Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / КОНЦЕПЦИИ И ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Борбоев Ю.А.

Данная статья посвящена теме реформирования государственной службы. В настоящее время реформирование государственной службы является одним из важнейших приоритетов развития России. В работе проведен анализ общих черт и различий между видами государственной службы, составляющими единую систему государственной службы Российской Федерации. Рассмотрены основные этапы реформирования государственной службы в Российской Федерации, предоставлены концепции и программы реформирования государственной службы в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFORM OF THE CIVIL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article deals with the topic of civil service reform. At present, the reform of the civil service is one of the most important priorities of Russia's development. The paper presents an analysis of the similarities and differences between types of state service, part-sushimi a unified system of state service of the Russian Federation. The basic stages of civil service reform in the Russian Federation, provided the concept and program of reforming public service in Russia.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Использованные источники:

1.Горяева К.А. Энергосбытовая отрасль России: специфика и экономические особенности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) Режим доступа: [http://naukovedenie.ru/PDF/85EVN315.pdf.]

2.Журнал «Ученые записки ИМЭИ». Режим доступа: [http://nouimei.ru];

УДК 351(470+571)

Борбоев Ю.А. студент-магистратуры 2 курс факультет «конституционного и административного права» Байкальский Государственный Университет Научный руководитель: Кирьянова О.В., кандидат юридических

наук, доцент Россия, г. Иркутск Borboun Yu student-graduate

2 course, faculty "constitutional and administrative law"

Baikal State University Scientific supervisor: O. V. Kiryanov, candidate of legal Sciences

associate Professor Russia, Irkutsk

РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ THE REFORM OF THE CIVIL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: данная статья посвящена теме реформирования государственной службы. В настоящее время реформирование государственной службы является одним из важнейших приоритетов развития России. В работе проведен анализ общих черт и различий между видами государственной службы, составляющими единую систему государственной службы Российской Федерации. Рассмотрены основные этапы реформирования государственной службы в Российской Федерации, предоставлены концепции и программы реформирования государственной службы в РФ.

Abstract: this article deals with the topic of civil service reform. At present, the reform of the civil service is one of the most important priorities of Russia's development. The paper presents an analysis of the similarities and differences between types of state service, part-sushimi a unified system of state service of the Russian Federation. The basic stages of civil service reform in the Russian Federation, provided the concept and program of reforming public service in Russia.

Ключевые слова: государственная служба, реформа государственной службы, концепции и программы реформирования государственной службы.

Key words: public service, public service reform, the concept and program of reforming the public service.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» одним из видов государственной службы наравне с двумя другими - военной и иных видов - называет государственную гражданскую службу, которая подразделяется, в свою очередь, на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Государственные гражданские служащие выполняют важную функцию — они обеспечивают надлежащее государственное управление в различных сферах жизнедеятельности. Эффективная организация управления государством является гарантией безопасности страны, надлежащим образом исполнения различных функций государства.

Государственная гражданская служба должна быть подробно регламентирована, что будет способствовать как качественному исполнению своих обязанностей самими государственными служащими, так и повышению уровня эффективности государственного управления России. Несмотря на то, что прохождение государственной гражданской службы достаточно подробно регламентировано на федеральном и региональном уровне, существуют как недостатки правового регулирования, так и стремление государства оптимизировать различные вопросы осуществления служащими своих обязанностей, что также требует корректировки законодательства. Реформирование государственной гражданской службы осуществляется достаточно давно: соответствующая Концепции реформирования системы государственной службы РФ была утверждена Президентом РФ в 2001 г., однако и в настоящее время можно говорить о незавершенности данной реформы.

Во-первых, суть самой административной реформы как в России, так и во многих других странах, заключается в претворении в жизнь концепции «новой публичности». В настоящее время административные реформы в развитых странах вступили в новую «постменеджериальную» фазу. Её определяющей характеристикой является повышенное внимание к обеспечению должных управленческих способностей государства при одновременном широком вовлечении бизнеса и общественности в решение публичных дел. Получающая в этой связи распространение в теории государственного управления концепция «новой публичности» формирует современные подходы к выработке публичных ценностей и обеспечению их влияния на государственную политику и управление. В транзитных политико-административных системах формирование механизмов вовлечения общественности в реформирование государственного и муниципального управления становится важным фактором успеха административных реформ. Использование принципов и технологий публичного участия структур гражданского общества в реформировании

российской государственной гражданской службы продекларировано политической элитой и нормативно закреплено.

Так, подходы к трансформации отечественной административной системы с использованием современных концептов и образцов были заложены в ряде программных документов, в частности в серии «майских указов» Президента РФ 2012 года. В частности, Указ № 601 от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» предусматривает комплекс мер по повышению прозрачности публичного управления, расширению возможностей гражданского участия в формировании публичной повестки дня и принятию государственных решений, совершенствованию кадровой политики на государственной службе, включая предоставление более широких возможностей общественным структурам влиять на ее содержание.

Однако определяющее влияние мотивов извлечения политической и административной ренты и связанное с ними господство в кадровой политике в государственных структурах протекционизма и клиентелизма не позволяют добиться системных изменений в ходе реформирования государственной гражданской службы России. «Перевод процесса реформирования государственного управления и государственной службы в полноценное поле новой публичности, как и выработка перспективной стратегии институциональных изменений, сегодня затруднены -доминирование интересов сетевых коалиций в формате неопатримониального господства загоняет реформу в тиски институциональной ловушки, в пределах которых возможны лишь ограниченные изменения, создающие эффект частичных реформ и улучшений»[5, ^ 62]. Например, среди фрагментарных улучшений можно назвать то, что общенациональная база вакансий и конкурсов в государственных органах по всей России размещается на Федеральном портале управленческих кадров, хотя эта доступность информации не говорит о том, что все могут занять должность, а лишь что все могут подать заявление на участие в конкурсе на данную должность.

Данная ситуация связана с тем, что «указанные инновации сосуществуют с широким набором должностей, исключенных из конкурсных процедур, закрытым механизмом формирования конкурсных комиссий и ограниченной четвертью их состава долей независимых экспертов. Последние, согласно законодательной норме, приглашаются органом по управлению государственной службой, который так и не создан на федеральном уровне и в подавляющем большинстве субъектов РФ. Состав независимых экспертов для конкурсной комиссии, а также аттестационных комиссий и комиссий по служебному поведению служащих и конфликту интересов, таким образом, формируется в основном кадровыми службами и по-прежнему зависит от предпочтений руководителя государственного органа»[5, ^ 65].

Обозначенную проблему достаточно сложно решить быстро, поскольку такая система складывалась десятилетиями, однако необходимо системно, а не фрагментарно подходить к реформе государственно-служебных отношений.

Во-вторых, управление государственной службой во многом осуществляется в «ручной режиме» руководителями органов власти на основании имеющихся в их распоряжении административных и финансовых ресурсов., что особенно видно на региональном уровне. Так, надо отметить, что в субъектах РФ «отсутствует единое понимание значения и компетенции органа по управлению государственной гражданской службой. В отдельных регионах его просто не существует. Хотя в ряде субъектов РФ приняты правовые акты, в которых данные вопросы детально прописаны и система управления государственной гражданской службой субъекта законодательно урегулирована»[1, ^ 230] (в частности, Московская, Ростовская, Пензенская, Свердловская области). Также позитивным следует признать «создание государственных органов, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в сфере государственной гражданской службы, например, в Ростовской области (Ведомство по управлению государственной гражданской службой Ростовской области), Вологодской области (Департамент государственной службы и кадровой политики Вологодской области)»[1, а 230]. Обозначенный опыт необходимо внедрить во всех субъектах РФ.

В-третьих, необходим комплекс управленческих мероприятий по повышению эффективности государственной службы. На официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения regulation.gov.ru Минтрудом России размещен проект указа Президента Российской Федерации «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы». Данный проект не был подписан, однако он четко определяет основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 -2018 годы и основные задачи, направленные на их реализацию.

В частности, «основными направлениями названы:

а) организацию системы управления гражданской службой на основе современных принципов управления персоналом;

б) формирование детализированной системы квалификационных требований к претендентам на замещение должностей гражданской службы и государственным гражданским служащим Российской Федерации (далее -гражданские служащие), ориентированной на эффективное осуществление функций государственных органов;

в) повышение качества отбора граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы;

г) развитие комплексной оценки гражданских служащих;

д) обеспечение непрерывного профессионального развития гражданских служащих;

е) повышение престижа гражданской службы, совершенствование системы мотивации гражданских служащих;

ж) дальнейшее внедрение антикоррупционных мер и применение кадровых технологий противодействия коррупции на гражданской службе;

з) расширение информационной открытости гражданской службы и общественного участия, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий»[3].

В-четвертых, реформированию подвергается цель деятельности государственного гражданского служащего. Государственное управление осуществляется с помощью системы органов государственной власти, которые обладают государственно-властными полномочиями, однако данные полномочия не могут быть реализованы без участия человека без государственного служащего, который, действуя индивидуально, осуществляет от имени государственного органа государственно-властные полномочия. Соответственно без государственного служащего и государственной службы как вида деятельности невозможно осуществлять государственное управление, следовательно, совершенствование статуса государственного служащего должно быть направлено на повышение качества его работы.

Многие страны, в том числе и Россия, стремятся оптимизировать штат государственных гражданских служащих, но при этом повысить их производительность. Так, «эффективное государственное регулирование японской экономики можно объяснить высокой степенью профессионализма и сознательности государственных служащих. Количество государственных служащих в Японии значительно меньше по сравнению с другими развитыми странами. Они составляют лишь 8,1 % к общему числу работающих (в США этот показатель составляет 15,5 %, во Франции - 22.6 %)»[2, ^ 123]. В России в настоящее время происходит планомерное сокращение числа служащих, в том числе и гражданских, однако одной из проблем является большой объем работу у служащих, при увольнении других сотрудников, их объем работы распределяется на других служащих, однако качественного изменения в работе не происходит, что в совокупности снижает качество государственного управления, а не оптимизирует его. Иными словами, пока не достигнута цель «сделать государственную гражданскую службу открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность лиц, проходящих государственную гражданскую службу, по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти, активно взаимодействующей с институтами гражданского общества» [7, с. 117].

В-пятых, мотивированность государственных служащих является одной из проблем повышения качестве оказания государственных услуг. Привлечение к профессионального деятельности на государственную

службу способных, талантливых, профессионально подготовленных специалистов становится всё более проблематично. «В последние годы престиж государственной службы падает. Привлечь для работы способных, талантливых, профессионально подготовленных работников становится всё более проблематично. Эти процессы усугубляются ежегодными преобразованиями, что приводит к большой текучести работников государственного аппарата»[4, ^ 163].

В целях привлечения для работы в органы государственной власти молодых специалистов необходимо более активно использовать следующие формы взаимодействия органов государственной власти и молодыми специалистами: заключать в учебными заведениями договоры о сотрудничестве; активно внедрять институт стажировки молодых специалистов в органах государственной власти; при приеме на государственную службу проводить стажировку молодых государственных служащих; внедрять институт наставничества (каждому органу следует индивидуально поработать данный вопрос, поскольку специфика работы каждого из них индивидуальна).

Действия, направленные на достижение цели по повышению мотивации молодых специалистов для работы в органах государственной власти позволит сформировать правильное представление о государственной гражданской службе у молодых специалистов и повысить их интерес к работе в органах государственной власти.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Государственное управление представляет собой сложный процесс. В данном процессе особое место занимает организация прохождения государственной службы, поскольку функционирование государственного механизма возможно только при наличии штата государственных служащих.

Среди выводов по результатам настоящего исследования отметим следующие.

Государственная служба как профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной службы является комплексным явлением, в том числе от ее организации зависит эффективность осуществления государственного управления.

В зависимости от сферы деятельности различают гражданскую, военную и правоохранительную, в соответствии с принципом федерализма выделяют федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ. Отметим, что государственная служба в субъектах РФ осуществляется только на должностях государственной гражданской службы.

Государственная гражданская службы реформируется по следующим направлениям: обеспечение взаимосвязи реформы государственной гражданской службы с общим реформированием служебных правоотношений; разработка достаточных организационно-правовых средств реализации закрепленных в российском законодательстве

принципов системности государственной гражданской службы; переориентация государственной гражданской службы с оказания преимущественно внутриаппаратных услуг на обслуживание реальных потребностей общества, устранение многочисленных административных барьеров, фиктивных и избыточных государственных услуг, введение единых требований (стандартов) к качеству, формам и срокам их предоставления, усиление системы внутреннего и внешнего контроля, то есть на сервисную модель работы; повышение открытости, конкурентоспособности, престижности государственной гражданской службы, ее ориентированности на результативную деятельность лиц, проходящих государственную гражданскую службу по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти.

Использованные источники:

1.Головина А.А. Организационно-психологические аспекты реформирования и развития государственной службы в Российской Федерации / А.А. Головина, А.А. Переверзева // Социально-экономические явления и процессы. - 2015. - Т. 10. - № 11. - С. 230-236.

2. Дунаева А.И. Зарубежный опыт реформирования системы государственной гражданской службы / А.И. Дунаева // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - № 4. - С. 120-123.

3.Новые подходы реформирования государственной гражданской службы [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://russia.ink/ (дата обращения: 10.05.2017)

4.Селькова Р.А. Мотивация поступления молодых специалистов на государственную гражданскую службу (на примере Республики Коми) / Р.А. Селькова // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления. - 2015. - № 15 (20). - С. 162-167.

5.Слатинов В.Б. Реформирование государственной гражданской службы России в условиях распространения концепции «новой публичности»: проблемы и ограничения / В.Б. Слатинов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - Т. 11. - № 3. - С. 61-68.

6. Федотова О.А. Основные направления реформирования государственной гражданской службы Российской Федерации / О.А. Федорова // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. -2015. - № 1-2. - С. 116-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.