Научная статья на тему 'РЕФЛЕКСИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ СИТУАЦИИ'

РЕФЛЕКСИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностные смыслы / общение / рефлексия / социальность / ситуация неопределенности / personal meanings / communication / reflection / sociality / uncertainty situation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Л.Г., Хамзина Д.В.

В статье анализируются рефлексивные процессы, оказывающие влияние на личностные смыслы общения в условиях нестабильности ситуации, вызванной пандемией коронавируса. По мнению авторов, в содержательном плане значимо меняются механизмы общения, а также понятие социальности, которое, как известно, лежит в основе содержательных характеристик общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Л.Г., Хамзина Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF PERSONAL MEANINGS OF COMMUNICATION IN AN UNSTABLE SITUATION

The article analyzes the reflexive processes that influence the personal meanings of communication in the unstable situation caused by the coronavirus pandemic. According to the authors, in terms of content, the mechanisms of communication are significantly changing, as well as the concept of sociality, which, as is known, underlies the content characteristics of communication.

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКСИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ СИТУАЦИИ»

РЕФЛЕКСИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХНЕСТАБИЛЬНОСТИ СИТУАЦИИ Дмитриева Л.Г., Хамзина Д.В. (Уфа, БашГУ) dmitrievalg@mail.ru

Аннотация. В статье анализируются рефлексивные процессы, оказывающие влияние на личностные смыслы общения в условиях нестабильности ситуации, вызванной пандемиейкоронавируса. По мнению авторов, в содержательном плане значимо меняются механизмы общения, а также понятие социальности, которое, как известно, лежит в основе содержательных характеристик общения.

Ключевые слова: личностные смыслы, общение, рефлексия, социальность, ситуация неопределенности.

REFLECTION OF PERSONAL MEANINGS OF COMMUNICATION IN AN UNSTABLE SITUATION Dmitrieva L.G., Khamzina D.V. (Ufa, BashGU) dmitrievalg@mail.ru

Abstract. The article analyzes the reflexive processes that influence the personal meanings of communication in the unstable situation caused by the coronavirus pandemic. According to the authors, in terms of content, the mechanisms of communication are significantly changing, as well as the concept of sociality, which, as is known, underlies the content characteristics of communication.

Keywords: personal meanings, communication, reflection, sociality, uncertainty situation.

Сегодняшняя реальность такова, что практически все человечество переживает новую глобальную ситуацию, связанную с пандемией. Все мы застигнуты этой новой реальностью врасплох. Она кардинально изменила наше мышление, отношение к жизни и приоритеты. Необходимость освоения новой реальности стоит перед каждым из нас и требует переосмысления отношения к важным смысложизненным установкам и ценностям.

Ситуации неопределенности и нестабильности обостряют наше восприятие, актуализируют и в чем-то перестраивают личностные смыслы происходящего (Леонтьев, 2015). Основным механизмом этой внутренней работы психики является рефлексия, с помощью которой мы имеем возможность проанализировать происходящее, свое место в нем, отношение к наблюдаемой нами нестабильности действительности. Именно рефлексия, а не простое принятие новой реальности способствует разностороннему осмыслению нашего существования новых обстоятельствах.

Определимся с важными для нашего теоретического исследования понятиями. Личностные смыслы играют в жизни важную роль, так как личность обладает собственным, и в этом плане, субъективным мировоззрением, собственной, а значит, субъективной ценностной сферой, своими установками, идеалами и убеждениями. Личностные смыслы напрямую связаны с опытом жизни человека, переживаниями и кризисными состояниями, в результате чего они могут трансформироваться, меняться, усложняться. Такая работа представляется возможной при активном участии рефлексивных процессов, суть которых в самоанализе, анализе значимых других, в глобальном смысле - в анализе переживания кризисных ситуаций, в том числе, экзистенциального порядка.

Отечественные психологи обнаруживают разные аспекты личностного смысла. С.Л.Рубинштейн, например, полагает, что в отношении к объективной реальности

психические явления выступают как ее образ, а значит, перестраиваются в субъективные. На самом деле, у личностных смыслов нет своего собственного психологического поля, однако ими проникнуты все важнейшие для человека события, в том числе, и те, что переживаются в настоящее время.

Понятие личностного смысла исследуется в работах А.Г.Асмолова, Ф.Е.Василюка, Ю.М.Забродина, А.Ф.ЗакировойА.А.Леонтьева, В.Ф.Петренко, С.Л.Рубинштейна и других. По мнению ученых, личностные смыслы играют в жизнедеятельности личности важную роль. Стремление к рационализации событий, кризисов, переживаний необходимо ей для того, чтобы достичь непротиворечивости ценностей и установок, своегоакме и целостности. Этот процесс, который, несомненно, связан с рефлексией, может осложняться не только внутренними конфликтами, но и влиянием на личность внешних условий, например, связанных с глобальным переживанием пандемии и наступившей в связи с этим новой реальности. Понятие новой реальности не ново. Оно часто употребляется в разных отраслях науки, практической деятельности человека. Однако, мы не нашли ни четких формулировок этого понятия, ни специальных исследований, посвященных этому феномену. Можем лишь отметить, что она представляет некоторую опасность для человека в силу неопределенности будущего и нестабильности настоящего (Д.А. Леонтьев). Личность испытывает беспокойство и дискомфорт, так как не способна прогнозировать будущее, негативные тенденции проживаемого ею настоящего. Тревога и страх перед неизвестностью возникают потому, что личность не готова к освоению новой реальности, более того, она теряется перед ней, не видит выхода и способов приспособления к ней, иными словами - не готова в ней существовать.

Достаточно сложно в описанной нами ситуации говорить о личностных смыслах общения. Понятно, что осмысление нестабильного настоящего накладывает свой отпечаток на общение, но как оно меняется, пока можем только предположить. И наши гипотезы следующие. Исходя из того, что общение характеризует личность как социальное существо (А.А. Леонтьев, Г.М. Андреева), предполагаем, что этот утверждение в сегодняшней реальности значимо видоизменилось, так как меняется само понятие социальности. Известно, что социальность - это совокупность приобретенных человеком свойств, способствующих его жизнедеятельности (М.И.Еникеев, Л.П. Буева, К.А. Абульханова-Славская). Термин этот упоминался еще в словаре В.И. Даля и трактовался как общежительность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности гражданского бытия. Нынешняя ситуация неопределенности значительно суживает наше поле социальных взаимодействий. Нам чаще предлагаются изоляция и как можно меньшее число контактов. Пандемия поставила нас перед необходимостью все чаще ориентироваться на виртуальное общение, в том числе, и в получении образования. Таким образом, наша социальность некоторым образом регрессирует. К систематическому общению в виртуальном пространстве многие еще не приспособились. Если взять более глубокий пласт феномена общения, то рефлексия, как значимый его механизм, способствует анализу нашего отношения к миру, к другим, к себе. В начале статьи мы представили, каким образом рефлексивные процессы могут трансформировать наше общение, по-новому расставлять духовно-нравственные приоритеты, предпочтения, целевые установки взаимодействий и так далее. Та же социальность сегодня также в большей степени становится виртуальной. И социальность эта другого свойства. Она ориентирована на виртуальную личность, у которой, как мы выяснили в ходе наших эмпирических исследований, трансформированы не только результаты рефлексивных процессов, но и идентификация, эмпатийность, стереотипизация.

Возвращаясь к проблеме освоения новой реальности, отметим еще одну важную составляющую - экзистенциальность ситуации, так как здесь открываются сложные вопросы человеческого бытия, его будущего, переосмысления прошлого, включения личности в настоящее с наименьшими психологическими потерями и использованием личностных ресурсов. Вся эта «работа» невозможна без рефлексии, которая в вопросах

существования играет доминирующую роль. Рефлексия определяется как осознание субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими индивидами. Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают рефлексирующего, его личностные особенности, проявление эмоций и когнитивные (связанные с познанием) представления. На наш взгляд, рефлексивные процессы могут качественно меняться, если перед человеком встают вопросы экзистенциального существования. Так называемый «зонт сознания» (А.Ш.Тхостов) расширяется до философских и смысложизненных вопросов, осмысления собственного жизненного пути, сложившихся установок и ценностей. Такое «взросление» требует от рефлексии качественно новых высот, в то же время еще более глубокого постижения смысла жизни, вкладывания в этот процесс собственного смысла и опыта. Таким образом, рефлексия личностных смыслов общения экзистенциальна, она опирается на духовные категории, такие, как вера, доброта, щедрость, мудрость и другие. Это не та рефлексия, которая в каком-то смысле играет операциональную роль в ежедневных ситуациях и буднях, стремясь непротиворечиво расставить все на свои места: занять свое место и проанализировать в твоем жизненном окружении роль и значимость для других людей. Рефлексия личностных смыслов - это экзистенциальная, смысложизненная рефлексия, которая встает над бытием и пытается ответить на вопросы глобального порядка. В ряду направлений исследования рефлексии А.В. Карпов выделяет исследование рефлексии как фундаментального механизма самопознания и самопонимания. Считаем, что это направление в определенной степени перекликается с проблемой готовности личности к осмыслению реальности. В.В. Знаков отмечает, что в ситуациях человеческого бытия люди утрачивают свою субъектную сущность (Знаков, 2007). Анализируя ситуации человеческого бытия, по мысли В.В. Знакова, субъект вынужден рефлексировать, направлять внимание на свой внутренний мир. Таким образом, «человек становится проблематичным для самого себя: нередко оказывается в положении, в котором он не знает, что он есть». И это ровно то, что происходит со многими из нас в нашей сегодняшней действительности. Не зная способов решения ситуации, так как названные выше тревога и страх не способствуют осознанию происходящего, более того, они как бы парализуют сознание, человек оказывается «потерянным для самого себя, заслоняем миром, его сложными проблемами».

Подытоживая, отметим, что новая реальность прочно и надолго входит в нашу жизнь. Основная ее характеристика - незвестность, -во многом будет определять нашу направленность, смыслы, поступки. И наша способность к рефлексии в нынешних непростых условиях как никогда востребована, однако, рефлексия человека наедине с собой вряд ли будет продуктивна. Она должна опираться на суждения и опыт других людей. «Совместное творческое отношение», которое Т.Ю. Базаровым интерпретируется как не менее важная характеристика рефлексии, чем готовность к трудностям - залог успешного преодоления кризисов, трудностей жизни, глобальных катастроф, в конце концов (Битюцкая, 2019). Может быть, в этом и есть определенная задача, которую необходимо решать не только теоретикам, но и практикам? И в этом, на наш взгляд, заключается главный вывод проведенного анализа связи рефлексивных процессов с личностными смыслами общения.

В завершении хочется сказать, что эпоха неизвестности только началась, но скорость, с которой она проявляет себя, означает, что нет смысла планировать будущее, а есть необходимость быть готовым к грядущему, в том числе, и осмысливая новые способы общения в эпоху неопределенности.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложностии разнообразия [Электронный ресурс] // Психологические исследования. Т. 8. 2015. № 40. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40.html.

2. Битюцкая Е.В., Базаров Т.Ю. Особенности восприятия жизненных событий людьми с разными предпочитаемыми стилями реагирования на изменения // Вопросы психологии. 2019.№ 3. С. 94-106.

3. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. М.:Финстатинформ, 2002. 360с.

4. Знаков В.В. Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2007. 479 с.

5. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. Т. 24. 2003. №5. С. 45-47.

6. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска [Электронный ресурс] // Психологические исследования. Т. 8. 2015. № 40. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40.html.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.М.:Смысл : Академия.

8. Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. Т. 8. 2015. № 40. Режим доступа: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40.html.

9. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.2-е изд., испр. М.: Смысл, 2003. 487 с.

10. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 с.

11. Петренко В.Ф.Основы психосемантики. СПб.: Питер,2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.