Научная статья на тему 'Реформирование государственной службы в Казахстане на современном этапе'

Реформирование государственной службы в Казахстане на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
254
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
государственная служба / реформирование / оптимизация / государственные органы / государственный служащий / граждане / интересы / civil service / reform / optimization / state bodies / civil servant / citizens / interests

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балабиев Кайрат Рахимович

В статье рассматривается содержание реформирования государственной службы в Республике Казахстан, исследуется развитие управленческого аппарата государства с момента получения независимости государства. При ее осуществлении нужно установить взаимозависимость текущих жизненных задач и эффективной деятельности государственного аппарата. В работе указана необходимость создания системы ответственности государственных служащих за принимаемые ими решения и действия. Оптимизация государственного аппарата при комплексном проведении становится эффективным для принятия решений по жизненно необходимым вопросам общества и государства. Особое внимание уделяется совершенствованию деятельности квазигосударственных форм организации государственной службы. Вместе с тем определена необходимость разработки особой национальной модели развития государственной службы, основанной на исторических, национальных, социальных особенностях Казахстана, которая соответствовала бы новым возможностям современного мира, что позволит своевременно реагировать на различные ситуации и предложения, повысить доверие населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Балабиев Кайрат Рахимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC SERVICE REFORM IN KAZAKHSTAN AT THE PRESENT STAGE

The paper examines the content of the reform of the civil service in the Republic of Kazakhstan, examines the development of the administrative apparatus of the state since the independence of the state. In its implementation, it is necessary to establish the interdependence of current life tasks and the effective activities of the state apparatus. The paper indicates the need to create a system of responsibility of civil servants for their decisions and actions. Optimization of the state apparatus in the complex implementation becomes effective for making decisions on vital issues of society and the state. Special attention is paid to improving the activities of quasi-state forms of public service organization. At the same time it is necessary to develop a special national model for the development of the civil service, based on the historical, national and social characteristics of Kazakhstan, which would correspond to the new opportunities, of the modern world, which would allow for a timely response to various situations and proposals, increase public confidence and be open to all subjects of public relations.

Текст научной работы на тему «Реформирование государственной службы в Казахстане на современном этапе»

Реформирование государственной службы в Казахстане на современном этапе

Балабиев Кайрат Рахимович,

доктор юридических наук, профессор института Мардана Сапарбаева, Казахстан E-mail: balabi.kairat@mail.ru

В статье рассматривается содержание реформирования государственной службы в Республике Казахстан, исследуется развитие управленческого аппарата государства с момента получения независимости государства. При ее осуществлении нужно установить взаимозависимость текущих жизненных задач и эффективной деятельности государственного аппарата. В работе указана необходимость создания системы ответственности государственных служащих за принимаемые ими решения и действия. Оптимизация государственного аппарата при комплексном проведении становится эффективным для принятия решений по жизненно необходимым вопросам общества и государства. Особое внимание уделяется совершенствованию деятельности квазигосударственных форм организации государственной службы. Вместе с тем определена необходимость разработки особой национальной модели развития государственной службы, основанной на исторических, национальных, социальных особенностях Казахстана, которая соответствовала бы новым возможностям современного мира, что позволит своевременно реагировать на различные ситуации и предложения, повысить доверие населения.

Ключевые слова: государственная служба, реформирование, оптимизация, государственные органы, государственный служащий, граждане, интересы.

S2

см о см

В Казахстане с момента получения независимости была проделана значительная работа по определению законодательных основ государственной службы. Современные экономические реалии, изменения в общественных отношениях требуют все более эффективных и соответствющих времени мобильных подходов к развитию механизма государственного управления, целью которого являются защита интересов государства и общества.

Наше государство является динамично развивающейся в законодательном отношении страной. Поэтому значительное внимание при осуществлении разработки и реализации различных реформ уделяется рассмотрению опыта как зарубежных стран, так и стран постсоветского пространства. Новые подходы к развитию и совершенствованию государственной службы стали актуальными в условиях пандемии и кризиса, когда в государственном управлении задействованы все структуры и звенья и ежедневные вопросы требуют оперативного решения.

Реформирование государственной службы в Казахстане началось после получения независимости в целях изживания методов и систем управления государства, принятые еще в Советском Союзе, а также выделения данного института в качестве самостоятельного объекта регулирования национальным законодательством. Конституция установила принцип равных возможностей граждан государства к занятию должностей на государственной службе. В 1995 году был принят Указ о государственной службе, который определил основные положения основных принципов государственной службы, правового положения государственных служащих, социальных гарантий в отношении них, а также выделил различия статуса государственного служащего от работника государственного органа, в функции которого входит техническое обеспечение деятельности органов государственного управления [1]. Данный нормативный правовой акт установил основополагающие основы всего механизма государственной службы государства. На основании занимаемой должности и соответствующих полномочий государственные служащие выделены по восьми категориям, а также по квалификационным классам относительно годности по предъявляемым требованиям и профессиональной подготовки.

Впервые был установлены принцип поступления на государственную службу на конкурсной основе, а также процедура проверки на соответствие занимаемой должности государственных служащих посредством аттестации. Тем самым

были определены основы создания и реализации позиционной модели будущей государственной службы.

Следующий период развития государственной службы в Казахстане характеризуется созданием государственного органа - Агентства по делам государственной службы, в чьи полномочия входит проведение политики государства в данной области и который находится в подчинении главе государства, а также разработкой и принятием закона о государственной службе. Позиционная модель государственной службы, основанная на конкурсном отборе при приеме на работу, сделала доступным получение административных должностей государства, а также возможным продвижение по карьере на основе личных способностей и заслуг. Государственные служащие разделены на политических и административных.

Административные служащие были определены по категориям А, В, С, D, Е, при этом положения по определению категории и процедуры соответствия разрабатывались Агентством и утверждались главой государства. Процедура аттестации была определена согласно срока нахождения на занимаемой должности - через три года. Особым отличительным моментом этого периода является изживание советских методов работы на государственной службе как изменение всей команды административных политических служащих при уходе главы ведомства. Последнее дает возможность оставлять на государственной службе профессиональных служащих. Открытость и гласность процедуры проведения конкурса на административные должности подтверждалось размещением в официальных печатных изданиях объявления о его проведении.

Особенностью вышеуказанного нормативного правового акта является установленные антикоррупционные положения, обязательность принесения присяги народу государственными служащими, соответствия положениям норм служебной этики, информирования управленческого аппарата государственного органа при наступлении определенного конфликта интересов. При выходе на государственную работу государственный служащий дает согласие на установленные законом ограничения, в том числе занятия предпринимательской и иной оплачиваемой работы.

Третий период развития управленческого аппарата государства характеризуется преобразованием позиционной модели государственной службы в смешанную, куда были внесены также и элементы карьерной модели, которые включали в себя стабильность положения государственного служащего и установление социальных привилегий и гарантий для него. Впервые появился институт кадрового резерва для государственной службы, где кандидаты в политические государственные служащие определялись специальной комиссией, а в административные государственные служащие - Агентством по делам государственной службы государства. Направления дальнейшего

развития института государственной службы в Казахстане были определены Стратегическим планом развития государства до 2020 года [2]. В частности, особая роль была отведена направлению развития профессионального развития государственных служащих; введению системы рейтинга деятельности государственных органов различного уровня. Кроме того, в отношении кадрового состава государственного аппарата было осуществлено перемещение политических и административных государственных служащей из различных регионов в центральные органы и наоборот, а также принято решение о проведении оптимизации численности служащих государственных органов на 15 процентов, то есть более 25 тысяч служащих.

Главой государства была утверждена новая модель государственной службы, основанной на таких принципах, как установление государственной службы в качестве социально - ориентированной, приоритетом в деятельности которой выступает человек, гражданин государства; вовлечение в государственные служащие граждан, имеющих опыт руководящей деятельности как в государственных, так и частных организациях, то есть институт «социального лифта». Классификация государственных служащих была дополнена: управленческим корпусом «А» и исполнительным корпусом «Б». Политические государственные служащие определяли стратегию государства, занимались управлением соответствующих областей управления государства. Государственные служащие корпуса «А» осуществляли исполнение установленной стратегии государства и взаимодействие между разработкой и принятием решений важнейших государственных задач, и их реализацией, численность государственного аппарата уменьшилась в восемь раз [3].

В Плане наций глава государства определил необходимость обеспечения эффективности механизма государственной службы в государстве [4]. Государственный аппарат должен быть профессиональным, эффективно исполнять экономические проекты и программы, оказывать государственные услуги. Установленные меры были направлены не только на совершенствование деятельности системы исполнительных органов государственной власти, но и на активизацию контроля административного корпуса деятельности государственных служащих всех уровней государственного аппарата. Такой контроль возлагался как на государственные механизмы в лице уполномоченного государственного органа в рассматриваемой области и Администрации Президента страны, так и на механизмы общественные контроля в лице граждан, общественных организаций. Реформирование деятельности органов государственной службы имеет прямую зависимость от состояния окружающего мира, жизненных реалий. Поэтому при ее осуществлении необходимо установить взаимозависимость текущих жизненных задач и эффективной деятельности государственного аппарата.

5 -о

сз

<

В свете Послания Главы государства от 1 сентября 2020 года были определены следующие направления в реформировании государственной службы: - сокращение государственного аппарата и повышение заработной платы работников. Данное указание направлено на повышение ответственности к принятию различных решений со стороны государственных служащих и за их выполнение [5].

Подобное направление требует значительной работы по пересмотру деятельности всего государственного механизма и определения государственных должностей по их значимости и необходимости существования в государственном аппарате. Проведение реформы должно быть реализовано в конце 2021 года в объеме 25 процентов от всего штата государственного аппарата. Значительное количество людей останутся без постоянной работы, при этом произойдет увеличение сэкономленных средств, которые будут направлены на увеличение окладов, оставшихся на государственной службе работников.

Именно низкая заработная плата определена в качестве главного фактора увеличения коррупции в государственном секторе. Поэтому в 1 июля 2021 года по практике многих работодателей государство внедряет факторно-балльную систему оплаты труда работников государственного аппарата. Такое действие и в самом деле является мотивацией для улучшения работы и повышения ответственности работников. Особое значение уделяется профессионализму, активности и инициативности государственных служащих. Такое указание Главы государства становится актуальным наличием социального неравенства по уровню жизни между работниками государственной и коммерческой сфер. Профессиональный статус государственного служащего определяется существенным ограничением в реализации гражданских прав. Такое положение требует социальных гарантий со стороны работодателя [6].

Государственная служба на настоящее время привлекает лишь возможностями карьерного роста и наличием государственной власти. При том, что отсутствуют различные социальные льготы и привилегии, как и высокий уровень дохода [7].

Поэтому в реформировании государственной службы необходимо обратить внимание на соразмерность уровня дохода с объемом выполняемой работы, поэтапное увеличение дохода государственных служащих, как это происходит в республике в отношении учителей и медицинских работников, и зависимость дохода работы от результата выполненных работ.

При реформировании необходимо учесть вопросы по созданию эффективной системы повышения ответственности государственных служа-^ щих за принимаемые ими решения и осуществлена ние действий перед населением. В частности, го-^ сударственный служащий не вызывает доверия ° у населения в связи с низким профессионализмом

1Л г

г и не лучшими нравственными качествами [8].

Оптимизация государственного аппарата должна начинаться с механизма разработки и принятия решений по жизненно необходимым вопросам общества и государства. Необходимо уменьшить бюрократизм и согласование по вопросам, когда существенным становится не само решение, а порядок его согласования, регламент с установленными должностными лицами и государственными органами. Отсутствует мотивация у государственных служащих к принятию быстрых и эффективных решений. Наблюдается бюрократия ради бюрократии. Для ее исчезновения необходимо введении цифровизации, прозрачность и доверие к деятельности государственной службы.

В результате введенной в 2006-2007 годах реформы по рассматриваемой области общественных отношений был введен институт ответственного секретаря, который сейчас упразднен, сокращены заместители министров и установлены конкретные задачи и направления деятельности по отношению к министерствам и их ведомствам, департаментам [9]. Сегодня наблюдается чрезмерное увеличение штата государственного аппарата, отсутствие инициативности у государственных служащих в связи с определением санкцион-ных мер за невыполнение соответствующих обязанностей и ответственность за коррупционные действия. Отсюда и проявляется не сама деятельность государственной службы, а имитация ее осуществления посредством передачи из одних рук в другие и представления формальных отчетов.

Подобное же положение по отношению к квазигосударственным формам организации государственной службы. Национальные управляющие холдинги «Байтерек», «КазАгро», созданы для поддержания и обеспечения развития экономики и агропромышленного производства государства. С 2018 года по отчетам данных компаний наблюдается превышение расходов административного характера и невыплата дивидендов по результатам реализованных проектов. Данные институты необходимы для развития сельского хозяйства, строительной деятельности и промышленности. Деятельность компаний является удобным фактором неконтролируемых и неосвоенных бюджетов различных проектов, неопределенности установления ответственности при огромных административных и финансовых возможностях. Введение требований и условий к государственной службы, которые не будут привлекать к занятию государственной должности тех, кому интересны наличие властных полномочий и возможность наживы, должно стать непременным условием реформирования государственного аппарата. Все государственные начинания и преобразования в любой сфере общественной жизни не смогут быть эффективно реализованы без стабильного государственного аппарата и эффективного менеджмента. - уменьшение излишней детализации правовых норм законодательных актов, что является сдерживающим фактором для инициативной и более масштабной деятельности органов ис-

полнительной власти. Кроме того, служит причиной загруженности высшего законодательного органа, поэтому целесообразно определить полномочия по конкретизации правовых норм законодательных актов в отношении иных соответствующих органов государственной власти. На основании Концепции правовой политики требуется совершенствование национального законодательства в целях определения правотворческой деятельности между уровнями правовой регламентации. Такое решение позволит высшему законодательному органу принимать более качественные законодательные акты в связи с перенаправлением в определенной части правотворческой деятельности в отношении иных органов государственной власти. В настоящее время в отношении процессуального законодательства таким органом выступает Верховный суд, который имеет полномочия по конкретизации и толкованию правовых норм нормативных правовых актов [10].

• введение новшеств в отношении противодействия коррупции:

• применения ограничений при наличии денежных сумм и ценностей в банках, находящихся в зарубежных странах и владения банковскими счетами;

• формирование законодательных гарантий по защите лиц, которые сообщили о совершении коррупционных действий;

• наличие двойного гражданства станет основанием для увольнения государственного служащего в занимаемой им должности.

• определение полномочий между различными уровнями государственного управления, местного государственного управления и самоуправления.

Последнее требует повышения и гарантирования правового статуса органов местного самоуправления, то есть сходов и собраний. Необходимо определить механизм влияния решений органов местного самоуправления на правотворческую деятельность представительных органов местного управления (маслихатов). Такая точно определенная и трехсторонняя взаимосвязь местных представительных и исполнительных органов управления и органов самоуправления позволит эффективно реагировать и решать актуальные вопросы местного значения.

На основании вышеизложенного необходимо обратить внимание также на самый важный фактор при реформировании государственного управления - на участие народа, общественности для поддержания и участия в различных мероприятиях, реализуемых государством, государственными органами. Человек должен для себя решить жить и создать для своих детей условия жизни, при котором он сможет реализовать свои способности в полном объеме, тем самым стать гражданином своего народа.

Политика государственного аппарата в современных условиях должны соответствовать таким характеризующим признакам, как:

• основываться на положениях национального законодательства и соответствовать признакам эффективности и социальной справедливости принимаемых решений и осуществляемых действий;

• быть мобильным, вовремя реагировать на изменяющиеся условия в государстве, в международной сфере, и основанным на защите общенациональных интересов;

• рассматривать и разрешать различные вопросы во взаимодействии со сложившейся ситуацией, в комплексе в иными вопросами общества и государства;

• основываться на поддержке и доверии жителей государства, общественности;

• осуществлять эффективное контролируемое финансирование для разрешения установленных задач и направлений деятельности. Повышение эффективности государственной

службы требует не только установления и повышения требований и ограничений, но и компенсаций за соответствие им в виде социальных гарантий государственным служащим и соответствующей заработной платы, которая может позволит получить достойные условия жизни, карьерный рост и уверенность в стабильности занимаемой должности.

Модернизация государственной службы требует соответствия новым возможностям современного мира, что позволит своевременно реагировать на различные ситуации и предложения, повысить доверие со стороны населения и быть открытой для всех субъектов общественных отношений. Поэтому реформирование государственной службы требует разработки особой национальной модели развития, основанной на исторических, национальных, социальных особенностях Казахстана.

Литература

1. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 26 декабря 1995 года № 2730 «О государственной службе» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.06.1997 г.) (утратил силу) // https://online. zakon.kz/document/?doc_id=1004067

2. Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» (утратил силу) // http://adilet.zan. kz/rus/docs/U100000922_

3. Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416^ «О государственной службе» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.01.2021 г.) // https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=36786682

4. План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева (май 2015 года) // https://online.zakon.kz/ document/?doc id=31977084

5 -о

сз

<

5. Послание Главы государства К. Токаева народу Казахстана. 1 сентября 2021 года. «Казахстан в новой реальности: время действий» // https://www.akorda.kz/ru/addresses/ addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1 -sentyabrya-2020-g

6. Беспалов С.В. Реформирование системы государственной службы в Казахстане // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems. - 2015. № 11(55).

7. Халикова Ш.Б., Кайдарова А.С. Административная реформа в Республике Казахстан: проблемы, тенденции, перспективы // https://pps.kaznu.kz/ru/Main/ FileShow2/16380/108/446/4906/

8. Джунусбекова Г. Некторые аспекты совершенствования системы государственной службы в Республике Казахстан // Actual problems of economics. - 2013. № 8(146).

9. Есть такая профессия - служить государству // https://liter.kz/est-takaya-professiya-sluzhit-gosudarstvu/

10. Байменов А. О реформировании государственной службы Республики Казахстан в условиях глобального мира // https://sud.kz/rus/content/ mery-po-formirovaniyu-i-ukrepleniyu-pozitivnogo-imidzha-gosudarstvennoy-sluzhby

11. Андасбаева А.Е. Реформа и модернизация государственной службы в Казахстане и России // Вестник КазНУ. - 2012.

12. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: учебник для студентов // М., 2010.

13. Уваров В.Н. Государственная служба // Алма-ты: Каз.гос.юрид.инст, 1996.

14. Байменов А.М. Некоторые особенности и тенденции развития государственной службы в Республике Казахстан // Саясаттану - Политология. - 2010. № 2. С. 80-84.

15. Реформа государственного управления // https://informburo.kz/mneniya/ermuhamet-ertysbaev/reforma-gosudarstvennogo-upravleniya-eto-glavnoe-chto-neobhodimo-sdelat-v-2020-godu.html

1

CM

CM

л

z

124

PUBLIC SERVICE REFORM IN KAZAKHSTAN AT THE PRESENT STAGE

Balabiyev K.R.

Mardan Saparbayev Institute, Kazakhstan

The paper examines the content of the reform of the civil service in the Republic of Kazakhstan, examines the development of the administrative apparatus of the state since the independence of the state. In its implementation, it is necessary to establish the interdependence of current life tasks and the effective activities of the state apparatus. The paper indicates the need to create a system of responsibility of civil servants for their decisions and actions. Optimization of the state apparatus in the complex implementation becomes effective for making decisions on vital issues of society and the state. Special attention is paid to improving the activities of quasi-state forms of public service organization. At the same time it is necessary to develop a special national model for the development of the civil service, based on the historical, national and social characteristics of Kazakhstan, which would correspond to the new opportunities, of the modern world, which would allow for a timely response to various situations and proposals, increase public confidence and be open to all subjects of public relations.

Keywords: civil service, reform, optimization, state bodies, civil servant, citizens, interests.

References

1. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan, which has the force of law, dated December 26, 1995 No. 2730 "On Public Service" (as amended and supplementedasof19.06.1997)// https://online.zakon.kz/document/?docid=1004067

2. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan of February 1, 2010 No. 922 "On the Strategic Plan for the Development of the Republic of Kazakhstan until 2020" (lost)// http://adilet. zan.kz/rus/docs/U100000922_

3. Law of the Republic of Kazakhstan of November 23, 2015 No. 416-V "On Public Service" (as amended and supplemented as of 11.01.2021)// https://online.zakon.kz/Document/?doc_ id=36786682

4. The National Plan - 100 concrete steps to implement the five institutional reforms of the Head of State Nulsultan Naz-arbayev (May 2015)// https://online.zakon.kz/document/?doc_ id=31977084

5. Head of State K. Tokaeva to the people of Kazakhstan. September 1, 2021. "Kazakhstan in the new reality: time and time "// https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/ poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1 -sentyabrya-2020-g

6. Bespalov S.V. Reform of public administration systems in Ka-zaxstane//Modern consultation - social problem (electronic journal), Modern Research of Social Mobils. - 2015. № 11 (55).

7. Khalikova S.B., Kaydarova A.S. Administrative reform in the Republic of Kazakhstan: problems, trends, prospects// https://pps. kaznu. kz/ru/ Main/ FileShow 2/16380/ 108/446/4906/

8. Dzunusbekova G. Non-standard aspects of management of state security systems in the Republic of Kazakhstan//Actual mobile s of economics. - 2013. № 8 (146).

9. This profession is a servant state// https://liter.kz/est-takaya-professiya-sluzhit-gosudarstvu/

10. Baimenov A. Reform of state security of the Republic of Kazakhstan Global heritage//https://sud.kz/rus/content/ mery-po-formirovaniyu-i-ukrepleniyu-pozitivnogo -imidzha-gosudarstvennoy-sluzhby

11. Andasbayeva A. E. Reform and modernization of public services in Kazakhstan and Russia//Bulletin of KazNU. - 2012.

12. Cherepanov V.V. Fundamentals of public servants and personnel policies: a textbook for students//M., 2010.

13. Uvarov V.N. State Servant//Almetyevs: Kaz.gos.urid.inst, 1996.

14. Baimenov A.M. Some foundations and trends in the development of public service in the Republic of Kazakhstan//Political science. - 2010. No. 2. - 84.

15. Public administration reform//https://informburo.kz/meniya/ ermuhamet-ertysbaev/reforma-gosudarstvennogo-upravleniya-eto-glavnoe-chto-neobhodimo-sdelat-v-2020-godu.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.