Научная статья на тему 'Реформа образования Джона Фишера и ее влияние на зарождение гуманистического сознания в Кембриджском университете в XVI в.'

Реформа образования Джона Фишера и ее влияние на зарождение гуманистического сознания в Кембриджском университете в XVI в. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
39
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Джон Фишер / Кембриджский университет / гуманистическое образование / John Fisher / Cambridge University / humanistic education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ю.А. Волкова

На основе репрезентативного источникого материала, а также с привлечением историографической традиции исследования фигуры Джона Фишера, предпринимается попытка исследования его формирующей роли в процессе зарождения гуманистического сознания в Кембриджском университете в XVI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

John Fisher’s educational reform and its impact on the emergence of humanistic consciousness at Cambridge University in the XVI century

On the basis of representative source material, as well as with the involvement of the historiographical tradition of the study of the figure of John Fisher, an attempt is made to study his formative role in the process of the emergence of humanistic consciousness at Cambridge University in the XVI century.

Текст научной работы на тему «Реформа образования Джона Фишера и ее влияние на зарождение гуманистического сознания в Кембриджском университете в XVI в.»

УДК 94(410)

Реформа образования Джона Фишера и ее влияние на зарождение гуманистического сознания в Кембриджском университете в XVI в.

Ю.А. Волкова, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина, Россия, Нижний Новгород, студент, ulyavolkova1395@mail.ru.

Науч. рук. - д-р. ист. наук, профессор Л.В. Софронова

Аннотация. На основе репрезентативного источникого материала, а также с привлечением историографической традиции исследования фигуры Джона Фишера, предпринимается попытка исследования его формирующей роли в процессе зарождения гуманистического сознания в Кембриджском университете в XVI в.

Ключевые слова: Джон Фишер, Кембриджский университет, гуманистическое образование

John Fisher's educational reform and its impact on the emergence of humanistic consciousness at Cambridge University in the XVI century

Y.A. Volkova, Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Russia, Nizhny Novgorod; student. Research adviser: L.V. Sofronova.

Abstract. On the basis of representative source material, as well as with the involvement of the historiographical tradition of the study of the figure of John Fisher, an attempt is made to study his formative role in the process of the emergence of humanistic consciousness at Cambridge University in the XVI century.

Keywords: John Fisher, Cambridge University, humanistic education

В конце XV в. Кембриджский университет во многом оставался приверженцем средневековых традиций в образовании. Схоластика и диалектический подход к обучению стояли во главе, а библиотека была бедна. [1, с. 10]. Начало XVI в. и новый этап его развития связан с именем Джона Фишера (1469-1535).

В 1503 г., известный деятель Английской Реформации, противостоявший Генриху VIII в его бракоразводном процессе, занимает должность ректора. Для успешного функционирования и развития университета необходимо было укрепить его материальную базу. Это стало возможным, благодаря финансовой поддержке М. Бофорт - матери короля Генриха VIII. Под её покровительством в 1510-х г. на территории университета были основаны два новых колледжа - Христа и Св. Иоанна. Несомненно, что с помощью дотаций также удалось привлечь учёных из европейских стран. Открытость гуманизму сформировало мировоззрение, поступивших в то время в Кембридж. Активно развивается в эти годы и «образовательный туризм». Лучшие студенты получали возможность продолжить образование заграницей [2, р. 35-36].

Важным фактором, способствовавшим превращению Кембриджа в центр studia humanitatis, стало сотрудничество с Эразмом Роттердамским.

15

ШАРИФЖАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Фишер надеялся продвинуть текстологию Эразма и текстологическую критику в основной учебный план, выходя за рамки изучения теологии, основанной на варварских переводах и искажённых текстах. По предписаниям Фишера языки стали главным инструментом обучения. Канцлер ввёл устав, по которому магистранты должны понимать и говорить на латыни. Те, у кого было желание, могли дополнительно изучить иврит и греческий. В течение трёх лет, в 15111514 гг. Эразм учил кембриджских школяров древнегреческому языку, читал лекции о теологии св. Иеронима. Несомненно, преподавательская деятельность Эразма оказала весьма плодотворное влияние на развитие гуманистического движения в Англии [3, р. 29].

Стоит отметить, что после пребывания Эразма в Кембридже, возрос интерес к умозрительной деятельности, по сравнению с летаргией, царившей несколько лет назад. В частности, этот период отмечается активной работой над Novum Instrumentum, начавшаяся именно в Кембриджском университете. Поле отъезда Эразма по просьбе Джона Фишера в университет в 1519 г. был направлен преподаватель греческого языка с международной репутацией Ричард Кроук. Его лекции призывали слушателей изучать классическую литературу [4, р. 229-230].

Ещё одной и немаловажной реформой тех лет считается введение трёхъязычной системы обучения, выразившейся в изучении помимо латыни и греческого - иврита. Для этого Дж. Фишер заручился поддержкой Генриха VIII. Статуты, изданные Фишером в 1516 г. говорили о том, что члены научного общества должны посвятить себя, насколько это возможно, изучению иврита. Статуты колледжа Св. Иоанна, составленные в 1516 г., 1524 г. и 1530 г., обозначили первостепенную роль иврита в учебном плане [5, p. 83]. Но, несмотря на всю строгость, трёхъязычное обучение приобрело яркий характер в колледже Св. Иоанна лишь в 1530 г. Дж. Фишер жаловался на пренебрежение студентами греческого и иврита и установил в качестве обязательных два курса: греческий для начальной ступени обучения студентов и иврит для старшекурсников [6, р. 55]. Важную роль в преподавании иврита сыграл Роберт Уэкфилд. Он провёл долгие годы заграницей, чтобы получить должные знания в области иврита и арабского. В 1519 г. Р. Уэкфилд вернулся в Кембридж, где получил должное количество часов в учебном, по сравнению с Оксфордом, в котором тоже пытались ввести данную систему.

Но и этим Дж. Фишер не ограничился в 1530 г. он включает в обучение халдейский и арамейский языки. Также, благодаря Дж. Фишеру в колледже Святого Иоанна были введены лекции по медицине великого учёного-гуманиста и врача Томаса Линакра (1460-1524 гг.) и уделено особое внимание лекциям по математике [7, р. 68].

Подводя итог, стоит отметить, что Дж. Фишер внёс значительный вклад в развитие Кембриджского в начале XVI в. и подготовил почву, для начавшейся несколькими годами позже научной революции. Некоторые выпускники университета, получив основы гуманизма, приняли активное участие в Английской Реформации и сотрудничали с Томасом Кромвелем. Введя

трёхъязычную систему обучения, ему удалось поставить Кембриджский университет почти на один уровень с Лувенским университетом и Алькалой. Следует также упомянуть главное достояние Англии, которое появилось в те годы, благодаря Фишеру - огромную научную библиотеку. В течении жизни он покупал книги для неё. Но, к сожалению, после событий, произошедших во время Реформации, многие книги были потеряны, т.к. библиотека Дж. Фишера воспринималась в качестве личного имущества и была аннулирована короной. Несмотря на это, он был клериком, отмеченный за любовь к знаниям и высокий интеллектуальный уровень, приложивший немало усилий для совершенствования гуманистического образования в Англии.

Литература

1. Софронова Л.В., Волкова Ю.А. Джон Фишер: вариация на тему английского гуманизма // Современная научная мысль. М., 2018. - C. 9-15.

2. Dowling M. Fisher of Men: a life of John Fisher, 1469-1535. London: Macmillan Press LTD, 1999. - 218 c.

3. Early statutes of the college of St. John the Evangelist / Ed. by J. Mayor. Cambridge: The University Press. - P. 29.

4. Leader R. A history of University of Cambridge., vol. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 1988. - 396 c.

5. Porter H. Fisher and Erasmus // Humanism. Reform and Reformation: The career of Bishop John Fisher ed. by B. Bradshaw, E Duffy. London: Cambridge University Press, 1967. - P. 81-101.

6. Rex R. The theology of John Fisher. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. - 295 c.

7. Scott R. St. John's College. Cambridge: The University Press, 2020. - P. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.