Научная статья на тему 'Реформирование институтов обвинения и защиты в советском судопроизводстве в 1920 г.'

Реформирование институтов обвинения и защиты в советском судопроизводстве в 1920 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обвинение и защита / советское правосудие / советское судопроизводство. / the prosecution and defense / Soviet justice / the Soviet trial

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олейник Олег Юрьевич

Раскрываются изменения в организационно-правовом положении институтов обвинения и защиты, произошедшие в результате их реформирования в системе советского судопроизводства в 1920 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reforming the institutions of the prosecution and defense in the Soviet legal proceedings in 1920

Reveals the changes in the organizational and legal status of the prosecution and defense institutions that have taken place as a result of reforming the system of the Soviet legal proceedings in 1920.

Текст научной работы на тему «Реформирование институтов обвинения и защиты в советском судопроизводстве в 1920 г.»

Reforming the institutions of the prosecution and defense in the Soviet legal proceedings in 1920 Olejnik O. (Russian Federation)

Реформирование институтов обвинения и защиты в советском судопроизводстве в 1920 г.

Олейник О. Ю. (Российская Федерация)

Олейник Олег Юрьевич / Olejnik Oleg - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, кафедра связей с общественностью и массовых коммуникаций, факультет экономики и управления,

Ивановский государственный энергетический университет, г. Иваново

Аннотация: раскрываются изменения в организационно-правовом положении институтов обвинения и защиты, произошедшие в результате их реформирования в системе советского судопроизводства в 1920 г. Abstract: reveals the changes in the organizational and legal status of the prosecution and defense institutions that have taken place as a result of reforming the system of the Soviet legal proceedings in 1920.

Ключевые слова: обвинение и защита, советское правосудие, советское судопроизводство.

Keywords: the prosecution and defense, Soviet justice, the Soviet trial.

В условиях гражданской войны произошли существенные изменения в представлениях о роли обвинения и защиты у руководителей как Наркомата юстиции РСФСР, так и подведомственных ему органов на местах [1, с. 181]. Всероссийским съездом деятелей советской юстиции (25-28 июня 1920 г.) было принято решение упразднить институт правозаступников. По мнению делегатов, он не оправдал возлагавшихся на него надежд, так как не вписывался в рамки революционного подхода к судопроизводству. Отмечалось, что фактически правозаступники являли собой подобие прежних адвокатов, не имели никакой организационной связи с судом, и никакого надзора за ними не предусматривалось [2, с. 5].

На съезде было особо подчеркнуто, что обвинение в судах общей юрисдикции должно носить четко выраженный классовый характер. В качестве образца его организации выступал опыт ревтрибуналов, имевших обособленные коллегии обвинителей. Таким образом, речь шла об институциональном разделении обвинения и защиты. Некоторые из выступавших на съезде высказывались даже за ликвидацию защиты [2, с. 8-11]. Предложения об упразднении защиты не встретили поддержки у большинства делегатов, указывавших на то, что правозаступники призваны поднимать народное правосознание [2, с. 12]. Съезд высказался за замену защитников, избравшихся в коллегии, на защитников, назначаемых в порядке обязательной трудовой повинности из лиц, способных выполнять эту функцию [2, с. 1-2]. Было принято Постановление о ликвидации коллегий, существовавших по Положению о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г., и об организации защиты в порядке трудовой повинности.

Данную позицию разделял и нарком юстиции Д. И. Курский. В своем отношении (так назывались докладные записки) в Президиум ВЦИК от 26 августа 1920 г. он писал о развернувшемся на местах процессе ликвидации коллегии правозаступников, комплектовавшихся «почти повсеместно из обломков буржуазной адвокатуры, а то и просто подпольных адвокатов» [Цит. по: 3, с. 104]. Он предлагал упразднить существовавшую организацию защиты и в качестве защитников привлекать способных к тому лиц на началах трудовой повинности.

Эти взгляды получили воплощение в принятом ВЦИК 21 октября 1920 г. новом Положении о народном суде [4] и изданной в соответствии с ним НКЮ РСФСР Инструкции об организации обвинения и защиты на суде от 23 ноября 1920 г. [4, № 100, ст. 543].

Коллегии защитников и обвинителей упразднялись, защита и обвинение были разделены. Учреждался специальный институт обвинителей при местных отделах юстиции, которые сами определяли их количественный состав. Обвинители назначались (к кандидатам предъявлялись те же требования, что и к народным судьям) и отзывались губисполкомами по представлению отделов юстиции. Обвинители принимали участие в судебном разбирательстве по требованию народных судей, по заявлениям заинтересованных лиц и учреждений, по усмотрению отдела юстиции. Обвинителями могли выступать представители государственных учреждений и профессиональных организаций, возбудивших дело.

В Инструкции Наркомюста РСФСР «Об организации обвинения и защиты на суде» от 23 ноября 1920 г. указывалось, что советскими обвинителями могли быть лица, способные к публичным выступлениям, имевшие опыт политической работы, состоящие в РКП(б) или обладающие «всесторонним знакомством с советским аппаратом». О юридических знаниях и образовании речь не велась, поскольку дела решались не столько на основе законов, сколько исходя из «революционной совести» и «революционного правосознания». Обвинителям разрешалось выполнять по совместительству другую работу, в том числе консультационную. На практике это часто приводило к формальной подготовке обвинителей к участию в процессе, тем более что никакого надзора за их деятельностью не предусматривалось.

Таким образом, произошло организационное обособление обвинения, но института, подобного прокуратуре, не существовало. По свидетельству Н. В. Крыленко, «самая мысль о восстановлении прокуратуры казалась реакционным поползновением возвратиться к старому порядку» [Цит. по: 3, с. 105].

Однако опыт государственно-правового строительства привел к выводу о необходимости в специальном органе, который действовал бы от имени центральной верховной власти и осуществлял надзор за исполнением законов.

Что касается защиты, то в отношении нее Положение законодательно закрепило взгляды тех работников юстиции, которые считали вообще лишним данный институт в советском суде. Поэтому никакого организационного оформления для него не предусматривалось. В качестве защитников суды могли привлекать на началах трудовой повинности всех граждан, которые по своей профессии, образованию, партийному или служебному опыту были подготовлены к исполнению обязанностей защитников в суде.

Предварительные списки таких лиц составлялись народными судами, советами народных судей, революционными трибуналами, партийными и профессиональными организациями, а также коллективами сотрудников советских учреждений. Собранные в уездных бюро или губернских отделах юстиции списки представлялись дважды в год на утверждение соответствующих исполкомов. За каждым судом закреплялось несколько лиц, которые вызывались им для выполнения функций защитника по конкретному делу.

С одной стороны, такая система исключала возможность контролировать защитников, но с другой -делала их, по сути, случайными участниками процесса. Инструкция устанавливала обязательность участия в процессе защитника, когда назначен обвинитель или когда о назначении защитника просит обвиняемый, содержащийся под стражей, а также «если обвиняемый по своему умственному развитию или незнакомству с местными условиями (иностранец) действительно нуждается в защите». Привлекавшиеся к осуществлению защиты в суде освобождались от своей основной работы лишь на шесть дней в полугодие. Выступавший защитник получал заработную плату по месту работы, а не работавшим из государственных средств выплачивался минимум зарплаты. При недостатке лиц, выполнявших задачи защиты в порядке общественной повинности, в качестве защитников могли привлекаться консультанты отделов юстиции, а также допускаться близкие родственники обвиняемого.

При этом следует иметь в виду, что из всего объема уголовных дел, касавшихся даже мирного населения, большая часть рассматривалась в ревтрибуналах и чрезвычайных комиссиях, а в народных судах в 1920 г. было рассмотрено лишь 22,3% дел [5, с. 46-47].

Кроме защиты в суде население нуждалось и в иных видах юридической помощи. Оказывать ее по назначению судебных органов было невозможно, и поэтому организация такой помощи была возложена на отделы юстиции при губернских исполкомах и консультантов уездных бюро юстиции. Подобная форма организации юридической помощи оказалась нежизнеспособной, и все очевидней становилась необходимость учреждения специальной организации, могущей действенно и всесторонне осуществлять такие функции. Данная задача стала особенно актуальной по окончании гражданской войны в условиях перехода страны к мирному хозяйственному строительству. Расширение сферы хозяйственных отношений требовало внесения изменений в организацию судебной защиты и судебного представительства.

Следует отметить, что нормативные акты, принятые в 1920 г., уже не упоминали о возможности участия защиты на стадии предварительного следствия. Трудно согласиться с мнением тех авторов, которые объясняют это недостатком защитников [6, с. 32]. Скорее, причина заключалась в стремлении власти быстро вершить пролетарское правосудие, что предопределяло потребность в максимальной упрощенности досудебной стадии уголовного процесса.

Литература

1. Олейник И. И. Организационно-правовые основы становления и развития органов управления юстицией в РСФСР (1917-1936 гг.): дис. ... д-ра юрид. наук. Владимир, 2006. 443 с.

2. Протоколы Ш съезда деятелей юстиции // Материалы Народного комиссариата юстиции РСФСР. Вып. XI-XII. М.: Изд-во НКЮ РСФСР, 1921. 104 с.

3. Олейник И. И. Органы юстиции Советской России в 1917-1936 гг. Иваново: ИГЭУ, 231 с.

4. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства РСФСР. 1920. № 83. Ст. 407.

5. Олейник И. И. Особенности становления народных судов в советском государстве (1918-1920 гг.) // Российский судья. 2004. № 5. С. 43-47.

6. Портнов В. П., Славин М. М. Становление правосудия Советской России (1917-1922 гг.). М.: Наука, 1990. 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.