Научная статья на тему 'РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалаев И.А., Бурцева К.Е., Брянский В.П.

В данной статье рассмотрено реформирование естественных монополий в сфере экономической безопасности, а также основные тенденции по их развитию.In this article reforming of natural monopolies in the sphere of an economic safety is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 334.7

Шалаев И.А., кандидат экономических наук доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность»

Бурцева К.Е. Брянский В.П.

Среднерусский Институт Управления - филиал РАНХиГС

Россия, г.Орел

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Аннотация: В данной статье рассмотрено реформирование естественных монополий в сфере экономической безопасности, а также основные тенденции по их развитию.

Ключевые слова: естественные монополии, экономическая безопасность, реформирование монополий.

REFORMING OF NATURAL MONOPOLIES IN THE SPHERE OF THE ECONOMIC SAFETY Summary: In this article reforming of natural monopolies in the sphere of an economic safety is considered.

Keywords: natural monopolies, economic safety, reforming of monopolies. Данная тема очень актуальна в современной экономике. Она позволяет нам проследить и вынести в массовое освещение основные тенденции, задачи и инновации в сфере реформирования естественных монополий. Реформирование естественных монополий совершается за счет контрольно-надзорных органов: ФАС, ФЭК, ФСЕМС. В статье отражены задачи, тенденции и оптимальные пути развития реформирования естественных монополий в сфере экономической безопасности. Естественным монополиям должно уделяться постоянное внимание, так как с одной стороны, монополии помогают государству в улучшении экономической сферы, с другой стороны, ведут свою автономную политику, которая влияет на экономическую безопасность страны.

Как известно, естественные монополии могут выступать субъектами обеспечения экономической безопасности (железная дорога, системы водоснабжения, газовая промышленность) — предприятия, объединённые единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [1, с.44].

В области естественных монополий конкуренция не работает, в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек над своими соперниками, а мелкие фирмы в этих условиях, по-видимому, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка. Так как, с одной стороны монополии помогают государству в улучшении экономической сферы, с другой стороны, ведут свою автономную политику, которая влияет на экономическую безопасность [2, с.87].

Реформирование естественных монополий можно рассмотреть на примере РАО «Газпром». Добыча природного и нефтяного попутного газа осуществляется РАО «Газпром». РАО «Газпром» обеспечивает производство и транспортировку газа в объеме около 94 %, поставляемого российским потребителям, расположенным в зоне единой системы газоснабжения. Была разработана программа создания единой системы газоснабжения (ЕСГ). ЕСГ в последствии стала одной из самых капиталоемких программ из всех реализованных в гражданском секторе экономики. Более 30% добытого газа реализовано на внешнем рынке. Экспорт российского газа, транспортируемого по газопроводам в страны Западной Европы и Турцию, постоянно растет. Во многом за счет экспорта компания развивается, и до последнего времени использовался упрощенный режим государственного регулирования газовой промышленности, при котором РАО «Газпром» было предоставлено право изменения оптовой цены на газ в соответствии с индексом роста цен на промышленную продукцию. Финансовое положение и издержки РАО «Газпром» при этом не рассматривались. Только начата работа по дифференциации цен на природный газ с учетом стоимости транспортировки газа, отсутствует экономически оправданная дифференциация цен на газ по объемам потребления, по сезонам года, по характеру нагрузки и степени надежности газоснабжения. Если рассматривать основные виды топливных ресурсов, потребляемых на внутреннем рынке, то только цены на природный газ, поставляемый Газпромом, регулирует государство. Цены на нефть, газ, уголь, продаваемые независимыми производителями, формируются на основе рыночных механизмов. Регулируемые оптовые цены на газ устанавливались исторически на уровне ниже экономически обоснованного, без учета технологических и экологических преимуществ его использования, что способствовало формированию нерационального соотношения цен на газ и альтернативные виды топлива. Низкие цены на газ способствовали вытеснению других видов топлива в электрогенерации и промышленности. Дешевый газ делал неконкурентоспособным внедрение энергосберегающих технологий и новых экологически чистых видов топлива.

Приоритетными задачами экономической безопасности в области реформирования естественных монополий являются:

- сохранение платежеспособности за поставки продукции и оказание услуг естественными монополиями;

- планирование будущих денежных потоков экономического субъекта;

- создание необходимых условий для обеспечения полной организационной и финансовой прозрачности деятельности предприятий соответствующих отраслей;

- безопасность занятости;

- снижение перекрестного субсидирования различных категорий потребителей [3, с.87]

Основные тенденции реформирования сводятся к следующему. Уменьшение жёсткости государственного управления отраслями естественных монополий за счет государственно-частного партнёрства на базе объединения ресурсов государства и бизнеса. Речь идет о таких формах этого партнёрства, как концессии, делегирование функций специализированного управления, коммерциализация, государственные и муниципальные заказы и контракты и т.д.

Структурное вычленение собственно монопольного «центра» как ключевой составляющей естественной монополии и его организационное отделение от потенциально конкурентных звеньев, способных по правилам рынка работать (разделение крупной монополии на так называемые бизнес-дивизионы с раздельным учётом деятельности).

Воздействие процессов глобализации на традиционное ограничение конкуренции в естественно монопольных отраслях. При расширении экономического пространства и географических масштабов рынка монополизм (даже естественный) в свою очередь, ограничивается возникающей конкуренцией, у потребителя появляется больше возможностей выбора поставщика.

Определяющая роль естественных монополий в экономике и их место в системе экономических отношений проявляется во взаимодействии между ними и государством. Государство, выполняя функцию выразителя и исполнителя общественных интересов, должно устанавливать для них правила игры, учитывая их особые функции. Для регулирования цен или установления стандартов на предоставляемые услуги правительство часто образует комиссии в отношении естественных монополий. В России, как уже говорилось выше, очень высоко влияние естественных монополистов, поэтому для выработки подхода регулирования этих влиятельных гигантов правительство прибегает к зарубежному опыту реформирования и регулирования естественных монополий. Россия пошла по примеру Саудовской Аравии.

Можно выделить ряд черт, которые помогли Саудовской Аравии выйти на передовые позиции на международном рынке, а также сохранить независимость естественных монополий. Во-первых, идеологом и проводником в жизнь реформирования выступило само государство. Во-вторых, реформирование произошло при развитой системе институтов государственного регулирования. В-третьих, имелась достоверная и

исчерпывающая информация о структуре и динамике издержек естественных монополистов [4, с.56].

Так же можно выделить особенности реформирования и регулирования естественных монополий, которые накладывают существенный отпечаток на российскую экономику в современных условиях.

Во-первых, либерализация российской экономики была принята без сколько-нибудь существенной трансформации экономических основ монопольных структур, при отсутствии налаженной системы антимонопольного регулирования и контроля.

Во-вторых, к началу переходного периода отсутствует система государственных органов, функциями которых является контроль деятельности естественных монополий и их регулирование.

В-третьих, процессы реформирования начинаются в условиях, когда полностью отсутствует нормативная база перехода к рыночным отношениям. Это полностью относится к законодательству, касающемуся естественных монополий [5, с.90].

Так же можно выделить особенности реформирования и регулирования естественных монополий, которые накладывают существенный отпечаток на российскую экономику в условиях трансформации.

Во-первых, либерализация российской экономики была принята без сколько-нибудь существенной трансформации экономических основ монопольных структур, при отсутствии налаженной системы антимонопольного регулирования и контроля.

Во-вторых, к началу переходного периода отсутствует система государственных органов, функциями которых является контроль деятельности естественных монополий и их регулирование.

В-третьих, процессы реформирования начинаются в условиях, когда полностью отсутствует нормативная база перехода к рыночным отношениям. Это полностью относится к законодательству, касающемуся естественных монополий.

Таким образом, исходя из всего выше изложенного, можно подвести итог: реформирование естественных монополий в сфере экономической безопасности должно осуществляться контрольно-надзорными органами; разрабатывать наиболее оптимальные пути развития; выполнять поставленные задачи и придерживаться тенденций в сфере экономики.

Использованные источники:

1.Саакян Ю.З. «Государственное регулирование естественных монополий и его границы». // «Федеральный справочник», декабрь 2015 г.

2.Н.И.Белоусова, Е.М.Васильева, В.Н. Теоретические проблемы разработки стратегии реформирования естественных монополий в России. «Экономическая наука современной России» № 3-4, 2014 г.

3.Шалаев И.А. Отток капитала как один из аспектов обострения проблемы экономической безопасности России в условиях «Политики санкций» / Коротов Д.Ю., Колодникова Е.Е. // Инновационная наука. 2016.- № 6-1.- С. 295-298.

4.Шалаев И.А. / Финансовая поддержка малого предпринимательства как условие обеспечения экономической безопасности Орловской области / Серегин А.В., Скоробогатова Е.А. // Символ науки. 2016. - № 6-1. - С. 313316.

5.Шалаев И.А. Современные методические подходы в управлении рисками промышленных предприятий / Шалаев И.А. Соболева И.А., Николаенко Н.М. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования - 2016. - № 7 (17). - С. 346-351.

УДК 316.422: 338.2(470)

Шалаев И.А., кандидат экономических наук доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность»

Ануфрикова Я.В.

Кузьмина Т.А.

Среднерусский институт управления - ФИЛИАЛ РАНХиГС ВЫЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ВЕДЕНИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ Данная статья посвящена изучению современных проблем, создающих препятствия для реализации интересов и задач страны в сфере инновационной деятельности для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, и предложению возможных путей решения этих проблем.

Ключевые слова: экономическая безопасность, инновационная деятельность Российской Федерации, инновационные риски

IDENTIFICATION OF CONTEMPORARY PROBLEMS ASSOCIATED WITH DOING INNOVATION IN RUSSIAN ECONOMIC SECURITY AND

SUPPLY POSSIBLE SOLUTIONS. This article is devoted to the study of contemporary problems, which create obstacles to the implementation of the country's interests and objectives in the field of innovation for the economic security of the Russian Federation, and the suggestion of possible solutions to these problems.

Keywords: economic security, innovative activity of the Russian Federation, innovation risks

Экономическая безопасность сама по себе играет довольно большую и значимую роль в жизни любого хозяйствующего субъекта, особенно сегодня, в непростых современных условиях. Именно от экономической безопасности зависит стабильный доход и поступление ресурсов, поскольку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.