Научная статья на тему 'РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА'

РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ / ИССЛЕДОВАНИЯ / СТРУКТУРА ФЕНОМЕНА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Преснякова В.С.

Статья посвящена теоретическому анализу особенностей рефлексии педагогов-организаторов. Рассматривается феномен рефлексии как предмет научно-психологического изучения. Ограничено терминологическое поле феномена «рефлексия»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION AS PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITY IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER-ORGANIZER

The article is devoted to the theoretical analysis of the specific features of the teacher organizers' reflection. The phenomenon of reflection is examined as an object of scientific and psychological study. The author imposes certain limits on the terminological field of the reflection phenomenon

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА»

эпигастральной области, 70 % - отсутствие аппетита, 60 % - расстройство стула,50 % - изжогу и отрыжку, 30% - метеоризм, 25%- тошноту и рвоту, 5%- головную боль и повышение температуры тела.

Основной мерой профилактики, по мнению респондентов, оказалось правильно питание. 80% участников отметили отказ от вредных привычек, 30% - ограничение стресса, 25% - умеренные физические нагрузки.

Среди основных составляющих правильного питания, респонденты выделили тщательное пережевывание пищи (75 %), прием пищи 5-6 раз в день (50 %), небольшой объем порций (40 %). Так же 25% участников отметили трехкратное питание большими порциями. 10 % респондентов выделили соблюдение температурного режима.

Выводы:

1. По результатам анкетирования, наиболее информированы о хроническом гастрите женщины.

2. Среди возрастных групп респондентов наиболее информированы участники в возрасте 31-50 лет.

3. Основными причинами развития хронического гастрита, по мнению респондентов, являются нерациональное питание, вредные привычки и наследственность.

4. Среди наиболее важных мер профилактики хронического гастрита респонденты выделяют правильное питание и отказ от вредных привычек.

5. По мнению большинства респондентов, тщательное пережевывание и дробный прием пищи - основа правильного питания при хроническом гастрите.

Использованные источники:

1. http://comp-doctor.ru/jkt/

УДК 159.955.4

Преснякова В. С. студент 2 курса магистратуры специальность: Психология Крымский Инженерно Педагогический Университет

Россия, г. Симферополь

РЕФЛЕКСИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-

ОРГАНИЗАТОРА

Аннотация: Статья посвящена теоретическому анализу особенностей рефлексии педагогов-организаторов. Рассматривается феномен рефлексии как предмет научно-психологического изучения. Ограничено терминологическое поле феномена «рефлексия»

Ключевые слова: рефлексия, педагогической, исследования, структура феномена.

Presnyakova Viliya Sergeevna

Simferopol

Crimean Engineering Pedagogical University REFLECTION AS PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITY IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER-ORGANIZER

Annotation: The article is devoted to the theoretical analysis of the specific features of the teacher organizers' reflection. The phenomenon of reflection is examined as an object of scientific and psychological study. The author imposes certain limits on the terminological field of the reflection phenomenon

Key words: reflexion, pedagogical, research, structure of phenomenon.

Постановка проблемы.

В настоящее время труд педагогов-организаторов, становится все более востребованным. В учебное время - это работа в общеобразовательных школах, летом же - это детские лагеря и оздоровительные центры. Открываются школы педагогов-организаторов, проводятся курсы повышения квалификации. Работа педагогов-организаторов крайне важна и необходима современному обществу. Особенно это касается педагогов-организаторов обладающих совокупностью личных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для реализации поставленных задач, то есть владеющих педагогическим мастерством.

У каждого педагога-организатора существует свой стиль деятельности. Два педагога, выбравшие одни и те же воспитательные задачи, все равно реализуют их каждый по своему. Однако в этой работе имеется масса неразрешенных на данный момент проблем, которые снижают эффективность педагогической деятельности. Среди таких проблем можно назвать: недостаточно высокий уровень креативности во всех аспектах работы педагога, преобладание авторитарных позиций, педагогическое истощение, раннюю профессиональную стагнацию, неосознанность личностных качеств и стиля работы, быстрое профессиональное выгорание. Многие из этих проблем вызваны личностными особенностями, а именно низким уровнем профессиональной рефлексии.

Научная проблема исследования заключается в выявлении особенностей рефлексии успешных педагогов-организаторов для создания эффективной модели психологического сопровождения деятельности молодых специалистов с целью предотвращения педагогического истощения, ранней профессиональной стагнации и профессионального выгорания.

Целью статьи является теоретический анализ особенностей рефлексии педагогов-организаторов.

Обзор последних публикаций. В исследовании рефлексии можно выделить несколько основных подходов, разрабатываемых педагогами и психологами.

Общепсихологический подход. В рамках этого подхода выявлены важность и значение рефлексии для становления и развития личности человека в целом (Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев) [2]. В ходе данных исследований было установлено, что рефлексия - образование комплексное, имеющее сложную и многоуровневую структуру. Рефлексия рассматривается этой группой ученых как один из основных механизмов личностного развития. В рамках нашего исследования этот подход, безусловно, представляет интерес и может быть использован при построении модели эффективного профессионального развития педагога-организатора. Однако, в силу другой направленности научных интересов указанных ученых, ими не исследовалась специфика рефлексии как личностного качества педагогов. В связи с этим предложенные ими модели рефлексии дают только общее направление исследования, без учета нашей специфики.

Психолого-педагогический. В работах И.И. Казимирской, А.В. Карпова В.А. Мазилова, С.Ю. Степанова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, и др. делается акцент на то, что рефлексия как необходимый элемент включается в структуру педагогического мышления и в структуру профессионально важных качеств педагога [4]. Этот подход наиболее близок очерченной нами проблеме, однако не учитывает возрастную детерминацию данной характеристики. Возможно, что место рефлексии у более зрелых педагогов может занять социальный опыт.

Онтологический. В исследованиях Г.А. Голицына, В.А. Лефевра, В.П. Зинченко, Д. Винникота, Н.А. Гордеевой и др. анализируется возрастная детерминации рефлексии. Здесь мнения ученых разделились: одни считают, что рефлексивность возникает в раннем детстве и к подростковому возрасту уже полностью сформирована [1], другие что это новообразование подросткового возраста и с возрастом рефлексивность только развивается [1].

Типологический. С.Ю. Степановым и И.Н. Семеновым предложено рассматривать кооперативную, коммуникативную, личностную и интеллектуальную рефлексии [6]. В исследованиях Н.И.Гуткиной выделяются логическая, личностная и межличностная рефлексии [1]. В работах Ю.М. Орлова мы находим экзистенциальную, культуральную и саногенную рефлексии [5]. Наиболее близкими нашему исследованию является, по нашему мнению, типология, предложенная учеными С.В.Кондратьевым и Б.П.Ковалевым [3]. Ученые выделяют виды рефлексии в процессах педагогического общения, а именно: социально-перцептивная рефлексию (переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними); коммуникативную рефлексию (осознание субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие); личностную рефлексию как осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Несмотря на то, что проблемой изучения рефлексии активно

занимаются ученые уже длительное время, тема остается недостаточно изученной. Мы считаем, что это происходи прежде всего из-за размытости определения рефлексии, в которое стали такие термины как эмпатия, анализ, категоризация, восприятие.

Для нашего исследования остается актуальным связь рефлексии и личностного потенциала в контексте возрастной детерминации.

Изложение основного материала. Учитывая результаты проведенного нами теоретического анализа литературы по проблеме рефлексии, отметим, что педагогическая рефлексия основана на некоторой совокупности личностных качеств педагога, обусловленных требованиями их профессионально-педагогической деятельности. Таким образом, рефлексия становится некоторым механизмом профессионального самосовершенствования и саморазвития, проявляющемся в способности специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельности. По педагогической рефлексией мы будем понимать определенную способность педагога анализировать свои коммуникативные, интеллектуальные, профессиональные действия и принимать адекватные ситуации решения, способствующие эффективной педагогической деятельности.

Такое понимание выводит на первый план личность педагога, его особенности и успешность его педагогической деятельности (рис.1).

Рисунок 1. Теоретическая модель педагогической рефлексии

Как видно на рисунке 1, педагогическая рефлексия является личностным образованием педагога, в том числе педагога-организатора. Педагогическая рефлексия - сложное образование, включающее в себя отдельные личностные, профессиональные и когнитивные характеристики личности и позволяющее оценивать, осмысливать и анализировать

результаты своей педагогической деятельности. Выводы.

1. Дефиниция «рефлексия» нуждается в тщательной теоретической и практической разработке, а одним из актуальных аспектов этой темы остается связь рефлексии и личностного потенциала в контексте возрастной детерминации.

2. Педагогическая рефлексия включает в свою структуру личностные, профессиональные и когнитивные характеристики личности и позволяющее оценивать, осмысливать и анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Использованные источники:

1. Войтик И.М Оценка и развитие рефлексивного мышления/И.М. Войтик, И.Н.Семенов : Учеб. пособ. Новосибирск: СибАГС, 2001. 144 с.

2. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика./ С.Ю Головин/ 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Харвест, 2007. 976 с.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения./В.В. Давыдов М., 1986.

4. Данилин К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в группе. М. , 1981.С. 124-152.

5. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности./ А.В Карпов/ М.: ИП РАН, 2004.

6. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31-40.

УДК 330.131

Придворева Ю.С. студент бакалавриата 4 курса направление "Государственное и муниципальное управление "

Институт управления научный руководитель: Бояринова И.В., к.соц.н.

доцент

кафедра социальных технологий Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, г. Белгород УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ Аннотация: В статье рассматриваются типология рисков для производственных предприятий, а также процесс поэтапного управления предпринимательскими рисками.

Ключевые слова: управление, риски, предпринимательство, предприятие, управленческие решения, типология рисков, оценка риска, риск - события, репутационные риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.