М.Т. Габдуалиев
РЕФЕРЕНДУМ В КРЫМУ: ДАВАЙТЕ ПОСТАВИМ ВО ГЛАВУ УГЛА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА!
В статье раскрывается авторский подход к осмыслению референдума в Крыму с точки зрения обеспечения прав человека, т.к. их нарушение обрекает государство на гибель и самоуничтожение.
Ключевые слова: референдум в Крыму, информационное пространство Казахстана, права человека в Украине, коррупция.
M.T. Gabdualiyev
THE REFERENDUM IN THE CRIMEA: LET'S PUT AT THE FOREFRONT OF HUMAN RIGHTS!
The author proposes to approach the understanding of the referendum in the Crimea in terms of human rights. The article points out that human rights are woven into the fabric of the bloodstream of the state; It condemns the violation of these rights is the state to his death and self-destruction. Events in Ukraine should be for the political elite of post-Soviet countries, a lesson about the consequences of «flirting» with the people, when political power becomes a source of economic enrichment through the mechanism of corruption.
Keywords: a referendum in the Crimea, the information space of Kazakhstan, human rights in Ukraine, corruption.
Символично, что работа круглого стола проходит в год трех знаменательных и важных для многонационального народа Казахстана событий: 70-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной Войне, 550-летие образования Казахского Ханства и 20-летие Конституции Республики Казахстан.
Референдум в Республике Крым произвел огромный резонанс в информационном пространстве Республики Казахстан. В некоторых СМИ, интернет-ресурсах эта тема связывается со статусом Северных областей Казахстана. Очевидно, что у любого человека вызывают негативную реакцию провокационные высказывания в адрес его страны, земли, на которой он родился, живет и связывает с ней свое будущее. К сожалению, подобная информационная атака подкрепляется словами известных политиков, депутатов, что, безусловно, усложняет процесс объективного обсуждения, осмысления и оценки заявленной темы.
Ситуация также усугубляется тем обстоятельством, что сегодня отдельные т.н. «эксперты» пытаются использовать тему Крыма в целях дестабилизации межэтнических отношений как в Казахстане, так и в России. Некоторые из них получают финансирование из-за рубежа. Дело доходит до того, что в интернет-пространстве разворачиваются целые дискуссии о названиях городов и населенных пунктов и их историческом происхождении по обе стороны границы. К сожалению, молодые люди, которые являются основными пользователями интернета, получают очередную порцию негатива к интеграционным процессам на постсоветском пространстве, а тот, кто профинансировал подобную «дискуссию», отчитывается перед своим грантодателем о достигнутой цели.
© Габдуалиев Мереке Тлекович, 2015
Кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела конституционного, административного законодательства и государственного управления института законодательства Министерства Республики Казахстан
Российская Федерация и Республика Казахстан — это многонациональные государства, входившие в состав СССР, пережившие тяготы сталинских репрессий, массовые насильственные переселения народов, античеловеческие реформы, деление границ внутри Советского Союза без учета мнения населения. Подобные реформы изначально заложили конфликт между некоторыми странами бывшего СССР. В специальных исследованиях отмечается, что «значительными отличиями для любого государства являются приграничные территории, в которых особым образом обостряются как проблемы сакральной географии, так и ландшафтно-этнические проблемы. Приграничье более проблемно для государства, чем обширные внутренние пространства»1.
Республике Казахстан удалось избежать вооруженных конфликтов на национальной почве, хотя в 1990-х гг. некоторые политологи прогнозировали подобный сценарий в нашей стране. Последовательная государственная политика в сфере межэтнических отношений позволила объединить многонациональный народ Казахстана, а двуязычье (казахский и русский языки) открывает широкие просторы для развития страны. Более того, за последние 20 лет благодаря государственной программе по обучению талантливой молодежи за рубежом Казахстан подготовил для различных отраслей экономики специалистов со знанием нескольких иностранных языков в лучших университетах мира, в число которых вошли и вузы Российской Федерации.
Не все постсоветские страны смогли решить межнациональные вопросы, которые, как известно, имеют свойство обостряться на фоне ухудшения социально-экономического благополучия граждан. Так, говоря о ситуации в Украине, в а беседе c журналистами 22 декабря 2014 г. Президент Республики Казахстан ? Н.А. Назарбаев отметил, что, «к сожалению, украинский народ повели на кон-3 фронтацию, братоубийственную войну». При этом он выразил необходимость договориться по трем пунктам, один из которых — определение статуса языков.
1 Казахстан воспринял прошедший в Крыму референдум как свободное во-| леизъявление населения Автономной Республики и с пониманием относится
го
| к решению Российской Федерации. «В связи с проведением референдума в
| Автономной Республике Крым 16 марта 2014 г. Казахстан вновь подчеркивает
| свою приверженность фундаментальным принципам международного права
2 в соответствии с Уставом ООН, выступает за мирные формы выхода Украины ° из кризиса и его преодоление путем переговорного процесса под эгидой ООН и « других авторитетных международных организаций»2, — говорится в заявлении. | При этом Казахстан воздержался от голосования за резолюцию Генеральной
0 ассамблеи ООН по Крыму. Резолюцию поддержали 100 членов ООН при 11 голо-
1 сах против (Армения, Белоруссия, Боливия, Куба, Северная Корея, Никарагуа,
0
° Судан, Сирия, Венесуэла и Зимбабве) и 58 воздержавшихся, среди которых были
го
Китай, Индия, Бразилия и Казахстан. В резолюции, в частности, говорится, что
1 проведенный в Республике референдум не имеет законной силы и не может быть | основой для изменения статуса Крыма и Севастополя 3.
Специалисты по международному праву высказали различные мнения относительно состоявшегося референдума в Крыму; немало дискуссий развернулось и на страницах известных изданий России4. Вместе с тем к осмыслению референдума в Крыму 16 марта 2014 года хотелось бы подойти с других позиций.
5 декабря 2014 г. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев на пресс-конференции
58
после переговоров с Президентом Франции Ф. Олландом заявил: «Желание орга-
низовать после Украины такую же «весну» в России провалилось и закончилось «крымской весной»5. В этой короткой фразе заложен глубокий смысл.
К сожалению, в современной геополитической обстановке забывают простого человека с его естественными потребностями и желанием достойно жить в стабильном государстве без чувства страха за свое будущее. «Оранжевая», «тюльпановая» и другая «весна» может прийти в любую страну с низким уровнем социально-экономического развития, страну, в которой существует большая пропасть между властью и народом.
Многие страны столкнулись с вызовами глобализации — экономический кризис, угрозы религиозного экстремизма и терроризма, торговля людьми, наркотрафик, незаконная миграция и т.д. Игнорирование фундаментальных ценностей конституционализма привели в некоторых государствах постсоветского пространства к неконституционным формам смены власти, кровопролитию, нарушению прав личности, подрыву устойчивости и единства страны. Права человека вплетены в кровеносную ткань государства; нарушение этих прав обрекает такое государство на гибель и самоуничтожение.
Говоря о событиях последних лет в Украине и референдуме в Крыму, мы намеренно избегаем вопроса истории статуса этой территории, оставляем эти дискуссии историкам. Известно, что онтологическая сущность государства заключается в том, что оно создано для человека. «Не человек должен служить власти, а власть ему служить и стоять на защите прав и свобод человека. В признании, соблюдении и защите прав и свобод человека состоит главная обязанность государственной власти. Таков один из стержней конституционного строя»6, — отмечает В.Т. Кабышев. ш
В современных условиях особую значимость приобретает тезис, сформули- и рованный Н.И. Матузовым, по мнению которого права и свободы граждан, а а также обязанности представляют собой важнейший социальный и политико- о юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений к данного общества, его «визитной карточкой», показателем зрелости, циви- о
у
лизованности7. Справедливы слова В.О. Лучина: «Задача общества — не дать а кризисным факторам достичь критической величины, принять необратимый в
- н
характер, придающий обществу деструктивное состояние и ставящий его на но
грань гибели»8. Еще А. Тойнби указывал, что «государства имеют склонность р
к короткой жизни и внезапной смерти»9. Ю.Д. Ильин отмечал, что «государство |
в своей истории проходит разные этапы — рождение, развитие, застой, падение, к
которые определяют разную степень его безопасности»10. а
По сути события в Украине должны стать для политической элиты постсовет- |
ских стран уроком о последствиях «заигрывания» с народом, когда политическая и
власть становится источником экономического обогащения через механизм №
коррупции. Власть не должна превращаться в бизнес, в «административное 1
о
предпринимательство», когда коммерческое использование государственной ) собственности позволяет присвоить прибыль при помощи теневых схем. Так, 015 Е.А. Лазарев, объясняя природу постсоветских трансформаций, приходит к выводу, что «в результате «погони за рентой» и сопутствующей борьбы за власть и распределение ресурсов коррупция на постсоветском пространстве начинает функционировать как политический институт, если не как институциональная среда»11. По этому поводу Л. Радзиховский отмечает: «Бюрократия безответственна - некому с нее спросить, нет обратной связи: общественные деятели безот- 59
ветственны «по-детски» — по той же самой причине. Понятно, что бюрократия («наше все»!), как сверхмощный магнит, искажает все рыночные траектории, вместо собственности у нас в стране — «властесобственность». Это традиционно-решающая роль бюрократии (Государства) в экономике и политике»12.
Очевидно, подобная тенденция содержит потенциальные угрозы конституционному строю, территориальной целостности страны, подрывает доверие граждан к государству. Прав Н.И. Матузов, именуя народ не только источником власти, но и «источником повышенной опасности»13. И.А. Ильин подчеркивал, что настоящее государство держится не принуждением и не страхом, свободной лояльностью своих граждан: их верностью долгу; их отвращением к преступности; неподкупностью чиновников; честностью судей; патриотизмом избирателей; государственным смыслом парламентариев; гражданским мужеством писателей и ученых; инициативной храбростью солдат14. Поэтому не совсем корректно сравнение ситуации в Украине с «украденным канделябром из горящего соседского дома»15. Думается, что здесь вопрос не в «канделябре», а в человеческих жизнях. Когда горит дом и рушатся его стены, люди будут спасать в первую очередь свои жизни. Экономика Украины, которая по уровню развития являлась второй экономикой в СССР, за последние годы переживает не лучшие времена. Ее ухудшение не могло не сказаться на уровне жизни простых граждан, в т.ч. проживавших в Крыму. Более того, как указывается в исследованиях, посвященных конституционно-правовому анализу принятия Республики Крым и г. Севастополя в состав Российской Федерации, «народу Крыма не было представлено право на реализацию собственных интересов в полном объеме в составе Украи-а ны, проводилась политика дискриминации по национальному признаку (т.е. не ? было реализовано право на «внутреннее» самоопределение, право пользования
3 русским языком) и на момент самоопределения народов Крыма отсутствовало
1/1 16
ц легитимное правительство, представляющее все население страны»16.
1 В Конституции Республики Крым, исходя из полиэтнического состава насе-| ления, закрепляется, что «источником власти в Республике Крым является ее
го
| народ, являющийся частью многонационального народа Российской Федерации»
§ (п. 1 ст. 2), «государственными языками Республики Крым являются русский,
| украинский и крымскотатарский языки» (п. 1 ст. 10), «в Республике Крым при-
2 знается принцип многообразия культур, обеспечивается их равноправное раз° витие и взаимообогащение» (п. 3 ст. 10) и др. Безусловно, процесс становления « конституционного строя в Крыму и Севастополе требует времени и, как отмечают | В.Т. Кабышев и Т.В. Заметина, «23 года Крым жил в другой конституционно-
0 правовой системе власти и соответственно иных конституционных ценностях,
1 отличных от российского конституционализма»17.
° Процесс экономической интеграции новых субъектов Федерации в экономи-
го
3 ку России осложняется замедлением роста российской экономики. Так, пред-I седатель Правительства РФ Д.А. Медведев, выступая на заседании Госдумы I в рамках ежегодного отчета Правительства 21 апреля 2015 г., напомнил, что
объем финансирования ФЦП «Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года» составит около 700 млрд руб., из них 660 млрд руб. — из федерального бюджета. «Если внешнее давление будет усиливаться, цены на нефть сохранятся на экстремально низком уровне надолго, нам придется развиваться в другой экономической реальности»,— предупредил премьер. По 60 его словам, нет ни одной отрасли экономики, которой не коснулись бы санкции.
В общей сложности, отметил Д.А. Медведев, ущерб российской экономике в 2014 г. оценивается в 25 млрд € (1,5% ВВП). В текущем году он может вырасти в несколько раз18.
Сложившаяся экономическая ситуация в России сказывается и на экономике Казахстана. Ранее Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев заявлял: «Да, Россия сегодня (из-за санкций западных стран) в тяжелом состоянии оказалась. И мы вместе с Россией. Вот эти варварские санкционные дела никому не помогают. Европа теряет $ 25 млрд, Россия теряет $ 41 млрд. Мы уверены, что Россия выйдет с честью из этой ситуации, будет развиваться и мы вместе с ней»19.
На пресс-конференции 27 апреля 2015 г. Н.А. Назарбаев, отвечая на вопрос журналиста «Российской газеты» П. Дульмана, отметил, что «Евразийский экономический союз — это необходимый для всех наших стран проект. Мы предупреждали, что вызовы будут. После завершения кризисных проявлений, я надеюсь, Евразийский экономический союз продемонстрирует свою жизнеспособность и явит собой лучший пример на постсоветском пространстве. Конечно, центральным звеном объединения является Россия, как крупная страна с большой экономикой. Думаю, что она выстоит в нынешних условиях, поскольку санкции вечными не бывают. И ситуация в Украине, наверное, в конце концов наладится, любая война заканчивается миром»20.
В завершение отметим, что Российская Федерация и Республика Казахстан имеют общие протяженные границы, по обе стороны которых живут граждане с общими экономическими, культурными и просто семейными связями. И этот человеческий потенциал необходимо использовать на благо граждан наших стран.
1 Кольев А.Н. Нация и государство. Теория консервативной реконструкции. М., 2005. С. 117.
2 URL: http://journal.zakon.kz/4610466-mid-kazakhstan-vosprinimaet-referendum.html (дата обращения: 21.09.2015).
3 URL: http://www.zakon.kz/4612260-kazakhstan-vozderzhalsja-ot.html (дата обращения: 21.09.2015).
4 См., например: Лукьянова Е. «О праве налево». URL: (дата обращения: 22.09.2015); Зорькин В. Право и только право. URL: (дата обращения: 22.09.2015).
5 Назарбаев: Попытка повторить «украинскую весну» в России обернулась «крымской весной». URL: (дата обращения: 22.09.2015).
6 Подробнее об этом см.: Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России // Конституционное развитие России: межвузовский научный сборник. Саратов, 1993. С. 3-14.
7 Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 256.
8 Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 412.
9 Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995. С. 553.
10 Ильин Ю.Д. Право человека и государства на безопасность в современном мире. М., 2007. С. 5.
11 Лазарев Е.А. Политическая коррупция: объясняя природу постсоветских трансформаций // ПОЛИС. 2010. № 2. С. 115.
12 Радзиховский Л. Здравый смысл // Российская газета. 2012. 11 сент.
13 Матузов Н.И. Публичная власть как объект научного анализа (вместо введения) // Матузов Н.И., Малько А.В., Кабышев В.Т. Публичная власть: проблемы реализации и ответственности / под ред. Н.И. Ма-тузова, О.И. Цыбулевской. Саратов, 2011. С. 21.
14 См.: Ильин ИЛ. Наши задачи. Статьи 1948-1954 годов: в 2 т. Л., 1992. Т. 1. С. 183-184.
15 Ксения Собчак назвала Крым канделябром, который Россия украла из горящего дома. URL: http:// ru.krymr.com/content/article/26562210.html (дата обращения: 22.09.2015).
16 Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя — восстановление исторической справедливости: конституционно-правовой анализа // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 2 (97). С. 71.
17 Кабышев В.Т., Заметина Т.В. Россия — Крым — Севастополь: размышления конституционалистов (часть I) // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 1 (102). С. 133.
18 См.: Дмитрий Медведев назвал цену за Крым. URL: http://kommersant.ru/doc/2713783 (дата обращения: 22.09.2015).
19 Назарбаев уверен: Россия и Казахстан преодолеют кризис. URL: http://mir24.tv/news/politics/12064090 (дата обращения: 22.09.2015).
20 Пресс-конференция Н.Назарбаева по итогам президентских выборов. URL: http://www.zakon. kz/4707051-press-konferencija-n.nazarbaeva-po.html (дата обращения: 22.09.2015).