Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОВЕРКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Заур Абдулгамидович, Ступникова Оксана Емельяновна

В статье проводится краткий анализ качества и количества выполняемой контрольно-надзорными органами работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в 2017-2019 гг. Особое внимание уделено риск-ориентированному подходу и результатам, полученным на основе его внедрения. Также в статье определены основные направления циф-ровизации контрольно-надзорной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITIES REFORMING: RESULTS AND PROSPECT

The article analyses the quality and quantity of work performed by the control and supervisory authorities at the federal, regional and municipal levels in 2017-2019 years. Particular attention is paid to the risk-based approach and the results obtained on the basis of its implementation. Also the article defines the main directions of digitalization of control and supervisory activities.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 336.132.11

Магомедов З.А.1 Ступникова О.Е.2

РЕФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОльНО-НАдЗОРНОй дЕяТЕльНОСТИ:

результаты и перспективы

Аннотация. В статье проводится краткий анализ качества и количества выполняемой контрольно-надзорными органами работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в 2017-2019 гг. Особое внимание уделено риск-ориентированному подходу и результатам, полученным на основе его внедрения. Также в статье определены основные направления циф-ровизации контрольно-надзорной деятельности.

Ключевые слова: государственный контроль, надзор, региональный контроль, муниципальный контроль, проверка.

Magomedov Z. Stupnikova O.

CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITIES REFORMING: RESULTS AND PROSPECT

Abstract. The article analyses the quality and quantity of work performed by the control and supervisory authorities at the federal, regional and municipal levels in 2017-2019 years. Particular attention is paid to the risk-based approach and the results obtained on the basis of its implementation. Also the article defines the main directions of digitalization of control and supervisory activities. Keywords: state control, regional control, municipal control, supervision, verification.

В Российской Федерации продолжается работа по реформированию контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, начало которой было положено более десяти лет назад с принятием Федерального закона № 294-ФЗ.

Одним из наиболее заметных результатов реформирования этой деятельности явился устойчивый характер сокращения ее масштабов. Однако темпы сокращения проводимых контролирующими органами в отношении хозяйствующих субъектов контрольных действий (проверок и других мероприятий по контролю) в последние годы последовательно

снижались. Так, если в 2016 году сокращение количества проводимых проверок по сравнению с предыдущим годом составляло 22%, в 2017 году - 12%, то в 2018 году - 8%.

В 2019 году впервые за годы статистического наблюдения за объемами контрольно-надзорной деятельности общее количество проведенных проверок увеличилось на 6% (с 1655,1 тыс. в 2018 году до 1753,2 тыс. в 2019 году), а при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) - на 8%, в том числе при проведении лицензионного контроля - почти на 4%.

В 2019 году количество проверок при проведении регионального государственного

1 Магомедов Заур Абдулгамидович, начальник Махачкалинского центра организации работы железнодорожных станций, e-mail: zamagomedov90@mail.ru

Zaur Magomedov, head of the Makhachkala Center for the Organization of Railway Stations, e-mail: zamagomedov90@mail.ru

2 Ступникова Оксана Емельяновна, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики, управления и права, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС г. Пятигорск, e-mail: oks-ev@yandex.ru, т. (879397-38-54)

Oksana Stupnikova, candidate of economic sciences, North-Caucasus institute-brunch of the Russian Presidential academy of national economy and public administration, e-mail: oks-ev@yandex.ru, phone: (8793-97-38-54)

контроля (надзора) сократилось на 2% (в 2018 году - на 10%, в 2017 году - на 20%, в 2016 году - на 26%), муниципального контроля - на 4% (в 2018 году - на 8%, в 2017 году - на 10%, в 2016 году - на 16%) [1]. В то же время

Основное количество проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) было проведено федеральными органами исполнительной власти (1096,8 тыс. проверок). Их доля составила 61-63%. На долю проверок, проводимых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, приходится 3537% и она ежегодно сокращается. Масштабы муниципального контроля остаются незначительными и не превышают 3%.

Среди контролирующих органов, заметно увеличивших в отчетном году количество проведенных проверок, выделяются Роспот-

представленные показатели свидетельствуют об аналогичном с федеральным уровнем заметном падении темпов снижения объемов контрольно-надзорной деятельности на региональном и местном уровнях (Таблица 1).

ребнадзор (на 50,6 тыс. проверок больше по сравнению с 2018 годом), МЧС России (на 39,2 тыс.), ФНС России (на 28,2 тыс.) и Рос-сельхознадзор (на 11,4 тыс.).

В целом за период 2016-2019 гг. наибольшее сокращение количества проводимых проверок демонстрирует Роскомнадзор (с 2,8 тыс. в 2016 году до 167 в 2019 году или на 94% меньше), МВД России (с 47,1 тыс .до 11,6 тыс. или на 75% меньше), Росалкогольрегулирова-ние (с 639 до 191 или на 70% меньше), ФС-ТЭК России (с 143 до 45 или на 68% меньше), Росреестр (с 19,8 тыс. до 7,2 тыс. или на 64% меньше), Рособрнадзор (с 639 до 258 или на

Таблица 1. Количество проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля и лицензирующими органами

Наименование показателя 2017 (% к 2016) 2018 (% к 2017) 2019 (% к 2018)

Общее количество проведенных проверок - всего, в том числе при осуществлении: 1 806 808 (-12%) 1 655 135 (-8%) 1 753 215 (+6%)

- государственного контроля (надзора), муниципального контроля - всего, в том числе: 1 451 165 (-14%) 1 341 563 (-8%) 1 413 373 (+5%)

федерального государственного контроля (надзора); 1 050 248 (-11%) 978 679 (-7%) 1 057 560 (+8%)

регионального государственного контроля (надзора); 345 857 (-20%) 311 940 (-10%) 306 924 (-2%)

муниципального контроля; 55 060 (-10%) 50 944 (-8%) 48 889 (-4%)

- лицензионного контроля - всего, в том числе проверок, проведенных: 355 643 (-4%) 313 572 (-12%) 339 842 (+8%)

федеральными органами исполнительной власти; 38 205 (-14%) 37 665 (-2%) 39 282 (+4%)

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении делегированных полномочий Российской Федерации по лицензированию; 11 802 (-43%) 11 721 (-1%) 25 025 (+в 2,1 раза)

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении собственных полномочий по лицензированию. 305 636 (+0,2%) 264 186 (-14%) 275 535 (+4%)

Доля проверок (в процентах от общего числа проверок), проведенных на: % % %

- федеральном уровне; 60,6 61,9 62,5

- региональном уровне; 36,3 35,0 34,7

- муниципальном уровне 3,1 3,1 2,8

60% меньше), Ространснадзор (с 47,3 тыс. до 22, 2 тыс. или на 53% меньше), ФНС России (со 184,4 тыс. до 95,2 тыс. или на 48,4% меньше), а также Росприроднадзор, Росздравнад-зор, Ростехнадзор (на 23-25% меньше).

Вместе с тем следует отметить, что решающее значение в формировании общих тенденций в динамике объемов контрольно-надзорной деятельности на федеральном уровне определяется изменениями, демонстрируемыми теми 5-6 контролирующими органами, на долю которых приходится основной объем проводимых проверок - МЧС России, Роспот-ребнадзор, Роструд и Ростехнадзор.

Наряду с территориями, на которых осу-

Из Таблицы 2 виден переход к внеплановой работе. Растет не только само количество такого рода проверок, но и их доля. При этом именно федеральные органы исполнительной власти лидируют по внеплановым проверкам.

Так, на федеральном уровне в соответствии с законодательством РФ внеплановые проверки являются единственной формой осуществления федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных организаций (Росаккредитация). Также внеплановая проверка характерна за деятельностью подконтрольных субъектов низкой категории риска при осуществлении 39 видов государственного и регионального контроля

ществляются значительные объемы контрольно-надзорной деятельности (Татарстан, Москва, Московская, Самарская и Ростовская области и др.), в 11 субъектах Российской Федерации в 2019 году проводилось менее 1 тыс. проверок (республики Алтай, Тыва, Кабардино-Балкария, Магаданская область, Чукотский автономный округ и ряд других).

Анализ структуры осуществляемой контрольно-надзорной функции свидетельствует о последовательном изменении соотношения плановых и внеплановых проверок в деятельности органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (Таблица 2) [1].

(надзора), в том числе в сфере промышленной безопасности, связи, транспорта, охраны окружающей среды, в области здравоохранения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (Ростехнадзор, Роскомнадзор, Росздравнадзор, Роспотреб-надзор, Росприроднадзор) и в других сферах хозяйственной деятельности.

Внедрение риск-ориентированного подхода нацелено на внеплановый характер, когда проверка осуществляется только если обязательные требования были нарушены и возможны неблагоприятные последствия, которые необходимо пресечь и (или) устранить.

Таблица 2. Распределение проведенных проверок по их видам

Виды проверок Количество проверок и их доля в % общего числа проверок соответствующего уровня в 2017 году Количество проверок и их доля в % общего числа проверок соответствующего уровня в 2018 году Количество проверок и их доля в % общего числа проверок соответствующего уровня в 2019 году

Плановые проверки - всего, в том числе проведенные на: 447 986 (31%) 353 057 (26%) 390 448 (28%)

федеральном уровне; 375 046 (84%) 302 196 (86%) 354 527 (91%)

региональном уровне; 63 430 (14%) 43 075 (12%) 28 949 (7%)

муниципальном уровне. 9 510 (2%) 7 786 (2%) 6 972 (2%)

Внеплановые проверки - всего, в том числе проведенные на: 998 057 (69%) 988 506 (74%) 1 022 925 (72%)

федеральном уровне; 675 202 (68%) 676 483 (69%) 703 033 (69%)

региональном уровне; 277 306 (28%) 268 865 (27%) 277 975 (27%)

муниципальном уровне. 45 549 (5%) 43 158 (4%) 41 917 (4%)

Положительным итогом применения такой модели контроля является снижение административной нагрузки как на большинство подконтрольных субъектов, не представляющих высокого риска причинения вреда охраняемым ценностям, так и на контролирующие органы.

С другой стороны, применение риск-ориентированного подхода, приводящего к сокращению плановых проверок, ограничивает, а в ряде случаев лишает контрольно-надзорные

Обращает на себя внимание тот факт, что численность должностных лиц федерального государственного контроля (надзора) практически не изменилась (более 99,3 тыс. единиц) и ее доля составила около 75%. Отмечается небольшое сокращение штатной численности указанных лиц в контролирующих органах субъектов Российской Федерации и ее увеличение (на 5%) в муниципальных контролирующих органах.

Численностью штатных должностей лиц, уполномоченных на осуществление контрольно-надзорных функций, менее 100 единиц располагают Минкультуры России (69 единиц), Росфинмониторинг (53 единицы), Росаккредитация (47 единиц), ФСТЭК России (45 единиц), Рособрнадзор (43 единицы), Госкорпорация «Росатом» (16 единиц), Росгидромет (15 единиц) и Роспатент (12 единиц).

В 2019 году наиболее заметное увеличение штатной численности контролирующего персонала отмечается в органах ФТС России (на 706 единиц или на 6%), МВД России (на 530

органы возможности проводить комплексную и объективную оценку соблюдения хозяйствующими субъектами совокупности обязательных требований.

Численность должностных лиц, уполномоченных в Российской Федерации на осуществление контрольно-надзорных функций, в 2019 году составила 133,3 тыс. единиц [1], что на 268 единиц больше, чем в 2018 году и на 2,6 тыс. единиц больше, чем в 2017 году (Таблица 3).

единиц или на 7%) и Росприроднадзора (на 259 единиц или на 14%).

С другой стороны, чувствительное сокращение штатной численности контролирующего персонала фиксируется в МЧС России (на 1244 единицы или на 9%), Росгвардии (на 231 единицу или на 6%), Ространснадзоре (на 135 единиц или на 6%), Росздравнадзоре (на 102 единицы или на 14%).

В 2019 году отмечается небольшое сокращение штатной численности персонала, уполномоченного на осуществление контрольных функций, в субъектах Российской Федерации и рост указанной численности (на 5%) в органах муниципального контроля.

Объем финансовых средств, выделенных в 2019 году государственным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления на осуществление контрольно-надзорных полномочий, составил 99284,5 млн. руб., что на 5,7% больше, чем в 2018 году и на 19,2% больше, чем в 2017 году [1] (Таблица 4).

Таблица 3. Численность должностных лиц, осуществляющих контрольно-надзорные функции

Виды контроля (надзора) Штатная численность должностных лиц, уполномоченных на осуществление отдельных видов контроля (надзора) - всего, в том числе в % к предыдущему году

2017 год 2018 год 2019 год

Федеральный государственный контроль (надзор) (ед.) 97 078 (+5%) 99 348 (+2%) 99 341 (0%)

Региональный государственный контроль (надзор) (ед.) 22 488 (-2%) 21 943 (-3%) 21 671 (-1%)

Муниципальный контроль (ед.) 11 087 (+2%) 11 705 (+5%) 12 252 (+5%)

Всего 130 652 (+3%) 132 996 (+2%) 133 264 (+0,2%)

Таблица 4. Финансирование контрольно-надзорной деятельности

Уровни бюджетной системы Объем бюджетных средств, выделяемых на выполнение контрольно-надзорных полномочий (млн. руб.)

2017 год (снижение/рост объема денежных средств в 2017 году по сравнению с 2016 годом) 2018 год (снижение/рост объема денежных средств в 2018 году по сравнению с 2017 годом) 2019 год (снижение/рост объема денежных средств в 2019 году по сравнению с 2018 годом)

Федеральный бюджет 51 468,3 (-9,5%) 59 614,8 (+15,8%) 67 685,7 (+13,5%)

Бюджеты субъектов РФ 18 473,9 (-35,5%) 27 276,0 (+47,6%) 25 367,8 (-7,0%)

Местные бюджеты 13 355,7 (+78,2%) 7 075,9 (-47,1%) 6 230,0 (-12,0%)

Всего 83 297,9 (-10,5%) 93 966,7 (+ 12,8%) 99 284,5 (+5,7%)

Значительное увеличение объемов финансирования контрольно-надзорной деятельности в 2019 году приходится на ФНС России (на 1,1 млрд. руб.), Ростехнадзор (на 925 млн. руб.), Роспотребнадзор (на 518 млн. руб.), Рос-сельхознадзор (на 328 млн. руб.), ФТС России (на 327 млн. руб.), Роструд (на 301 млн. руб.). При этом необходимо отметить, что Ростех-

Хотелось бы обратить внимание на значительные расходы бюджетов местных органов самоуправления относительно объемов контрольной деятельности. «Стоимость» одной проверки при осуществлении муниципального контроля в несколько раз превышает «стоимость» проверки, проводимой органами федерального и регионального государственного контроля (надзора) (более 127 тыс. руб.).

Так минимальные затраты в расчете на 1 проведенную проверку отмечаются в Роструде (18,6 тыс. руб.), на одного сотрудника которого

надзором и Рострудом количество проведенных в течение года проверок сокращено соответственно на 21 и 6 тысяч.

Средняя величина расходов бюджетов всех уровней на осуществление контрольно-надзорной деятельности в расчете на 1 проведенную проверку в 2019 году составила более 56 тыс. рублей [1] (Таблица 5).

приходится в среднем около 73 проверок в год.

Существенно превышает средний показатель выделенных бюджетных средств в расчете на одну проведенную в течение года проверку в органах Рослесхоза, МВД России, Казначейства России, Росрыболовства, ФССП России, Роспатента, Росприроднадзо-ра, Росфинмониторинга, ФМБА России, Рос-транснадзора и ФНС России (от 100 до 533 тыс. руб. на 1 проверку).

На фоне перечисленных ведомств особенно выделяются объемы финансирования кон-

Таблица 5. Сумма выделенных финансовых средств в расчете на одну проведенную проверку

Проверки по уровням их проведения Сумма средств в расчете на 1 проверку (тыс. руб.)

2017 год (снижение/рост в % к 2017 году) 2018 год (снижение/рост в % к 2018 году) 2019 год (снижение/рост в % к 2019 году)

Проверки, проводимые федеральными органами исполнительной власти 47,3 (-4) 60,9 (+29) 61,8 (+1)

Проверки, проводимые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации 27,8 (-59) 46,4 (+67) 41,8 (-10)

Проверки, проводимые органами местного самоуправления 242,3 (+98) 139,0 (-43) 127,4 (-8)

В среднем 46,4 56,8 56,6

трольной деятельности Роскомнадзора. При относительно стабильных величинах штатной численности персонала и объемов выделяемых финансовых средств на исполнение контрольно-надзорных функций указанный контролирующий орган в 2018 и 2019 годах значительно сократил количество проводимых проверок, в большей мере уделяя внимание проведению мероприятий по контролю без взаимодействия с подконтрольными субъектами, и поэтому расчетные затраты финансовых средств на одну проведенную ведомством проверку резко возросли с 483,1 тыс. руб. в 2017 году до 3,8 млн. в 2018 году, а в 2019 году - до 6,8 млн. рублей.

В целом следует признать, что достоверность представляемой информации по объемам ежегодно выделяемых средств на выполнение контрольно-надзорных функций и их динамику необходимо оценивать с высокой степенью критичности, поскольку:

- средства на исполнение этих функций не выделяются целевым назначением (отдельной строкой бюджетной классификации);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- основной объем бюджетных расходов приходится на суммы, выделяемые на денежное содержание штатной численности персонала центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, надзорных органов субъектов РФ.

Оценка эффективности контрольно-надзорных функций с позиций соотношения затрат государства и полученных результатов исполнения этих функций возможна только при переходе бюджетной системы на целевое финансирование функций, а не содержание органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Оценка результативности контрольно-надзорной деятельности, которая заключается в достижении органами государственного контроля (надзора) показателей, характеризующих масштаб, полноту и своевременность исполнения своих функций, соблюдение законности при реализации своих административно-властных полномочий, осуществляется на основании расчета и анализа следующих показателей:

- Охват подконтрольных субъектов плановыми и внеплановыми проверками как федеральными, так и региональными органами го-

сударственного контроля (надзора), ежегодно снижается и остается низким.

В 2019 году Росаккредитация, Росрыбо-ловство, Ространснадзор, Россельхознадзор и Ростехнадзор демонстрируют снижение охвата проверками подконтрольных субъектов.

С другой стороны, Росгвардия, Казначейство России, Рослесхоз, ФССП России, не применяющие риск-ориентированный подход в проведении плановых проверок, в последние годы наращивают этот показатель.

Статистические данные, по которым рассчитывается этот показатель, ежегодно колеблются, что не позволяет выявить какие-либо тенденции, обуславливаемые изменением характера контрольно-надзорной деятельности, связанной с переходом на риск-ориентированную модель организации и проведением плановых проверок, расширением оснований для проведения внеплановых проверок, внедрением форм и методов «дистанционного контроля», а также переориентацией контрольной деятельности на профилактику нарушений обязательных требований.

Отсутствие унифицированной системы учета подконтрольных субъектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях приводит к тому, что суммарное количество указываемых в отчетах подконтрольных субъектов составляет более 60 млн., что в несколько раз превышает общее количество зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целом по стране. По этой причине приведенные цифры показателя полноты охвата проверками подконтрольных субъектов необходимо рассматривать с большой долей критичности, используя их только для сравнительной оценки по годам.

- Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного хозяйствующего субъекта в течение года, свидетельствуют о невысокой нагрузке на хозяйствующие субъекты с учетом того, что при проведении проверок в среднем у 68% из них выявляются нарушения обязательных требований и хозяйствующие субъекты во многих случаях повторно подлежат внеплановым проверкам с целью контроля выполнения ранее данных предписаний по устранению выявленных нарушений.

- Частота выявления нарушений обязательных требований при проверках свидетель-

ствует, с одной стороны, о компетентности должностных лиц контролирующих органов, способных выявить нарушения, лиц, их допустивших, оценить последствия и установить причинно-следственные связи между выявленными нарушениями и их последствиями, а с другой стороны - о добросовестности или недобросовестности хозяйствующих субъектов и состоянии соблюдения ими законодательства.

Достижение главной цели осуществляемой государством контрольно-надзорной деятельности направлено на предотвращение неисполнения требований законодательства, направленных на защиту прав и интересов граждан, общества и государства, используя, в том числе административно-властные полномочия по пресечению нарушений, применение мер воздействия к нарушителям, что в конечном итоге должно выражаться в снижении частоты совершаемых и соответственно выявляемых нарушений в деятельности хозяйствующих субъектов.

Однако за последние три года доля проверенных хозяйствующих субъектов, которые допускали нарушения обязательных требований, увеличивается. В среднем доля таких подконтрольных субъектов, проверенных федеральными органами государственного контроля (надзора), в 2019 году составила 68% общего количества проверенных субъектов (в 2018 году - 64%, в 2017 году - 57%).

Высоким сохраняется удельный вес проверенных хозяйствующих субъектов, допускающих нарушения обязательных требований в финансово-бюджетной и налоговой сфере, в деятельности некоммерческих организаций, в сфере защиты авторских прав, прав потребителей и работников, обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, охраны природы, обеспечения строительной, технологической и промышленной безопасности, ветеринарии (от 50 до 97% от общего числа проверенных субъектов).

Только в сферах деятельности, подконтрольных МВД России, Казначейству России, Роспатенту, Рослесхозу и Ространснадзору, в течение последних трех лет отмечается устойчивое снижение доли проверенных подконтрольных субъектов, в деятельности которых выявляются нарушения обязательных требований.

Органами регионального государственно-

го контроля (надзора) при проверках 93,5 тыс. хозяйствующих субъектов нарушения обязательных требований были выявлены у 47,1 тыс. субъектов или в 50% (в 2018 году - в 49%, в 2017 году - в 47%). Почти 38% проверенных органами муниципального контроля субъектов допускали нарушения обязательных требований.

В целом положительной динамики результатов контрольно-надзорной деятельности, выражающейся в устойчивом снижении доли проверенных хозяйствующих субъектов, которыми допускаются нарушения обязательных требований, по представленным контролирующими органами данным не наблюдается.

4 февраля 2019 года поручением Правительства Российской Федерации была определена необходимость совершенствования системы нормативно-правового регулирования, получившей условное название «регулятор-ная гильотина».

Данный подход основан на идее разделения материально-правового и процессуально-правового аспектов в контрольно-надзорной деятельности, которая предполагает:

- детальную регламентацию и унификацию процессов по обоснованию, разработке, экспертизе, принятию, опубликованию, внедрению и актуализации обязательных требований, предъявляемых к деятельности физических и юридических лиц на основе базового федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», прекращение действия (отмену) на территории Российской Федерации многочисленных и признаваемых устаревшими и (или) избыточными обязательных требований, сохранение актуализированных в кратчайший срок тех из них, которые реально обеспечивают защиту общественных ценностей и минимизацию (ликвидацию) риска причинения вреда охраняемых ценностям, а также осуществление в дальнейшем деятельности по нормативному регулированию контрольно-надзорной деятельности на основе унифицированных положений, установленных указанным базовым федеральным законом;

- перевод осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в рамки действий, основанных на закрепленной в базовом Федеральном законе «О государс-

твенном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» детальной регламентации поведенческой деятельности контролирующих органов и их должностных лиц, развитии принципов и совершенствовании риск-ориентированной модели контрольной деятельности, профилактике рисков причинения вреда охраняемым ценностям, внедрении в контрольно-надзорную деятельность современных информационных технологий, а также методов и критериев системной оценки ее результативности и эффективности.

В настоящее время цифровая трансформация контрольно-надзорной деятельности является одним из ключевых направлений совершенствования контрольно-надзорной деятельности посредством автоматизации процессов и внедрения цифровых решений и продуктов, которые позволят в целом снизить воздействие контрольных органов на подконтрольные субъекты, а также минимизировать ущерб в подконтрольной сфере. Приоритетность данного направления была подчеркнута Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в послании Федеральному собранию в 2019 году, в частности о необходимости изменения, в том числе правовой среды для новой, цифровой экономики, в целях ее развития в новой технологической реальности с использованием цифровых технологий.

Вместе с тем согласно основным направлениям деятельности правительства предусмотрено в рамках обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере осуществление мер по внедрению цифровых технологий и платформенных решений («цифровизации») в практическую деятельность органов государственного управления федерального, отраслевого и регионального уровней.

Реализация указанных мер предусмотрена через ключевые программы и проекты, направленные на достижение национальной цели развития Российской Федерации, в том числе через национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации», предус-

матривающий федеральный проект «Цифровое государственное управление», утвержденный президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

При этом цифровизация контрольно-надзорной деятельности является приоритетным направлением реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и направлена на внедрение цифровых технологий в процесс взаимодействия участников контрольно-надзорной деятельности в целях получения эффекта снижения воздействия контрольно-надзорных органов на подконтрольные субъекты при одновременной минимизации ущерба в подконтрольной сфере.

Важно отметить, что в 2020 году в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2020 года № ММ-П10-502 назначены ответственные за цифровизацию контрольно-надзорных органов заместители руководителей в федеральных органах исполнительной власти.

Кроме того, в целях организации работы по цифровой трансформации контрольно-надзорной деятельности руководителями Минэкономразвития России и Минкомсвязи России принято решение о создании Межведомственной рабочей группы по цифровизации контрольно-надзорной деятельности, в состав которой вошли представители федеральных и региональных органов власти, а также представители научных и экспертных организаций. Как результат, по итогам года в 12 докладах федеральных органов исполнительной власти (Росздравнадзора, Роскомнадзора, Рослесхоза, Рособрнадзора, Ро-спотребнадзора, Росприроднадзора, Росреестра, Ространснадзора, Роструда, Росфинмониторин-га, ФНС России и ФТС России) из 36 представленных докладов уже содержалась информация о проделанной работе по цифровизации контрольно-надзорной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Доклад «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» // URL: https://www.tomsk.gov.ru/files/front/download/id/264761

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.