Научная статья на тему 'Реформа отечественной системы высшего образования в контексте стратегии укрепления национальной безопасности Российской Федерации'

Реформа отечественной системы высшего образования в контексте стратегии укрепления национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
социальный институт / социальная мобильность / образование / высшее образование / воспитание / национальная безопасность / интеллектуальный потенциал / государственная политика / social institution / social mobility / education / higher education / upbringing / national security / intellectual potential / public policy

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Кротов Д. В., Самыгин П. С., Самыгин С. И.

Целью исследования состоит в анализе основных направлений реформирования системы высшего образования Российской Федерации, основных проблем и перспектив их реализации в контексте стратегии укрепления национальной безопасности страны. Методологическую базу исследования составляют системный, диалектический, сравнительно-исторический и другие методы и подходы, позволившие авторам определить роль и место высшего образования в системе социальных институтов, установить характер взаимосвязи и взаимодействия между образованием и национальной безопасностью страны, исследовать особенности национальных стратегий в области преобразования систем высшего образования в России и других государствах, эволюцию реформы высшей школы. Результаты исследования. Преобразование отечественной высшей школы на современном этапе должно быть направлено на создание более гибкой и адаптивной системы, призванной обеспечивать получение качественного образования, соответствующего потребностям современного рынка труда. На современном этапе образовательной реформы акцентируется внимание на практической составляющей функционирования системы вузовского образования: здесь предусматривается необходимость более активного взаимодействия, сотрудничества отечественных вузов с различными организациями, предприятиями, государственными учреждениями, что необходимо для обеспечения доступа обучающихся к профессиональной практике, реальным проектам, могущим быть реализованными на производстве. Реформирование системы высшего образования в современной России не является самоцелью, а выступает объективной необходимостью в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности, постоянно меняющейся внешней среды, будучи в конечном итоге направленным на укрепление национальной безопасности страны. Перспективы исследования. Проблема реформирования современного российского высшего образования нуждается в углубленном анализе с целью определения перспективных путей и способов повышения эффективности функционирования отечественных вузов в контексте реализации стратегии укрепления национальной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reform of the domestic higher education system in the context of the strategy for strengthening the national security of the Russian Federation

Objective of the research is to analyze the main directions of reforming the higher education system of the Russian Federation, the main problems and prospects for their implementation in the context of the strategy for strengthening the national security of the country. The methodological basis of the research consists of systematic, dialectical, comparative historical and other methods and approaches that allowed the authors to determine the role and place of higher education in the system of social institutions, to establish the nature of the relationship and interaction between education and national security of the country, to explore the features of national strategies in the field of transformation of higher education systems in Russia and other states, the evolution of reform higher education. Results of the study. The transformation of the Russian higher education at the present stage should be aimed at creating a more flexible and adaptive system designed to provide high-quality education that meets the needs of the modern labor market. At the present stage of educational reform, attention is focused on the practical component of the functioning of the university education system: it provides for the need for more active interaction, cooperation of domestic universities with various organizations, enterprises, government agencies, which is necessary to ensure students' access to professional practice, real projects that can be implemented in production. Reforming the higher education system in modern Russia is not an end in itself, but an objective necessity in conditions of socio-economic instability and uncertainty, constantly changing external environment, being, ultimately, aimed at strengthening the national security of the country. Research рerspectives. The problem of reforming modern Russian higher education needs in-depth analysis in order to identify promising ways and means to improve the efficiency of the functioning of domestic universities in the context of the implementation of the strategy to strengthen the national security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Реформа отечественной системы высшего образования в контексте стратегии укрепления национальной безопасности Российской Федерации»

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

0 УДК 316.4+ 378+304.44

DOI 10.18522/2227-8656.2024.3.13 EDN TKVEGX

Научная статья

РЕФОРМА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ УКРЕПЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

REFORM OF THE RUSSIAN

HIGHER EDUCATION SYSTEM IN THE CONTEXT OF THE STRATEGY FOR STRENGTHENING THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Д. В. Кротов*

ORCID: 0009-0000-0748-6806 П. С. Самыгин* ORCID: 0000-0002-6690-0277 С. И. Самыггин*

ORCID: 0009-0005-3585-6081

Dmitry V Krotov* Peter S. Samygin* Sergey I. Samygin*

* Ростовский государственный экономический университет РГЭУ (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия

Целью исследования состоит в анализе основных направлений реформирования системы высшего образования Российской Федерации, основных проблем и перспектив их реализации в контексте стратегии укрепления национальной безопасности страны.

Методологическую базу исследования составляют системный, диалектический, сравнительно-исторический и другие методы и подходы, позволившие авторам определить роль и место высшего образования в системе социальных институтов, установить характер взаимосвязи и взаимодействия между образованием и национальной безопасностью стра-

© Кротов Д. В., 2024 © Самыгин П. С., 2024 © Самыгин С. И., 2024

* Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia

Objective of the research is to analyze the main directions of reforming the higher education system of the Russian Federation, the main problems and prospects for their implementation in the context of the strategy for strengthening the national security of the country.

The methodological basis of the research consists of systematic, dialectical, comparative historical and other methods and approaches that allowed the authors to determine the role and place of higher education in the system of social institutions, to establish the nature of the relationship and interaction between education and national security of the country, to explore

ны, исследовать особенности национальных стратегий в области преобразования систем высшего образования в России и других государствах, эволюцию реформы высшей школы.

Результаты исследования. Преобразование отечественной высшей школы на современном этапе должно быть направлено на создание более гибкой и адаптивной системы, призванной обеспечивать получение качественного образования, соответствующего потребностям современного рынка труда. На современном этапе образовательной реформы акцентируется внимание на практической составляющей функционирования системы вузовского образования: здесь предусматривается необходимость более активного взаимодействия, сотрудничества отечественных вузов с различными организациями, предприятиями, государственными учреждениями, что необходимо для обеспечения доступа обучающихся к профессиональной практике, реальным проектам, могущим быть реализованными на производстве. Реформирование системы высшего образования в современной России не является самоцелью, а выступает объективной необходимостью в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности, постоянно меняющейся внешней среды, будучи в конечном итоге направленным на укрепление национальной безопасности страны.

the features of national strategies in the field of transformation of higher education systems in Russia and other states, the evolution of reform higher education.

Results of the study. The transformation of the Russian higher education at the present stage should be aimed at creating a more flexible and adaptive system designed to provide high-quality education that meets the needs of the modern labor market. At the present stage of educational reform, attention is focused on the practical component of the functioning of the university education system: it provides for the need for more active interaction, cooperation of domestic universities with various organizations, enterprises, government agencies, which is necessary to ensure students' access to professional practice, real projects that can be implemented in production. Reforming the higher education system in modern Russia is not an end in itself, but an objective necessity in conditions of socio-economic instability and uncertainty, constantly changing external environment, being, ultimately, aimed at strengthening the national security of the country.

Перспективы исследования. Проблема реформирования современного российского высшего образования нуждается в углубленном анализе с целью определения перспективных путей и способов повышения эффективности функционирования отечественных вузов в контексте реализации стратегии укрепления национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: социальный институт, социальная мобильность, образование, высшее образование, воспитание, национальная безопасность, интеллектуальный потенциал, государственная политика

Researchрerspectives. The problem of reforming modern Russian higher education needs in-depth analysis in order to identify promising ways and means to improve the efficiency of the functioning of domestic universities in the context of the implementation of the strategy to strengthen the national security of the Russian Federation.

Keywords: social institution, social mobility, education, higher education, upbringing, national security, intellectual potential, public policy

Введение

Актуальность научного изучения проблем реформирования системы вузовского образования в контексте национальной безопасности обусловлена постоянно ускоряющимися темпами изменений всех элементов функционирования высшей школы в современном обществе, а также ростом значимости высшего образования не только как важного инструмента обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в глобальной конкуренции между различными странами, но и как неотъемлемой предпосылки обеспечения национальной безопасности России. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации обеспечение последней реализуется посредством достижения определенных целей и решения задач, которые предусматриваются в рамках стратегических национальных приоритетов, важнейшими из которых являются сбережение российского народа и развитие человеческого потенциала. Рассматриваемая Стратегия предполагает, что реализуемая в нашей стране социально-экономическая политика государства должна быть направлена, в том числе, на расширение возможностей для получения качественного образования1. В числе основополагающих целей государственной политики Российской Федерации в области сбережения народа страны и развития человеческого потенциала выделяются повышение уровня образования граждан, а также воспитание социально ответственной личности. Достижение указанной цели предполагается обеспечить путем решения задач, связанных с предоставления россиянам широких возможностей для получения высшего профессионального образования, а также обучением и воспитанием молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. С учетом данных обстоятельств систему высшего образования следует рассматривать в качестве важного фактора обеспечения национальной безопасности России.

Методология и методы

Методологическую основу исследования составляют системный, диалектический и исторический подходы, а также методы анализа и синтеза, дескриптивный и сравнительный методы. Положения системного подхода были использованы в целях комплексного анализа предмета исследования, изучения его основных компонентов и взаимосвязей между ними, а также применялись в целях определения рекомендаций, направленных на модернизацию государственной политики в области реформирования высшей школы. Диалектический подход использовался для установления противоречий в рамках современных глобализационных процессов и трансформации систем высшего образования. Сравнительный метод применялся в целях выявле-

1 Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N° 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». - URL: https://kremlin.ru>acts/bank/47046 (дата обращения: 20.05.2024).

ния особенностей функционирования и развития стратегий реформирования систем высшего образования в Европейском Союзе, США, Китае и России, анализа отечественного опыта реализации государственной политики в области высшего образования. Рассматриваемые подходы позволили авторам обобщить информацию фактологического характера, касающейся эволюции российской и зарубежных систем вузовского образования, проанализировать траекторию развития высшей школы.

Результаты

Институт образования занимает центральное место в системе социальных институтов, поскольку он оказывает воздействие на функционирование всех сфер общественной жизнедеятельности, а само образование как таковое выступает в качестве общественно значимого блага и реализуется в интересах человека, семьи, общества и государства. В общей структуре института образования особую роль играет высшая школа, основной целью которой, в соответствии со ст. 69 Федерального закона «Об образовании», выступает обеспечение подготовки кадров высокой квалификации, реализующейся по всем направлениям деятельности общественно полезного характера, соответствующей государственным и общественным потребностям, а также реализация личностных потребностей в интеллектуальном, культурном развитии и нравственном совершенствовании1. Как и другие социальные институты, образование испытывает на себе воздействие различных социально-экономических, политических и других процессов общемирового и национального масштаба, влияющих на различные составляющие функционирования данного института и обуславливающих проведение преобразований системы образования, в том числе, высшего образования. Так, современная высшая школа испытывает на себе воздействие глобализации; глобализационные процессы оказывают разнонаправленное влияние на функционирование различных систем вузовского образования, способствуя расширению их масштабов и международных взаимодействий, а также коммерциализации, диверсификации, интернационализации и т. д. В ряде исследований, посвященных развитию высшего образования в условиях глобализации, подчеркивается, что одной из знаковых тенденций эволюции данной системы выступает конвергенция высшей школы, включающая сближение основных идей и принципов функционирования данной системы, а также унификацию отдельных институциональных моделей и практик работы высших учебных заведений (Колесина, Самыгин, 2023. С. 100).

Вызванные глобализацией новые тенденции в развитии системы высшего образования создают здесь новые вызовы, ответы на которые находят

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). - URL: https://consultant.ru>document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 21.05.2024).

отражение в образовательной политике государственных объединений и отдельных национальных государств (Самыгин С. И., 2020. С. 4292). Целью данной политики становится устранение угроз и вызовов глобализации посредством конструирования эффективной системы вузовского образования в условиях современного информационного общества: речь идет о национальных стратегиях развития высшей школы, реализующихся в различных государствах мира. С точки зрения А. М. Бобыло, в настоящее время существуют три основные национальные стратегии развития высшего образования: европейская, американская и азиатская. Реализуемые в соответствующих странах реформы и образовательная политика характеризуются разными подходами к модернизации системы образования, конкретными сроками их осуществления и достигнутыми результатами (Бобыло, 2011. С. 10). Так, наиболее высоких результатов в развитии вузовского образования удалось достичь США, чьи университеты стабильно занимают самые высокие места в мировых вузовских рейтингах. Существенных успехов в рамках политики, направленной на модернизацию системы высшего образования, удалось добиться Китаю, который проводит свои преобразования в этой сфере постепенно, опираясь на имеющийся мировой опыт развития высшей школы. Китайская система вузовского образования, как считает А. М. Бобыло, по сути представляет собой своеобразный гибрид советской и американской моделей, в рамках которого государственное регулирование деятельности вузов сочетается с относительно автономным характером функционирования последних (Бобыло, 2011. С. 11). Странам Европейского Союза также удалось достичь определенных успехов в реформировании системы высшего образования: здесь к числу основных направлений преобразований в данной сфере можно отнести формирование и развитие институтов координации и управления вузами, носящими наднациональный характер, унификацию университетских образовательных курсов и сроков обучения, а также создание единой правовой базы в сфере признания документов о высшем образовании и ученых степеней.

В целом, усилия наиболее развитых государств мира в настоящее время направлены на развитие высшей школы, наращивание своего образовательного потенциала, что является необходимой предпосылкой укрепления национальной безопасности этих стран. Как уже отмечалось выше, высшее образование объективно становится одним из наиболее значимых факторов обеспечения национальной безопасности. Знаковым событием в рамках развития системы европейского высшего образования стало создание в 1998 г. Болонской системы образования. Единые стандарты европейского образования были закреплены в так называемой Сорбонской декларации, которая была подписана министрами образования четырех европейских государств: Италии, Германии, Великобритании и Франции. Основная цель декларация состояла в том, чтобы высшее образование стало мобильным, а выпускники

университетов - востребованными на рынке труда. К основным принципам декларации были отнесены единая система обучения, включающая бакалавриат, магистратуру и докторантуру, возможность обучения за пределами страны в течение как минимум одного семестра, а также единая шкала оценки, предусматривающая так называемые учебные кредиты, отражающие количество часов, потраченных на изучение конкретных дисциплин. Обсуждение перспектив практической реализации Сорбонской декларации состоялось 19 июня 1999 г. в Болонье (Италия): итогом встречи стало подписание Болон-ской декларации о создании «Зоны европейского высшего образования».

В целом, рассматриваемая система направлена на создание единых образовательных стандартов, что должно способствовать росту мобильности субъектов образовательного процесса, студентов, преподавателей вузов: последние в идеале должны свободного передвигаться между различными странами, участниками Болонской системы, осуществляя передачу знаний, получение нового опыта, реализуя преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность. Соответственно, для выпускников вузов предусматривается возможность трудоустройства в европейские компании; здесь стоит подчеркнуть преимущественную ориентацию европейской системы высшего образования на рынок труда и его нужды. В качестве главной задачи высших учебных заведений выступает подготовка специалистов, способных применить полученные знания на практике: с этой целью студентам предлагаются учебные курсы, позволяющие приобрести умения и навыки, необходимые для успешного осуществления профессиональной деятельности. Предусматривается возможность активного участия студентов в научно-исследовательской деятельности, продолжения обучения в различных учебных заведениях и смены специализации, что осуществляется посредством обучения в магистратуре. Присоединение России к Болонскому процессу, которое состоялось в сентябре 2003 г., также рассматривалось для нашей страны как средство установления сотрудничества в области высшего образования с другими государствами и повышение уровня конкурентоспособности высших учебных заведений РФ на мировом рынке образовательных услуг. Предполагалось, что позитивными результатами участия России в данной системе должны были стать увеличение мобильности отечественных студентов, получающих возможности обучения в зарубежных университетах, получения нового опыта и прохождения практики за границей, а также привлечение в российские вузы иностранных абитуриентов, способных приносить дополнительный доход высшим учебным заведениям.

Необходимо отметить, что присоединение России к Болонской системе с самого начала было негативно воспринято многими субъектами отечественного образовательного процесса, подвергалось критике со стороны преподавательского сообщества, а также ряда государственных деятелей,

ответственных за реализацию государственной политики в области высшего образования. Интересно, что практическая реализация Болонского процесса уже в период 2000-х годов (на этапе вхождения в него Российской Федерации) вызывала отрицательное отношение к нему со стороны университетского сообщества западноевропейских стран. Так, материалы социологических опросов преподавателей, проведенных в этот период в 31 европейской стране, показали, что большинство респондентов высказывались в пользу сохранения той системы обучения, которая функционировала в соответствующих государствах до перехода к Болонской системе (Корякин, Макаренкова, 2017. С. 168). Подобное негативное восприятие процессов, связанных с унификацией европейского образовательного пространства, было обусловлено такими отрицательными последствиями рассматриваемой унификации как утрата автономного характера функционирования университетов, падение уровня так называемого базового вузовского образования и т. д. Переход российского высшего образования к Болонской системе оказался значительно более болезненным, чем в государствах Западной Европы в силу ряда обстоятельств, связанных как с влиянием специфического институционального советского наследия в области вузовского образования, так и с особенностями функционирования средней школы. С точки зрения М. Г. Лазара, высокие баллы, полученные на Едином государственном экзамене (ЕГЭ), фактически перестали выступать в качестве объективных показателей знаний выпускников школ по причине «натаскивания» последних на определенные вопросы, лишения старшеклассников широкого кругозора (Лазар, 2015. С. 48).

В результате произошло объективное снижение возможности для эффективного включения студентов-первокурсников, поступивших на обучение в вузы по программам бакалавриата, в новые формы подготовки, реализуемые в рамках высших учебных заведений. Фактически первый год обучения становится для значительной части обучающихся своего рода адаптационным периодом, в течение которого они приспосабливаются к требованиям, предъявляемым в соответствующих вузах, новым для них методикам обучения, формам передачи знаний. С учетом того обстоятельства, что период обучения в бакалавриате составляет всего четыре года, получается, что у студентов элементарно не хватает времени, чтобы приобрести необходимые для овладения определенными профессиями знания, умения и навыки. По сути, механическое внедрение в систему российского высшего образования так называемой двухуровневой системы обучения («бакалавриат-магистратура») имело следствием лишь урезание образовательных программ и учебных планов бывшего специалитета для студентов, обучающихся по бакалаврским программам. Одним из явных недостатков сформировавшейся после присоединения к Бо-лонскому процессу системы вузовской подготовки стал разрыв преемственности между двумя уровнями высшего образования: бакалавриатом и магистра-

турой. Речь идет о возможности обучения по магистерским программам по специальностям, отличным от полученных по итогам обучения в бакалавриате. В результате к деятельности научно-исследовательского характера, которая должна осуществляться студентами-магистрантами, нередко приступают лица, не имеющие базовой теоретической подготовки, не владеющие основами соответствующей специальности. На практике преподаватели, осуществляющие подготовку магистрантов, зачастую вынуждены воспроизводить бакалаврские программы для тех студентов, которые обучаются в магистратуре и не имеют при этом профильной подготовки (одновременно с этим те обучающиеся, которые уже прослушивали подобные курсы в бакалавриате, не получают необходимых для них дополнительных знаний, соответствующих более высокому продвинутому уровню подготовки, либо вынуждены заново осваивать уже известную им информацию) (Любецкий и др., 2017. С. 100).

Что касается индивидуализации образовательных траекторий и внедрения в систему вузовской подготовки курсов по выбору, то эти составляющие Болонского процесса остаются в большинстве российских вузов преимущественно декларациями, поскольку курсы по выбору чаще всего выбираются не обучающимися, а администрациями на уровне факультетов; руководство вузов в целом оказывается незаинтересованным в формировании небольших групп студентов, желающих изучать отдельные специализированные курсы, поскольку это не выгодно вузам с финансовой точки зрения. Формальностью во многих высших учебных заведениях становится и самостоятельная работа студентов, на которую, в соответствии с учебными планами, отводится значительная доля времени, необходимого для освоения определенных учебных дисциплин. Фактическое уменьшение объема аудиторной нагрузки для студентов, обучающихся по программам бакалавриата, по сравнению с аналогичными программами в рамках специалитета, имеет закономерным следствием неполучение студентами необходимой для них информации в полном объеме, и одновременную неспособность профессорско-преподавательского состава рассмотреть с обучающимися все основные темы, относящиеся к конкретному учебному курсу. Рассматриваемая самостоятельная работа, о которой мы уже писали выше (здесь стоит еще отметить, что преподавателям не выделяется никакого времени для проверки результатов этой работы), в большинстве случаев не осуществляется студентами вообще, либо же сводится к написанию или копированию работ на основе материалов сети Интернет. Все это имеет закономерным следствием снижение качества подготовки выпускников в отечественных вузах, их депрофессионализацию, которая усугубляется негативными процессами на российском рынке труда и общей нестабильной социально-экономической ситуацией в стране в целом.

Вхождение России в Болонский процесс изначально обосновывалось необходимостью интеграции системы отечественного высшего образования с

аналогичными системами других государств «на равноправной и взаимовыгодной основе»: данный принцип нашел отражение в федеральном законе «Об образовании», где отмечается необходимость эффективного взаимодействия с зарубежными образовательными системами и международного сотрудничества в образовательной сфере1. В реальности присоединение нашей страны к Болонской системе фактически означало заимствование российским высшим образованием тех целей и принципов реформирования высшей школы, стратегических ориентиров ее преобразования, которые были обусловлены внутренними потребностями Европейского Союза и интеграционным вектором развития систем образования государств-членов ЕС. Очевидно, что в условиях обострения международных отношений Российской Федерации со странами Евросоюза реформирование отечественной системы высшего образования не может иметь проевропейскую направленность, а должно исходить из национальных интересов самой России.

Присоединение к Болонской системе и выбор ее основополагающих принципов в качестве стратегических ориентиров реформирования отечественной системы высшего образования были продиктованы стремлением к ускорению вхождения данной системы в европейское и общемировое пространство образования и культуры, обеспечению возможностей для выпускников российских вузов к свободному выходу на мировой рынок труда. Здесь, как представляется, переоценивались преимущества глобализационных процессов в контексте их влияния на функционирование российской системы образования и недооценивались угрозы и риски такого воздействия, не учитывались перспективы обострения отношений России с западными государствами. Именно последний фактор в настоящее время способствует актуализации принципа самодостаточности в рамках функционирования системы российского высшего образования, призванного удовлетворять потребности страны в подготовке кадров с высокой квалификацией, способствовать укреплению национальной безопасности Российской Федерации. Так, Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 г. закрепляет среди ее основных угроз и вызовов именно «недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов», «снижение качества и доступности образования» и «усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации». По этой причине «развитие человеческого потенциала» выделяется в качестве основного направления политики современного российского государства2.

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). - URL: https://consultant.ru>document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 21.05.2024).

2 Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». - URL: https: http:// kremlin.ru>acts/bank/41921 (дата обращения: 22.05.2024).

В 2022 г. начался новый этап реформирования отечественной высшей школы, сопровождавшийся приостановлением представительства России в Болонской системе (соответствующее решение было принято членами BFUG, наблюдательной группы Болонского процесса), выходом российских университетов из данного представительства и началом создания собственной национальной системы высшего образования. Новая система образования, как было отмечено Президентом РФ В. В. Путиным в Послании к Федеральному собранию 21 февраля 2023 г., предусматривает традиционный срок обучения студентов в вузах, от четырех до шести лет, и, в целом, по словам главы Российского государства, должна объединить все достоинства советской системы вузовского образования и опыт реформирования высшей школы последних десятилетий. Необходимо, как указал В. В. Путин, «вернуться к традиционной базовой подготовке специалистов с высшим образованием»; сфера высшего образования нуждается в реформировании, в первую очередь, по причине изменения тех требований, который современный рынок труда предъявляет к молодым специалистам, выпускникам высших учебных заве-дений1. В соответствии с заявлениями, сделанными министром образования и науки В. Н. Фальковым по итогам президентского послания, в последнем были обозначены основные контуры нового этапа преобразования системы вузовского образования: речь здесь шла о том, чтобы сформировать данную систему на основе лучших компонентов из советского наследия, использовав при этом и опыт постсоветского периода образовательной реформы. Как было отмечено В. Н. Фальковым в комментариях по поводу заявлений главы государства, реформирование высшего образования должно иметь целью расширение возможностей в получении бесплатного качественного высшего образования для выпускников отечественных школ; новая система вузовского образования должна, в соответствии с позицией главы Минобрнауки, иметь сбалансированный характер, а в магистратуру должны поступать в первую очередь лица, ориентированные на получение знаний2.

В мае 2023 г. Президентом РФ был подписан Указ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», предусматривающий реализацию в 2023/24 и 2025/26 учебных годах пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования. Рассматриваемый пилотный проект предполагает установление таких уровней выс-

1 Послание Президента Российской Федерации от 21.02.2023 б/н (Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации). - URL: https://kremliaru>acts/bank/49010 (дата обращения: 22.05.2024).

2 Агранович М. Фальков: Понятия «бакалавр» в российской системе высшего образования не будет // Российская газета. - 14 мая 2024 г. - Федеральный выпуск. - URL: https:// rg.ru/2024/05/14/falkov-poniatiia-bakalavr-v-rossijskoj-sisteme-vysshego-obrazovaniia-ne-budet. html (дата обращения: 19.05.2024).

шего образования как базовое высшее образование и специализированное высшее образование; аспирантура определяется здесь как отдельный уровень профессионального образования. В соответствии с рассматриваемым указом, срок освоения программ базового высшего образования составляет от четырех до шести лет, программ магистратуры специализированного высшего образования от одного года до трех лет в зависимости от направления подготовки, специальности и (или) профиля подготовки либо от конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы (данный пилотный проект, как отмечается в рассматриваемом указе, реализуется в шести российских вузах: Балтийском федеральном университете им. И. Канта, Московском авиационном институте, Московском педагогическом государственном университете, Национальном исследовательском технологическом университете, Санкт-Петербургском горном университете и Томском государственном университете)1.

В соответствии с последними заявлениями главы Минобрнауки России В. Н. Фалькова, сделанными им 14 мая 2024 г. на Пленарном заседании Государственной Думы, с 2025 г. в российском законодательстве и образовательном пространстве в целом будет упразднено само понятие «бакалавриат», а вместо соответствующего уровня подготовки студентов будут введены две ступени образования - высшее и высшее специализированное2. Как было отмечено министром образования и науки, четырехлетний срок обучения является недостаточным для подготовки компетентных кадров по ряду специальностей и направлений вузовской подготовки, вследствие чего срок подготовки предлагается повысить до пяти - пяти с половиной лет. Можно констатировать, что заявленная реформа укладывается в логику преобразований российской системы вузовской подготовки на современном этапе, основная цель которого заключается в формировании национальной системы образования, призванной осуществлять подготовку высококвалифицированных специалистов для экономики и социальной сферы страны, выступать в качестве важного средства укрепления национальной безопасности Российской Федерации.

Заключение

В целом, как следует из содержания нормативно-правовых актов, других официальных документов и высказываний российских государственных дея-

1 Указ Президента РФ от 12.05.2023 № 343 (ред. от 26.06.2023) «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования». - URL: https://kremlin.ru>Докумен-ты>71118 (дата обращения: 23.05.2024).

2 Агранович М. Фальков: Понятия «бакалавр» в российской системе высшего образования не будет // Российская газета. - 14 мая 2024 г. - Федеральный выпуск. - URL: https:// rg.ru/2024/05/14/falkov-poniatiia-bakalavr-v-rossijskoj-sisteme-vysshego-obrazovaniia-ne-budet. html (дата обращения: 19.05.2024).

телей, ответственных за реализацию политики в области высшего образования, одна из главных целей реформирования последней состоит в создании более гибкой и адаптивной системы, призванной обеспечивать получение качественного образования, соответствующего потребностям современного рынка труда, подготовку квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей отраслей экономики и социальной сферы. На современном этапе преобразования российской высшей школы акцентируется внимание на практической составляющей функционирования системы вузовского образования: здесь предусматривается необходимость более активного взаимодействия, сотрудничества отечественных вузов с различными организациями, предприятиями, государственными учреждениями, что необходимо для обеспечения доступа обучающихся к профессиональной практике, реальным проектам, могущим быть реализованными на производстве. Подобного рода практика призвана способствовать приобретению обучающимися не только важных теоретических знаний, но и значимого опыта работы в избранных студентами конкретных областях профессиональной деятельности. Одной из важнейших составляющих современной реформы высшего образования является обновление реализуемых учебных программ, предусматривающее более активную работу профессорско-преподавательского состава вузов над модернизацией учебных курсов и дисциплин, призванную отразить новейшие научные разработки и требования рынка для повышения уровня конкурентоспособности отечественных выпускников, подготовленности последних к эффективному осуществлению профессиональной деятельности в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Важным направлением реформирования высшей школы также является улучшение системы оценки качества реализуемой подготовки, что предусматривает разработку и последующую практическую реализацию новых стандартов оценки и системы рейтингов, используемых в целях оценивания работы конкретных учебных заведений и учебных программ. Данные мероприятия направлены на стимулирование высших учебных заведений к перманентному улучшению качества подготовки обучающихся, привлечению талантливых преподавателей и студентов.

Наряду с улучшением качества подготовки выпускников вузов, повышением уровня их профессиональной квалификации, способствующей росту конкурентоспособности на рынке труда, ключевой целью функционирования отечественной высшей школы должно быть продвижение наиболее талантливых студентов, реализация их интеллектуального потенциала, создание условий для творческой самореализации в различных направлениях учебной и внеучебной деятельности. Представители разных категорий молодежи должны иметь равные шансы на поступление в высшие учебные заведения, реализацию своего творческого потенциала в рамках высшей школы

независимо от своего статуса или социального положения родителей, уровня материального благосостояния. Самостоятельная работа студентов в рамках образовательного процесса должна осуществляться реально, а не формально, как и воспитательное воздействие на представителей студенческой молодежи, направленное на развитие личности обучающихся, формирование у студентов чувств патриотизма, гражданственности и т. д. Реформирование системы высшего образования в современной России не является самоцелью, а выступает объективной необходимостью в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности, постоянно меняющейся внешней среды, будучи в конечном итоге направленным на укрепление национальной безопасности страны.

Список источников

Бобыло А. М. Современная реформа высшей школы в контексте стратегии укрепления национальной безопасности Российской Федерации: автореферат диссертации кандидата политических наук / А. М. Бобыло. - Владивосток, 2011. - 22 с.

Колесина К. Ю. Высшее образование в современной России: основные проблемы и перспективы развития / К. Ю. Колесина, П. С. Самыгин // Наука. Образование. Современность. - 2023. - № 3 (сентябрь). -С. 97-101.

Корякин К. В. Проблемы реализации Бо-лонского процесса в контексте российской системы высшего образования / К. В. Корякин, Е. М. Макаренкова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2017. Т. 12, № 6. - С. 167-173.

Лазар М. Г. Воздействие реформы высшего образования России на будущие кадры науки / М. Г. Лазар // Социология науки и технологий. - 2015. - Т. 6, № 1. - С. 47-56.

Любецкий Н. П. Кризис высшего образования в России как социокультурная катастрофа / Н. П. Любецкий, С. И. Самыгин, В. В. Касьянов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные наук. -2017. - № 8-9. - С. 99-104.

Самыгин С. И. Реформирование высшей школы: отказ от традиций классического образования // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии ре-

References

Bobylo A. M. Modern reform of higher education in the context of the strategy for strengthening national security of the Russian Federation: abstract of the dissertation of the Candidate of Political Sciences. Vladivostok. 2011; 22 p. (In Russ.).

Kolesina K. Yu., Samygin P. S. Higher education in modern Russia: the main problems and prospects of development. Nauka. Obrazovani-ye. Sovremennost' = Science. Education. The present. 2023; 3: 97-101 (In Russ.).

Koryakin K. V, Makarenkova E. M. Problems of the Bologna process implementation in the context of the Russian higher education system. Uchenyye zapiski Zabaykal 'skogo gosu-darstvennogo universiteta = Scientific notes of the Trans-Baikal State University. 2017; 12 (6): 167-173 (In Russ.).

Lazar M. G. The impact of the reform of higher education in Russia on future scientific personnel. Sotsiologiya nauki i tekhnologiy = Sociology of science and technology. 2015; 6 (1): 47-56 (In Russ.).

LyubetskyN. P., SamyginS. I., Kasyanov V. V. The crisis of higher education in Russia as a socio-cultural catastrophe. Gumanitarnyye, sot-sial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauk = Humanities, socio-economic and social sciences. 2017; 8-9: 99-104 (In Russ.).

Samygin S. I. Reforming higher education: abandoning the traditions of classical education. Sociologiya i obshchestvo: tradicii i innovacii v social'nom razvitii regionov: Sbornik dokladov

гионов: сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса / отв. редактор В. А. Мансуров. - Москва, 2020. - С. 42904295.

Для цитирования: Кротов Д. В., Самыгин П. С., Самыгин С. И. Реформа отечественной системы высшего образования в контексте стратегии укрепления национальной безопасности Российской Федерации // Гуманитарий Юга России. - 2024. - Т. 13. -№ 3 (67). - С. 152-165. DOI 10.18522/2227-8656.2024.3.13 EDN TKVEGX

Сведения об авторах

Кротов Дмитрий Валерьевич

Доктор социологических наук, профессор кафедры экономической теории Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) SPIN-код: 6718-5876 АиШогГО: 357088 [email protected]

Самыгин Петр Сергеевич

Доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) SPIN-код: 8878-7990 АиШогГО: 429209 [email protected]

Самыгин Сергей Иванович

Доктор социологических наук, профессор кафедры финансового и HR-менеджмента Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) SPIN-код: 6390-7806 АиШогГО: 429210 [email protected]

VI Vserossiyskogo sotsiologicheskogo kongres-sa = Sociology and Society: traditions and innovations in the social development of regions. Collection of reports of the VI All-Russian Sociological Congress. Ed. V. A. Mansurov. Moscow. 2020; 4290-4295 (In Russ.).

История статьи:

Поступила в редакцию - 24.05.2024 Одобрена после рецензирования -06.06.2024

Принята к публикации - 07.06.2024

Information about authors

Dmitry V. Krotov

Doctor of Sociology, Professor of the Department of Economic Theory, Rostov State University of Economics

[email protected]

Peter S. Samygin

Doctor of Sociology, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Rostov State University of Economics

[email protected]

Sergey I. Samygin

Doctor of Sociology, Professor of the Department of Financial and HR Management, Rostov State University of Economics

[email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации. У авторов нет конфликта интересов для декларации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.