DOI 10.22394/1818-4049-2020-93-4-101-108 УДК 332.14(571.6)
И. С. Хван
Реформа системы институтов развития Дальнего Востока: направления и задачи
Институты развития являются важным современным инструментом государственного регулирования экономики во всех развитых странах. Система институтов развития Российской Федерации включает в себя институты развития федерального и регионального уровней. К ключевым федеральным, институтам развития относятся такие известные государственные корпорации как инвестиционный фонд Российской Федерации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», государственная корпорация ««Российская корпорация нанотехнологий» и др. В субъектах Российской Федерации действует порядка 200 региональных институтов развития. Перед всей этой системой институтов развития до настоящего времени ставились задачи преодоления так называемых ««провалов рынка»», которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами, содействие устойчивому экономическому росту страны или отдельного региона. В ноябре 2020 года Правительством Российской Федерации было объявлено о реформе системы институтов развития в стране. В статье анализируются цели и основные направления заявленной реформы На примере системы институтов развития Дальнего Востока предпринята попытка оценить ее возможные последствия
Ключевые слова: институты развития, национальные приоритеты развития, государственное управление, Дальний Восток, Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, подведомственные организации.
Введение. Институты развития1 как функций как внутри самой системы, так
современный инструмент государственно- и системы с институтами регионального
го управления во многих странах работает уровня. Все эти вопросы в полной мере
достаточно эффективно [Екимова, 2020]. относятся и к институтам развития Даль-
Институты развития являются гибкими и него Востока. В свете заявленной рефор-
динамичными с точки зрения принятия мы институтов регионального развития,
решений. Тем не менее, последние годы в том числе и ее дальневосточной части,
часто встает вопрос об эффективности их представляется важным разобраться, к
деятельности в Российской Федерации: на каким изменениям может привести дан-
сколько оправданы те средства, которые ная реформа.
затрачивает государство на их содержа- Понятие институтов развития. Тео-
ние, в соотношении с теми результатами, ретические подходы к определению по-
к°т°рые они приносят2. нятия «институт развития» достаточно
В практике функционирования россий- широки. В научной литературе наиболее
ских институтов развития наблюдается часто под «институтом развития» понима-
утяжеленность структуры, дублирование ют устоявшуюся многоуровневую систему
1 В данной статье под институтами развития понимаются государственные организации и учреждения, либо созданные ими учреждения с целью развития территории, отрасли или сферы.
2 Выступление Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/news/
Инна Сукиловна Хван - канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления и служебного права, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail: iskhvan@mail.ru
правил и норм существования и (или) развития любой сферы жизнедеятельности общества [Ергунова, Плахин, Фоминых, 2017]. Существует и другой подход, когда под «институтом развития» понимают «механизм управления» [Уильямсон, 1996]. В свою очередь к механизмам управления можно отнести устанавливаемые нормы и правила, а также субъекты их реализации [Мидлер, Абкаев, 2016]. Таким образом, с позиций подхода к институтам развития как механизму управления, государственные организации можно считать при определенных условиях функционально-управленческой частью сложной конструкции институтов развития в экономике. Представление в настоящей статье институтов развития как государственных организаций, либо созданных ими структур с целью развития территории, отрасли или сферы, является оправданным и согласуется с содержанием заявленной Правительством Российской Федерации реформы институтов развития.
Современная реформа институтов развития в Российской Федерации. Российская Федерация имеет достаточно разветвленную систему институтов развития. К ключевым федеральным институтам развития относятся: Инвестиционный фонд Российской Федерации, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования», Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий», Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ», ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», ОАО «Росагролизинг», ОАО «Российский фонд информационно-коммуникационных технологий», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и многие другие. Кроме того, по оценкам
специалистов Министерства экономического развития Российской Федерации, на сегодняшний день на территории субъектов Российской Федерации действует порядка 200 региональных институтов развития3.
В ноябре 2020 г. было объявлено о реформе системы институтов развития в Российской Федерации4. Целью реформы является перенастройка системы на реализацию национальных целей развития, закрепленных в национальных проектах и программах. Кроме перенастройки системы под национальные приоритеты, будут решаться следующие вопросы: устранение дублежа функций, разработка ДОР, системы для он-лайн мониторинга работы институтов развития. Реформа подразумевает, что часть институтов перейдет под управление «суперинститутов», в первую очередь, здесь выделяется государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», под покровительство которой перейдут Корпорация «МСП», Российский экспортный центр, ЭКСАР, Фонд развития промышленности, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), Фонд «Сколково», а также «Роснано» и Фонд инфраструктурных и образовательных программ.
Часть институтов будет ликвидирована, в том числе Фонд развития моногородов, АО «Особые экономические зоны», Российский фонд развития информационных технологий, АО «Росинфокомин-вест» и Агентство по технологическому развитию. Во всех случаях функции по реализации государственной политики, распределению и предоставлению субсидий и грантов, администрированию инвестиционных проектов перейдут к профильным государственным ведомствам.
Также реформа коснется и многих других институтов, в частности институты
3 Например, к системе институтов по развитию Дальнего Востока можно отнести: Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики; АО «Корпорация развития Дальнего Востока», АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Арктики», АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», ФАНУ «Востокгосплан», Фонд развития Дальнего Востока.
4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 г. № 3093-р «О создании межведомственной рабочей группы по оптимизации организационной структуры институтов развития».
5 Key Performance Indicator - система индикаторов успешности достижения целей.
с пересекающимися функциями будут объединены. Например: Фонд защиты дольщиков войдет в состав Фонда ЖКХ; Российский фонд фундаментальных исследований будет присоединен к Российскому научному фонду.
Таким образом, можно сделать вывод о значительной перестройке системы институтов развития федерального уровня.
Реформа институтов развития Дальнего Востока. Прежде чем перейти к анализу системы институтов развития Дальнего Востока необходимо определиться с их составом. По мнению автора, к институтам развития Дальнего Востока относятся: Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее - Минвостокразвития, Министерство) и подведомственные ему в настоящее время организации: АО «Корпорация развития Дальнего Востока», АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Арктики», АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта», ФАНУ «Востокгосплан»; а также Фонд развития Дальнего Востока, единственным акционером которого является государственная корпорация «Банк раз-
вития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Причисление Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики к институтам развития возможно на том основании, что оно является единственны, на сегодняшний день министерством, созданным не по ведомственному, а по территориально -му принципу, т. е. является механизмом реализации пространственной политики государства по ускоренному социально-экономическому развитию дальневосточного макрорегиона.
Как видно из таблицы 1, за последние два года (с 2018 г. по 2020 г.) структура Минвостокразвития претерпела значительные изменения, количество департаментов выросло в два раза.
Современная структура в полной мере отражает те задачи, которые на данном этапе ставит перед данным ведомством государство. Налицо усиление работы по развитию Арктической зоны - появился департамент по развитию Арктики. В структуре выделили департамент строительства. Согласно Положению о Департаменте строительства в его задачи будет входить нормативное, организационное, методическое сопровождение инфра-
Таблица 1
Структура Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики
в 2018 г. и 2020 г.
Структура Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики по состоянию на 11.2018 г. Структура Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики по состоянию на 11.2020 г.
Департамент комплексного макрорегионального развития, привлечения бюджетного финансирования и государственных инвестиций Международный департамент
Департамент территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток Департамент развития Арктики
Департамент инфраструктурных проектов Инвестиционный департамент
Департамент привлечения частных инвестиций Департамент строительства
Департамент развития человеческого капитала и территориального развития Департамент развития человеческого капитала и территориального развития
Департамент инфраструктуры
Правовой департамент
Административный департамент
Бюджетный департамент
Источник: составлено автором по данным Министерства Дальнего Востока и Арктики.
структурных проектов территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) и свободного порта Владивосток (далее - СПВ)6. Следует отметить некоторое наложение функций данного департамента с функциями АО «Корпорация по развитию Дальнего Востока», которая, по сути, является сегодня управляющей компанией ТОСЭР и СПВ7. Также современная структура Министерства демонстрирует, что вопросы привлечения инвестиций и проблемы народонаселения на Дальнем Востоке не снижают своей актуальности. Данные департаменты входят в состав структуры Министерства с начала его создания (2012 г.). Деятельность этих департаментов подкрепляется созданными в 2015 г., специально под них, подведомственными организациями: АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» и АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Арктики», что подтверждают Положения об их деятельности8,9.
Таким образом, можно констатировать, что сегодня 4 департамента из 10 Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики имеют подкрепление в лице подведомственной организации.
Подведомственные организации Мин-востокразвития, в свою очередь, содержат достаточно разветвленную структуру (табл. 2). У каждого института развития не менее двух офисов в разных городах Российской Федерации. Особенно значительной выглядит структура «Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Арктики», которая кроме офисов в городах Владивосток, Москва, Хабаровск, Архангельск, Агентство имеет обособленные подразделения в городах
Якутск, Чита и Улан-Уде. Кроме широкой локации Агентство имеет внушительную организационно-функциональную структуру, в ее составе генеральный директор, 5 заместителей генерального директора, 2 департамента и 10 отделов.
Разветвленная сеть институтов по развитию Дальнего Востока, представленная выше, не привела к значительному улучшению социально-экономического положения Дальнего Востока. Динамика основных макроэкономических показателей не демонстрирует высоких темпов развития. Динамика ВРП с 2012 г. по 2018 г. стабильно ровная, с самым большим приростом в 2018 г. на 3%. Динамика инвестиций выглядит несколько лучше, начиная с 2013 г. показатель стабильно растет, что косвенно дает возможность предположить, что созданное в 2012 г. Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики интенсифицировало приток инвестиций в макрорегион (рис.1). Те же выводы можно сделать и сравнивая динамику рейтинга Дальнего Востока в удельных социально-экономических показателях страны. [Хван, 2019. С. 18].
В то же время одну из основных проблем развития Дальнего Востока, косвенно указывающую на эффективность работы институтов развития, а именно закрепление населения на территории Дальнего Востока, пока не удается решить. Численность населения Дальнего Востока постоянно падает, что вызвано разными причинами: бедностью [Хван, 2020. С. 59], низким уровнем качества жизни населения [Бардаль, Грицко, Хван, Халикова, 2019]. При этом включение в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО) еще двух субъектов РФ: Республики Бурятия и Забайкальского
6 Приказ Минвостокразвития №255 от 29.12.2018 г. «Об утверждении Положения о Департаменте строительства Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики // Официальный сайт Минвостокразвития.URL: https://minvr.gov.ru/upload/iblock/9a7/polozhenie-o-departamente-stroitelstva.pdf
7 Приказ Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока №143 от 30.06.2016 г. «Об утверждении Устава АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики»// Официальный сайт Минвостокразвития. URL:https://minvr.gov.ru/upload/doc/2020-06/krdv_ustav. pdf
8 Приказ №250 "Об утверждении Положения о Департаменте развития человеческого капитала и территориального развития Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока". URL: https://minvr.gov.ru/upload/iblock/4fe/polozhenie-o-sotsialnom-departamente.pdf
9 Приказ №254 "Об утверждении Положения об Инвестиционном департаменте Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока" // Официальный сайт Минвостокразвития. URL: https://minvr.gov.ru/upload/iblock/f47/polozhenie-ob-investitsionnom-departamente.pdf
края, хоть и увеличило численность населения на 2000 тыс. чел, но не решило проблему оттока населения с территории Дальнего Востока. Кроме уменьшения общей численности населения Дальнего Востока не приходится говорить о
снижении интенсивности оттока, о чем свидетельствует динамика коэффициента миграционного прироста населения в этот период (табл. 3).
Отмеченное выше дает основание говорить об актуальности проведения
Таблица 2
Институты развития Дальнего Востока - подведомственные организации Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики
Название Место расположения Миссия и цель деятельности
АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» Офисы: Москва, Владивосток, Комсомольск-на-Амуре Миссия: привлечение инвестиций и поддержка экспорта в Дальневосточном федеральном округе Цель деятельности: привлечение новых резидентов на Территории опережающего развития и в Свободный порт Владивосток, прямых инвестиций, а также поддержки экспорта.
АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике» Офисы: Владивосток, Москва, Хабаровск, Архангельск Обособленные подразделения: Якутск, Чита, Улан-Удэ Миссия: Развитие человеческого капитала и кадровое обеспечение экономики Дальнего Востока, создание условий для привлечения и закрепления новых жителей на Дальнем Востоке. Цель деятельности: Комплексное решение вопросов по обеспечению Дальневосточного федерального округа трудовыми ресурсами, достижение положительной миграционной динамики за счёт дополнительного притока населения и его закрепления, а также реализация положений закона о «дальневосточном гектаре».
АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Офисы: Москва, Владивосток Цель деятельности: АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (АО «КРДВ») является управляющей компанией Арктической зоны Российской Федерации и территорий опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток в дальневосточных и арктических субъектах РФ.
Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования» Офисы: Москва, Хабаровск Цель деятельности: научно-исследовательские и экспертно-аналитические работы в области социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации.
Фонд развития Дальнего Востока* Офисы: Москва, Владивосток Цель деятельности: содействие притоку инвестиций на Дальний Восток и в Арктику и долгосрочного финансирования приоритетных инвестиционных проектов в различных отраслях
Источник: составлено автором по данным Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики.
*Фонд не является подведомственной организацией Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, но работает с ним в тесном взаимодействии. Учредителем Фонда является государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
*Без учета Республики Бурятия и Забайкальского края
Источник: Статистический сборник «Регионы России. Социально экономические показатели 2019» // Росстат. URL : https://rosstatgov.ru/folder/210/document/13204
120
60 40 20
0 -1-1-1-1-1-1-1
2012 201.3 2014 2015 2016 2017 2018
♦ Индекс физического объема. ВРП. %
Индекс физического объема, инвестиций, %
Рис.1. Динамика индекса физического объема валового регионального продукта и физического объема инвестиций в основной капитал ДФО в период с 2012 г. по 2018 г., %
Таблица 3
Динамика численности населения Дальневосточного федерального округа
Показатели 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Численность населения, тыс. чел. (9 субъектов ДФО)* 6258 6239 6219 6203 6189 6174 6140
Численность населения. тыс. чел. (11 субъектов ДФО) 8319 8291 8276 8260 8246 8223 8189
Коэффициент миграционного прироста на 10000 чел. населения (11 субъектов ДФО) -39 -54 -39 40 -33 -35 -40
реформы системы институтов развития Дальнего Востока. Пока предполагается, что часть из них будет ликвидирована, в частности: АНО «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике», Фонд развития Дальнего Востока и Арктики, АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта». Их функции также переходят к Внешэкономбанку, за исключением функций по реализации государственной политики по привлечению трудовых ресурсов и инвестиций в Арктику и на Дальний Восток. Эти задачи перейдут к профильным органам власти. При этом Правитель-
ство обещает, что весь функционал институтов развития по поддержке опережающего развития Дальнего Востока и Арктики сохранится. Возможно, будет объединение нескольких юридических лиц в одно, более сильное10.
Заключение. С одной стороны, заявленные направления и цели реформы институтов развития, по мнению автора, могут привести к положительным результатам с точки зрения снижения пересекающихся административных и накладных расходов на их содержание и появления новой, прозрачной системы оценки эффективности их деятельности. С другой стороны, вызывает тревогу
10 Правительство запустит реформу институтов развития // Бизнес : РБК.. URL: https:// www.rbc.ru/business/23/11/2020/5fli8ce659a79471e74bd2245
тенденция к появлению «суперинститутов» в лице Внешэкономбанка и других, пока не объявленных. Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, уже, по своей сути, таковым и является. Насколько оправданно будет появление его дублера, не приведет ли это, как это часто бывает при реформе государственных структур, не к уменьшению, а к увеличению численности персонала этих институтов? Так как у «суперинститутов» видимо будут «суперзадачи». И самое главное, не приведет ли это к увеличению сроков принятия решений в связи с, как правило, административной неповоротливостью подобных вертикально интегрированных структур, а также к излишней монополизации в системе государственного управления.
Резюмируя отметим, что систему институтов развития Российской Федерации, в том числе ее дальневосточную часть, ждут серьезные перемены: оптимизация расходов на содержание, повышение эффективности деятельности этих институтов, в том числе за счет внедрения системы КР1 для оценки эффективности их деятельности, переформатирование функций под национальные приоритеты развития России. Напомним, что 24 сентября 2020 г. была принята «Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г.11, что говорит о том, что развитие данного макрорегиона является национальным приоритетом страны. Таким образом, от реформы системы институтов развития как основного механизма реализации данной программы будет во многом зависеть успех ее реализации.
Список литературы:
1. Бардаль А. Б., Грицко М. А., Хван И. С., Халикова С. С. Качество жизни в Дальневосточном макрорегионе: интегральная оценка / / Регионалистика. 2019. 6 (5). С. 62-78.
2. Екимова Н. А. Институты регионального развития: опыт Великобритании / / Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2020. Т. 12. № 3. С. 42-59.
3. Ергунова О. Т., Плахин А. Е., Фоминых К. А. Институты регионального развития и их роль в модернизации экономики субъектов РФ // Вопросы инновационной экономики. 2017. № 4 (7).
4. Мидлер Е. А., Абкаев М. С Институты развития в государственном управлении инновационным развитием России // Региональная экономика и управление. 2016. №4 (48).
5. Уилямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996. С. 48.
6. Хван И. С., Буланова М. А., Са-мандина Л. В., Попсуйка А. Н., Медведева Н.В., Маслюк Н. А. и др. Государственное регулирование развития Дальнего Востока: современные подходы : монография. Хабаровск: Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2019. 164 с.
7. Хван И. С. Пространственная картина бедности в Российской Федерации // Бедность как феномен научного познания и предмет государственного управления : материалы круглого стола 28 сентября 2020 г. Хабаровск : Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС, 2020. 66 с. (С. 57-63).
Библиографическое описание статьи
Хван И. С. Реформа системы институтов развития Дальнего Востока: направления и задачи // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 4 (93). С. 101-108. DOI 10.22394/1818-4049-2020-93-4-101-108
Inna S. Khvan - Candidate of Economics, Associate professor, Head of the chair of public and municipal administration and the office right, the Far-Eastern institute of management, branch of RANEPA (33, Str. Muravyev-Amurskiy, Khabarovsk, 680000, Russian Federation). E-mail: iskhvan@mail.ru
Reform of the system of development institutions of the Far
East: directions and tasks
Development institutions are an important modern instrument of government regulation of the economy in all developed countries. The system of development institutions of the Russian Federation includes the federal and regional development institutions. Key federal development institutions include such well-known state corporations as the investment fund of the Russian Federation; the State Corporation "Bank for Development and Foreign Economic Activity (Vnesheconombank)"; the state corporation "Russian Corporation of Nanotechnologies," etc. According to experts of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, about 200 regional development institutions operate on the territory of the constituent entities of the Russian Federation. The objectives of this extensive system of development institutions so far have been to overcome the so-called "market failures," which cannot be optimally realized by the market mechanisms, and to promote the sustained economic growth of a country or an individual region. In November 2020, the Government of the Russian Federation announced the reform of the system of development institutions in the country. The article analyzes the goals and main directions of the announced reform. On the example of the system of development institutions of the Far East, an attempt was made to assess its possible consequences.
Keywords: development institutions, national development priorities, public administration, the Far East, the Ministry for development of the Far East and the Arctic, subordinate organizations.
References:
1. Bardal A. B., Gritsko M. A., Khvan I. S., Khalikova S .S. Quality of life in the Far East macroregion: an integral assessment Regionalistika [Regionalistics], 2019, no. 6 (5), pp. 62-78. (In Russian).
2. Ekimova N. A. Regional Development Institutions: The UK Experience ZZhurnal institutsional'nykh issledovaniy [Journal of Institutional Studies], 2020, vol. 12, no. 3, pp. 42-59.
3. Ergunova O. T., Plakhin A. E., Fom-inykh K. A. Institutes of regional development and their role in the modernization of the economy of the RF subjects Voprosy innovatsionnoy ekonomiki [Issues of innovative economics], 2017, no. 4 (7). (In Russian).
4. Midler E. A., Abkaev M. S Development institutes in state management of innovative development of Russia Regional'naya
ekonomika i upravleniye [Regional economy and management], 2016, no. 4 (48). (In Russian).
5. Williamson O. Economic institutions of capitalism: firms, markets, "relational" contracting. SPb.: Lenizdat, 1996. p. 48. (In Russian).
6. Khvan I. S., Bulanova M. A., Samandi-na L. V., Popsuyka A. N., Medvedeva N. V., Maslyuk N. A. et al. State regulation of the development of the Far East: modern approaches: monograph ... Khabarovsk: Far Eastern Institute of Management - branch of RANEPA, 2019.164 p. (In Russian).
7. Khvan I. S. Spatial picture of poverty in the Russian Federation // Poverty as a phenomenon of scientific knowledge and the subject of public administration: materials of the round table on September 28, 2020 Khabarovsk: Far Eastern Institute of Management - branch of RANEPA, 2020. 66 p. (Pp. 57-63). (In Russian).
Reference to the article
Khvan I. S. Reform of the system of development institutions of the Far East: directions and tasks // Power and Administration in the East of Russia. 2020. No. 4 (93). Pp. 101-108. DOI 10.22394/1818-4049-2020-93-4-101-108