Научная статья на тему 'Реформирование бухгалтерского бюджетного учета РФ'

Реформирование бухгалтерского бюджетного учета РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ / НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА / КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕФОРМЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ / ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блинова Ульяна Юрьевна, Вихарева Мария Сергеевна

Статья посвящена вопросам реформирования учета в бюджетной сфере, приведен обзор изменений нормативных документов по бюджетному учету. Изложены ключевые положения реформы бюджетной системы Российской Федерации. Приведены причины внесения изменений в существовавшую систему бухгалтерского учета в бюджетной сфере. В статье рассматривается процесс организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях и совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного учета и отчетности в целях повышения эффективности бюджетных расходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFORMING BUSINESS BUDGET ACCOUNTING RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the reform of accounting in the public sector, an overview of the changes in regulations on budgetary accounting. Outlines the key provisions of the reform of the budgetary system of the Russian Federation. The reasons of changes to the existing system of accounting in the public sector. The article deals with the process of accounting organization in budget organizations and improvement of legal regulation of budgetary accounting and reporting in order to improve the efficiency of budget expenditures.

Текст научной работы на тему «Реформирование бухгалтерского бюджетного учета РФ»

РЕФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА РФ

Аннотация. Статья посвящена вопросам реформирования учета в бюджетной сфере, приведен обзор изменений нормативных документов по бюджетному учету. Изложены ключевые положения реформы бюджетной системы Российской Федерации. Приведены причины внесения изменений в существовавшую систему бухгалтерского учета в бюджетной сфере. В статье рассматривается процесс организации бухгалтерского учета в бюджетных организациях и совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного учета и отчетности в целях повышения эффективности бюджетных расходов.

Ключевые слова: реформирование учета в бюджетной сфере, нормативные документы бюджетного учета, ключевые положения реформы бюджетной системы бухгалтерского учета в бюджетной сфере, процесс организации в бюджетных организациях.

REFORMING BUSINESS BUDGET ACCOUNTING RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article is devoted to the reform of accounting in the public sector, an overview of the changes in regulations on budgetary accounting. Outlines the key provisions of the reform of the budgetary system of the Russian Federation. The reasons of changes to the existing system of accounting in the public sector. The article deals with the process of accounting organization in budget organizations and improvement of legal regulation of budgetary accounting and reporting in order to improve the efficiency of budget expenditures. Keywords: reform of budgetary accounting, budget accounting regulations, key provisions of the reform of the budgetary system of accounting in the public sector, the process of organization of budget organizations.

Бухгалтерский учет в бюджетной сфере - один из главных основополагающих элементов единой системы организации учета в Российской Федерации. Реформа бухгалтерского учета, прежде всего, ориентирована на реализацию основ прозрачности, подотчетности и открытости государственных национальных финансов сформировавшемуся гражданскому обществу страны. Бухгалтерский учет в бюджетной сфере в Российской Федерации регламентируется несколькими нормативно-правовыми актами:

- Бюджетный кодекс Российской Федерации [1];

- другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

Бюджетным учетом называется бухгалтерский учет для исполнения бюджета и смет затрат государственных бюджетных учреждений. Объектами бухгалтерского бюджетного учета являются

[5]:

- доходы и расходы бюджета учреждения;

- материальные и нематериальные ценности бюджетных организаций;

- денежные средства, хранящиеся в банковских организациях;

- денежные средства в финансовых расчетах между бюджетами;

- фонды и резервы фондов, образовываемые в бюджетах в процессе их исполнения.

Бухгалтерский бюджетный учет, являющийся главным инструментом контроля за исполнением бюджета учреждения, способствует разумному использованию национального дохода с целью расширенного воспроизводства, а кроме того способствует соблюдению всех необходимых пропорций в формировании наиболее важных отраслей народного хозяйства страны [2]. Учреждения, получающие денежные средства из бюджета страны в сметном порядке, являются государственными

УДК 657.31(470+571) У.Ю. Блинова М.С. Вихарева

Ylyana Blinova Maria Vikhareva

© Блинова У.Ю., Вихарева М.С., 2015

бюджетными учреждениями. Все бюджетные учреждения в своей деятельности используют смету затрат. Смета затрат предполагает собой главный основной плановый финансовый документ, в свою очередь полностью отражающий общую потребность в денежных средствах государственного бюджетного учреждения. Используя утвержденную смету затрат, государственные бюджетные учреждения получают денежные средства из бюджета в нужном объеме для исполнения своей профессиональной деятельности. Без сметы затрат бюджетному учреждению невозможно правильно осуществлять свою деятельность.

Бюджетные учреждения расходуют государственные денежные средства из бюджета в соответствии с поставленными задачами и целевыми направлениями, согласно установленным сметам расходов, с помощью которых осуществляется расходование бюджетных средств. Начальники бухгалтерских служб бюджетного учреждения и главные бухгалтеры руководствуются в своей работе Федеральным законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» [2]. Их профессиональная деятельность регламентируются основными положениями о бухгалтерских службах и централизованных бухгалтериях, которые утверждены в установленном порядке и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими их деятельность.

Бухгалтерская служба государственного бюджетного учреждения в своей деятельности осуществляет выполнение следующих задач [4]:

- организовывает бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными актами;

- использует унифицированные формы и установленные методики учета и обработки статистической информации на основе широкого применения современных вычислительных систем и технологий;

- реализует предварительный контроль за актуальным, правильным оформлением отчетных документов и совершаемыми операциями в соответствии с законодательством;

- контролирует правильность, рациональность и экономичность расходования денежных средств в соответствии с целевым назначением;

- обеспечивает учет доходов и расходов учреждения по специально выделенным средствам, а также операций по другим внебюджетным денежным средствам;

- составляет бухгалтерскую отчетность. Осуществляет предоставление ее соответствующим государственным органам в сроки, установленные нормативными актами;

- соблюдает установленный порядок сохранения бухгалтерских и финансовых документов, регистров, смет расходов и произведенных расчетов к ним, и других служебных документов хранящихся. Бухгалтерская служба осуществляет в установленном порядке своевременную передачу документов в архив.

Основной причиной внесения существующих нововведений в законодательство, регламентирующее бюджетный бухгалтерский учет, является острая необходимость в реформировании и увеличении эффективности расходования бюджетных средств. 8 мая 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев ратифицировал Федеральный закон под номером 8Э-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с улучшением правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Цель данного Федерального закона заключается в увеличении эффективности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению, при выполнении условия для снижения или сохранения текущих темпов роста бюджетных расходов и затрат. Основными задачами закона являются создание необходимых условий сокращающих внутренние издержки государственных бюджетных учреждений и привлечения внебюджетных денежных средств, для эффективной работы учреждения и извлечение прибыли [3]. Данным Федеральным законом вносятся существенные изменения в несколько законодатель-

ных актов Российской Федерации регламентирующих многие сферы деятельности бюджетных организаций. Происходит смена основополагающих принципов финансового обеспечения бюджетных учреждений. Отныне средства из бюджета будут предоставляться в виде субсидий направленных на выполнение государственного (муниципального) заказа или задания.

Развитие системы государственных финансов в Российской Федерации ориентировано на увеличение рациональной эффективности расходования бюджетных средств, что в свою очередь увеличивает производительность бюджетного учреждения. Правительством приняты нововведения, связанные с использованием передовых программно-целевых методов управления в бюджетном процессе. Программно-целевой метод для планирования бюджета в наше время применяется абсолютно во всех развитых странах. Применяемые методы находятся в постоянном процессе улучшения, совершенствуются и обновляются. Все это подтверждает важность и актуальность применения сходных подходов и в Российской Федерации. Данный подход должен использоваться во всех без исключения бюджетных учреждениях, что повышает эффективность планирования затрат.

В соответствие со ст. 33 Федерального закона № 83-Ф3 с января 2011 г. до июля 2012 г. был определен промежуточный этап, в течение этого этапа допустимы две формы денежного обеспечения хозяйственной и производственной деятельности бюджетных учреждений. Первая форма - основывается на бюджетной затратной смете. Вторая форма, являющаяся наиболее перспективной, предусматривающая финансовое обеспечение исполнения государственного задания в виде субсидий [3].

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О бухгалтерском учете» [2], с 1 января 2013 г. его применение становится обязательным для всех, в том числе Центрального Банка Российской Федерации, для государственных и муниципальных органов, органов местного самоуправления, а также органов по управлению государственными и территориальными внебюджетными фондами, некоммерческих и коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой. Положение п. 2 ст. 2 «Закона о бухгалтерском учете» [2] является принципиальным для бюджетных учреждений. В соответствии с этим положением нормы закона должны применяться при ведении бухгалтерского бюджетного учета обязательств и активов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, финансовых операций, которые меняют указанные обязательства и активы, а также при осуществлении составления бухгалтерской бюджетной отчетности. В принятом федеральном законе полностью отсутствует упоминание об унифицированных формах первичных документов. Теперь организации с 2013 г. не обязаны пользоваться в своей работе альбомами унифицированных форм. Все субъекты бухгалтерского учета теперь обязаны применять в своей деятельности федеральные и отраслевые стандарты (с учетом установленных исключений и ограничений, которые установлены самими стандартами).

Таким образом, основная цель реформирования бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики. В соответствии с этой целью главные задачи реформирования определяются следующим образом: формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, которые обеспечивают полезность информации для внешних пользователей; обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении управленческого учета.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 50. - Ст. 7344.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон Российской Федерации от 08.05.2010 № 83-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 19. -Ст. 2291.

4. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: практическое пособие / В.Р. Захарьин. - М: Омега-Л, 2011. - 446 с.

5. Мизиковский Е.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: учеб. пособие / Е.А. Мизиковский, Т.С. Маслова. - Изд. с изм. - М.: Магистр, 2010. - 334 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.