Научная статья на тему 'Реформа финансовой системы: администрирование доходов (в системе МВД России)'

Реформа финансовой системы: администрирование доходов (в системе МВД России) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА / FINANCIAL REFORM / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ADMINISTRATION / ДОХОДЫ / INCOMES / БИЛЛИНГ / BILLING / АДМИНИСТРАТОРЫ ДОХОДОВ / MANAGERS OF INCOMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бухаркин А.В.

Выделены основные проблемы реализации реформы финансовой системы России, предложены пути их решения посредством внедрения новых информационных технологий; дан анализ деятельности МВД Республики Татарстан по вопросам администрирования доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL SYSTEM REFORM: ADMINISTRATION OF INCOMES (IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA)

In the article the basic problems of the realization of reform of the financial system of Russia, a way of their decision by means of introduction of new information technology are dealt out. The author gives the analysis of activity of Ministry of Internal Affairs or RT concerning administration of incomes.

Текст научной работы на тему «Реформа финансовой системы: администрирование доходов (в системе МВД России)»

РЕФОРМА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ: АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ (В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ)

А.В. БУХАРКИН

Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством

E-mail: Buharkinav@mail.ru

Аннотация. Выделены основные проблемы реализации реформы финансовой системы России, предложены пути их решения посредством внедрения новых информационных технологий; дан анализ деятельности МВд Республики Татарстан по вопросам администрирования доходов.

Ключевые слова: финансовая реформа, администрирование, доходы, биллинг, администраторы доходов.

FINANCIAL SYSTEM REFORM: ADMINISTRATION OF INCOMES (IN THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA)

AV. BUKHARKIN

Annotation. In the article the basic problems of the realization of reform of the financial system of Russia, a way of their decision by means of introduction of new information technology are dealt out. The author gives the analysis of activity of Ministry of Internal Affairs or RT concerning administration of incomes.

Key words: financial reform, administration, incomes, billing, managers of incomes.

государственная власть во все времена опиралась на финансовую основу своего существования — бюджет. Исторический анализ развития самых ранних платежей (налогов) позволяет в полной мере проанализировать тенденции развития управления налогами и администрирования государственных доходов в России [2].

доходы представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований финансовые (денежные) средства, необходимые для эффективного и бесперебойного осуществления соответствующими органами власти и управления возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций и расходных обязательств.

Состав (структура) доходов бюджетов органически связан с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется финансовой политикой государства, которая вследствие ряда поправок в действующее законодательство стала носить более плановый характер, ориентироваться на конечный результат и грамотное бюджетное пла-

нирование и администрирование. С 1 января 2005 г. Министерство Финансов Российской Федерации, сняв учетную функцию по администрированию доходов с Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, ввело новое понятие «администрирование».

Ст. 160.1 Бюджетного Кодекса закреплено осуществление администраторами доходов бюджетных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами главных администраторов, которые наделяют их полномочиями администраторов.

главные администраторы доходов бюджета в лице министерств и ведомств стали уделять больше внимания работе подведомственных территориальных органов, направленной на своевременное исполнение последними функций по администрированию доходов.

В настоящее время в банковском секторе широко используются возможности систем приема платежей населения в пользу поставщиков услуг, в качестве которых могут выступать коммунальные

службы, службы, предоставляющие услуги связи, администраторы поступлений в бюджеты и другие организации.

В системе МВД Республики Татарстан, как и в системе МВД России в целом, особую сложность вызвала работа по учету административных правонарушений. Она связана со значительным объемом документов и контролем за их исполнением. однако, отсутствие автоматизированного учета платежей физических лиц ставит под сомнение возможность выполнения администратором поступлений в бюджет (АДБ) своих полномочий в части контроля за полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджетную систему. Стал необходим программный продукт, позволяющий осуществить автоматизацию учета администрируемых поступлений и отвечающий требованиям бюджетного законодательства.

Успешным решением этой задачи стал ПК «Администратор-Д», предложенный компанией «Кейсистемс».

На момент внедрения программного комплекса по учету поступлений основными задачами были:

1) уменьшение количества невыясненных поступлений на счетах Управлений Федерального казначейства;

2) формирование механизма передачи в подразделения информации о перечислениях в бюджетную систему РФ;

3) автоматизация учета по начисленным и перечисленным доходам.

С учетом положительного опыта других регионов, совместно с программистом 1С была разработана и внедрена система обмена данными между ПК Марафон, ПК Администратор-Д и 1С бухгалтерии для бюджетных учреждений (версий 7.7, 8.2), что позволило автоматизировать такие функции как учет наложенных и перечисленных платежей, отражение в соответствующих формах бухгалтерской отчетности.

К достоинствам подключения администратора поступлений в бюджет к биллинговой системе можно отнести следующие:

Ф отмена бумажного документооборота (платежные поручения с квитанциями формы № ПД-4сб (налог)) между банком и организацией и замена его

электронными реестрами к сводным платежным поручениям;

$ оперативное получение в электронном виде информации о принятых платежах в автоматизированном режиме;

Ф полное соответствие принятых банком платежей и выставленных организацией сумм начислений при передаче банку в электронном виде соответствующей информации;

Ф увеличение объема поступлений за счет улучшения информированности плательщика.

Причем прием платежей может осуществляется в наличной или безналичной форме (по банковским картам: MasterCard, Visa, Visa Electron, Maestro, MasterCard Electronic) через структурные подразделения филиалов банка, устройства самообслуживания. Документом, подтверждающим прием банком денежных средств, является в данном случае не традиционная квитанция, а чек-ордер, содержащий реквизитный состав платежа. Все суммы платежей, принятых банком от плательщиков, перечисляются не позднее следующего банковского дня на счета казначейства с оформлением сводных платежных поручений.

Однако, было бы заблуждением считать, что проблему учета платежей физических лиц можно решить исключительно технологическими методами. Залогом успеха является сопутствующий технологическим решениям комплекс организационных мероприятий.

Перед внедрением администрирования доходов была проведена организационно-методическая работа с сотрудниками горрайорганов, подготовлены разъяснения по учету и принципами работы.

Учет начисленных сумм доходов бюджетов осуществляется на основании сведений, представляемых подразделениями РУВД в виде структурированных пакетов, сформированных модулем Excel-Клиент (для последующей загрузки в ПК «Администратор-Д»), и на бумажном носителе.

Накопительные бюджетные реестры платежей ведутся администраторами поступлений по двум видам.

1. По учету платежей, связанных с юридически значимыми действиями, которые осуществляются только после внесения оплаты (госпошлина, сборы за выдачу лицензий и сведений из реестра

дисквалифицированных лиц, проставление апо-стиля).

2. По учету платежей, оплата которых производится не предоплатой и не в момент назначения (административные штрафы, плата за медицинские услуги).

данные об уплате формируются в реестрах на основании платежных поручений с приложенными к ним корешками оплаченных квитанций.

Таким образом, РУВД в полном объеме реализует свои полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислению, учету, взысканию и принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Представленная схема взаимодействия с бил-линговым центром представляет собой полный реестровый электронный документооборот.

Деятельность МВД по Республике Татарстан в качестве администратора поступлений за 2011 г. характеризуется следующими показателями [3].

Министерство администрирует 21 вид платежей, которые зачисляются во все уровни бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством как участнику бюджетного процесса МВД по

Республике Татарстан открыт лицевой счет администратора доходов.

В доход федерального бюджета Министерством перечислено около 900 млн. руб. В доход бюджета Республики Татарстан перечислено порядка 5 млн. руб. В доходы местных бюджетов за 2011 г. перечислено около 900 млн. руб.

Одним из существенных достоинств такой технологии является то, что АДБ в любой момент времени имеет актуальную информацию о задолженностях плательщиков.

Повышение собираемости доходов бюджета всегда было одной из приоритетных задач бюджетной политики, а в период реформирования бюджетного процесса ее значимость еще более повысилась. Способствовать реализации решения данной проблемы призваны современные информационные технологии.

Литература

1. Бюджетный кодекс РФ. 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 6 апреля 2011 г.) // по материалам СПС КонсультантПлюс.

2. Калашникова И.Н. Налоговое администрирование в России: организация и развитие: Дисс. ... канд. экон. наук. Саратов, 2009. С. 20.

3. По данным ИЦ МВД РТ.

Прокурорский надзор Российской Федерации. Учебник. Гриф УМц «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (Серия «Юриспруденция для бакалавров»). Под ред. А.В. Ендольцевой, О.В. Химичевой. Изд-во ЮНИТИ, 2013. 319 с.

В учебнике при рассмотрении прокуратуры использован функциональный подход: установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, определено содержание каждой из них.

Учтены изменения в законодательстве, а также решения Конституционного Суда РФ и иных органов судебной власти по состоянию на 1 января 2013 г.

Учебник предназначен для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов (квалификация «бакалавр»), а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием правоохранительных и правоприменительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.