Научная статья на тему 'РЕФ. СТ. : ДЕЖИНА И.Г., КЛЮЧАРЕВ Г.А. РОССИЙСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА : СМЕНА ДРАЙВЕРОВ РАЗВИТИЯ // СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ. - 2020. - Т. 11, № 4. - С. 58-75. DOI: 10.24411/2079-0910-2020-14003'

РЕФ. СТ. : ДЕЖИНА И.Г., КЛЮЧАРЕВ Г.А. РОССИЙСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА : СМЕНА ДРАЙВЕРОВ РАЗВИТИЯ // СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ. - 2020. - Т. 11, № 4. - С. 58-75. DOI: 10.24411/2079-0910-2020-14003 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАУКА / КОНЦЕПЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НАУЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ЛИДЕРСТВО / РОССИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Егерев Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕФ. СТ. : ДЕЖИНА И.Г., КЛЮЧАРЕВ Г.А. РОССИЙСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА : СМЕНА ДРАЙВЕРОВ РАЗВИТИЯ // СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ. - 2020. - Т. 11, № 4. - С. 58-75. DOI: 10.24411/2079-0910-2020-14003»

Реф. ст. : ДЕЖИНА И.Г., КЛЮЧАРЕВ ГА. РОССИЙСКИЕ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА : СМЕНА ДРАЙВЕРОВ РАЗВИТИЯ // Социология науки и технологий. - 2020. - Т. 11, № 4. - С. 58-75. Б01: 10.24411/2079-0910-2020-14003

Ключевые слова: научно-технологическая политика; наука; концепция; международное сотрудничество; научная дипломатия; лидерство; Россия.

Для цитирования: Егерев С.В. [Реф. ст.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8: Науковедение. - 2021. - № 2. - С. 103-110. - Реф. ст.: Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Российские концепции международного научно-технического сотрудничества : смена драйверов развития // Социология науки и технологий. -2020. - Т. 11, № 4. - С. 58-75. Б01: 10.24411/2079-0910-2020-14003

Позиционирование страны через продвижение науки становится приоритетом политической практики во всем мире. Появились национальные программы научно-технического развития, ориентированные как на поддержку перспективных с точки зрения экономического прорыва инноваций, так и на стимулирование социально ориентированных научных теорий и разработок. В итоге научный потенциал всех экономически развитых государств реализуется под влиянием противоречия между двумя формами общественного разделения труда: национальной, доминирование которой характерно для первоначальной стадии накопления капитала в условиях экстенсивного развития экономики, и международной, преобладающей на стадии интенсивного развития (глобализации) экономики. Эти две формы находятся в противоречии по причине сужения национальных рынков и диверсификации экономики развитых стран за пределы государственных границ и выхода ее из-под контроля национальных законодательств. В такой ситуации

роль государства, в том числе российского, состоит в том, чтобы найти баланс при помощи новых форм регулирования экономических отношений как внутри страны, так и вне ее.

Авторы реферируемой статьи, сотрудники московских научно-образовательных организаций, анализируют новую концепцию Международного научно-технологического сотрудничества (МНТС) 2019 г. и ее отличия от действовавшей ранее Концепции 2000 г. Прослеживается эволюция целей и смыслов, смещение драйверов развития науки и технологий в России, особенно в инновационных наукоемких областях.

Отличительной чертой современной мировой науки является ее интернационализация - рост числа международных контактов, проектов, публикаций, научно-исследовательских и образовательных программ. Эти изменения привели к созданию глобальной инфраструктуры, связанной с финансированием, оценкой и экспертизой деятельности отдельных ученых, научных коллективов и учреждений. В настоящее время трансграничные научно-исследовательские партнерства во многом определяют международное разделение труда, а завоевание ведущих позиций на глобальном или региональном рынках высокотехнологичной продукции составляет цель научно-технологической политики развитых и многих развивающихся государств.

Процесс интернационализации науки России имеет ряд особенностей. Во-первых, число отечественных ученых и научных коллективов, участвующих в международном сотрудничестве, относительно невелико. Во-вторых, отсутствие международной циркуляции кадров и «утечка умов» ведут к снижению интеллектуального капитала страны. В-третьих, привлечение зарубежных специалистов, ученых, преподавателей и аспирантов (студентов) в рамках отдельных проектов и программ ограничено по финансовым, организационно-правовым, культурно-языковым и иным причинам. Все это негативным образом сказывается на продуктивности и международном авторитете российской науки. Несмотря на очевидные преимущества международного научно-технологического сотрудничества, до сих пор отсутствует четкое понимание того, какие конкретные его формы являются наиболее продуктивными; нет согласия и относительно подходов к оценке его общественного и экономического эффекта.

В центре внимания настоящей статьи - анализ двух российских концепций МНТС постсоветского периода. Первая из них была принята в 2000 г., а вторая почти через 20 лет - в 2019 г. Это - ключевой тип документа, определяющий идеологию, цели, направления и пути встраивания России в международные научно-технологические связи с учетом «национальных интересов». Сопоставление концепций, между которыми лежит 20-летний период, показывает важные сдвиги, произошедшие не только в научно-технологической сфере как таковой, но и в идеологии формирования международных связей. В ряду инструментов, которыми пользуется государство для обеспечения эффективного управления общественными процессами, - указов, постановлений, законов, национальных проектов, - роль «концепций» выглядит особенной. Концепции играют роль строительных лесов: когда здание построено, то леса разбирают.

Являясь по своей природе нормативным документом, концепция претендует на статус теоретического знания, которое имеет парадигмальный характер. Концепции, затрагивающие МНТС, существенно варьируют от страны к стране, а в некоторых странах отсутствуют как самостоятельные документы. Выделяются три уровня концепций.

Первый уровень - это типы политик, которые реализуются в рамках международного сотрудничества. К внешнеполитическим действиям (European Commission, 20091) относятся: а) помощь и содействие другим странам в области науки; б) формирование стабильных дипломатических отношений в области науки и технологического развития. Внутренние направления составляют: в) развитие национальной науки; г) поддержка национальной конкурентоспособности. Таким образом, концепция - это всегда некое соотношение экономической и политической компонент, которые обычно находятся в неравновесном состоянии.

Второй уровень - это драйверы МНТС. Их набор достаточно стандартный, но также может варьироваться от концепции к концепции. Драйверы могут быть связаны с потребностями и ограни-

1 European Commission: Drivers of international collaboration in research (Final report). - Luxembourg : Publications office of the European Union, 2009. - 56 p. -URL: https://ec.europa.eu/research/iscp/pdf/publications/drivers_sti.pdf

чениями развития национальной системы науки и инноваций либо с политическими факторами. Драйверы также связаны с поиском ответов на глобальные вызовы, стоящие перед человечеством.

Третий уровень представлен конкретными мероприятиями. Они чаще прописываются не в концепциях, а в документах уровня отдельных ведомств. Разнообразие мероприятий-инструментов сегодня очень велико, однако, как подчеркивается в уже упомянутом обзоре Европейской комиссии, они редко применяются системно.

К факторам развития МНТС, помимо рассмотренных выше политических и экономических, причисляют историческое наследие (хотя это больше относится не к концепциям, а к программам двустороннего сотрудничества), географию (местоположение, территорию) и социально-психологические особенности. Последние касаются скорее уровня взаимодействий между отдельными исследователями.

Концепция-2019: Лидерство посредством научной дипломатии. Новая концепция была одобрена решением Правительства РФ в феврале 2019 г. Это ведомственный документ, за реализацию которого отвечает Министерство науки и высшего образования РФ. Концепция-2019 разрабатывалась в течение нескольких лет. В ней дано широкое определение МНТС как процесса, охватывающего все стадии инновационного цикла - от фундаментальных исследований до реализации высокотехнологичных товаров. Фактически же концепция концентрируется на научной составляющей и внешнеполитических факторах МНТС.

Одно из ключевых понятий Концепции-2019 - определение научно-технического лидерства России. Подчеркивается, что под лидерством понимается не победа в гонке между государствами (т.е. не фактические успехи в науке и технологическом развитии). Лидерство - это многоаспектное понятие, включающее активное участие в определении глобальной исследовательской повестки, привлечение лучших мировых умов, локализацию в стране передовой инфраструктуры и создание благоприятных условий для исследований и разработок. Лидерство реализуется через расширение участия российских специалистов в международных системах научно-технической экспертизы и прогнозирования, в том числе в глобально значимых экспертных центрах. Лидерство обеспечива-

ется участием государства, что ставит в повестку политический, а не только научно-технологический аспект. Указываются конкретные формы научной дипломатии: а) активизация атташе по науке при посольствах, деятельности Россотрудничества и его зарубежных представительств; б) формирование института послов российской науки - российских ученых с мировым именем; в) формирование института научных представительств российских научных организаций за рубежом; г) поддержка международной молодежной научной дипломатии; д) использование возможностей российской научной диаспоры.

Помимо внешнеполитической миссии есть и задача развития национальных науки и технологий с акцентом на отдельных направлениях. Большие надежды возлагаются на строительство объектов меганауки и привлечения в страну специалистов для работы на таких установках. Об этих объектах научной инфраструктуры упоминается неоднократно в разных частях концепции. В концепции предлагается придать международный статус ряду действующих в стране объектов исследовательской инфраструктуры. Упоминаются и другие институциональные формы, важные не только для развития отечественной науки, но и в качестве символов лидерства - создание институтов перспективных исследований, глобальных центров научно-технологического превосходства, зеркальных, симметричных и других подобных лабораторий, имеющих международный статус. Критики Концепции-2019 обращают внимание на отсутствие масштабных программ МНТС федерального уровня1. Авторы, однако, придерживаются того мнения, что позиционирование концепции как преимущественно политического документа не предполагает более подробной проработки конкретных мер финансово-экономического характера.

По причине преобладания политических драйверов технологическая (инновационная) составляющая МНТС прописана в концепции декларативно. Ясно выраженное намерение в этой сфере -участие в комиссиях по гармонизации технических стандартов, однако пока Россия в таких комиссиях играет небольшую роль.

1 Данилин И.В. Эволюция международного научно-технического сотрудничества: Глобальные тренды и российская политика // Инновации. - 2019. -№ 12. - С. 124-134.

Наконец, Концепция-2019 опирается на драйвер реагирования на «большие вызовы», важные для России и обозначенные в Стратегии научно-технологического развития РФ. Правда, за рамками концепции остается вопрос о том, как именно этими вызовами можно заинтересовать иностранных партнеров или международные организации. В целом, по мнению авторов, позитив концепции в том, что она увязана и со Стратегией научно-технического развития РФ, и с Национальным проектом «Наука». Таким образом, МНТС оказываются включенными в число возможных инструментов развития науки и технологий в России.

Концепция-2000: Задачи внутреннего развития в многополярном мире. Концепция государственной политики Российской Федерации в области международного научно-технического сотрудничества, утвержденная приказом Министерства науки и технологий РФ в феврале 2000 г. (Концепция-2000), представляла собой принципиально иной документ по сравнению с Концепцией-2019. Основная его черта - приоритет задачи внутреннего развития сферы науки и инноваций за счет активизации МНТС и привлечения не только талантов, но и финансирования в научные и инновационные проекты. Более того, Концепция-2000 была разработана как часть комплекса мероприятий «по реформированию российской науки». Поэтому она четко разделялась на «научное» и «инновационное» направления, причем инновационное направление де факто признавалось более важным. Цель внутреннего развития за счет МНТС базировалась на признании многополярности мира, на полноправном участии России в глобальных интеграционных процессах. Во главу угла ставилось не лидерство, а равноправное участие в МНТС.

В инновационном направлении предполагалось создание механизмов международной коммерциализации российских разработок. При этом планировалось создать благоприятные условия не только для российских, но и для международных компаний, привлечь иностранных инвесторов на территорию России и использовать зарубежные технологии в российской промышленности на основе иностранных лицензий.

Концепция-2000 была примечательна и в отношении финансовых аспектов. Неоднократно упоминалось о том, насколько важно привлечение в науку иностранных источников финансирова-

ния, в том числе зарубежных грантов (механизм, вряд ли возможный в настоящее время, после закрытия в России большинства представительств зарубежных фондов). То же касалось и инновационного направления: планировалось привлекать иностранные инвестиции и зарубежный венчурный капитал. Особое внимание было уделено регионам в части расширения их доступа к таким средствам. В отличие от этого в Концепции-2019 региональная тематика не затрагивается, научно-технологический комплекс рассматривается как некое обобщенное целое. Была в Концепции-2000 и тема «больших вызовов», но без прямого использования этого термина. В то время он еще не был введен в оборот, и его заменяло понятие «проблемы глобального характера и устойчивого развития». В Концепции-2000 предполагался поиск решений таких проблем за счет объединения международных усилий.

США и Китай: Основные параметры политики МНТС. Концепция-2019 перекликается с политикой других стран, претендующих на лидерство в науке и технологических инновациях, -США и Китая. В США, как стране децентрализованного регулирования научно-технической сферы, нет документов, аналогичных российским концепциям МНТС. Сотрудничество прописано в ведомственных документах, например в оборонной отрасли («Международная научно-техническая стратегия для Министерства обороны Соединенных Штатов»). Эта стратегия прагматична, направлена на поддержание стратегического лидерства США и защиту интересов национальной безопасности.

В Китае, несмотря на централизованный характер научной и технологической политики, также отсутствует единый документ, посвященный МНТС. Однако упоминание МНТС можно найти в Плане на тринадцатую пятилетку, который одновременно служит интересам обеспечения национальной безопасности. Очевидно, МНТС для Китая пока являются вторичными по отношению к главным целям и задачам развития научно-технологической сферы страны.

Таким образом, США и Китай имеют явное сходство с точки зрения позиционирования и драйверов МНТС. Международное научно-технологическое сотрудничество для них - это инструмент, а не самоценность, но инструмент, служащий в том числе задачам обеспечения национальной безопасности и глобального

лидерства. Сравнение основных драйверов МНТС США, Китая и современной России показывает, что лидерство, развитие внутренних ресурсов и потенциала научно-технологической сферы имеют высокий приоритет для всех трех стран. При этом конкуренция за ограниченные ресурсы более ясно выражена в США и Китае, а инновационный вектор МНТС наиболее приоритетен для Китая. Поддержание благоприятного дипломатического климата декларирует Россия, тогда как в США и Китае во главу угла ставится обеспечение национальной безопасности.

Авторами показано, что за 20 лет в России сделан переход от целей экономического развития науки, развития инноваций в условиях ограниченных ресурсов, желания встроиться в глобальные цепочки создания стоимости и равноправного сотрудничества к политике, ставящей целью мировое лидерство. Причем достижение лидерства планируется обеспечить не столько с помощью прогресса в науке и инновациях, сколько посредством активного участия в определении международной повестки в этих сферах. Также показано, что цель внутреннего научно-технологического развития за счет ресурса МНТС сохранилась, но акценты сместились в сферу науки, при этом за рамками Концепции-2019 остались вопросы инновационного развития. Такое снижение внимания к инновационной составляющей международного сотрудничества авторы объясняют геополитическими условиями. В последние пять лет наблюдается сокращение притока иностранных инвестиций в высокотехнологическую сферу страны, в приоритеты выходит политика импортозамещения. Авторы замечают, что метафоричность и неопределенность ряда ключевых понятий текста новой концепции создают немалые трудности при ее реализации на уровне документооборота и коммуникации участников «тройной спирали» инновационного развития - государства, науки и бизнеса.

С.В. Егерев1

1 Егерев Сергей Викторович - доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра научно-информационных исследований по науке, образованию и технологиям ИНИОН РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.