Научная статья на тему 'РЕФОРМА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

РЕФОРМА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
265
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕФОРМА / ПРОВЕРКИ / РАБОТНИКИ / РАБОТОДАТЕЛИ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербак Анна Павловна

В статье рассмотрены основные аспекты реформы контрольно-надзорной деятельности в сфере труда на современном этапе. Рассмотрены проблемы устоявшейся модели контрольно-надзорной детельности в сфере труда и проанализированы результаты реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в данной области. Рассмотрены основные инструменты реформирования контрольно-надзорной деятельности, направленные на ее совершенствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щербак Анна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REFORM OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES AS A TOOL FOR IMPROVING CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN THE SPHERE OF LABOR AT THE PRESENT STAGE

The article considers the main aspects of the reform of control and supervision activities in the sphere of labor at the present stage. The problems of the established model of control and supervision activities in the sphere of labor are considered and the results of the implementation of the reform of control and supervision activities in this area are analyzed. The main tools for reforming control and supervision activities aimed at its improvement are considered.

Текст научной работы на тему «РЕФОРМА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Реформа контрольно-надзорной деятельности как инструмент совершенствования контрольно-надзорной деятельности в сфере труда на современном этапе

The reform of control and supervisory activities as a tool for improving control and supervisory activities in the sphere of labor at the present stage

Щербак Анна Павловна

Магистрант

Балтийский Государственный Технический Университет «ВОЕНМЕХ»

Россия, Санкт-Петербург anya_chtcherbak@mail.ru

Shcherbak Anna Pavlovna

graduate student Baltic State Technical University "VOENMEKH" Saint Petersburg, Russia anya_chtcherbak@mail.ru

Аннотация.

В статье рассмотрены основные аспекты реформы контрольно-надзорной деятельности в сфере труда на современном этапе. Рассмотрены проблемы устоявшейся модели контрольно-надзорной детельности в сфере труда и проанализированы результаты реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в данной области. Рассмотрены основные инструменты реформирования контрольно-надзорной деятельности, направленные на ее совершенствование.

Annotation.

The article considers the main aspects of the reform of control and supervision activities in the sphere of labor at the present stage. The problems of the established model of control and supervision activities in the sphere of labor are considered and the results of the implementation of the reform of control and supervision activities in this area are analyzed. The main tools for reforming control and supervision activities aimed at its improvement are considered.

Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность, реформа, проверки, работники, работодатели, трудовое законодательство.

Key words: control and supervisory activities, reform, inspections, employees, employers, labor legislation.

Контрольно-надзорная деятельность является неотъемлемым элементом деятельности государства в различных сферах.

Согласно определению, предложенному Т.А. Зайцевой, контрольно-надзорная деятельность представляет собой вид государственной деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, направленный на исполнение всеми субъектами общеобязательных правил, значимых для общества и государства [2, с. 47].

Одной из наиболее широких и значимых для общества и государства сфер деятельности выступает сфера

труда.

По данным Росстата численность населения России на 1 января 2022 г. составляет 145,4 млн человек, при этом по состоянию на январь 2022 г. численность рабочей силы в возрасте от 15 лет и старше составила 75,3 млн человек. Численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет составляет 75,2 млн человек [9]. Это говорит о том, что число граждан, занятых трудом и готовых к труду, составляет более половины от общего населения страны. Таким образом, можно судить о широком распространении сферы труда на подавляющее большинство населения нашей страны.

Каждый гражданин, занятый трудовой деятельностью, в условиях законодательно развитого государства имеет право на безопасный и своевременно оплачиваемый труд. При этом обязанность по обеспечению условий труда, соответствующих требованиям законодательства, ложится на работодателей.

Государство, тем временем, осуществляя свою главную функцию, а именно, функцию защиты своих граждан, обеспечивает защиту трудовых прав работников и соблюдение работодателями законодательства о труде и охране труда посредством контрольно-надзорной деятельности.

Зарождение системы контрольно-надзорной деятельности берет свое начало во времена правления императора Александра III с издания в 1882 г. закона «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» и образования особой инспекции, именующейся фабричной.

Длительные преобразования в системе государственных органов, осуществляющих надзор и контроль в сфере труда, обеспечивали структуризацию данных органов и влекли за собой преобразования в трудовом законодательстве вплоть до образования в 2004 г. единой централизованной системы, осуществляющей свои функции через территориальные органы, - Федеральной службы по труду и занятости (далее - Роструд), которая наделена определенным перечнем полномочий, направленных на совершенствование взаимодействия работодателей и работников, защиту их трудовых прав, здоровья и жизней в процессе трудовой деятельности.

В условиях непрерывно развивающихся сфер деятельности человека, экономики и предпринимательства необходимо и изменение системы контрольно-надзорной деятельности в соответствии с актуальным условиями, современными потребностями общества, происходящими технологическими изменениями, а также совершенствование методов осуществления такой деятельности.

В настоящее время в системе контрольно-надзорной деятельности, в том числе, в сфере труда, происходят преобразования по условиям, заданным в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности [8].

Проблеме совершенствования контрольно-надзорной деятельности в различных сферах посредством ее реформирования на современном этапе посвящены труды таких авторов как С.М. Зубарев, Е.В. Масленникова, Ю.И. Уметбаева, Ю.Б. Прибытков, Л.А. Марянина, В.Н. Южаков и др.

В настоящей статье рассмотрены основные проблемы устоявшейся модели контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и проанализированы результаты реализации реформы контрольно-надзорной деятельности в данной области на современном этапе согласно Концепции, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 05.06.2015 №1028-р (далее - Концепция) [7].

К проблемам устоявшейся модели контрольно-надзорной деятельности в сфере труда, в первую очередь, относится отсутствие формализованного перечня стандартов, в соответствии с которыми должны быть обеспечены условия труда в организациях и, как следствие, неопределенность как для работников, так и для работодателей критериев, согласно которым будут проведены контрольно-надзорные мероприятия.

Кроме того, усматривается, что сами работодатели недостаточно мотивированы к соблюдению требований трудового законодательства ввиду недостаточности механизмов стимулирования к улучшению предприятиями условий труда. Недостаточной мотивации работодателей также служит дисбаланс системы мер стимулирования к соблюдению трудового законодательства и мер ответственности за его нарушения.

Должностные лица органов государственного контроля и надзора в сфере труда, в свою очередь, недостаточно активно применяют меры профилактического и предупредительного характера.

В практике планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий отмечается отсутствие учета вероятности причинения вреда охраняемым ценностям в сфере труда и ее соотнесения с ресурсоемкостью контрольно-надзорной деятельности за соблюдением трудового законодательства.

При этом отмечается рост потребности граждан в защите своих трудовых прав, что ведет к увеличению количества обращений в федеральную инспекцию труда. Вместе с тем возрастает и количество добросовестных работодателей, стремящихся к обеспечению соблюдения требований трудового законодательства на своих предприятиях, ввиду чего возникает необходимость в консультационной помощи по вопросам применения

обязательных требований.

Для решения обозначенных проблем необходим переход от «модели санкций», при которой деятельность органов государственного контроля и надзора направлена на выявление уже совершенного нарушения и наказание за несоблюдение обязательных требований, на «модель соответствия», основанной на применении мер профилактического и предупредительного характера. Кроме того, требуют решения задачи, связанные с повышением эффективности деятельности федеральной инспекции труда за счет внедрения новых механизмов и инструментов управления планированием и осуществлением контрольно-надзорной деятельности [концепция].

В рамках реализуемого Рострудом паспорта реформы контроля и надзора в сфере труда и Концепции наиболее значимыми задачами совершенствования контрольно-надзорной деятельности выступают следующие:

- обеспечение определенности, прозрачности, открытости надзора в сфере труда;

- внедрение риск-ориентированного подхода;

- внедрение новых форм и методов оценки эффективности деятельности федеральной инспекции труда;

- формирование и пропагандирована системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства;

- комплексная оптимизация административных процессов [5, с. 32].

Решение этих задач невозможно без применения современных информационных технологий, поэтому Рострудом обеспечено создание и внедрение таких взаимосвязанных информационных систем как «Онлайнинспекция.рф» и «Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью».

Портал Роструда «Онлайнинспекция.рф» представляет собой систему клиентоориентированных электронных сервисов как для работников, так и для работодателей, предназначенный для электронного взаимодействия с заявителями и подконтрольными субъектами. С помощью портала «Онлайнинспекция.рф» работники работодатели могут в доступной форме получить информацию о требованиях трудового законодательства, изучить правовые основы регулирования трудовых отношений, получить инструкции по применению требований трудового законодательства. Работники в случае нарушения их трудовых прав могут дистанционно обратиться в государственную инспекцию труда для разрешения своего вопроса, а работодатели, используя сервис «Электронный инспектор», провести самопроверку соблюдения требований трудового законодательства.

Следует отметить, что сервис «Электронный инспектор» является одним из наиболее востребованных порталов «Онлайнинспекция.рф». Данный сервис позволяет работодателям не только добровольно провести проверку исполнения обязательных требований трудового законодательства, но и предупредить риски за счет прохождения самопроверок: работодатели, заполняя проверочные листы, получают заключение по проведенной проверке и рекомендации по устранению нарушений в случае их выявления сервисом, что приравнивается проверке, проведенной государственным инспектором труда. Добровольное устранение работодателями выявленных в ходе самопроверки нарушений позволяет им в дальнейшем избежать административных штрафов со стороны органов государственного контроля и надзора, результатом чего становится снижение административной нагрузки на предпринимательство, повышение мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, улучшение условий труда на предприятиях.

Вторая информационная система, «Автоматизированная система управления контрольно-надзорной деятельностью» (далее - АСУ КНД), образована, в первую очередь, для автоматизации деятельности органов государственного контроля и надзора в сфере труда, и обеспечивающая решение следующих задач:

- снижение уровня коррупционных рисков посредством автоматизированного управления

деятельностью инспектора и применения инструментов контроля за отклонениями от среднестатистических значений при проведении процедуры привлечения к административной ответственности;

- поддержка принятия управленческих решений руководителем Роструда и руководителями территориальных органов в режиме реального времени, в том числе снижение нагрузки на руководителей за счет перехода с тотального контроля за всеми действиями подчиненных на систему реагирования на автоматически выявляемые инциденты;

- снижение нагрузки на работодателей, у которых отмечается низкий уровень риска возникновения нарушений обязательных требований трудового законодательства [5, с. 34].

АСУ КНД представляет собой централизованный комплекс взаимодействующих между собой подсистем и модулей и включает в себя следующие основные подсистемы:

- подсистема управления процессами контрольно-надзорной деятельности, модули которой обеспечивают проведение основных процессов надзорной деятельности, а именно, проведение плановых и внеплановых проверок по соблюдению требований трудового законодательства, рассмотрение дел об административных правонарушениях, рассмотрение обращений граждан, проведение расследований несчастных случаев на производстве в установленные сроки по регламентированным процедурам;

- подсистема ключевых показателей эффективности контрольно-надзорной деятельности, позволяющая провести оценку качества осуществления такой деятельности как отдельно взятого территориального органа Роструда, так и инспектора в целях корректировки методов организации контрольно-надзорных мероприятий для достижения более высоких результатов, объективного расчета премиального фонда территориальных органов Роструда, что способствует мотивации инспекторов к качественной и результативной работе;

- подсистема межведомственного электронного взаимодействия, основанная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 02.2017 №197, которая наяду с подсистемой управления процессами контрольно-надзорной деятельности обеспечивает предоставление данных для формирования паспортов подконтрольных субъектов, необходимых для реализации риск-ориентированного планирования контрольно-надзорной деятельности;

- подсистема ведения проверочных листов, соответствующая требованиям постановления Правительства РФ от 08.09.2017 №1080, которая обеспечивает проведение плановых проверок согласно перечню вопросов, относящихся к наиболее значимым обязательным требованиям трудового законодательства для той или иной организации, что позволяет обеспечить прозрачность проведения такой проверки [5, с. 35].

Таким образом, внедрение информационных технологий в контрольно-надзорную деятельность труда обеспечивает создание условий для снижения случаев нарушения трудового законодательства, повышение эффективности федерального надзора в сфере труда, улучшение условий труда работников и формирование заинтересованности работодателей в соблюдении трудового законодательства.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что реализация мероприятий, направленных на совершенствование контрольно-надзорной деятельности в сфере труда в рамках реформы, обеспечило достижение таких результатов как повышение эффективности обеспечения соблюдения установленных норм и правил в сфере регулирования трудовых отношений, основанное на взаимном сотрудничестве работников, работодателей и федеральной инспекции труда, а также повышение эффективности федерального надзора в сфере труда за счет внедрения инновационных принципов, форм и методов надзора.

Следует отметить, что реформа контрольно-надзорной деятельности в сфере труда не ограничивается представленными в настоящей статье результатами. по состоянию на 2022 г. данная реформа продолжает свое действие.

Список используемой литературы:

1. Зубарев С.М. О современном этапе реформы надзорной деятельности в Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. №1. С. 13-23.

2. Манченко О.С. Контрольно-надзорные функции и государственные услуги: взаимосвязь понятий // Государственное управление. Электронный вестник. 2013. №37. С. 45-53.

3. Масленникова Е.В. Анализ российского опыта реформирования контрольно-надзорной деятельности (часть 2) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018. №3. С. 318-342.

4. Прибытков Ю.Б., Марянина Л.А. Современные направления реформы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации // Вестник экспертного совета. 2019. №2 (17). С. 22-25.

5. Украинский О.В. Реформа контрольно-надзорной деятельности в сфере труда: автоматизация - задачи и решения // Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда. 2017. №10. С. 32-36.

6. Уметбаева Ю.И. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации // Молодой ученый. 2016. №16 (120). С. 267-269.

7. Распоряжение Правительства РФ от 05.06.2015 № 1028-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180968/ (дата обращения: 17.02.2022).

8. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12) (ред. от 30.05.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_222109/ (дата обращения: 17.02.2022).

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 17.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.