Проблемы экономики и юридической практики
5'2018
17.2. РЕФОРМИРОВАНИЕ АРБИТРАЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ИНДИИ1
Русакова Екатерина Петровна, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права
Место работы: Российский университет дружбы народов
Аннотация: в статье анализируются изменения, касающиеся арбитража на всех уровнях власти Индии, так и на уровне Правительства была принята «дорожная карта» по поддержке институциональных арбитражных учреждений. В первую очередь были внесены поправки в действующее законодательство об арбитраже, в Закон об арбитраже и примирении Индии 1996 (в редакции 2018 года).
Анализируется порядок создания Международного Арбитражного Центра в Нью-Дели. Появление такого центра стало ожидаемым результатом, так как действующий Международный Центр Альтернативного Урегулирования Споров в Индии не справился с потребностями общества и государства, в быстром разрешении коммерческих споров. Нужно констатировать факт, что по сравнению с другими странами, в том числе стран-участниц БРИКС, в Индии достаточно сложная арбитражная процедура. В отличии от Индии, Китай уже давно поставил задачу стать мировым арбитражным центром, и как следствие максимально упростил арбитражную процедуру[5].
Ключевые слова: БРИКС, Международный Арбитражный Центр Нью-Дели, Арбитражный Совет Индии, институционный арбитраж, арбитр.
THE ARBITRATION LAW REFORM IN INDIA
Rusakova Ekaterina P., PhD, Professor of Civil Procedural Law of the Department of Civil and Civil Procedural Law and Private International Law
Work place: the Law Institute of the RUDN University
Annotation: the article describes the arbitration law reform in India. The «road map» of supporting institutional arbitration was adopted at the Government level. First of all, amendments were made to the current legislation of arbitration, in the Act of arbitration and conciliation of India 1996 (amended in 2018).
Under the order will be create New Delhi International Arbitration Center. The appearance such arbitration center was the expected result, as the current International center of the alternative dispute resolution in India doesn't satisfied the needs of society and the state in commercial disputes resolution.
It should be noted that compared to other countries, including the BRICS countries, India has a rather complicated arbitration procedure. Unlike India, China has long set the task to become the world arbitration center, and as a result has simplified the arbitration procedure as much as possible.
Keywords: BRICS, New Delhi International Arbitration Centre, Arbitration Council of India, institutional arbitration, the arbitrator.
Динамически развивающаяся экономическая ситуация в Индии, требует создания механизмов для оперативного разрешения споров, одним из которых является создание институционного арбитражного учреждения. Однако речь идет о создании такого арбитража к которому лица, обращающиеся за защитой испытывали бы доверие и авторитет. Международный Центр Альтернативного Урегулирования споров в Индии не справился с такой задачей, поэтому ему на смену придет Международный Арбитражный Центр Нью-Дели [1].
В начале 2018 года в Парламент Индии был внесен законопроект о создании Международного Арбитражного Центра Нью-Дели. Основной целью данного закона является создание автономного и независимого учреждения, а также эффективного управления арбитражем в Индии. Главными особенностями законопроекта являются:
1 Статья подготовлена в ходе работы над научно-исследовательским проектом РФФИ ^ 16-33-01005»а2» «Рассмотрение частноправовых споров в странах БРИКС»
- Создание Международного Арбитражного Центра Нью-Дели (New Delhi International Arbitration Centre (NDIAC)), который будет предлагать свои услуги для проведения арбитража, посредничества и других согласительных процедур. Законопроект наделяет Центр особым статусом как учреждения национальной важности;
- Международный Центр Альтернативного Урегулирования споров (ICADR), созданный для продвижения внедрения, таких процедур как арбитраж и посредничество в процессе урегулирования спора, перейдет под управление центрального правительства, а тот в свою очередь передаст все его права, название и дела Международному Арбитражному Центру Нью-Дели;
- Законопроект определяет состав Центра, который будет состоять из семи участников включая:
- председателя, который может быть судьей Верховного Суда или Высокого суда штата, а также выдающимся человеком обладающим специальными знаниями и опытом в проведении или администрации арбитража;
- двух профессионалов, имеющих существенные знания и опыт в по-стояннодействующем арбитраже;
- трех назначаемых лиц, кандидатуры из Министерства финансов, и Генеральный директор (ответственный за ежедневную администрацию Международного Арбитражного Центра Нью-Дели);
Русакова Е. П.
РЕФОРМИРОВАНИЕ АРБИТРАЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ИНДИИ
- представителя признанной организации торговли и промышленности, назначенный как временный участник на заменяемой основе [2].
Члены Центра будут исполнять обязанности в течение трех лет, но затем будут иметь право на переназначение. Пенсионный возраст для председателя составляет 70 лет, а для других участников 67 лет.
Основными целями Центра являются:
- выработка механизмов продвижения арбитража, обеспечение обучения, организацию конференций и семинаров, посвященных вопросам альтернативного урегулирования споров;
- предоставление услуг и административное содействие в проведении арбитража, посредничества и других примирительных процедур;
- создание группы аккредитованных профессионалов, для проведения арбитража, посредничества и других примирительных процедур.
Основные функции:
- содействие в проведении арбитража и других примирительных процедур профессиональным, своевременным и рентабельным способом;
- продвижение обучения в области альтернативного урегулирования споров.
Центр будет осуществлять свою деятельность за счет денежных средств полученных из федерального бюджета в виде грантов, а также платы взимаемой за свою деятельность и других источников. Счета Центра будут проверены и удостоверены Финансовым инспектором и Генеральным ревизором Индии.
В Законе указывается, что Центр создаст Арбитражную палату, которая будет состоять из постоянной группы арбитров. Кроме того, может быть также учреждена Арбитражная академия для подготовки арбитров и проведения исследований в области альтернативного разрешения споров, а также создание других комитетов для осуществления своих функций.
Кроме того, были внесены поправки в действующий закон об арбитраже и примирении 1996 года [4], законом № 100 об арбитраже и примирении 2018 (поправки).
Согласно, этим поправкам Верховный суд и Высокий суд штата имеют право создавать арбитражи время от времени, при условии, что под юрисдикцию Высокого суда штата не подпадает 10 арбитражей. В случае отсутствия арбитража, Председатель суда соответствующего Высокого суда может сформировать коллегию арбитров для выполнения им своих функций и обязанностей арбитражного учреждения.
Поэтому председатель Верховного суда может периодически пересматривать панель арбитров. Назначение арбитра происходит по заявлению стороны в арбитраж Верховным судом по спорам международных коммерческих арбитражей и Высоким судом по остальным делам, не подпадающим под компетенцию международного коммерческого арбитража.
Закон предусматривает создание Арбитражного Совета Индии, главной должностью в котором будет исполнительный директор. Данный институт будет представлять собой юридическое лицо со своей собственной печатью, имеющее полномочия приобретать, использовать и распоряжаться имуществом, как движимым, так и недвижимым, быть стороной в судебном процессе. Головной офис Совета находится в Дели, однако, с одобрения Центрального правительства может установить офисы в других районах Индии.
Совет ведет электронный депозитарий всех арбитражных решений, вынесенных в Индии, и других связанных с ними записей.
Кроме того, принципиально важным является замена во всех законодательных актах понятие обжалование в отношении арбитража.
Закреплены серьезные требования в отношении кандидатуры арбитров (опыту и квалификации), так арбитром может быть:
1. Адвокат по смыслу Закона о адвокатах 1961 года, имеющий десятилетний практический опыт в качестве адвоката;
2. Дипломированный бухгалтер по смыслу Закона о дипломированном бухгалтере 1949 года, имеющий десятилетний опыт работы в качестве дипломированного бухгалтера;
3. Сотрудник юридической службы в Индии;
4. Сотрудник с юридическим образованием, имеющий десятилетний опыт работы по правовым вопросам в правительстве, автономном органе, государственном секторе или на руководящей должности старшего звена в частном секторе;
5. Сотрудник с инженерным образованием, имеющий десятилетний опыт работы инженером в правительстве, автономном органе, государственном секторе или на руководящей должности старшего звена в частном секторе или самостоятельно занятый;
6. Сотрудник, имеющий опыт работы на руководящем уровне в центральном правительстве или правительстве штата, или имеющий опыт работы на руководящем уровне в государственном секторе, государственной компании или частной компании с хорошей репутацией;
7. Лицо, имеющее ученую степень с десятилетним опытом работы в научно-технической сфере в области телекоммуникаций, информационных технологий, прав интеллектуальной собственности или других специализированных областях в правительстве, автономном органе, государственном секторе или на руководящей должности старшего уровня в частном секторе.
Закон закрепляет общие требования применимые к кандидатуре арбитра:
1. Арбитр является примером справедливости, честности, способным быть объективным при урегулировании споров;
2. Арбитр должен быть беспристрастным и независимым, избегать любых финансовых операций или других отношений, которые могут повлиять на его беспристрастность или вызвать сомнения в беспристрастности;
3. Арбитр не должен участвовать в каком-либо судебном разбирательстве и избегать любой потенциальный конфликт, связанный с любым спором, который должен быть рассмотрен им;
4. Арбитр не должен быть судим за преступление, связанное совершением аморального проступка или экономическое преступление;
5. Арбитр должен быть сведущ в Конституции Индии, принципах правосудия, справедливости, общего и обычного права, коммерческих законах, трудовом законодательстве, законе о правонарушениях, составлении и исполнении арбитражных решений;
6. Арбитр должен иметь твердые знания национальной и международной правовой системы в вопросах арбитража и международной арбитражной практики;
7. Арбитр должен понимать основные элементы договорных обязательств по гражданским и коммерческим спорам, уметь использовать правовые принципы в спорных ситуациях, а также применять судебные решения связанные с процедурой проведения арбитража;
Проблемы экономики и юридической практики
5'2018
8. Арбитр должен быть в состоянии принять, обосновать или вынести аргументированное и подлежащее исполнению арбитражное решение по любому спору, который он рассматривает.
Закон об арбитраже и примирении 1996 года был изменен, для того, чтобы сделать арбитражный процесс экономически эффективным, быстрым и с минимальным вмешательством суда. Содействие институциональному арбитражу осуществляется путем укрепления арбитражей Индии, так как арбитраж является основным средством в урегулировании споров. Однако, в настоящее время стороны предпочитают обращаться в специализированные арбитражи за рубежом [3].
Подводя итог, основные поправки, заключаются в следующем:
1. В процедуре назначения арбитров, теперь назначение арбитра осуществляется арбитражем, назначаемым Верховным судом или Высоким судом штата,
2. Возможность создания коллегии арбитров председателем соответствующего Высокого суда,
3. Создание Арбитражного Совета Индии,
4. Установление шести месячного предельного срока для обмена состязательными документами с момента получения арбитром уведомления о назначении,
5. Обеспечение сохранения конфиденциальности всеми лицами, задействованными в арбитражном процессе, а также защита арбитра или арбитров от любого иска или другого судебного разбирательства в связи с любыми действиями или бездействием, совершенными добросовестно в ходе арбитражного разбирательства.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,03%.
Список литературы:
1. Безбах В.В., Беликова К.М., Бадаева Н.В., Ермакова Е.П., Ивановская Н.В., Кривенко О.А., Протопопова О.В., Русакова Е.П., Ситкарева Е.В. Гражданский процесс и гражданское законодательство в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Москва, 2015. Монография. Издательство РУДН.
2. Данные официального сайта законодательства в Индии (PRS legislative research). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prsindia.org/billtrack/the-arbitration-and-conciliation-amendment-bill-2018-5280/ (дата обращения 1.10.2018).
3. Ермакова Е.П., Русакова Е.П., Мендоса-Молина С.В. Учебное пособие «Актуальные проблемы гражданского процесса» //РУДН, 2017 Русакова Е.П. Арбитражная практика Индии.
4. В сборнике: Сравнительно-правовые аспекты правоотношений гражданского оборота в современном мире Сборник статей Международной научно-практической конференции памяти доктора юридических наук, профессора В. К. Пучинского. 2016. С. 72-77.
5. Фролова Е.Е. Механизмы действия инструментов денежно-кредитной политики Китая в Первом десятилетии XXI века. В сборнике: Перспективы развития юридической науки, практики и образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе Материалы международной научно-практической конференции. 2015. С. 174-189.
6. Разрешение финансовых споров в странах АТР: Индия: Учебное пособие / Ю.АПод общей редакцией Е.Е.Фроловой, Е.П.Ермаковой- М.: РУДН, 2018 С. 76.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью кандидата юридических наук, доцента кафедры гражданского права и процесса и международного частного права РУДН Русаковой Екатерины Петровны «Реформирование арбитражного законодательства в Индии» Е.П. Русакова в рецензируемой статье продемонстрировала глубокое понимание изменений в процессуальном законодательстве Индии связанных с рассмотрением споров арбитражами. Автором статьи исследованы поправки, внесенные в Закон об арбитраже и примирении Индии 1996 (в редакции 2018 года).
Автор обратил внимание на тенденции реформирования законодательства Индии об арбитраже, а также на создание Международного Арбитражного Центра в Нью-Дели, целью которого будет анализ, разработка и внедрение новых современных механизмов в арбитражную процедуру разрешения споров.
Особо хочется отметить, что Е.П. Русакова использовала актуальную информацию, ранее не встречавшуюся в русскоязычных текстах.
Автор предлагает воспользоваться зарубежным опытом: Китая и Индии по реформированию арбитражного законодательства в Российской Федерации.
Также хочется отметить, что выбранная тема статьи интересна и достойна внимания. Считаю, что рецензируемая статья интересна в научном и практическом отношении, производит положительное впечатление и заслуживает опубликования в научных изданиях ВАК.
Рецензент
Доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права Юридического института Российского университета дружбы народов
Ермакова Е.П.