УДК 008
ББК Ч103 + Ч107
Т. А. Яковлева
рефлексия проектов будущего как перспектива гуманитарного знания
Т. A. Yakovleva
future projects reflection as the prospect of humanitarian knowledge
цель данной статьи — очертить одно из наиболее актуальных проблемных полей современной гуманитаристики — поле исследований проектов будущего — и обозначить момент корреляции гуманитарного знания с состоянием современного культурного сознания в попытках рефлексии возможностей развития культуры и общества. Научная рефлексия проектов будущего представляется необходимой для понимания современного состояния культуры, поскольку они являются имманентными способами самоописания культуры и наиболее ярко демонстрируют интенции настоящего. В статье рассматриваются некоторые проекты будущего, получившие развитие в XX—XXI веках: «Нью Эйдж», «Инициатива Хартии Земли», проект «Венера» Ж. Фреско, «дух Времени» и др. отличительной чертой данных проектов является реализация их теоретических положений в культурной и социальной практике, создание на основе некоторых из них культурных движений, субкультур и сообществ. Эти проекты обладают позитивной и творческой направленностью, что отличает их от катастрофических образов будущего. Появление таких проектов свидетельствует о возрастании ценности личностной активности и ответственности за развитие общества, культуры, природы. В статье делается вывод, что научная рефлексия проектов будущего позволяет выстроить перспективу развития культуры и самого гуманитарного знания.
Ключевые слова: культура, общество, социокультурные трансформации, социокультурное время, рефлексия, самоописания культуры, проекты будущего, гуманитарные науки, культурология.
This article is intended to describe one of the most actual problem fields of modern Humanitarian knowledge. it is a problem of researches of projects of the Future. scientific reflection of future projects is needed to understand the current state of culture because they are immanent ways of self-culture and most clearly demonstrate the intention of the present. the understanding of ways of the selfdescription of culture promotes development of humanitarian knowledge and helps to understand mechanisms and cultural development factors. the article considers some future projects, which were developed in the XX—XXi centuries: «New Age», «Earth charter initiative», project “venus” by J. fresco, «the Zeitgeist Movement» and «Youth time». the distinctive feature of these projects is to implement their theoretical positions in cultural and social practices, the establishment on the basis of some of these cultural movements and subcultures. these projects have a positive and creative direction, which distinguishes them from catastrophic images of the future. the emergence of such projects indicating the growing value of personal activity and responsibility for the development of society, culture, and nature. the article concludes that the scientific reflection of future projects can build the future development of the culture and the humanities.
Keywords: culture, society, social and cultural transformations, social and cultural time, self-description of culture, Future projects, Future design, reflection, Humanities, Cultural science.
«Будущее» — один из модусов социокультурного что выражает устойчивый интерес настоящего. через
времени. Оно рисуется и переживается в зависимости образы и модели будущего культура рефлектирует и
от конкретного культурно-исторического контек- описывает самое себя, свое настоящее, поэтому так
ста — контекста настоящего, в поле которого гене- важно осмыслять варианты будущего, продуцируе-
рируются все смыслы и образы, проецируемые чело- мые сознанием современного человека и культуры.
веком, обществом и культурой в будущее. Проекты В ходе исследования возникает ряд вопросов.
будущего демонстрируют то желаемое или пугающее, что мы пытаемся транслировать в будущее? как
Т. А. Яковлева
Рефлексия проектов будущего как перспектива гуманитарного знания
текст (образ, проект) связан с контекстом (наличным состоянием культуры)? Какие объективные тенденции развития культуры проявляются в создаваемых проектах? Какие варианты будущего латентно или явно присутствуют в настоящем? Что уже в принципе осуществимо из проектов будущего? Насколько мы готовы к восприятию и созданию проектируемого будущего? Все эти вопросы возникают перед гуманитарным познанием, а парадигматическое значение гуманитаристики осознается сегодня всеми учеными.
Будущее ныне активно проектируется в глобальных и локальных масштабах, и гуманитарное знание, реализуя рефлексивную способность культуры, является непосредственным участником формирования будущего. Сегодня теория становится для реальности не просто отражением, «но вызовом и странным аттрактором»1, теории проникают в человеческое сознание подобно вирусам, проверяя его жизнеспособность: происходит «инфицирование» человеческого сознания образами, концептами, гипотезами. Пользуясь терминологией Ж. Бодрийяра, можно утверждать, что образы и проекты будущего обладают наибольшей «вирулентностью». человек и культура должны получить своеобразную прививку будущего, чтобы продолжить свое существование.
Условно все проекты будущего можно разделить на две группы: негативные и позитивные. негативные проекты окрашены всеми оттенками «пост». Эсхатологизм, катастрофизм, подпитываемый научными, псевдонаучными и неомистиче-скими течениями здесь представлен с наибольшей силой. Основные смысловые поля, где создается максимальное напряжение — «человек — киберпространство», «человек — природная среда». Все эти проекты выполнены в жанре антиутопии, в них рисуются картины экологического, техногенного, политического коллапса. Критический анализ и футурология антиутопий объемно представлены в монографии челябинского исследователя И. Д. Тузовского2, поэтому отметим лишь, что катастрофическое видение будущего непосредственно связано с осознаваемой тенденцией глобализации и усугублением глобальных проблем.
Одна из гипотез, питающих катастрофические настроения и служащая почвой для современных эсхатологических мифов, — гипотеза Геи, разрабатываемая британским ученым Дж. Лавлоком. Согласно этой гипотезе Земля функционирует как суперорганизм, стремясь к самосохранению, она способна уничтожить человечество, которое оказывает на природу разрушительное воздействие3. Популярность этой гипотезы растет, распространяются бестселлеры, в которых естественнонаучные и философские выкладки обрастают практиками ченнелинга, медитативного «расширения сознания», открытия чакр4.
Особое место в корпусе антиутопической научнофилософской, публицистической и художественной литературы занимает проект киберкультуры, представляющий собой спектр сращиваний ноосферы и техносферы. Соответственно, акцентируются и два полюса теоретического и практического моделирования — искусственный интеллект и новое
«сверхчеловеческое» тело, которые начинают соотноситься как «софт» и «хард» (в компьютерной терминологии — программное обеспечение и «же-лезо»)5. Постмодернисты рисуют «некроспективу» человечества, связывая данный вектор именно с возникновением человека-машины. Антиутопизм в целом теснейшим образом связан с теорией постмодерна: постмодернизм начал деконструкцию проекта «Модерн» со всеми его футуристическими упованиями и закончил деконструкцией всей реальности. В его рамках в принципе невозможно создать позитивную картину будущего: пафос завершенности, исчерпанности, конечности пронизывает постмодернистский дискурс.
Сегодня гуманитарии всерьез начинают обсуждать завершение и исчерпанность самого проекта «Постмодерн», акцентируя внимание на переходе от «пост» к «прото», отмечая тем самым радикальный сдвиг в самосознании культуры как движение «... от конечности к начальности как к модусу мышления»6. Такой сдвиг позволяет отслеживать проекты будущего, которые вполне можно обозначить как позитивные. Все они фокусируются на собственно культурных аспектах. Основные смысловые поля таковы: «человек — природа», «человек — человек», «человек — культура», «человек — социум». Основная проблема—развитие трансгуманизма как нового гуманизма. Здесь также сочетаются рациональные и иррациональные модели.
Синкретический вариант видения Новой Эры манифестирован в проекте «New Age», получившем развитие с 70-х гг. XX века, представляющем сегодня собой развитую субкультуру7. Здесь воспроизводится принцип единства и тождества микро- и макрокосма, циклическое восприятие времени и неоязыческие мотивы. неоязычество несет пантеистические черты, требует развития новой чувственности, восстановления принципа партиципации как единственной основы дальнейшего развития. Подобным характером обладает и духовно-философское движение «New Thought», возникшее в США в конце XIX века, пропагандирующее метафизические взгляды об эффектах позитивного мышления, креативной визуализации.
Среди проектов, выполненных в рационалистическом ключе можно выделить «Инициативу Хартии Земли» (Earth Charter Initiative), основанную в 1994 г. Своей целью эта организация ставит способствование переходу к глобальному обществу с общей этической основой, включающей почтение и внимание к сообществу жизни, экологическую безопасность, всеобщие права человека, уважение проявлений жизни в их многообразии, экономическую справедливость, демократию и культуру мира. Декларация «Инициативы Хартии Земли» гласит: «Мы вступили в критический момент истории Земли, когда человечество должно выбрать свое будущее. Наш мир становится все более взаимозависимым и хрупким, а будущее таит в себе одновременно и большую опасность, и большую надежду. Чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьей и единым мировым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и
2013, т. 13, № 2
131
Искусствоведение и культурология
создать устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. В этом стремлении крайне необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, перед великим сообществом всего живого, и перед будущими поколениями»8.
Другой глобальный проект — технократический проект «Венера» американского дизайнера, социального инженера и футуролога Жака Фреско. Предлагается видение человечества будущего как устойчиво развивающейся системы на основе использования современных технологий, построения ресурсоориентированной экономики. Важно, что при этом подчеркивается ценностно-нравственный аспект будущего цивилизации, правда в несколько утопически-коммунистическом духе: отказ от денежной системы, избавление от накопительства, потребительства, дискриминации, милитаризации, TV-зависимости, псевдодемократии9. Показательно, что проект «Венера» порождает реальные движения и интернет-сообщества, такие как «Дух времени» (The Zeitgeist Movement), выступающее за глобальные перемены в сторону образования и объединения людей, применения научного подхода к решению задач10.
Представителями молодежи разных стран основано и международное движение «Youth Time»11. Эта независимая организация прямо ставит своей целью проектирование, реализацию и синхронизацию проектов будущего в различных областях, установление диалога между поколениями, мотивирование молодых людей к активной личной и социальной деятельности. Распространение таких идей среди молодежи свидетельствует о желании не просто видеть, но и создавать благополучное будущее для себя и последующих поколений. Молодые люди стремятся участвовать в разработке механизмов противодействия неприятию культурных различий, ухудшению условий жизни, росту чувства незащищенности и непредсказуемости мира, тенденциям, приводящим к постоянным негативным явлениям в социокультурной сфере.
Резюмируя, следует подчеркнуть, что сегодня человечество осознает необходимость проектирования и конструирования будущего, значимость компонента личной активности и ответственности за развитие природы, общества, культуры. В связи с этим можно говорить и о трансформации роли гуманитарного знания: «С 1970-х гг. гуманитарные науки выносили сплошь смертные приговоры культуре. — и, как
следствие, смерть самих гуманитарных наук, гуманитарных подходов и ценностей. Теперь становится все яснее, что сократическое искусство акушерства, вспоможения при рождении нового, — более достойное занятие для гуманитарных наук»12. Тем самым, свидетельствование зарождения проектов открытого будущего, исследование их гносеологического и эвристического потенциала, возможности их реализации становится одной из важнейших задач и перспективой развития гуманитарного знания.
Примечания
1. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской. — М. : Добросвет, кДУ, 2006. — С. 255.
2. Тузовский И. Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2009. — 312 с.
3. казанский А. Б. Феномен Геи Джеймса Лавлока [Злектронный ресурс]. — URL: http://www.evol.nw.ru/ labs/lab38/kazansky/fenomen.htm. (Дата обращения: 15.04.13.) ^
4. Хви-Йонг Я. Что ждет Землю? Великие преобразования. Проект «Гея» / пер. с англ. О. С. Епимахова. — М. : Рипол классик, 2008. — 320 с.
5. Дери М. Скорость убегания: киберкультура на рубеже веков / пер. с англ. Т. Парфеновой. — Екатеринбург : Ультра. культура ; М. : АСТ, 2008. — 478 с.
6. Зпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук [Злектронный ресурс]. — URL: http://www. emory.edu/INTELNET/mt_contents.html. (Дата обращения: 22.03.13)
7. Агапов Е. П., Пендюрина, Л. П. Движение Нью-Зйдж и трансформация общественного сознания // Известия высших учебных заведений. Северо-кавказский регион. Серия: Общественные науки, 2008. — № 4. — С. 5—8.
8. Официальный сайт «Хартии Земли» [Злектронный ресурс]. — URL: — http://www.earthcharterinaction.org/ content/. (Дата обращения: 11. 03.13)
9. Фреско, Ж. Проектирование будущего / пер с англ. // Интернет-издание Zeitgeis, 2006. — 76 с.
10. Официальный сайт движения The Zeitgeist
Movement («Дух времени») [Злектронный ресурс]. — URL: http://thezeitgeistmovement.ru/. (Дата обраще-
ния:11.03.13)
11. Официальный сайт движения «Youth Time» [Злек-тронный ресурс]. — URL: http://youth-time.org/about-youth-time/48-about-youth-time-russian/. (Дата обращения 11.03.13)
12. Зпштейн М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук [Злектронный ресурс]. — URL: http://www. emory.edu/INTELNET/mt_contents.html. (Дата обращения: 23.03.13)
Поступила в редакцию 1 июня 2013 г.
яКоВлЕВА татьяна Анатольевна, доцент кафедры искусствоведения и культурологии, Южно-Уральский государственный университет, кандидат культурологии. Область интересов: методология исследований культуры, исследование переходных феноменов и способов саморефлексии культуры. E-mail: [email protected]
YAKovLEvA tatiana anatolievna is an Associate Professor of the Art History and Culture Studies Department of South Ural State University, Cand. Sc. (Theory and History of Culture). Research interests: Methodology of Cultural Studies, research of transitional states of culture and ways of a self-reflection of culture. E-mail: [email protected]