Научная статья на тему 'РЕФ. СТ. : СОКОЛОВ Д.Е. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ'

РЕФ. СТ. : СОКОЛОВ Д.Е. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ВКЛЮЧЕННОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ. : СОКОЛОВ Д.Е. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»

ЭКОНОМИКА НАУКИ

Реф. ст. : СОКОЛОВ Д.Е. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ // Управление наукой: теория и практика. - 2021. - Т. 3, № 3. - С. 84-102. Б01: 10.19181/8^.2021.3.3.4.

Ключевые слова: цифровая грамотность; цифровые компетенции; медиаграмотность; цифровое неравенство; инновационная экономика; цифровая включенность; научно-технологическая политика.

Для цитирования: Егерев С.В. [Реф. ст.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8: Науковедение. - 2022. - № 2. - С. 125-131. Реф. ст. : Соколов Д.Е. Цифровая грамотность в условиях инновационной экономики // Управление наукой : теория и практика. - 2021. - Т. 3, № 3. - С. 84-102.

В статье сотрудника Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН рассматриваются современные аспекты понятия цифровой грамотности. Дается краткий исторический обзор возникновения концепции цифровой грамотности, а также динамики развития этого понятия в XXI в.

Зонтичный термин - «цифровая грамотность» - обозначает несколько различных навыков, а развитие цифровой грамотности -необходимый элемент в списке компетенций для людей, работающих в научно-исследовательской сфере либо связанных с инновационными технологиями в бизнесе. Можно даже рассматривать компетенции, связанные с цифровой грамотностью, в качестве своего рода «фундамента» цифровизации науки и развития инноваций в экономике вообще. Нередко распространение цифровой грамотности увязывают с повышением качества человеческого капитала. Человеческий капитал - один из наиболее значимых «активов» в современных высокотехнологичных экономиках.

124

С общей точки зрения цифровая грамотность определяется как комплекс технических и когнитивных навыков, необходимых для навигации в цифровой среде.

Список компетенций, включенных в понятие цифровой грамотности, может варьироваться в различных контекстах. Основной акцент в компетенциях сделан на тех аспектах цифровой грамотности, которые важны в научно-исследовательской работе. Имеются в виду два связанных, но не тождественных набора компетенций - собственно цифровые и предпринимательские, - каждый из которых важен в контексте развития инновационной экономики. Можно дать следующее определение цифровой грамотности: требующая когнитивных и технических навыков способность использовать информационно-коммуникационные технологии, чтобы находить, извлекать и распространять информацию (с. 86).

Одним из простейших примеров цифровой грамотности может служить использование поисковых систем. Еще один пример, более близкий к научной сфере, - работа с базами данных научных публикаций. Такая работа в полной мере возможна лишь при общем понимании работы поисковых фильтров. Не только в научной работе, но и в повседневной жизни важным является умение критически оценивать полученную информацию, вычленяя из нее недостоверные фрагменты. Этот навык - один из важнейших для любого исследователя, независимо от специализации. Однако чтобы отличить недостоверную информацию от информации, верифицированной научным сообществом, зачастую требуется глубокое понимание особенностей той или иной области знаний.

Исторический контекст. Идея о внедрении цифровой грамотности в образовательные стандарты возникла в США и Великобритании в развитие концепции медиаграмотности. Термин «цифровая грамотность» впервые был использован в 1997 г. П. Гилстером в одноименной книге1. Цифровая грамотность определялась как совокупность четырех компетенций - способностей: 1) к сбору данных; 2) к извлечению содержимого из информации (обработка информационного массива); 3) к навигации в Интернете; 4) к навигации в гипертексте. Уже в 2000-е годы концепт циф-

1 Gilster P. Digital literacy. - New York : Wiley Computer publications, 1997. - 276 p.

ровой грамотности начал широко использоваться как в журналистике, так и в научных работах. К началу 2010-х годов сложилось достаточно устойчивое представление о том, как цифровая грамотность способствует повышению качества научных коммуникаций. Стало ясно, что повсеместное обучение цифровой грамотности в долгосрочной перспективе выступает одним из важных компонентов инновационного развития страны, поскольку граждане, обладающие хорошо развитыми навыками работы с различными формами информационно-коммуникационных технологий, будут, скорее всего, более активно использовать новые цифровые продукты и сервисы. Таким образом, цифровая грамотность косвенно способствует превращению инноваций в один из главных драйверов экономического роста: возникает все более широкий слой потребителей инновационных товаров и услуг, что расширяет «инновационный» сегмент экономики в целом.

Цифровизация и цифровая грамотность. Начиная с 2000-х годов в научно-технологической сфере набирает обороты цифро-визация, серьезно влияющая на характер научных обменов. Циф-ровизация характеризует переход научных коммуникаций в цифровые формы. Происходит оцифровка научных архивов, научная периодика активно перемещается в онлайн-пространство, общение ученых перемещается в социальные сети. Стремительное накопление все более и более крупных массивов данных не только порождает необходимость их упорядочивания, анализа и оценки, но также требует развития особых навыков навигации в цифровом научном пространстве.

Специфика цифровизации заключается в том, что навыки ориентации в цифровой среде теперь жизненно необходимы не только отдельно взятым категориям технических специалистов и ученых, но и широким слоям населения. Правительства многих стран начали разрабатывать и вводить в образовательные планы методики обучения цифровой грамотности. Такому пониманию способствовало интенсивное развитие инновационной экономики в XXI в., требовавшей новых кадров для новых сегментов рынка.

Стандартизация цифровой грамотности. По мере развития цифровых технологий возникла потребность в разработке и внедрении стандартов цифровой грамотности. В 2010-х годах появились первые детализированные программы по развитию цифровой

грамотности населения, причем не только в государственном, но и в частном секторе образования. В работе Д.В. Соколова рассматриваются в основном государственные программы повышения цифровой грамотности, поскольку в России принята к реализации национальная программа по цифровой экономике (с. 91), определяющая место цифровой грамотности в контексте инновационного развития. Тогда как частный сектор, работает в основном с уже получившими профильное образование специалистами, государственные программы повышения цифровой грамотности охватывают как людей, только начинающих учиться (школьники), так и тех, кто получает высшее образование в колледже или университете.

Автор проводит сравнение подходов ряда развитых и развивающихся стран к решению проблем цифровой грамотности населения с помощью государственных рамочных документов стратегического характера.

Австралия. Австралийские программы по развитию цифровой грамотности реализуются на различных уровнях - общенациональном, местном (программы штатов), городском. Однако помимо отдельных программ существует и рамочный документ, содержащий детальное описание набора навыков цифровой грамотности, а также объясняющий необходимость ее развития для национальной экономики. Этот документ был разработан Министерством по делам образования, навыков и труда в апреле 2020 г. в качестве методологического каркаса для разнообразных программ цифровой грамотности, поддерживаемых государством. Основываясь на этом документе, правительственные структуры могут разрабатывать собственные методики, сфокусированные на решении конкретных задач.

Соединенные Штаты Америки. В американской системе государственного управления не существует централизованного органа, напрямую занимающегося реализацией программ цифровой грамотности. В середине 2010-х годов эти вопросы входили в компетенцию Министерства финансов. Министерство образования в последние годы на федеральном уровне проводит серию инициатив по расширению доступа к библиотекам с цифровыми услугами и повышению цифровой грамотности взрослого населения. Однако в целом повышение уровня цифровой грамотности рассматривает-

ся скорее как задача отдельных штатов. Хорошо развитая частная система образования содержит множество программ по повышению цифровой грамотности. В отношении США сложно говорить о единообразии, поскольку уровень экономического развития серьезно различается: одни штаты могут почти полностью игнорировать вопрос цифровой грамотности, в то время как другие, наоборот, поддерживают внедрение таких программ.

Индия. В июле 2020 г., в разгар пандемии, Министерство образования запустило новую образовательную инициативу, в которой большое место занимает борьба с цифровой неграмотностью. Она сменила образовательную политику, принятую в 1986 г. Это не было случайностью: именно в 2020-2021 гг. эпидемиологические проблемы обнажили критическое значение цифровой грамотности для индийской экономики и образования. Ввиду крайне неоднородного уровня социально-экономического развития удаленное обучение (на всех уровнях образования) оказалось фактически недоступным для огромного числа граждан. В новой образовательной политике цифровая грамотность включена в широкую программу онлайн-обучения. Таким образом, цифровая грамотность здесь рассматривается прежде всего в образовательном контексте как необходимый для профессиональной самореализации навык, способствующий развитию рынка квалифицированного труда. В частности, документ рекомендует перечень из 10 взаимосвязанных инициатив, направленных на создание доступной цифровой образовательной среды. Опираясь на эти инициативы, профильные министерства, а также местные правительства должны будут вовлечь в образовательный процесс на всех уровнях максимально возможное число учащихся.

Россия. В России развитие цифровой грамотности занимает важное место в приоритетах развития современной экономики, образования и социальной сферы. По темпам развития Интернета Россия занимает одно из высоких мест в Европе и мире1. Во многих развивающихся странах при более высоких темпах экономического роста имеются намного более серьезные проблемы с инфра-

1 Тенденции развития Интернета в России и зарубежных странах : аналитический доклад / Г.И. Абдрахманова [и др.] ; Координационный центр национального домена сети Интернет, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -Москва : НИУ ВШЭ, 2020. - 144 с.

структурой, препятствующие вовлечению значительного числа граждан в цифровизацию. В этом отношении «стартовые позиции» России выглядят значительно лучше. В России уже существует значительный сектор экономики, связанный с цифровыми технологиями, участники которого серьезно заинтересованы в продвижении цифровой грамотности. За последние 25-30 лет в России возникли корпорации международного уровня, которые либо готовы к реализации долгосрочных проектов в области цифровой грамотности, либо уже занимаются ими в частном порядке. При этом Россия до сих пор остается страной с достаточно высоким уровнем цифрового неравенства (с. 96). Для России задачи развития цифровой грамотности обозначены в качестве одного из приоритетов развития цифровой среды, что нашло отражение в национальной программе «Цифровая экономика».

Эта программа разделяется на семь федеральных проектов, из которых наиболее значимым с точки зрения повышения уровня цифровой грамотности можно считать проект «Кадры для цифровой экономики». Ключевые структуры, ответственные за подготовку кадров для цифровой экономики, - «Университет Иннопо-лис» и «Университет Национальной технологической инициативы 2035». Следующая крупная инициатива, связанная с инфраструктурой для поддержания цифровых компетенций, - программа «Приоритет 2030», нацеленная на формирование в России более 100 университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны (с. 98). В то же время нельзя не заметить серьезные проблемы, связанные с продвижением цифровых компетенций в системе образования и экономики. Поэтому необходимы разработка и регулярная корректировка системы стимулов, направленных на то, чтобы и на локальном уровне цифро-визация и цифровая грамотность развивались горизонтально и «снизу вверх», т.е. от местных сообществ.

Выводы. Цифровая грамотность представляет собой важнейшую предпосылку для развития инновационной экономики. Задача роста стандартов цифровой грамотности ясно осознается в России. Важно то, что в стране уже созданы многие предварительные условия, облегчающие внедрение цифровых компетенций в образовательные системы и социальную сферу. Проведенное автором сопоставление России с другими странами показывает, что

Россия в этом отношении занимает далеко не худшее положение среди развивающихся экономик. На данный момент существует несколько подходов к развитию цифровой грамотности, и лишь некоторые из них могут быть релевантны для России. Так, американская децентрализованная модель продвижения цифровой грамотности не может быть применена в России хотя бы из-за того, что степень самостоятельности субъектов федерации в США совершенно иная. Индийский пример важен для России потому, что в этой стране цифровое неравенство представляет собой постоянно действующий фактор, оказывающий мощное воздействие на экономическое развитие страны в целом. В свою очередь, Австралия дает пример того, каким образом возможно реализовать государственные программы цифровой грамотности, ориентированные на вовлечение старших категорий населения в новые формы экономической активности.

С.В. Егерев*

* Егерев Сергей Викторович - доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.