Научная статья на тему 'Исторические аспекты развития государственной службы в Российской Федерации'

Исторические аспекты развития государственной службы в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
431
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственная служба / реформирование / развитие / федеральная программа / концепция реформирования / civil service / reform / development / federal program / reform concept

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Анатольевна Сумина

В статье рассматривается реформирование государственной службы в Российской Федерации. Изучаются основные этапы реформирования государственной службы, федеральные программы реформирования государственной службы Российской Федерации. Рассматриваются основные направления реформирования государственной службы в Российской Федерации на 2019 — 2021 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Екатерина Анатольевна Сумина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Aspects of the Development of Civil Service in the Russian Federation

The article examines the reform of the civil service in the Russian Federation. The main stages of reforming the civil service, federal programs for reforming the civil service of the Russian Federation are studied. The main directions of reforming the civil service in the Russian Federation for 2019—2021 are considered.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты развития государственной службы в Российской Федерации»

УДК 34.08 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10213

Исторические аспекты развития государственной службы в Российской Федерации

Historical Aspects of the Development of Civil Service in the Russian Federation

Екатерина Анатольевна СУМИНА,

доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России

E-mail: Katren-sum@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается реформирование государственной службы в Российской Федерации. Изучаются основные этапы реформирования государственной службы, федеральные программы реформирования государственной службы Российской Федерации. Рассматриваются основные направления реформирования государственной службы в Российской Федерации на 2019 — 2021 гг.

Ключевые слова: государственная служба; реформирование; развитие; федеральная программа; концепция реформирования.

Abstract. The article examines the reform of the civil service in the Russian Federation. The main stages of reforming the civil service, federal programs for reforming the civil service of the Russian Federation are studied. The main directions of reforming the civil service in the Russian Federation for 201 9 — 2021 are considered.

Keywords: civil service; reform; development; federal program; reform concept.

Гэсударственная служба Российской Федерации представляет собой сложную и одновременно важную систему в России, которая отвечает за кадровый потенциал всех ветвей власти и их дальнейшее развитие. Современное развитие политических и социально-экономических систем предполагает особые требования и функционирование государственного аппарата. Учитывая изложенное, а также социально-экономические преобразования в нашей стране, был подписан Указ Президента РФ от 24 июня 2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019—2021 годы».

Реформирование системы государственной службы Российской Федерации является составной частью реформ, проводимых в Российской Федерации, которые затрагивают государственный аппарат, структуру органов исполнительной власти, а также государственные учреждения.

В вопросе реформирования государственной службы Российской Федерации необходимо об-

ратиться к истории. Так, Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утвержденная Президентом РФ 15 августа 2001 г. № Пр-1496) [1] охарактеризовала ряд проблем в государственной службе, среди них: отсутствие целостной системы государственной службы; наличие противоречий в законодательстве о государственной службе; недостаточная эффективность деятельности органов государственной власти и их аппаратов; снижение престижа государственной службы и авторитета государственных служащих; непоследовательность кадровой политики в сфере государственной службы и т.д.

Основной целью реформирования государственной службы провозглашалось кардинальное повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной системы государственной службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации.

Были сформулированы также основные задачи реформирования государственной службы:

■ приведение системы государственной службы и технологий профессиональной деятельности государственных служащих в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями;

■ определение видов государственной службы и их законодательное урегулирование;

■ создание комплексной нормативной правовой основы регулирования государственной службы на базе федерального закона о системе государственной службы, федеральных законов прямого действия и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

■ разработка эффективных механизмов проведения кадровой политики в сфере государственной службы и т.д.

Активное изучение вопросов реформирования государственного аппарата стало актуальным после подписания Указа Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)» [2].

В Указе Президента РФ утверждалась федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003— 2205 годы)». Целью данной программы являлось повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы.

Основными задачами были обозначены:

■ создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы;

■ определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих на основе должностных (служебных) регламентов;

■ внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной службы;

■ обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;

■ применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных

служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста и т.д.

По мнению Г.А. Борщевского, «научному сообществу, к сожалению, не удалось повлиять на эффективность реализации Программы, и немалая часть поставленных в ней задач не была решена. Это стало причиной ее продления до 2007 г., а впоследствии и принятия новой Федеральной программы, рассчитанной на 2009—2013 гг., с которой связан новейший этап развития государственной службы в России» [6].

В целях продолжения реформирования государственной службы был подписан Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 « О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)» [3].

Целью данной Программы стало создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Задачами Программы были озвучены обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы, формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы, совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации и т.д.

Г.А. Борщевский отметил: «При изучении итогов реализации Федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)» обращает на себя внимание ряд существенных факторов, лежащих в основе общей неэффективности Программы. 1. Финансовое обеспечение Программы составляло всего 691 млн руб. на весь период реализации, что явно недостаточно для осуществления системных преобразований. 2. В Программе отсутствовал единый ответственный исполнитель в лице профильного органа государственной власти. 3. Показатели и индикаторы результативности были слабо проработаны и во многом носили декларативный характер, отсутствовала методика их расчета. 4. Программа не была увязана с другими стратегическими документами» [6].

Свое продолжение развитие государственной службы получило с подписанием Указа Прези-

2020 / № 4 Образование. Наука. Научные кадры

113

дента РФ от 11 августа 2016 г. № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016—2018 годы» [4].

Основными направлениями развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016—2018 годы стали:

■ совершенствование управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) и повышение качества его формирования;

■ совершенствование системы профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации, повышение их профессионализма и компетентности;

■ повышение престижа гражданской службы;

■ совершенствование антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы.

Основываясь на итогах развития государственной службы Российской Федерации в 2016—2018 гг., Президент РФ подписал Указ от 24 июня 2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы» [5].

В данном Указе были определены основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019— 2021 гг.

Основным направлением развития государственной службы должно стать совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы Российской Федерации граждан Российской Федерации, государственных гражданских служащих Российской Федерации.

Особое внимание уделено также стимулированию гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитию системы государственных правовых и социальных гарантий на гражданской службе.

Неотъемлемой частью развития является внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий.

В данном Указе регламентировано также направление по ускоренному внедрению информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы.

Представленные направления развития государственной службы Российской Федерации в 2019—2021 гг. — это комплекс взаимосвязанных задач, решение которых должно осуществляться на общенациональном уровне с учетом стратегических целей и задач социально-экономического развития страны.

Следует отметить, что государственная служба с момента своего создания в Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования и совершенствования.

Несомненно, что институт государственной гражданской службы Российской Федерации должен быть конкурентоспособным и престижным, ориентированным на результативную деятельность государственных служащих по исполнению полномочий органов государственной власти, социально направленным и способствовать развитию гражданского общества.

Список литературы

1. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утв. Президентом РФ № Пр-1496 от 15 августа 2001 г.) // URL: http://base.garant.ru/

2. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 «О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003— 2005 годы)» // URL: http://base.garant.ru/

3. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)» // URL: http://base. garant.ru/

4. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 г. № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016— 2018 годы» // URL: http://base.garant.ru/

5. Указ Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы» // URL: http://base.garant.ru/

6. Борщевский ГА. Реформирование государственной службы в России: промежуточные итоги и перспективы / / Вопросы государственного и муниципального управления. 2004. № 2. С. 65—83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.