Научная статья на тему 'Рефлексия как условие саморазвития личности'

Рефлексия как условие саморазвития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3112
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОАНАЛИЗ / САМООЦЕНКА / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / REFLECTION ACTIVITIES / SELF-AWARENESS / SELF-KNOWLEDGE / SELF-ANALYSIS / SELF-ESTEEM / PERSONAL SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережнова Ольга Викторовна, Эннс Елена Александровна

В статье рассмотрена рефлексивная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки как одно из условий их личностного и профессионального саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflection as a condition of personal self-development

The article considers the reflection activities of students in the process of vocational training as a condition of their personal and professional self-development.

Текст научной работы на тему «Рефлексия как условие саморазвития личности»

УДК 159.955.4:159.923.2

Бережнова Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования филиала Ставропольского государственного педагогического института в городе Железноводске

Эннс Елена Александровна

старший преподаватель кафедры общей и педагогической психологии Пятигорского государственного университета

РЕФЛЕКСИЯ КАК УСЛОВИЕ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Berezhnova Olga Viktorovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of Preschool and Primary Education Department, Zheleznovodsk branch of Stavropol State Teachers' Training Institute

Enns Elena Aleksandrovna

Senior Lecturer,

General and Educational Psychology Department, Pyatigorsk State University.

REFLECTION AS A CONDITION OF PERSONAL SELF-DEVELOPMENT

Аннотация:

В статье рассмотрена рефлексивная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки как одно из условий их личностного и профессионального саморазвития.

Ключевые слова:

рефлексивная деятельность, самосознание, самопознание, самоанализ, самооценка, саморазвитие личности.

Summary:

The article considers the reflection activities of students in the process of vocational training as a condition of their personal and professional self-development.

Keywords:

reflection activities, self-awareness, self-knowledge, self-analysis, self-esteem, personal self-development.

В современных психологических научных исследованиях рефлексия рассматривается как качество личности, представления личности о себе, способ присвоения общественно значимых ценностей, самосознание - как ядро личности. Рефлексия всегда имеет синтезирующую роль и позволяет расширить границы личности. Среди выдвигаемых идей гуманитаризации, фундаментализа-ции, регионализации образования, педагогической деятельности как взаимодействия субъектов педагогического процесса наиболее значимой представляется идея, ориентированная на личностное саморазвитие обучающихся и обучающих на основе их рефлексивной деятельности.

Понятие «рефлексия» означает обращение назад к основанию, отражение; существенное и принципиальное действие разума по возвращению к себе самому благодаря отражению от границы, полагаемой между ним и миром в процессе познания. По мнению Ю.М. Романенко, рефлексия есть способность разума направлять и приводить себя в единство в процессе взаимодействия с многообразием отдельных вещей. Рефлексируя условия и результаты познания внешнего мира, человек приходит к внутреннему самопознанию. Начальный момент действия рефлексии становится возможным при достижении такого предела измененных состояний (флексий) ума, когда он стремится возвратить и возобновить свою самотождественность и целостность в ситуациях изумления (удивления) перед вновь возникшими вещами. Благодаря рефлексии у человека возникает новый образ познанной вещи и в связи с этим появляется мысленный образ, или идея. Рефлексия является принципом внутреннего самодвижения в познавательной деятельности. Процесс рефлексии являет собой взаимоотражение познающего и познаваемого друг в друге, что приводит к творческому саморазвитию личности [1].

В отечественной науке истоки развития проблемы рефлексии отмечаются ссылкой на работы М.И. Сеченова, связанные с изучением рефлекторного принципа, где автор устанавливал главным признаком «я» самосознание. Он писал, что у человека с детства развиваются две формы «я»: «я»-чувствую и «я»-действую, которые образуют специфические «ряды личности».

Понятие рефлексии в широком смысле применяется для обозначения актов самосознания, самопознания, самоанализа, самооценки - того, что можно назвать «мышлением о мышлении». Под рефлексивностью научного знания понимается его самообращенность, наличие в нем механизмов и норм сознательного контроля над процессом его роста и функционирования.

Вхождение рефлексии в научно-понятийный аппарат исследований обусловлено потребностями понимания роли и статуса данного образования, на которое обращалось внимание ученых (К.А. Абдульханова-Славская, Б.С. Братусь, Б.З. Вульфов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина,

А.В. Петровский, В.Н. Харькин и др.). А.Н. Леонтьев рассматривал рефлексию как качество, которое возникает в процессе самодвижения и самопознания личности. Он пытался проникнуть в таинственный центр личности «я», который осознается благодаря самопознанию самого себя в процессе деятельности и отношений. А.В. Петровский, изучая личность как субъект активности в жизнедеятельности других людей - «бытие-для-других», утверждал, что представление личности о себе рождается в процессе самоутверждения, социального признания, персонализации, в стремлении личности привнести свое «я» в сознание, чувства и волю других людей. Ученый утверждал, что в процессе акта персонализации личность открывает и утверждает «я», выявляет свои склонности, особенности, возможности. Данное положение доказывает возможность изучения рефлексивной деятельности как условия для саморазвития.

В смысловой концепции личности Б.С. Братуся, где рассматривались вопросы саморазвития, самоосуществления, отношения к другому как к самоценности и возможность самопроектирования будущего, утверждалась позиция о том, что представления личности о себе, ее способности оценивать нравственные поступки возможны лишь на фоне «разыгрывания репертуарных человеческих судеб». Эти позиции выступили в качестве теоретического положения о том, что деятельность преподавателя в процессе подготовки специалистов должна быть спроектирована как особый репертуар действий, событий, взаимоотношений в будущей деятельности специалиста, где каждый будет способен рефлексировать свое «я». В работе В.С. Мухиной развитие личности изучалось через присвоение общественно значимых ценностей. Она устанавливает зависимость между внутренней сущностью человека, его активностью, самоосуществлением и самоопределением [2].

Самоопределение личности связано с пересмотром концепции своего «я», изучением своего нового личностного образа. Развитие самости связано с глубинными структурами самосознания (я-концепция) как наше второе «я». Второе «я» постоянно сравнивает наше поведение с неким внутренним эталоном, образом и стремится, толкает первое «я» к нему, направляя поступки, анализируя последствия, регулируя дальнейшее поведение, руководствуясь той или иной установкой многоаспектного образа «я». Самосознание - ядро личности, поддерживающее равновесие, согласующее два «я», благодаря чему обеспечивается равновесие между индивидом и обществом. Путь к личности лежит через ее самосознание, а цель ее жизни связана с самоосуществлением, саморазвитием, самопознанием, самоопределением, которые базируются на ее внутренней активности - потребностях. Природа вложила в человека целостный механизм самостроительства и самоосуществления: цели развития - самоуважение, самоутверждение, самореализация и др.; средства развития - деятельность, врожденную активность; условия - социальную защищенность, любовь, уважение, признание, принятие; внутренние силы - удовольствие, радость и счастье. Развитие самосознания личности в контексте личностно ориентированного образования становится особым предметом изучения психологов и педагогов, так как выступает условием успешного обучения личности на различных ступенях образования, залогом ее счастливой жизни [3, p. 140].

Самосознание, по утверждению В.И. Слободчикова, является первым этапом становления рефлексивного сознания: «Рефлексия как практика сознания обнаруживает себя как разной степени и глубины осознание самости, собственной субъективности» [4]. Результатом самосознания и самопознания является выработка системы представлений о самом себе или об образе «я». Изучая особенности рефлексии в человеческой жизни, В.И. Слободчиков рассматривает феномен рефлексии как направленность мышления на самого себя, на собственные процессы и собственные продукты. Автор утверждает, что рефлексия помогает человеку найти свой способ жизни. Определяя внешнюю и внутреннюю рефлексию, он говорит, что первая связана с продуктами коллективного сознания, а вторая - с ценностным осмыслением жизни. Для выпускника высшей школы весьма важно приобрести опыт осознания содержания своего «я» в коллективных взаимоотношениях, в сообществе студентов как будущих коллег и найти ценностное осмысление своей личной и профессиональной жизни. В своих работах В.И. Слободчиков выделяет синтезирующую рефлексию как самоопределяющую личность среди многих других, позволяющую снять противостояние субъекта и объекта, расширяющую сознание, обеспечивающую собственное личностное развитие.

В.П. Зинченко, изучая бытийный и рефлексивный слои сознания, пишет о том, что рефлексивный слой сознания одновременно является событийным, в нем всегда определяются значения и смыслы чего-то: образа, действия, жизни. Мы можем констатировать, что в процессе профессиональной подготовки все возможности рефлексии в развитии и саморазвитии личности используются в меньшей степени, основное внимание направлено на расширение объемов памяти по усвоению содержания образовательной программы. Преподаватель высшей школы в процессе учебной деятельности должен создавать ситуацию поиска студентами смысла своей будущей деятельности. И.В. Абакумова справедливо замечает, что цели обучения должны содержать

смысловую сущность, помогать личности «входить в образ "я"», «выходить за пределы собственного "я"», «обретать себя». Смысловое развитие личности должно выступать, по мнению автора, смысловой глобальной целью образования, ориентировать личность на смысловое развитие и саморазвитие, а содержание образования должно содержать смысловой компонент. Современная дидактика ориентирована на ценностно-смысловое образование и определяет образовательный процесс как смысловую деятельность сознания, взаимно диалогизирующих смыслов, саморефлексии - рефлексии на собственные действия, на сверх «я», на «вхождение человека в «образ "я" через интеграцию смыслов культуры и идентификацию с ее ценностями...» [5]. Смысл, по мнению автора, выводит человека за пределы собственного «я», а образование обеспечивает вхождение в образ «я», т. е. обеспечивает саморазвитие личности к творчеству.

А.Г. Асмолов утверждает, что тенденцией современного образования является становление смысловой педагогики, которая организует процесс на основе понимания психологических механизмов, преобразования культуры в мир личности. Смысловая педагогика и психология являются весьма актуальными для подготовки бакалавров. Будущий специалист должен научиться рефлексировать свою деятельность, находить ее смысл и смысл собственного существования, которые позволят ему преобразовывать свой собственный внутренний мир, обретать свою неповторимость.

Понятие «рефлексия» на современном этапе развития науки, принявшей черты демократичности и гуманизма, начинает входить в круг философских, психологических и педагогических исследований как путь проблематизации, прояснения и нахождения нового знания. По своей сути рефлексия конституирует такую сферу познавательной деятельности субъекта, в которой все эпистемические феномены (абстракции, модели, теории и т. п.), обычно выступающие в четких выкристаллизовавшихся формах в качестве орудий познания, как бы подвергаются «размягчению», критическому разъятию на составляющие элементы.

Рефлексивная деятельность студентов может выступать условием саморазвития личности, показателем личностных и профессиональных ценностей и смыслов, определяющих культуру деятельности. Именно она побуждает студента самостоятельно творить, искать, изобретать, создавать или конструировать новый продукт, строить индивидуальный опыт, экспериментально проверять результаты, преодолевать сложившиеся стереотипы и шаблоны в деятельности, прогнозировать саморазвитие. В этом процессе студент получает новый материал, на основе которого создаются оригинальные замыслы, идеи. На наш взгляд, рефлексивную деятельность можно рассматривать как один из путей модернизации образования. В процессе такой деятельности разворачиваются личностные смыслы получаемого образования, потребности саморазвития.

Рефлексивная деятельность, основанная на принципе сотрудничества, придает взаимодействию между преподавателями и студентами демократичность, открытость, гласность в принятии решений и оценке качества их совместной творческой работы.

С научной точки зрения сущность гуманистической модели образования проявляется в способности педагога оказывать педагогическую поддержку, которая невозможна без рефлексивной деятельности, в которой «.могут открыться невидимые раньше причины и обстоятельства, стоящие на пути предполагаемого самоопределения» [6, с. 284]. На наш взгляд, именно рефлексивная деятельность в процессе подготовки будущего специалиста, целенаправленная и систематическая работа по формированию и развитию профессиональной рефлексии на всех уровнях системы непрерывного образования способствует улучшению качества знаний, умений и навыков будущих специалистов, повышению их потребности в самообразовании, самосовершенствовании и развивает творческую активность. Изучение и развитие профессиональной рефлексии будущих специалистов необходимо проводить целостно и системно, во всех ее аспектах и проявлениях, с учетом индивидуальных личностных особенностей будущего профессионала и специфики его профессиональной деятельности.

Наиболее целенаправленно и активно развитие профессиональной рефлексии будущего специалиста осуществляется в процессе его учебно-профессиональной подготовки в вузе. При этом студенты овладевают не только теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности, но и постигают «азы научного творчества», осваивают приемы самообразования и самосовершенствования. Развитие рефлексивного творческого мышления, осознание его значения для творческого решения профессиональных задач способствует активизации познавательной деятельности студентов и систематической работе по повышению их профессиональной компетентности [7].

Важная роль в развитии профессионально-рефлексивных способностей и умений будущих специалистов отводится вузовским преподавателям. Они должны демонстрировать высокий уровень развития профессиональной рефлексии и владеть рефлексивными технологиями решения учебных, воспитательных и профессиональных задач, чтобы обучать этому студентов. Именно педагог может обеспечить студентам путь к саморазвитию.

В системе профессиональной подготовки благодаря рефлексивной деятельности создаются условия для сближения «я»-реального, «я»-идеального, «я»-профессионального, тем самым обеспечивается целостное развитие и саморазвитие будущего специалиста. Рефлексивная деятельность является одним из путей осознания жизни и себя в ней, побуждающей человека к саморазвитию, утверждению своего «я» в жизнедеятельности и социуме.

Саморазвитие личности является мощным механизмом самодвижения, которое обеспечит специалисту конкурентоспособность на рынке труда и сделает его востребованным. Система высшего профессионального образования ориентирована на создание условий для развития рефлексии студентов как одного из путей саморазвития личности и модернизации образования в целом.

Ссылки:

1. Леонтьев А.Н. Образ мира // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1997.

2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2006. 608 с.

3. РПуидта E.I., Taranenko O.N. Formation of psychological culture of the professional as criterion and level of its development // European Science Review. 2016. No. 1. P. 138-141.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 2013. 360 с.

5. Абакумова И.В., Фоменко В.Т., Тельнова О.В. «Личность - образование - культура» как концептуальная триада современной педагогики. К методологии новодидактики // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11, т. 2. С. 289-297.

6. Пилюгина Е.И., Тараненко О.Н. Прозорова С.А. Специфика диагностического исследования самооценки как механизма социально-психологической адаптации студента-мигранта в поликультурной среде вуза // Мир науки, культуры и образования. 2016. № 2 (57). С. 282-287.

7. Steier F. Research as self-reflexivity, self-reflexivity as social process // Research and Reflexivity / ed. by F. Steier. London, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.