УДК 338.45:621.31
РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ
К.А. Фирсов (ОАО «Геотерм»)
Определены предпосылки, цель, направления реформирования энергетики. Проанализированы изменения, произошедшие в структуре отрасли, развитии конкурентного рынка энергетики. Исследованы механизмы финансирования инвестиций в электроэнергетическую отрасль.
Background, purpose and direction of energy branch reforming are determined. Changes in the branch structure, development of competitive branch in the energy market are analyzed. Investment schemes in the energy market have been researched.
Основная цель реформирования электроэнергетики России - повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.
Еще в 1980-х гг. в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее по сравнению с ростом потребления электроэнергии. В 1990-е гг., в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился. Общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими показателями:
- отставание технических показателей российских энергокомпаний от своих аналогов в развитых странах (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.);
- перебои энергоснабжения в отдельных регионах, высокая вероятность крупных аварий, нехватка энергетических мощностей;
- хронические неплатежи за поставляемую электроэнергию;
- высокие административные барьеры для доступа на рынок новых компаний.
Дальнейшее развитие экономики страны обострило проблему необходимости вывода электроэнергетики на траекторию устойчивого развития. В первую очередь преобразования должны были повысить эффективность работы энергетических компаний и существенно увеличить объемы инвестиций в отрасль.
Сегодня в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.
В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций. Вместо прежних вертикально интегрированных компаний, выполнявших эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности (рис. 1).
Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут преимущественно частными и будут конкурировать друг с другом. В естественно-монопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля.
Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.
Конкурентные секторы Генерация
Сбыт электроэнергии
Естественные монополии Диспетчеризация
Распределительные и магистральные сети
ЦЕЛИ:
- реорганизовать инфраструктуру для функционирования рынка
- обеспечить недискриминационный доступ к сетям
Рис. 1. Структура отрасли
Реализуя эту концепцию, РАО «ЕЭС России» на первом этапе изменило структуру энергетики. В недавнем прошлом оно представляло собой прежде всего 73 вертикальноинтегрирован-ных АО «Энерго», в каждом из которых были свои генерация, сети и сбыт (рис. 2). При этом отсутствовало отделение конкурентного сектора от монопольного, следовательно, невозможно было понять, кто продавец, кто покупатель, нельзя было выстроить отношения между ними, создать рынок, привлечь инвестиции. Именно эта структура была полностью преобразована в качественно новую [1].
Российская Федерация Миноритарные акционеры головной компании
52% 48%
С
РАО «ЕЭС России»
73 АО «Энерго»
Генерация
Сети
Сбыт
ЦДУ
Сети высокого напряжения Сетевые сервисы
32 Федеральные электро станции
Рис. 2. Структура РАО «ЕЭС России» накануне реформы
На рис. 3 изображена новая целевая структура электроэнергетики, формируемая сегодня РАО ЕЭС. Завершение реформирования ожидается в июне 2008 г. Это качественно другая структура энергетики, которая разделена на монопольную и конкурентную части. Монопольную часть составляют системный оператор, федеральная сетевая компания, межрегиональные распределительные сетевые компании. В конкурентную часть вошли 6 тепловых оптовых генерирующих компаний. К осени 2007 г. будет закончено формирование 14 территориальных генерирующих компаний и их акции будут представлены на фондовом рынке. Согласно рис. 3 в левой (монопольной) части преобладает государственная собственность, в правой (конкурентной) -частная собственность. В перспективе оптовые и территориальные генерирующие компании будут полностью принадлежать частным инвесторам.
Монополии
Конкурентные секторы
Системный оператор
Федеральная сетевая компания
Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний
рнт
ен Це
о р
е в ве С
л о
т
и
р Ур
ь ирь
б и С
8 §
£ н
м
ы
а
о
К
Оптовые : генерирующие • : компании (6) : Территориальные : генерирующие компании (14)
Росэнергоатом
ГидроОГК (1) |
: Независимые : генерирующие компании
Сбыты Инженерные : центры
: частные акционеры;
государство
Рис. 3. Целевая структура электроэнергетики России [1]
Одним из главных дополнений к структурным преобразованиям является конкурентный рынок электроэнергии, который успешно функционирует в России с 1 сентября 2006 г. и является одним из самых крупных результатов преобразований в отраслях экономики страны за последние 8 лет. Рынок электроэнергии определяет соотношение спроса и предложения как единственный параметр, который отражает реальную цену. Реальная цена определяется в 3000 узлов энергосистемы в реальном режиме времени. Вся система диспетчеризации выстроена так, что единственным сигналом для нее является рыночный сигнал. Соотношения спроса и предложения определяют, как именно будет загружена паровая турбина агрегата на станции.
Дальнейшее развитие монопольных и конкурентных секторов энергетики связано с необходимостью инвестирования средств в строительство новых мощностей и реконструкцию действующих . 29 января 2007 г. правление РАО ЕЭС утвердило 5-летнюю инвестиционную программу, общий объем которой составил 3 трлн 99 млрд 920 млн рублей. Инве -стиционные вложения по годам представлены на рис. 4.
Концепция инвестиций, разработанная в РАО ЕЭС, полностью базируется на концепции реформирования. В монопольный сектор предполагаются преимущественно бюджетные средства, а в конкурентные секторы - преимущественно частные инвестиции.
Финансовые механизмы в конкурентном и монопольном секторах представлены на рис. 4. Общими источниками финансирования инвестиций в обоих секторах являются средства от продажи активов, займы, кредиты и собственные средства. В монопольном секторе основными источниками финансирования являются дополнительная эмиссия акций оптовых и территориальных генерирующих компаний в пользу государства, поступления из федерального бюджета и плата за техническое присоединение к сетям; в конкурентном секторе - дополнительная эмиссия акций оптовых и территориальных генерирующих компаний в пользу частных инвесторов, механизм гарантирования инвестиций и прямые частные инвестиции в локальные проекты.
2006
2007
2008
2009
2010 Годы
Рис. 4. Объемы инвестиционной программы РАО «ЕЭС России» по годам
Монопольный сектор Конкурентный сектор
(сети, диспетчеризация) (теплогенерация, сбыты, сервисы)
Допэмиссии акций ФСК, СО Допэмиссии акций ОГК и ТГК
и ГидроОГК в пользу государства в пользу частных инвесторов
Поступления из федерального бюджета | Механизм гарантирования инвестиций ■ 1
Плата за техническое Прямые частные инвестиции
присоединение к сетям в локальные проекты
I Средства от продажи активов Средства от продажи активов 1
Займы, кредиты Займы, кредиты
Собственные средства | Собственные средства 1
Рис. 5. Механизмы инвестиций
Привлечение частных инвестиций планируется осуществить через IPO. Первой генерирующей компанией, прошедшей IPO в ноябре 2006 г., стала ОГК-5. При этом объем спроса на акции в 10 раз превышал объем предложения. В 2007 г. ожидается создание 15 IPO. Общий объем средств, которые ожидают получить за счет осуществления IPO - около 420 млрд руб., или 15 млрд долл. Программы 7 компаний, осуществляющих выпуск дополнительный акций, уже официально одобрены Советом директоров РАО.
Формируемые в ходе реформы компании будут представлять собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и др.) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельно -сти создаваемые компании будут превосходить прежние монополии регионального уровня. Новые компании объединят профильные предприятия нескольких регионов либо станут общерос-
сийскими. Таким образом, в ходе реформы исчезнет прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально интегрированных компаний прекратят свое существование. На смену им придут новые компании целевой структуры отрасли.