также недостаточно активное взаимодействие местной власти и населения при решении проблем в муниципальном образовании актуализирует потребность рассмотрения вопросов реформирования местного самоуправления с позиции системного подхода.

В этой связи, необходимо внедрение и реализация механизмов, направленных как на повышение активности населения во взаимодействии с органами местного самоуправления, так и на местную власть.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что повышению общественной активности на территории муниципальных образований Нижегородской области могут способствовать:

• более эффективное материальное и моральное стимулирование активных граждан со стороны органов местного самоуправления, оказание им консультационной и организационной помощи;

• более эффективное информирование население о проведении органами местного самоуправления мероприятий, направленных на повышение общественной активности населения;

• более качественная организация мероприятий, направленных на повышение правовой грамотности населения, избирательной активности в муниципальном образовании;

• создание «переговорных площадок» для диалога населения и власти по актуальным проблемам населения, в том числе проведение «круглых столов» по проблемам муниципальных образований с привлечением представителей бизнеса и науки.

В результате проведенного исследования можно говорить о том, что наряду с наличием некоторых положительных сторон в деятельности органов местного самоуправления обнаруживаются и серьезные трудности. Долгие годы одной из основных проблем муниципальных образований остается развитие экономической сферы. Наблюдается рост социальных противоречий и конфликтов, связанных в первую очередь с резкой дифференциацией общества. Результаты проведенных исследований подтверждают недостаточно активное участие населения в решении насущных вопросов. Более того, зафиксированы преобла-

дающие самые очевидные, самые общие и далеко не самые действенные меры по активизации участия людей в управлении. В известной степени они являются исходными, первоначальными в подготовке населения к участию в управлении.

В целом, рассматривая некоторые итоги исследования проблем формирования, развития и функционирования органов местного самоуправления и реакции на них со стороны различных социальных групп, можно сказать, что именно планирование социально-экономического развития регионов, закрепленной законодательно, обеспечение финансовой поддержки со стороны государства на начальном этапе, рациональная работа средств массовой информации во многом помогли бы в формировании, становлении и успешном, эффективном функционировании местных органов самоуправления.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Кон-

ституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) [электронный ресурс]. URL:. http://base.garant. ru/5697462/ (дата обращения 20.12.2012 г.).

2. Федеральный Закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 07.05.2009 г.) [электронный ресурс]. URL:. http://base. garant.ru/186367/ (дата обращения 20.12.2012 г.).

References:

1. The constitution of the Russian Federation (taking into account the amendments introduced by Acts of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 by No. 6-FKZ, of 30.12.2008 No. 7-FKZ) [e-resource]. URL: http://base. garant.ru/5697462/ (date of the address of 20.12.2012).

2. The federal law of October 06, 2003 No. 131-FZ "About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation" (an edition of 07.05.2009) [e-resource]. URL: http://base.garant. ru/186367/ (date of the address of 20.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.