Научная статья на тему 'Реформирование государственной службы в контексте посланий Президента Казахстана'

Реформирование государственной службы в контексте посланий Президента Казахстана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
238
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная служба / реформирование / послание / страна / стандарты / процессы / совершенствование / public service reform / the message / country / standards / processes / improving

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мулюкова Наиля

В данной статье рассматривается соответствие реформирования системы государственной службы Республики Казахстан современным мировым стандартам и требованиям. Автор уделил особое внимание процессам развития и совершенствования административной сферы как важного направления укрепления государственности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SERVICE REFORM IN THE CONTEXT OF THE MESSAGE FROM THE PRESIDENT OF KAZAKHSTAN

This article examines the compliance of reforming the civil service system of the Republic of Kazakhstan with modern international standards and requirements. The authors paid special attention to the processes of development and improvement of administrative spheres as an important direction of strengthening the country's statehood.

Текст научной работы на тему «Реформирование государственной службы в контексте посланий Президента Казахстана»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В КОНТЕКСТЕ ПОСЛАНИЙ ПРЕЗИДЕНТА КАЗАХСТАНА

Н. Мулюкова

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ просп. Вернадского, 82-1, Москва, Россия, 119571

В данной статье рассматривается соответствие реформирования системы государственной службы Республики Казахстан современным мировым стандартам и требованиям. Автор уделил особое внимание процессам развития и совершенствования административной сферы как важного направления укрепления государственности страны.

Ключевые слова: государственная служба, реформирование, послание, страна, стандарты, процессы, совершенствование.

Актуальность создания современного института государственной службы, способствующего дебюрократизации социальной жизни и повышению эффективности государственного управления, была отмечена впервые в Стратегии «Казахстан 2030». «Новая экономика требует новых управленческих решений, которые способны принимать только современно мыслящие и ориентированные на конечный результат государственные менеджеры», - эти слова главы государства Н.А. Назарбаева, озвученные в Послании «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира», стали лейтмотивом проводимой в настоящее время административной реформы, суть которой Президент страны подробно изложил во время своего выступления на совместном заседании палат Парламента первого сентября 2006 года [2].

Современный Казахстан, успешно преодолев трудности переходного периода, ставит перед собой новые цели, направленные на дальнейшую интеграцию в мировую экономику, повышение конкурентоспособности страны и качественное улучшение жизни казахстанцев.

В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы эффективности государственного управления как важнейшего фактора, обеспечивающего неуклонность курса демократизации нашего общества и дальнейший рост экономики. В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева «Новый Казахстан в новом мире» в качестве приоритетной задачи была сформулирована необходимость проведения в Казахстане административной реформы [3. С. 4]. В этом важном документе был подведен итог предваритель-

ного этапа реформирования системы государственного управления и намечены задачи на перспективу.

Нашему государству для максимально возможного развития его конкурентоспособности в мировой экономике, а также с целью создания условий для качественно более высокого уровня жизни казахстанцев крайне необходимо внедрение новых подходов управления.

Для решения поставленных задач Правительство Казахстана определило пять приоритетов дальнейшего реформирования.

1. Повышение качества оказания государственных услуг.

2. Внедрение системы государственного планирования и бюджетирования, ориентированной на результаты.

3. Сокращение административного давления на предпринимательские структуры и наведение порядка в сферах, где присутствует избыточное государственное вмешательство.

4. Развитие «электронного правительства», прежде всего обеспечение широкого предоставления общественных услуг в электронной форме.

5. Реформа государственной службы.

Сейчас в Казахстане идет процесс упрощения и улучшения процедур оказания государственных услуг, разрабатываются их стандарты и регламенты. Смысл этой работы заключается в следующем:

1) в существенном повышении качества предоставляемых государственных услуг;

2) в необходимости навести порядок во взаимодействиях служащих госорганов, физических лиц и субъектов предпринимательской деятельности.

Когда имеется четко сформулированный стандарт оказания услуги, тогда становятся понятными обязательства государственных органов и, соответственно, права физических и юридических лиц на получение государственных услуг установленного количества и качества. А регламентом оказания услуги определяется порядок действий не только государственного органа, но и должностных лиц. В 2007 г. Правительством Республики Казахстан были утверждены типовые стандарты и регламенты оказания государственных услуг, а также реестр государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам. И таких услуг уже насчитывается 132 вида.

В дальнейшем предстоит продолжить разработку подобных нормативных и целевых показателей доступности и качества государственных услуг. Необходимо проведение регулярных социологических опросов населения страны для оценки качества и доступности государственных услуг. Об этом четко указано в соответствующем постановлении Правительства РК [7].

Для повышения эффективности работы государственного аппарата в целом и его отдельных звеньев в Казахстане были приняты следующие меры.

Во-первых, с целью создания оптимальной структуры Правительства была проведена его реорганизация на основе разделения государственных органов по функциям (планирующие, исполнительные, регулирующие и контрольные).

Во-вторых, была создана постоянно действующая комиссия при Премьер-министре РК по совершенствованию государственного управления, основными направлениями деятельности которой стали анализ работы органов государственной власти с выработкой соответствующих рекомендаций; выработка унифицированных критериев оценки деятельности Правительства, ведомств и должностных лиц и др.

В-третьих, активизировался процесс совершенствования системы и методов управления, внедрения эффективных механизмов координации и контроля. Это привело к постепенному формированию многоуровневой системы стратегического планирования.

Усилилось горизонтальное взаимодействие министерств и ведомств. На основе унифицированных должностных инструкций постепенно вводится практика решения вопросов на уровне руководителей структурных подразделений государственных органов в рамках их компетенции [8].

Кроме того, в целях повышения эффективности работы исполнительной ветви власти было принято решение о разработке единой системы оценки эффективности и качества деятельности государственных органов.

В связи с этим сейчас разрабатывается система индикаторов, показателей и критериев, которые позволят оценить эффективность работы органов государственного управления. Особую актуальность внедрение оценок эффективности работы приобретает в контексте приоритетов реализуемой политики децентрализации, в рамках которой большое значение придается повышению качества принимаемых решений в сфере государственного регулирования, внедрению элементов результативной модели управления и программно-целевого бюджетирования.

В основе оценки регулирующего воздействия лежит набор критериев целесообразности, адекватности, осуществимости и эффективности государственного регулирования в рамках заявленных допустимых целей регулирующего воздействия, а также критериев результативности и эффективности.

Следует отметить, что большое влияние на повышение эффективности работы органов исполнительной власти и на совершенствование их отношений с гражданами оказывает развитие информационных технологий. В этом направлении продолжается работа по формированию «электронного правительства», прежде всего в части обеспечения широкого предоставления общественных услуг в электронной форме.

Это позволит облегчить и ускорить связь между гражданами и органами исполнительной власти; ликвидировать ограничения, налагаемые, например,

графиком работы или географической удаленностью органов исполнительной власти; обеспечить доступность информации, ее подлинность, конфиденциальность [6. С. 35].

Широкое распространение электронных услуг способствует минимизации прямых контактов населения и чиновников, ведет к снижению коррупции, упрощению административных процедур и экономии времени. На современном этапе идет переосмысление парадигмы государственного управления, что вызвано глобальными социальными реформами, осуществляемыми в разных странах. Процессы трансформации привели к переходу цивилизации на постиндустриальные рельсы. Общество становится все более информационно открытым, при этом происходит принципиальное обновление понимания роли государственного управления, его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.

На современном этапе развития административной системы сильная централизация исполнительной власти начала играть в определенной степени роль сдерживающего фактора в последующем развитии страны. Если сильная централизация исполнительной власти, имевшая место в первые годы независимости Казахстана, была оправданной, то в среднесрочной перспективе излишняя централизация исполнительной власти, по всей видимости, будет сдерживать развитие страны, создавая опасность стратегического отставания.

Этот факт говорит в пользу необходимости дальнейшего постепенного перехода к передовым реформам, которые закономерно закрепляют успех основных реформ. Тем самым проведенные основные реформы фактически сформировали ряд благоприятных условий для дальнейшего развития административной системы.

Вместе с тем следует заметить, что в процессе реформирования возникают проблемные узлы, образованные теми или иными системными сбоями, способные существенно влиять не только на качество процесса реформирования, но даже на его цели. Так, например, распределение функций между областным, районным (городским) и сельским уровнями власти на сегодняшний день предоставлено областному уровню и зачастую принимает централизованную схему управления. То есть переданные из центра полномочия остались на областном уровне, что не в полной мере соответствует идеологии проводимых реформ.

Поэтому, исходя из необходимости дальнейшего повышения эффективности государственного управления, приоритетными становятся вопросы более четкого разграничения функций между всеми уровнями власти, дальнейшего переноса центра проведения реформ на нижние уровни местного государственного управления.

Следует подчеркнуть, что основные реформы, проведенные в республике, еще не закончены полностью и требуют логического продолжения. Тем

не менее, учитывая достаточную свободу для маневра дальнейшего реформирования, можно отметить, что Казахстан в определенной степени уже готов к осуществлению передовых реформ.

Процесс реформирования государственной службы «включен» в контекст административной реформы, В этой связи 13 января 2007 г. был принят Указ Президента Республики Казахстан № 273, который конкретизировал цели, принципы и приоритетные направления модернизации системы государственного управления [1].

Решение важных задач, поставленных в последнем Послании главы государства народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» требует модернизации всей системы государственной службы, что обусловлено предложенной 10-летней программой развития Казахстана в сложнейший момент передела глобального экономического и политического влияния и смены исторических эпох [4].

Как известно, казахстанская модель государственной службы построена на принципах меритократии (личных заслуг), которая в свою очередь базируется на приеме на государственную службу из следующих сегментов: конкурсный отбор; казахстанский патриотизм; разделение должностей на политические и административные; на равной оплате труда за выполнение равнозначной работы; стимулировании профессионального роста; соблюдения этических норм.

В своем последнем Послании народу Казахстана в 2014 г. под названием «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» глава государства призвал давать больше самостоятельности органам управления на местах и усилить ответственность государственных служащих за результаты подотчетности перед населением. Он еще раз подчеркнул необходимость внедрения принципа меритократии в кадровую политику государственных предприятий, национальных компаний и бюджетных организаций.

Как отметил Н. А. Назарбаев, «это требует полной концентрации сил и внимания... Должны работать люди соответствующие, понимающие и поддерживающие кадровую политику, потому что другого у нас выхода нет. Мы вместе с Советским Союзом отстали от Запада на 50 лет. Мы все это знаем. И если мы не хотим быть на задворках в мировой экономики, мы должны это сделать. Мы должны перепрыгнуть этот барьер, и я абсолютно верю в это. Казахстан готов к решению этих задач» [5].

Таким образом, реформирование государственной службы в Казахстане как важнейшего института государственности страны является вопросом большой политической значимости. Без создания эффективной и профессиональной кадровой службы политическая система страны не может быть устойчивой, стабильной и готовой ответить на самые последние вызовы и требования современного мира.

[3 [4

[5

[б [7

[8

[3 [4

[5

[б [7

ЛИТЕРАТУРА Казахстанская правда, 14 января 2GG7 г.

Hазарбаев H.A. Модернизация государственного управления на принципах корпоративного управления, транспарентности и подотчетности обществу // Казахстанская правда. - 2 сентября, 2GG6.

Hазарбаев H.A. Послание Президента народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» // Казахстанская правда. - 28 февраля, 2GG7.

Hазарбаев H.A. Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана: Послание Президента народу Казахстана // Казахстанская правда. - 3G января, 2G1G.

Hазарбаев H.A. Послание народу Казахстана - 2G14. «Казахстанский путь - 2G5G: Единая цель, единые интересы, единое будущее». - URL: http://www.akorda.kz/ru/ page/page_21575G_poslanie-prezidenta.

Hy_'рмагамбетов A.A., Aлиярoв Е.К. Проблема формирования электронного правительства (зарубежный опыт и Казахстан) // Аналитик. - 2GG5. - № 2 (26). Об утверждении реестра государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам. - Постановление Правительства от 3G.G6.2GG7. - № 561. -URL: http://www.pavlodar.com/zakon/?dok=G374G&ogl=all.

При Канцелярии Премьер-министра РК создадут Центр по изучению актуальных вопросов госуправления. - URL: http://zakon.kz/our/news/news.asp?id=3GG85537.

REFERENCES

Kazahstanskaja pravda, 14 janvarja 2GG7 g.

Nazarbaev N.A. Modernizacija gosudarstvennogo upravlenija na principah korporativ-nogo upravlenija, transparentnosti i podotchetnosti obshhestvu // Kazahstanskaja pravda. -2 sentjabrja, 2GG6.

Nazarbaev N.A. Poslanie Prezidenta narodu Kazahstana «Novyj Kazahstan v novom mire» // Kazahstanskaja pravda. - 28 fevralja, 2GG7.

Nazarbaev N.A. Novoe desjatiletie - novyj jekonomicheskij pod#em - novye vozmozh-nosti Kazahstana: Poslanie Prezidenta narodu Kazahstana // Kazahstanskaja pravda. -3G janvarja, 2G1G.

Nazarbaev N.A. Poslanie narodu Kazahstana - 2G14. «Kazahstanskij put' - 2G5G: Edinaja cel', edinye interesy, edinoe budushhee». - URL: http://www.akorda.kz/ru/page/ page_21575 G_poslanie-prezidenta.

Nurmagambetov A.A., Alijarov E.K. Problema formirovanija jelektronnogo pravitel'stva (zarubezhnyj opyt i Kazahstan) // Analitik. - 2GG5. - № 2 (26).

Ob utverzhdenii reestra gosudarstvennyh uslug, okazyvaemyh fizicheskim i juridiches-kim licam. - Postanovlenie Pravitel'stva ot 3G.G6.2GG7. - № 561. - URL: http:// www.pavlodar.com/zakon/?dok=G374G&ogl=all.

Pri Kanceljarii Prem'er-ministra RK sozdadut Centr po izucheniju aktual'nyh voprosov gosupravlenija. - URL: http://zakon.kz/our/news/news.asp?id=3GG85537.

1G3

CIVIL SERVICE REFORM IN THE CONTEXT OF THE MESSAGE FROM THE PRESIDENT OF KAZAKHSTAN

Nailya Mulyukova

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Vernadskogo ave., 82, bld. 1, Moscow, Russia, 119571

This article examines the compliance of reforming the civil service system of the Republic of Kazakhstan with modern international standards and requirements. The authors paid special attention to the processes of development and improvement of administrative spheres as an important direction of strengthening the country's statehood.

Key words: public service reform, the message, country, standards, processes, improving.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.