Научная статья на тему 'РЕФЛЕКСИВНЫЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рефлексия / будущий учитель иностранного языка / рефлексивная компетентность / рефлексивный дневник / саморазвитие / самоорганизация / самосовершенствование / само регуляция. / reflection / future foreign language teacher / reflective competence / reflective diary / self-development / self-organization / selfimprovement / self-regulation.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Усманова К. Б.

Проблема статьи связана с формированием будущих учителей иноязычная рефлексивная компетентность в вузе. В статье раскрывается значение рефлексии в формировании профессионального опыта студента вуза, характеризует рефлексивные действия, необходимые для его успешного развития, считает эффективными способы организации рефлексивного анализа работы студента. Обращая внимание на необходимость формирования рефлексивной компетентности будущего учителя иностранного языка, автор статьи раскрывается рефлексивный потенциал спецкурса. Особое внимание уделено описанию «Рефлексивный дневник». Издание имеет как теоретическое и методологическое, так и практическое значение. Представлен опыт проектирования содержания и структуры рефлексивного дневника в статье. Его можно с успехом использовать в ходе спецкурса «Рефлексивная педагогическая практика» в будущей подготовке учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTIVE DIARY AS A MEANS FOR FORMING REFLECTIVE COMPETENCE OF A FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER

The problem of the article is connected with the formation of future teachers' foreign language reflective competence at a university. The article reveals the importance of reflection in the formation of a university student’s professional experience, characterizes the reflective actions necessary for his successful development, and considers effective ways to organize a reflective analysis of a student’s work. Drawing attention to the need to develop the reflective competence of a future foreign language teacher, the author of the article reveals the reflective "Экономика и социум" №7(122) 2024 www.iupr.ru 599 potential of the special course. Particular attention is paid to the description “Reflective Diary”. The publication has both theoretical and methodological, as well as practical significance. The article presents the experience of designing the content and structure of a reflective diary. One can successfully use during the special course “Reflective Pedagogical Practice” in future teacher training.

Текст научной работы на тему «РЕФЛЕКСИВНЫЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Усманова К. Б. докторант Самаркандский государственный университет имени Шарофа Рашидова

РЕФЛЕКСИВНЫЙ ДНЕВНИК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Проблема статьи связана с формированием будущих учителей иноязычная рефлексивная компетентность в вузе. В статье раскрывается значение рефлексии в формировании профессионального опыта студента вуза, характеризует рефлексивные действия, необходимые для его успешного развития, считает эффективными способы организации рефлексивного анализа работы студента.

Обращая внимание на необходимость формирования рефлексивной компетентности будущего учителя иностранного языка, автор статьи раскрывается рефлексивный потенциал спецкурса. Особое внимание уделено описанию «Рефлексивный дневник». Издание имеет как теоретическое и методологическое, так и практическое значение. Представлен опыт проектирования содержания и структуры рефлексивного дневника в статье. Его можно с успехом использовать в ходе спецкурса «Рефлексивная педагогическая практика» в будущей подготовке учителей.

Ключевые слова: рефлексия, будущий учитель иностранного языка, рефлексивная компетентность, рефлексивный дневник, саморазвитие, самоорганизация, самосовершенствование, само регуляция.

Usmanova K.B. doctoral student

Samarkand State University named after Sharof Rashidov

REFLECTIVE DIARY AS A MEANS FOR FORMING REFLECTIVE COMPETENCE OF A FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER

Annotation. The problem of the article is connected with the formation of future teachers' foreign language reflective competence at a university. The article reveals the importance of reflection in the formation of a university student's professional experience, characterizes the reflective actions necessary for his successful development, and considers effective ways to organize a reflective analysis of a student's work.

Drawing attention to the need to develop the reflective competence of a future foreign language teacher, the author of the article reveals the reflective

potential of the special course. Particular attention is paid to the description "Reflective Diary". The publication has both theoretical and methodological, as well as practical significance. The article presents the experience of designing the content and structure of a reflective diary. One can successfully use during the special course "Reflective Pedagogical Practice" in future teacher training.

Key words: reflection, future foreign language teacher, reflective competence, reflective diary, self-development, self-organization, self-improvement, self-regulation.

Образование является одним из важнейших факторов конкурентоспособность Республики Узбекистан. Основа модернизации система высшего профессионального образования - это эффективное использование достижений науки. В его основе лежат принципы вариативности, многоуровневости, мобильности и гибкость. Анализ практики показывает, что при всем многообразии существующих в мировые модели подготовки учителей иностранных языков, современный стандарт профессиональные программы по методике подготовки будущих специалистов не разнообразны и гибкий.

Актуальность исследования определяется потребностями педагогических кадров, способных реализовать государственную концепцию развития иноязычного образования в Республика Узбекистан. Образование является одним из важнейших факторов конкурентоспособность Республики Узбекистан.

Однако проблема подготовки учителей-языковедов состоит в соотношении профессиональных учебных программ с учетом реальных потребностей клиентов и потребителей. Это все еще лишь частично реализуется в освоении профессионального иностранного языка образование в Республике Узбекистан. Соответственно, уровень требований к подготовка будущего учителя как специалиста нового поколения показывает, что человечность и конструктивность во взаимодействии со студентами, ответственность и также независимость в принятии решений, прогнозирование, мобильность,

конкурентоспособность увеличивается.

В настоящее время недостаточно работ, посвященных целостному изучению средства адаптации будущего учителя иностранного языка к новой образовательной условиях, предполагающих овладение педагогом технологиями профессионального саморазвития и самореализации в системе непрерывного образования.

Проблема использования рефлексивного дневника является предметом нашего исследования. Целью статьи является описание работы как эффективного средства формирования рефлексивной компетентность будущих учителей иностранного языка по результатам проведения рефлексивный дневник. Исследование обусловлено требованиями новой

образовательной стандарт высшего образования в формировании будущих учителей иностранного языка способность отражать свои действия.

Анализ учебно-методической работы на кафедре базовых дисциплин, мы пришли к необходимости разработки и внедрения в учебную среда вуза «Рефлексивный дневник». Он предназначен для студентов и рекомендуется к использованию в ходе спецкурса. Цель - сформировать у учащихся с помощью данного дневника навыки самоорганизации и самоуправления учебно-профессиональной деятельность в области методических знаний, умений и владения, необходимых для будущей педагогической деятельности.

Анализ толкований слова «дневник» в современных словарях показано: во-первых, что дневник — это запись событий или наблюдений, характеризующихся по личностному характеру и регулярности, содержат отражение своих мыслей, чувств и действия.

Его можно сохранить во время обучения. Дневник считается особенным литературный жанр и инструмент самоанализа. Ведение рефлексивного дневника как один из формы педагогической диагностики направлены, прежде всего, на развитие навыка самонаблюдения - умения смотреть на себя, свои действия и отношения со стороны снаружи. Дневник - мощное универсальное оружие самообразования. С помощью дневника, формируется умение вести беседу с самим собой, а образование дает способность человека размышлять. Это делает его или ее настоящим человеком - образованный, интеллектуальный человек. Способ структурирования содержания рефлексивного дневник, помогает в планировании собственной деятельности. Кроме того, поскольку мы говорим о рефлексивный дневник в учебном процессе, он связан с освоением профессиональные компетенции [1, 5 с].

В специальной литературе последних лет личный дневник рассматривается как эффективный инструмент обучения или для развития сложных и междисциплинарных навыков, таких как расширенная обработка информации [2]. Е. В. Лексин считает целесообразным использовать рефлексивный дневник. Это иллюстрированный блокнот, включающий задания, предполагающие рефлексивное мышление действия на разных этапах урока. [3, 110 с].

Кармен Александракеа отмечает, что «рефлексивный дневник» — известный альтернативный метод оценки. С помощью него студент пишет об аспектах, которые он испытал в процессе познания. Обычно для улучшения свое собственное обучение, человек записывает в этот дневник свой опыт, чувства, мнения и мысли возникли в результате некоторого критического размышления над различными видами деятельности сделано [4, 20-24 с].

Патрик Валлин и Том Адави записывают дневник размышлений (журнал обучение/преподавание) является одним из наиболее известных

инструментов рефлексивной практики. Это «контейнер для письма, которое дает учащимся основу для структурирования своих мыслей и размышления» [4, 6 с].

При подготовке рефлексивного дневника мы поставили задачи:

1) Проанализировать состояние теории и практики образовательного процесса в университет, чтобы выявить специфику его образовательной среды;

2) охарактеризовать сущность и содержание компетенций самоорганизации и самоуправления студентов;

3) Определить основные направления процесса формирования рефлексивной компетентность при изучении спецкурса «Рефлексивная педагогическая практика»;

4) Разработка для студентов специальности 6В01705 -«Иностранный язык: два иностранные языки» «Рефлексивный дневник» как помощь в самоорганизации и самоконтроле по выполнению требований стандарта при изучении специального предмета, курс «Рефлексивная педагогическая практика»;

5) Провести экспериментальное исследование по внедрению рефлексивного дневника на базе высшего учебного заведения;

6) Сделать выводы и внести необходимые изменения и дополнения в структуру и содержание «Рефлексивного дневника». Применяя в учебной деятельности рефлексивный дневник, уровень по шкале «самоуправление» повысится и будет выше, чем у тех, кто его не применял. Методика призвана выявить структуру само отношения человека, а также выражение отдельных компонентов само отношения: уверенности в себе, самоконтроля, отраженного само отношения, само ценности, привязанности к себе, внутреннего конфликта и самообвинение. Шкала «само лидерство» отражает восприятие личностью главного источника собственной деятельности, результатов и достижений, источника развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного Я, либо внешних обстоятельств.

Ведение дневника является одним из методов, позволяющих преодолеть фрагментацию ситуативности в процессе обучения. Анализ рефлексивного дневника позволяет выяснить рефлексивные способности студента. Осознание этого в своей деятельности респонденты смогут понять. Смогут увидеть собственные перспективы и возможности в этой деятельности. Они будут способствовать процессу личностного развития, реализуют свой творческий потенциал, достигнут оптимального уровня жизненной активности, смогут развить самоконтроль и самоанализ. За годы обучения студент должен выработать свой индивидуальный стиль учебной деятельности, который в дальнейшем станет основой формирования индивидуального стиля профессиональной деятельности. Будущий преподаватель иностранного языка должен рефлексивно

воспринимать и оценивать всю учебную информацию через призму ее необходимости для своей профессиональной карьеры. Феноменологические аспекты обучения, ярко проявляющиеся при рефлексивном обучении, заключаются в возможности размышлять, описывать свой опыт, мысли, выводы [6; 5 с]

Начнем с того, для чего нам нужен дневник? 1) Будущий учитель иностранного языка учится анализировать события: это включает в себя: а) предварительную подготовку к чему-либо, прогнозирование собственных результатов и необходимых вложений; б) анализ полученного опыта, выявление недостатков, ресурсов; 2 дневника-рефлексии выступает поддержкой в планировании собственной деятельности. Кроме того, в него включены вопросы, связанные с предстоящими образовательными (и единственными) мероприятиями. Кроме того, что студент формально может проследить, что его ожидает или что с ним происходит в течение года. Они также могут осмысленно двигаться внутри этих мероприятий: отвечать на вопросы, заданные в дневнике, описывать впечатления, эффект от участия и т. д. 3) Рефлексивный дневник - это способ получения учеником информации и общей картины об уроке для дальнейшего построения работа. Идея дневника не нова для педагогической теории и практики. Однако имеющийся опыт использования дневника как документа, в котором каждый день в произвольной форме ведутся записи об итогах дня, оказался неэффективным. Не секрет, что многие студенты, не понимая, что от них требуется, или не имея опыта рефлексивного анализа своей деятельности, заполняют такой дневник формально, часто даже не во время практики, а по ее окончании. Чтобы дневник выполнял свою рефлексивную функцию, необходимо четко определить его структуру и содержание.

Таким образом, содержание дневника зависит от вида и задач педагогической практики. Тем не менее, общими для всех дневников практики могут быть следующие разделы: пояснительная записка, описывающая цели и содержание практики; личные характеристики студента; исходная информация; письменные наблюдения, размышления и аналитические заметки во время урока; листы рефлексивного анализа трудностей, эффективности практики, перспектив дальнейшего самообучения и саморазвития. Формат обучения с использованием рефлексивного дневника ориентирует нас на новейшие качественные изменения в современном высшем образовании, а именно на использование деятельностного и рефлексивного подхода. Деятельности подход обучения означает отказ преподавателя от традиции передачи ученику готовых знаний, ученик самостоятельно в процессе активной деятельности открывает новые знания, тем самым повышая качество получаемых знаний.

Благодаря деятельности в процессе воспитания формируется личность и ее способности к саморазвитию и самореализации. Реализация деятельностного подхода при применении рефлексивного дневника приводит к конкретизации гностического, кооперативного, рефлексивного и личностного компонентов формирования рефлексивной компетентности будущего учителя иностранного языка, что они соответствуют основным требованиям, которые были выявлены в ходе исследования. В работе рефлексивного дневника необходимо придерживаться следующей системы дидактических принципов: принцип профессиональной определенности, принцип соответствия социальному заказу, принцип рефлексивности и конкурентоспособности. При реализации принципа профессиональной детерминированности центральным звеном в процессе внедрения дневника является [7].

Этот принцип дает возможность «отточить» и усовершенствовать имеющиеся навыки и приемы, приобрести необходимый профессиональный опыт. Реализация этого принципа предполагает обязательное погружение будущих учителей в рефлексивную среду. Принцип соответствия социальному порядку. Согласно этому принципу образование должно содержать не только современные знания, умения и навыки, но и учитывать возможности выбранного личностью образовательного содержания, что в свою очередь способствует достижению всестороннего развития человека и личностному росту. Этот принцип можно реализовать при соблюдении следующих требований: а) в процессе обучения должны соблюдаться плановые документы (стандарты, учебные планы, программы, расписания занятий); б) строго соблюдать логику учебного процесса, последовательно распределять материал по периодам обучения.

Образование должно содержать не только современные знания, умения и навыки, но и учитывать возможности выбранного личностью образовательного содержания, что в свою очередь способствует достижению всестороннего развития человека и личностному росту. Принцип может быть реализован при соблюдении следующих требований: а) все плановые документы (стандарты, учебные планы, программы, расписания занятий) должны соблюдаться в процессе обучения; б) строго соблюдать логику учебного процесса, последовательно распределять материал по периодам обучения и достижения. В условиях гуманизации высшего педагогического образования принцип рефлексивности является одним из базовых. Принцип конкурентоспособности является одной из приоритетных задач современного образования. Рынок труда нуждается в грамотных и квалифицированных специалистах с развитым творческим потенциалом, способных творчески проявить себя в профессиональной деятельности, в том числе в конкурентной борьбе. В процессе формирования рефлексивной компетентности будущих учителей

иностранного языка необходимо уделять пристальное внимание их постоянному творческому саморазвитию, самореализации и самоопределению, трудолюбию и стремлению получать качественный продукт своей учебной деятельности, формированию их интеллектуальные, мотивационные, конкурентные и лидерские качества.

Результаты внедрения рефлексивного дневника как средства оценки личных и учебных достижений студентов позволили: привлечь внимание студентов к оценке личных и учебных достижений, сформировать у студентов рефлексивные умения; анализировать оценку личных и учебных достижений, разделяя оценки, полученные одновременно с позиций обучающегося и преподавателя; дать обучающимся возможность фиксировать и отслеживать динамику собственных учебных достижений на любом этапе освоения темы, модуля, дисциплины самостоятельно управлять своей индивидуальной образовательной траекторией в рамках одной темы, модуля, дисциплины; Наряду с очевидными преимуществами внедрения нестандартного инструмента самооценки выявлен и ряд сложностей, возникающих как у студентов, так и у преподавателей [8; 488

с].

Со стороны студентов среди недостатков отмечено: -дополнительные затраты времени на заполнение дневника; неготовность открыто презентовать результаты своей работы, которые не всегда хороши; желание показать себя в лучшем свете. Ведение рефлексивных дневников, на мой взгляд, дало положительный эффект. Студенты стали более свободно высказываться по любым вопросам. Они быстрее и легче анализируют свою учебную деятельность без напоминаний. Кроме того, можно сказать, что рефлексивные дневники были достаточно хорошо интегрированы в рамки образовательного мероприятия, а результаты, полученные в результате работы на образовательных площадках, были адресованы: - самообучению человека, развитие мотивации личностного развития, образования; - к решению индивидуальных задач, творческой деятельности; - появление новых творческих инициатив увенчалось успехом.

Заключение. На основании проведенного исследования можно сказать о положительной динамике изменения уровня сформированной рефлексивной компетентности у студентов в процессе обучения в вузе. Иными словами, внедрение рефлексивного дневника способствует активному взаимодействию, уважительному и доброжелательному отношению к каждому участнику, обеспечивая накопление знаний, опыта, обеспечивая обратную связь и возможность саморазвития и умения рефлексировать свою деятельность. Подводя итог, можно сказать, что современные темпы изменений в обществе задают новые образовательные форматы. Миру не нужны люди, которые не умеют думать, знают только то, что заложили себе в голову и предоставили в «готовом» виде. Новая

парадигма обучения основана на том, что учащиеся должны действовать самостоятельно для достижения больших результатов в обучении, а учитель должен управлять их обучением, мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать их учебную деятельность.

Использованные источники:

1. Гасанова Д.И., Рефлексивные технологии формирования познавательной активности на разных возрастных этапах//Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 5. - 5с.

2. Korthagenh F. Reflection on reflection//The pedagogy of realistic teacher education. - 2001. - 51-68 с.

3. Temple, C. Strategies for use I the curriculum//RWCT Project, Open Society Institute. - Access mode: URL: https://www.science direct.com/science/article/pii/S1877042813034356 [Date of access: 09.03. 2022]

4. Ликсина Е. В. Проблема формирования рефлексивных умений студентов в современном образовании//ХХ1 век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. - 2015. - № 6 (28). - С. 108-112.

5. Carmen A. Social and Behavioral Sciences. - 2014. - 20 - 24 с.

6. Patric Wallin and Tom Adawi. The reflective diary as a method for the formative assessment of self-regulated learning//European Journal of Engine Learning Education. - Access mode: URL: https://doi.org/10.1080/03043797.2017.129058. [Date of access: 09.03. 2022]

7. Ниязбаева Н.Н. Рефлексивное пространство на занятиях с педагогами в процессе повышения их квалификации//Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2012. - № 4. - 41-44 с.

8. Сластенин В.А. Педагогический процесс как система. - М.: Издат. Дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. - 488 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.