Научная статья на тему 'РЕФЛЕКСИЯ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

РЕФЛЕКСИЯ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г., Радюк Ю. Г.

Введение. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты рефлексии межкультурного опыта в процессе развития межкультурной компетенции студентов языковых факультетов вузов. Обоснованы разработка и применение алгоритма рефлексии межкультурного опыта в рамках вузовского курса основ межкультурной коммуникации с целью повышения уровня профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка. Материалы и методы. Основными методами исследования выступают анализ теоретических источников, обобщение педагогического опыта, анкетирование, математическая обработка данных. Результаты. Уточнены понятия, входящие в понятийно-терминологическое поле изучаемой проблемы (межкультурная рефлексия, рефлексия межкультурного опыта, критическое мышление), выявлены особенности межкультурной рефлексии и разработан алгоритм действий по развитию у студентов рефлексии межкультурного опыта. Обсуждение. Использование рефлексии межкультурного опыта студентов по предложенному авторами алгоритму является существенным фактором развития межкультурной компетенции студентов вузов, а также стимулирования их критического мышления. Заключение. Авторы рекомендуют использовать рефлексию межкультурного опыта в обучении межкультурной коммуникации студентов языковых факультетов вузов. Отрефлексированный собственный опыт актуализируется в учебно-познавательной межкультурной практике, способствуя развитию межкультурной сензитивности, совершенствованию необходимых межкультурных умений и навыков, а также повышению качества профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка. Основные положения: - уточнен терминологический аппарат исследуемой проблемы, отражающий сущность рефлексии межкультурного опыта будущих учителей иностранного языка; - разработан алгоритм рефлексии межкультурного опыта будущих учителей иностранного языка; - интерпретированы результаты анкетирования студентов и сделаны выводы о роли рефлексии межкультурного опыта студентов в обучении межкультурной коммуникации и повышении качества их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г., Радюк Ю. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLEXION IN TRAINING FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS IN INTERCULTURAL COMMUNICATION

Introduction. The article examines the theoretical and practical aspects of the reflection of intercultural experience in the development of intercultural competence of foreign language students. The designing and application of an algorithm for the reflection of intercultural experience in the framework of the university course of the basics of intercultural communication in order to improve the level of professional training of future teachers are substantiated. Materials and methods. The main research methods are the analysis of theoretical sources, generalization of pedagogical experience, questionnaires, mathematical data processing. Results. The concepts included in the conceptual and terminological field of the problem under study (intercultural reflection, reflection of intercultural experience, critical thinking) were clarified, the features of intercultural reflection were revealed, and an algorithm to develop students' reflection of intercultural experience was designed. Discussion . The use of reflection of the intercultural experience of students according to the algorithm proposed by the authors is an essential factor in the development of intercultural competence of university students, as well as stimulating their critical thinking. Conclusion. The authors recommend using the reflection of intercultural experience in teaching intercultural communication for students of foreign language faculties of universities. Personal reflected experience is actualized in educational and cognitive intercultural practice, contributing to the development of intercultural sensitivity, as well as the formation of the required intercultural skills and abilities. Highlights: The terminological apparatus of the problem under study has been clarified, reflecting the essence of reflection on the intercultural experience of future foreign language teachers. An algorithm for reflecting the intercultural experience of future foreign language teachers has been developed. The results of the questioning of students are interpreted and conclusions are drawn about the role of reflection of the intercultural experience of students in teaching intercultural communication and improving the quality of their professional training.

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКСИЯ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

г. Челябинск, Российская Федерация.

Научная статья

УДК 42/49 (07) : 378

ББК 81.001-9 : 74.480

DOI 10.25588/CSPU.2021.166.6.001

О. Ю. Афанасьева1, М. Г. Федотова2, Ю. Г. Радюк3

1ORCID № 0000-0001-9289-1573 ^

Доцент, доктор педагогических наук,

заведующий кафедрой английской филологии, g

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, g

№ О

E-mail: afanasevaou@cspu.ru у

л

2ORCID № 0000-0003-2033-1096 U

^ и

Доцент, кандидат педагогических наук, у

доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому языку, у

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, U

г. Челябинск, Российская Федерация. ч

E-mail: fedotovamg@cspu. ru |

Л

3ORCID № 0000-0001-5783-4442 g

Аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский §

о

государственный гуманитарно-педагогический университет;

§

образовательная организация дополнительного образования ж

г О

преподаватель английского языка, Автономная некоммерческая

«Английский клуб», г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: yura074@gmail.com

о

РЕФЛЕКСИЯ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ |

о*

i

ж о Kl

о

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты рефлексии межкультурного опыта в процессе развития межкультурной компетенции студентов языковых факультетов вузов. Обоснованы разработка и д применение алгоритма рефлексии межкультурного опыта в рамках вузовского | курса основ межкультурной коммуникации с целью повышения уровня профес- Л сиональной подготовки будущих учителей иностранного языка. и

@ Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г., Радюк Ю. Г., 2021

Материалы и методы. Основными методами исследования выступают анализ теоретических источников, обобщение педагогического опыта, анкетирование, математическая обработка данных.

Результаты. Уточнены понятия, входящие в понятийно-терминологическое поле изучаемой проблемы (межкультурная рефлексия, рефлексия межкультурного опыта, критическое мышление), выявлены особенности межкультурной рефлексии и разработан алгоритм действий по развитию у студентов рефлексии межкультурного опыта.

Обсуждение. Использование рефлексии межкультурного опыта студентов по предложенному авторами алгоритму является существенным фактором развития межкультурной компетенции студентов вузов, а также стимулирования их критического мышления.

Заключение. Авторы рекомендуют использовать рефлексию межкультурного опыта в обучении межкультурной коммуникации студентов языковых факультетов вузов. Отрефлексированный собственный опыт актуализируется в учебно-познавательной межкультурной практике, способствуя развитию межкультурной сензитивности, совершенствованию необходимых межкультурных умений и навыков, а также повышению качества профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка.

Ключевые слова: будущий учитель; профессиональная подготовка; межкультурная коммуникация; межкультурная компетенция; рефлексия; рефлексия межкультурного опыта.

Основные положения:

- уточнен терминологический аппарат исследуемой проблемы, отражающий сущность рефлексии межкультурного опыта будущих учителей иностранного языка;

^ - разработан алгоритм рефлексии межкультурного опыта будущих учи-

юд телей иностранного языка;

а

й, - интерпретированы результаты анкетирования студентов и сделаны вы-

^ воды о роли рефлексии межкультурного опыта студентов в обучении межкуль-

^ турной коммуникации и повышении качества их профессиональной подготовки. а

«о

о

1 Введение (Introduction)

Современное общество живет в условиях масштабного глобали-зационного процесса, объективным следствием которого являются мощные тектонические сдвиги в структуре интра- и интеркультурных коммуникаций. С одной стороны, прослеживается явная тенденция к кооперации в различных сферах политики, экономики и культуры, а с ^ другой стороны, мы наблюдаем обострение межкультурных, межнаци-^ ональных и межэтнических конфликтов, требующих немедленного решения.

о

В поликультурном обществе различные институты стремятся оптимизировать межкультурное взаимодействие с целью урегулировать конфликты и избежать ненужных рисков, ведущих к проявлениям терроризма, экстремизма, ксенофобии и т. д. Иными словами, одна из основных характеристик межкультурной коммуникации — неопределенность — может быть ослаблена на государственном уровне посредством политических решений (например, провозглашением и реализацией политики муль-тикультурализма). Образовательные же организации вносят свой вклад

в решение этой проблемы путем формирования межкультурной лично- р

е

сти, способной обеспечить успех межкультурных контактов и толерант- Л

ек

ное взаимодействие с представителями других культур. Следовательно, §

в качестве одного из способов снижения неопределенности, непредска- О

бу

зуемости и напряженности межкультурного взаимодействия выступает че

ни

формирование межкультурной компетенции индивида, рассматривае- |

бу

мой в настоящее время как одна из ключевых компетенций XXI века. у

большее значение приобретают рефлексивные возможности человека, его способность осознавать и адекватно оценивать себя и внешний мир,

При этом важно заметить, что она является неотъемлемой составляющей g

профессиональных компетенций в различных областях деятельности: и

те

политике, дипломатии, бизнесе, образовании, медиасфере и т. д. [1]. |

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Основными методами настоящего исследования выступают

ра

анализ психолого-педагогической литературы по искомой проблеме, нн

ог

систематизация результатов, полученных в ходе теоретического изыс- о кания, обобщение педагогического опыта, анкетирование и математическая обработка данных.

Методологическую основу исследования составляет философское учение о рефлексии как мыслительном процессе, направленном на

у р

осмысление человеком своей деятельности. В современном мире все g

Ki

ко

у н

чтобы эффективно функционировать в постоянно меняющейся среде. ка

В связи с этим актуальным становится анализ рефлексивных проявлений

личности, сопряженный с понятиями рефлексии, рефлексивности, рефлексивных способностей [2].

Исследователи неоднозначно трактуют явление рефлексии: 1) как уникальное свойство, присущее только человеку; 2) как состояние осознания чего-либо; 3) как процесс репрезентации психике своего собственного содержания [3]. Подчеркивая целеполагающий аспект рефлексии, можно сказать, что она представляет собой смысловое обращение к свершившемуся с целью предстоящего понимания человеком ситуации и себя в ней, а также извлечения из этого уроков для трансформации своей деятельности и ее проектирования в будущем [4].

Поскольку предметом рефлексии в контексте нашего исследования в широком понимании является межкультурная коммуникация, мы логично приходим к понятию межкультурной рефлексии, которую можно рассматривать как сознательный психический процесс, направленный на межкультурную деятельность как предмет изучения и на анализ самого себя в этой деятельности с целью успешной профессиональной самореализации в дальнейшем. При этом, экстраполируя на наши изыскания результаты предыдущих научных исследований [5], следует подчеркнуть профессионально-личностный характер межкуль-

^ турной рефлексии будущих учителей иностранного языка, который а

^ определяется осознанием своего профессионального предназначения, познанием своего Я в контексте межкультурной деятельности, соотнесением своих способностей и своего потенциала с требованиями,

о д е

предъявляемыми профессией.

^ 3 Результаты (Results)

Опираясь на результаты собственной педагогической деятель-

ности и отталкиваясь от достаточного широкого понятия межкультурной рефлексии, авторы исследования предлагают ввести более узкое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а

в

е |

и а

н

^ понятие рефлексии межкультурного опыта студентов, которое находит . практическую реализацию в образовательном процессе на факультете

О

иностранных языков.

Для того, чтобы оперировать данным понятием, необходимо уточнить, что может представлять собой межкультурный опыт студента. По нашему мнению, источниками этого опыта являются: 1) реальное взаимодействие с представителями других культур в своей стране и в иноязычных странах; 2) виртуальная коммуникация с партнерами, опосредованная информационно-коммуникационными технологиями; 3) знания и впечатления, почерпнутые в ходе знакомства с инокультурными продуктами и произведениями искусства, шоу-бизнеса, литературы, медиатекстами и т. д. При этом единицей рефлексии р

л

межкультурного опыта является имевшая место собственная ситуация л

л *

о и

¡о

№ о

межкультурной коммуникации, которая может быть проанализирована с точки зрения характеристики ее участников, возникших коммуникативных затруднений, проблем в области восприятия и понимания, эффективности их решения и т. д.

мевает анализ ситуации, ее оценку, аргументированный выбор правиль-

Авторами разработан алгоритм рефлексии межкультурного у

№ у

и

опыта, который применялся на практических занятиях по межкультурной коммуникации в течение ряда лет. Необходимо отметить, что в мее

тодическом плане разработка этого алгоритма опирается на существу- Л

Й

ющие методы, которые в последнее время активно применяются в §

о

образовательном процессе с целью формирования межкультурной ком- §

а

петенции. §

о

Так, несомненно, эффективным является метод кейсов, который § в межкультурном образовании реализуется в варианте межкультурного кейса [6]. Выполняя межкультурный кейс, студенты должны идентифицировать и анализировать инокультурную специфику, переосмысливать на ее основе родную картину мира, углублять свои знания о «чужих»

культурных ценностях и моделях поведения. Решение кейсов подразу- §

й

о

ного варианта действий, что является стимулом для развития критичес- у

§

кого мышления [7; 8]. Важно подчеркнуть, что если в случае применения а

метода кейсов преподаватель предлагает студентам проанализировать и

какую-либо гипотетическую ситуацию или ситуацию, произошедшую с человеком, то в случае рефлексии межкультурного опыта внимание фокусируется на имевших место действиях, поступках, успехах или фрустрациях самого студента.

Предпосылкой разработки нашего алгоритма также является нашедший применение в практике межкультурного образования метод биографической рефлексии как вид рефлексии, проявляющейся в осмыслении биографии и критическом анализе жизненного пути и опыта личности с целью выявления своей личной идентичности и способов ее актуализации в повседневной жизни [9]. На основе анализа своей биографии и реконструкции прошлых событий человек осознает, какие именно факты повлияли на формирование его личности [10]. В отличие от биографической рефлексии, особенность процедуры рефлексии межкультурного опыта заключается в том, что анализу подвергается именно собственный опыт межкультурных взаимодействий человека, когда из всех социальных контекстов выделяются события его межкультурной практики и производится их оценка и интерпретация. Иными словами, в процессе восприятия «чужой» культуры и «другого» языка имеет место рефлексия коммуниканта [11]. к

Исходя из специфики коммуникации в межкультурном контек-

да

^ сте, рефлексия студентами собственного опыта межкультурного общения осуществляется по ряду параметров, знакомство с которыми уже состоялось в курсе основ межкультурной коммуникации. При этом важно подчеркнуть значение теоретического обучения межкультурной

о д е

в коммуникации и роль теоретических знаний [12], выступающих основой параметризации коммуникативных ситуаций и задающих своего рода этапы рефлексии.

Алгоритм рефлексии межкультурного опыта состоит из следу-

а в

е |

с а н а

^ ющих шагов:

1) описание ситуации межкультурной коммуникации; ^ 2) краткая характеристика участников ситуации межкультурной

1) какой позиции он придерживался в ситуации общения — этноцентристской или релятивистской;

2) что доминировало в его поведении — толерантность или ин-толерантность к представителям другой культуры;

5) в какой степени успешным был опыт его межкультурного

коммуникации;

3) характеристика культурных норм, отраженных в ситуации общения (обычай, традиция, обряд и т. д.);

4) возникшие проблемы восприятия, оценка воздействия факторов восприятия;

5) характеристика коммуникативного поведения коммуникантов (вербального и невербального), оценка его адекватности и эффективности;

6) характеристика механизма аттракции (проявление внешних и внутренних факторов аттракции); 1|*

6) наличие или отсутствие межкультурного конфликта, его причины характеристика примененных стратегий его разрешения, их эффективность (если конфликт имел место);

7) характеристика процесса атрибуции и идентификация типа

у

ошибок атрибуции (если они имели место); ду

8) оценка проявления этнокультурных стереотипов (автостерео- §

типов, гетеростереотипов) в ситуации межкультурной коммуникации чи

Л

(если они имели место); Л

9) проявление предрассудков (каких именно, каковы их причины) или их отсутствие. ^

В результате рефлексии своего межкультурного опыта студент §

ог

должен осознать: о

л к

с и

¡о

№ о

ч е § и и

3

3) имела ли место эмпатия в его общении с партнером; §

взаимодействия; у

§

и

4) как он оценивает свой уровень развития межкультурной ком- а

петенции. I

Авторы применяли рефлексию межкультурного опыта в своей педагогической деятельности в процессе обучения студентов факультета иностранных языков основам межкультурной коммуникации. Перед началом обучения студентам была предложена анкета с целью выяснить, в какой мере студенты знакомы с понятием межкультурной рефлексии и склонны ли они к рефлексии своих межкультурных контактов (Таблица 1).

Таблица 1 — Результаты анкетирования перед началом обучения Table 1 — Results of questioning before training

2 a

йн ^

si

a

50

о S о

О

a

50 50 Л SJ

a ж a

3

Вопрос Да, % Нет, % Затрудняюсь ответить, %

Можете ли Вы сказать, что у Вас имеется опыт межкультурного взаимодействия? 34 31 35

Знаете ли Вы, что такое рефлексия? 25 48 27

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Есть ли у Вас привычка рефлексировать свой межкультурный опыт? 10 66 24

Считаете ли Вы свой опыт межкультурной коммуникации удачным? 26 25 49

Видите ли Вы причины своих неудач в своей межкультурной некомпетентности? 27 53 20

Считаете ли Вы необходимым критически анализировать и оценивать свой опыт межкультурной коммуникации? 30 26 44

Считаете ли Вы, что межкультурная рефлексия может помочь Вам развивать свою межкультурную компетенцию? 25 20 55

По завершении курса обучения межкультурной коммуникации с использованием на практических занятиях рефлексии межкультурного опыта студентам была предложена анкета, содержащая такие же вопросы, что были заданы перед началом курса. Ответы на эти вопросы приведены в Таблице 2.

Таблица 2 — Результаты анкетирования после завершения обучения Table 2 — Results of questioning after completion of training

Вопрос Да, % Нет, % Затрудняюсь ответить, %

Можете ли Вы сказать, что у Вас имеется опыт межкультурного взаимодействия? 64 29 7

Знаете ли Вы, что такое рефлексия? 100 0 0

Формируется ли у Вас привычка рефлексировать свой межкультурный опыт? 53 25 22

Считаете ли Вы свой опыт межкультурной коммуникации удачным? 36 44 20

Видите ли Вы причины своих неудач в своей межкультурной некомпетентности? 71 16 13

Считаете ли Вы необходимым критически анализировать и оценивать свой опыт межкультурной коммуникации? 81 11 8

Считаете ли Вы, что межкультурная рефлексия может помочь Вам развивать свою межкультурную компетенцию? 82 10 8

л f

л *

о So № О

4

Л Л

ж

5 5

f -S

v

л 5

s Л

Л

Й 5

ж

О

о 3

а ж ж

О

г О

а

о*

3 3

ж О

Й О

v ж

5

а

-к 5

5

Анализ хода практического обучения студентов, а также результатов двух этапов их анкетирования позволяет выдвинуть на обсуждение некоторые итоги исследования.

4 Обсуждение (Discussion)

Данные анкетирования убедительно свидетельствуют о том, что использование рефлексии дало возможность студентам, во-первых, идентифицировать свой межкультурный опыт (смотреть ответы на первый вопрос): изначально многие полагали, что разнообразные не прямые, а опосредованные межкультурные контакты не могут быть квалифицированы как опыт межкультурных взаимодействий. Теперь же у студентов появился более широкий материал для рефлексии, с понятием и сущностью которой они также познакомились в ходе практических занятий. С 10 % до 53 % возросло количество опрошенных, считающих, что у них формируется привычка к рефлексии своего межкультурного опыта, к критическому осмыслению и оцениванию своей межкультурной практики.

Ответы на вопрос «Считаете ли Вы свой опыт межкультурной коммуникации удачным?» в ходе второго анкетирования показывают, что студенты уже могут дать конкретные ответы («да» — 36 %, «нет» — 44 %), в то время как в первый раз 49 % опрошенных не могли определиться с ответом, поскольку не имели представления о критериях коммуникативной «удачи» и «неудачи».

Обнадеживающими являются ответы на последние два вопроса анкеты, проведенной по окончании курса обучения: более 80 % студен-

«

^ тов считают необходимым критически анализировать и оценивать свой ç^ опыт межкультурной коммуникации и расценивают межкультурную рефлексию как фактор развития своей межкультурной компетенции.

Результаты проведенного исследования позволяют обосно-

о

-"О

© ванно высказать предположение о том, что применение рефлексии

^ 11 межкультурного опыта в процессе обучения студентов вузов является

§ важным фактором повышения качества профессиональной подготовки

50

^ и обучения межкультурной коммуникации, развития межкультурной ж

а

^ компетенции в аспекте совершенствования умений анализировать свои ощущения и поступки в ходе межкультурного взаимодействия, а также

^ развития межкультурной сензитивности [13].

учителей должен активно использоваться в их профессиональной подготовке в ходе обучении межкультурной коммуникации. Прорефлекси-

туации межкультурной коммуникации составят тот собственный опыт

Исследование показывает, что рефлексия межкультурного опыта тесно связана с развитием у будущих учителей критического мышления, которое является одновременно аналитическим и рефлексивным (оценочным). По мнению специалистов, занимающихся изучением критического мышления, оно ориентировано на глубокий процесс познания, постановку проблем и поиск их решений, на мотивацию студентов к обучению, развитие их коммуникативных навыков [14].

5 Заключение (Conclusion)

В результате проведенного исследования следует сделать вы-

то1

вод о том, что алгоритм рефлексии межкультурного опыта будущих ^

л «

о

S

So № О

рованные (и критически проанализированные) в учебном контексте си- ^

л ж

S S

студентов, который будет актуализирован ими в их практической меж- Ч культурной деятельности в профессиональной и личной сферах.

Библиографический список

1. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций // Психологические исследования [Электронный ресурс]. 2015. Т. 8, № 40. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015 v8n40/1118-soldatova40.html (дата обращения: 27.11.2021). ^

2. Ожиганова Г. В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные ж способности: подходы к исследованию // Вестник Костромского государственного университета. 2018. № 4. С. 56-60. (Педагогика. Психология. Социокинетика).

3. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 5. С. 45-58.

4. Семенов И. Н. Рефлексивность самонаблюдения и персонология интроспекции: к онтологии и методологии рефлексивной психологии индивидуальности // Вестник Московского университета. 2015. № 3. С. 22-39. (Серия 14 «Психология»). ^

5. Сабитова Л. Б. Способность к профессионально-личностной рефлексии к§ как фактор успешного становления будущего учителя // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science- £ education.ru/ru/article/view?id=14849 (дата обращения: 25.11.2021).

S

V л s S

IS

л Kl

s ж о о

JJJ

6. Tareva E.G. & Tarev B.V. (2018), "Cases on Intercultural Commu- |

a

Humanities & Social Sciences, no. 11 (10), pp. 1699-1710. s

nication: New Approach to Design", Journal of Siberian Federal University.

7. Бурмистрова Е. К. Методический потенциал межкультурного кейса в практике обучения английскому языку // Наука в мегаполисе : электронный научный журнал для обучающихся города Москвы. 2021. № 1 (27). URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-27/psycho-pedagogical-science/didactic-case.html (дата обращения: 25.11.2021).

8. Бурикова С. А., Смирнова И. В. Межкультурный подход в обучении иностранным языкам как рефлексия межкультурных различий // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkultumyy-podhod-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-kak-refleksiya-mezhkultumyh-razlichiy (дата обращения: 25.11.2021).)

9. Клементьева М. В. Теоретико-методологические аспекты психологического исследования биографической рефлексии личности // Сибирский психологический журнал. 2020. № 77. С. 44-67.

10. Криворот В. В. Подходы и методы изучения культурных систем и межкультурных ситуаций // Актуальные задачи лингвистики, лингводидактики и межкультурной коммуникации : материалы 4-ой Международной научно-практической конференции, 3-4 декабря 2010 года). Ульяновск : Ульяновский государственный технический университет (УлГТУ), 2010. С. 148-152.

11. Морозкина Т. В. Межкультурная рефлексия как способ интерпретации лингвокультурных концептов (на материале немецкого и русского языков) // Известия высших учебных заведений. 2017. 8 (2). С. 144-147. (Гуманитарные науки).

12. Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Актуальность теоретического образования в системе профессиональной подготовки учителя иностранного языка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 27-34.

13. Кнэжевич В. Д., Братина Б. Р. Модель развития межкультурной сен-зитивности Мильтона Беннета — действительно межкультурная? // Концепт: фи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ лософия, религия, культура. 2017. № 2. С. 20-26.

14. Бронникова Л. М. Развитие критического мышления студентов в про О цессе изучения математических дисциплин // Современные наукоемкие техноло-£ гии. 2016. № 3-1. С. 101-105.

J O. Yu. Afanasj eva1, M. G. Fedotova2, Yu. G. Radyuk3

f :ORCID No. 0000-0001-9289-1573

b,

о

Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of English Philology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

a

è E-mail: afanasevaou@cspu.ru

a s

nfa

2ORCID No. 0000-0003-2033-1096 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences,

^ Assistant Professor at the Department of English and Methods of Teaching

^ English, South-Ural State Humanities-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: fedotovamg@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0001-5783-4442

Postgraduate at the Department of Education and Psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University; English Teacher, Autonomous Non-profit Educational Organization of Additional Education "The English Club", Chelyabinsk, Russia.

E-mail: yura074@gmail.com

REFLEXION IN TRAINING FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHERS IN INTERCULTURAL COMMUNICATION

Abstract r

Introduction. The article examines the theoretical and practical as- Jj pects of the reflection of intercultural experience in the development of intercultural competence of foreign language students. The designing and applica- nation of an algorithm for the reflection of intercultural experience in the r framework of the university course of the basics of intercultural communica- i tion in order to improve the level of professional training of future teachers g

are substantiated. u

tu

Materials and methods. The main research methods are the analysis of J theoretical sources, generalization of pedagogical experience, questionnaires, mathematical data processing.

Results. The concepts included in the conceptual and terminological field of the problem under study (intercultural reflection, reflection of intercultural experience, critical thinking) were clarified, the features of intercultural reflection were revealed, and an algorithm to develop students' reflection of intercultural experience was designed.

Discussion. The use of reflection of the intercultural experience of students according to the algorithm proposed by the authors is an essential factor in the development of intercultural competence of university students, as well as stimulating their critical thinking.

Conclusion. The authors recommend using the reflection of intercultural experience in teaching intercultural communication for students of foreign language faculties of universities. Personal reflected experience is actualized in educational and cognitive intercultural practice, contributing to the development of intercultural sensitivity, as well as the formation of the required intercultural skills and abilities.

Keywords: Future teacher; Professional training; Intercultural communication; Intercultural competence; Reflection; reflection of intercultural

for rei 1'

H

a

s gu

age

ee

a

c e r

C6

rc u

tu ral o

experience.

Highlights:

The terminological apparatus of the problem under study has been clarified, reflecting the essence of reflection on the intercultural experience of future foreign language teachers.

An algorithm for reflecting the intercultural experience of future foreign language teachers has been developed.

The results of the questioning of students are interpreted and conclusions are drawn about the role of reflection of the intercultural experience of students in teaching intercultural communication and improving the quality of their professional training.

References

1. Soldatova G.U. (2015), Refleksiya mnozhestvennosti vybora v psi-hologii mezhkul'turnyh kommunikacij [Reflection of the multiplicity of choice in the psychology of intercultural communication], Psihologicheskie issledo-vaniya [Electronic], 8, 40. Available at: http://psystudy.ru/in-dex.php/num/2015v8n40/1118-soldatova40.html (Accessed: 27.11.2021). (In Russian).

2. Ozhiganova G.V. (2018), Refleksiya, refleksivnost' i vysshie re-fleksivnye sposobnosti: podhody k issledovaniyu [Reflection, Reflexivity and Higher Reflexive Abilities: Approaches to Research], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya "Pedagogika. Psihologiya. Sociokinet-ika", 4, pp. 56-60. (In Russian).

3. Karpov A.V. (2003), Refleksivnost' kak psihicheskoe svojstvo i metodika ee diagnostiki [Reflexivity as a mental property and a method for its diagnosis], Psihologicheskij zhurnal, 24 (5), 45-58. (In Russian).

^ 4. Semenov I.N. (2015), Refleksivnost' samonablyudeniya i per-

sonologiya introspekcii: k ontologii i metodologii refleksivnoj psihologii indi-tí vidual'nosti [Reflexivity of Introspection and Personology of Introspection: Toward the Ontology and Methodology of Reflexive Psychology of Individu-Sf ality], Vestnik Moskovskogo universiteta, "Seriya 14. Psihologiya", 3, 22-39. (In Russian).

^ 5. Sabitova L.B. (2014), Sposobnost' kprofessional'no-lichnostnoj re-

fleksii kak faktor uspeshnogo stanovleniya budushchego uchitelya [The ability for professional and personal reflection as a factor in the successful develop-a ment of a future teacher], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 5. ^ Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14849 (Ac-

1 cessed: 25.11.2021). (In Russian).

fa

^ 6. Tareva E.G. & Tarev B.V. (2018), "Cases on Intercultural Commu-

nication: New Approach to Design", Journal of Siberian Federal University. O Humanities & Social Sciences, no. 11 (10), pp. 1699-1710.

R

l

7. Burmistrova, E.K. (2021), Metodicheskijpotencial mezhkul'turnogo kejsa v praktike obucheniya anglijskomu yazyku [Methodological potential of an intercultural case in the practice of teaching English], Nauka v megapolise: Elektronnyj nauchnyj zhurnal dlya obuchayushchihsya Moskvy, 1 (27). Available at: https://mgpu-media.ru/issues/issue-27/psycho-pedagogical-sci-ence/didactic-case.html (Accessed: 25.11.2021). (In Russian).

8. Burikova S.A. & Smirnova I.V. (2017), Mezhkul'turnyj podhod v obuchenii inostrannym yazykam kak refleksiya mezhkul'turnyh razlichij [Intercultural approach in teaching foreign languages as a reflection of intercultural differences], Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnyy-podhod-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-kak-refleksiya-mezhkulturnyh-razlichiy (Accessed: 25.11.2021). (In Russian).

9. Klement'eva M.V. (2020), Teoretiko-metodologicheskie aspekty psi-hologicheskogo issledovaniya biograficheskoj refleksii lichnosti [Theoretical and methodological aspects of psychological research of biographical reflection of personality], Sibirskij psihologicheskij zhurnal, 77, 44-67. (In Russian).

10. Krivorot V.V. (2010), Podhody i metody izucheniya kul'turnyh sis- n tem i mezhkul'turnyh situacij [Approaches and methods of studying cultural t systems and intercultural situations], Materialy 4-oy Mezhdunarodnoy 2 nauchno-prakticheskoy konferentsii, "Aktual'nye zadachi lingvistiki, n lingvodidaktiki i mezhkul'turnoj kommunikacii ", 3-4 dekabrya 2010 goda ^ [Materials of the 4th International Scientific and Practical Conference "Actual r tasks of linguistics, linguodidactics and intercultural communication", Decem- f ber 3-4, 2010)], Ul'yanovskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet, i Ul'yanovsk, 148-152. (In Russian).

11. Morozkina, T.V. (2017), Mezhkul'turnaya refleksiya kak sposob n interpretacii lingvokul'turnyh konceptov (na materiale nemeckogo i russkogo °§ yazykov) [Intercultural reflection as a way of interpreting linguocultural con- e cepts (based on the material of the German and Russian languages)], Izvestiya e vysshih uchebnyh zavedenij, Seriya "Gumanitarnye nauki", 8 (2), 144-147. h (In Russian). rs

12. Afanas'eva, O.Yu. & Fedotova M.G. (2015), Aktual'nost' teoret-icheskogo obrazovaniya v sisteme professional'noj podgotovki uchitelya in- ^ ostrannogo yazyka [The relevance of theoretical education in the system of u professional training of a foreign language teacher], Vestnik Chelyabinskogo r gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 1, 27-34. (In Russian).

13. Knezhevich V.D. & Bratina B.R. (2017), Model' razvitiya £ mezhkul'turnoj senzitivnosti Mil'tona Benneta — dejstvitel'no mezhkul'turnaya? [ Milton Bennett's Intercultural Sensitivity Development Model - Really Intercultural?], Koncept: filosofiya, religiya, kul'tura, 2, 20-26. (In Russian). n

14. Bronnikova L.M. (2016), Razvitie kriticheskogo myshleniya stu-dentov v processe izucheniya matematicheskih disciplin [Development of students' critical thinking in the process of studying mathematical disciplines],

Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 3-1, 101-105. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 01.12.2021; одобрена после рецензирования 03.12.2021; принята к публикации 16.12.2021.

The article was submitted 01.12.2021; approved after reviewing 03.12.2021; accepted for publication 16.12.2021.

d a

R

О £

a"

v to

tod

£

О

a v e

's?

a n

£

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.