ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 4(32). 317-323
РЕЦЕНЗИИ, АННОТАЦИИ И БИБЛИОГРАФИЯ
УДК 930.23
Б01: 10.24411/2224-5391-2020-10416
С. А. Белобородов
редкое дореволюционное издание о Богоявленском соборе г. Екатеринбурга*
Аннотация. В публикуемой статье рассказывается об уникальном издании, посвященном Богоявленскому собору г. Екатеринбурга, увидевшему свет в начале XX в. Автором брошюры был священник А. Р. Пономарев (1881-1967), после революции — один из видных представителей Русской Православной Церкви сначала в Харбине, а затем в Париже. «Справочная книжка для прихожан Богоявленского собора», изданная в 1911 г. в Екатеринбурге в небольшой типографии Я. Ф. Шубина, стала его первым крупным литературным произведением. Уникальность брошюры обусловлена не только содержащимися в ней фактами, но и тем, что несмотря на предпринятые поиски, до сих пор не обнаружено ни одного экземпляра данного издания ни в региональных библиотеках, ни в крупнейших книгохранилищах страны.
Ключевые слова: Богоявленский собор г. Екатеринбурга, справочная книжка, священник А. р. Пономарев.
цитирование. Белобородов с. а. Редкое дореволюционное издание о Богоявленском соборе г. Екатеринбурга // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 4 (32). С. 317-323. Б01: 10.24411/2224-5391-2020-10416
Сведения об авторе. Белобородов Сергей Анатольевич — кандидат исторических наук, доцент кафедры этнологии и археологии и старший научный сотруд-
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Свердловской области, грант № 2049-660013 р_а
© С. А. Белобородов, 2020
317
ник Лаборатории археографических исследований департамента «Исторический факультет» Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина (Россия, г. Екатеринбург). E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 21.09.2020 Принята к публикации 02.11.2020
В 1745 г., чтобы заменить обветшавшую Екатерининскую церковь, на Торговой площади Екатеринбурга был заложен деревянный Богоявленский храм, строительство которого завершили к 1747 г. В 1755 г. к церкви был пристроен придел в честь апостолов Петра и Павла. В 1770 г. придел разобрали, а на его месте 17 июля 1771 г. заложили каменный 2-этажный собор. 30 марта 1774 г. главный Богоявленский престол, располагавшийся на первом этаже, был освящен. В 1833 г. собор приобрел статус кафедрального. Храм был не только памятником архитектуры, но и мемориалом, в криптах которого покоились останки трех екатеринбургских епископов (Мелхиседека — 1845 г., Иринея —1860 г., Поликарпа — 1894 г.).
Приход Богоявленского собора сформировался в 1745-1747 гг. и первоначально включал всех жителей Екатеринбурга с ближайшими окрестностями. Число прихожан превышало 5 000 человек. со временем приход существенно уменьшился и охватывал только северо-западную часть города. В 1911 г. в нем числилось: лиц духовного звания и членов их семей — 45, военных (с семьями) — 36, статских [чиновников] — 250, купцов, мещан и прочих обывателей — 1528, итого: 1 860 человек. В годы Первой мировой войны верхний храм кафедрального собора использовался как полковая церковь 126-го запасного пехотного полка. В январе 1930 г. Богоявленский собор был закрыт, а летом того же года взорван «для получения строительного материала».
Несмотря на высокий статус, о Богоявленском соборе до начала XX в. редко упоминалось в печати. Краткие сведения о нем есть в ряде работ путешественников, посещавших Екатеринбург в конце XVIII-XIX вв. Но первая более или менее серьезная публикация о соборе вышла лишь в 1901 г. в Екатеринбургских епархиальных ведомостях (в серии статей под общим названием «Материалы для истории церквей города Екатеринбурга»1). Автором этого исследования, скрывавшимся под криптонимом «с.», был замечательный уральский краевед, ветеринарный врач Н. С. Смородинцев (1852-1927)2. На основании документов из церковных архивов он проследил историю Богоявленской церкви с 1745 по 1833 гг. В сокращенном виде эти материалы были использованы в статье о соборе, опубликованной в справочнике «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии»3.
Относительно недавно в Лабораторию археографических исследований УрФУ передали ксерокопию машинописного текста, содержащего сведения о некоторых старых хра-
1 С[мородинцев Н. С.] Материалы для истории церквей города Екатеринбурга // ЕЕВ. 1901. № 1-2. С. 12-27; № 3. С. 69-76; № 4. С. 130-134; № 5. С. 157-164; № 7. С. 279-282.
2 О нем см.: Белобородов С. А. Забытый исследователь Урала (Николай Семенович Смородинцев и его «История Невьянского завода») // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. IV. Приложение. Екатеринбург, 2013. С. 6-21.
3 Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902. С. 4-6.
мах Екатеринбурга4. Разбирая эти документы, я обнаружил несколько страниц, имеющих общий заголовок: «Справочная книжка для прихожан Богоявленского кафедрального собора г. Екатеринбурга. Составил священник собора А. Р. Пономарев. Екатеринбург, типография Я. Ф. Шубина, 1911». После этого идет текст самого сочинения, заканчивающийся сноской: «При перепечатке сохранены стиль и правописание оригинала»5.
Рассмотрим содержание «книжки». Начинается повествование рубрикой «Вместо предисловия», в которой изложены задачи издания книги и причина, побудившая автора к ее созданию: желание Екатеринбургского епископа Митрофана (Афонского), высказанное на пастырском собрании 18 декабря 1910 г., «видеть подобные «справочники» в каждом приходе Екатеринбургской епархии». Также отмечено, что «руковод-ственные сведения, вошедшие в сию книжку, были любезно доставлены автору о. кафедральным прот. Л. А. Игноратовым».
Первый раздел представляет собой список с названиями улиц Екатеринбурга и номерами домов, относящихся к приходу Богоявленского собора (17 улиц и 266 дворов). Далее текст разбит на 28 параграфов.
После определения понятия «православный приход» автор обращается к истории храма. Следует отметить, что в основу этого раздела легла упомянутая работа Н. С. Смородинцева, которую А. Р. Пономарев сократил: оставил только фактологию, убрав пространные тексты документов. В следующем параграфе говорится о современном автору «состоянии» собора: перечислены все 4 придела и отмечено в честь кого они освящены, с указанием дат храмовых праздников.
Отдельный раздел посвящен святыням Богоявленского собора. К таковым относились две местночтимые иконы. Первая (с изображением 28 угодников Божиих) одновременно являлась и «реликварием», так как в находящийся в середине иконы сребропозлащеный крест вложены частицы мощей 28 святых. Среди имен, перечисленных автором, особо отметим апостолов Фому и Фаддея, архидиакона Лаврентия, князя Владимира и княгиню Ольгу, Сергия Радонежского...
Вторая икона была не менее уникальной. Это образ Знамения Богородицы — точная копия со знаменитой «Курской», чудесно уцелевшей в 1898 г., когда «революционерами» был произведен террористический акт в Знаменском монастыре города Курска.
7-й параграф посвящен библиотеке при соборе, «в которой имеются помимо книг религиозно-нравственного содержания, ученые богословские журналы "Вера и разум", "Богословский вестник" и др.», а также бесплатные листки «для раздачи» — например о трезвой жизни. Книги можно было брать на дом на срок до двух недель.
Затем следуют «практические» разделы (параграфы), ориентированные на «рядового» читателя-прихожанина, для которого книга и предназначалась. Описан порядок богослужения в храме, указано время крестных ходов, упомянуто о хорах (вольнонаемном, народном и школьном), перечислены случаи, когда священники посещают дома «усердствующих прихожан», говорится о церковном письмоводстве (к кому об-
4 Позже было установлено, что ксерокопия сделана с машинописного текста (см.: сытников Ю. М. Екатеринбургский алфавит. Кн. 6: Дума городская — епархия. Екатеринбург, 1997. С. 15-39). Он доступен на сайте УрФУ. URL: https://elar.urfu.ru/handle/10995/43969?mode=full (дата обращения: 01.10.2020).
5 Примечательно, что при копировании сохранили даже «цензорское разрешение»: «Печатать позволяется. Цензор, священник П. Протопопов. 1911 г. Июля 24 дня № 240».
ращаться за справками и выписками). Особые разделы посвящены причту (с указанием имен и адресов всех священно- церковнослужителей, а также их жалования). Несколько параграфов затрагивают приходскую жизнь: рассказывается о деятельности благотворительной церковной кассы, школы при храме, общества хоругвеносцев.
Заканчивается брошюра справочными данными: количественным и социальным составом прихожан, указанием, на каких кладбищах следует хоронить умерших, и перечнем всех екатеринбургских епископов (от Евлампия (1833-1840) до Митрофана, возглавлявшего кафедру в 1910-1914 гг.). К тексту приложен подробный план прихода.
Несколько слов необходимо сказать об авторе «Справочной книжки». Аристарх Рафаилович Пономарев родился 15 апреля 1881 г. в Богословском заводе Верхотурско-го уезда в семье псаломщика. В 1892 г. он окончил Екатеринбургское духовное училище, а в 1904 г. — Пермскую духовную семинарию. Год учился на медицинском факультете Томского университета, но понял, что его призвание не в медицине. В 1906 г. рукоположен во священный сан. Служил священником в церквях Екатеринбургского, Ирбитского и Верхотурского уездов. В 1910 г. перемещен в Богоявленский кафедральный собор г. Екатеринбурга.
После начала войны изъявил желание попасть в действующую армию. С 1915 г. — священник учебного судна «Воин» Балтийского флота. Затем — священник церкви штаба Владивостокской крепости. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.
В эмиграции с 1922 г. Служил священником Николаевского собора в Харбине (Китай). В 1923 г. удостоен сана протоиерея. Миссионер Харбинской епархии в 19271941 гг. Участник II-го Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви в 1938 г. Кандидат богословия с 1939 г. Ректор Харбинской Свято-Алексеевской духовной семинарии в 1938-1946 гг.
После прихода к власти в Китае коммунистов перебрался в Европу. С 1953 г. — настоятель церкви Всех святых, в земле Российской просиявших, в Париже. Член Епархиального совета Западноевропейской епархии РПЦЗ в 1961-1964 гг. Умер митрофорный протоиерей А. Р. Пономарев 21 июля 1967 г. в Ганьи (Франция)6.
Необходимо указать, что отец Аристарх Пономарев был автором большого количества научно-богословских, полемических и даже поэтических сочинений, но «Справочная книжка» стала его первым крупным произведением.
Типография Я. Ф. Шубина, в которой была напечатана брошюра, никогда до этого не издавала «церковную» литературу. Это заведение, основанное в 1908 г., специализировалось на выпуске небольших по объему малотиражных изданий, в основном отчетов и уставов различных обществ7. Пожалуй, его главным «достоинством», очевидно оказавшим решающее значение при выборе А. Р. Пономаревым именно этого полиграфического предприятия, стало его расположение на Большой Съезжей улице,
6 Подробнее об А. Р. Пономареве см.: Белобородов С. А. «Поле битвы духовной» — Китай (из истории полемики между старообрядцами и новообрядцами в 1930-е гг.) // Уральский исторический вестник. 2009. № 2 (23). С. 155-156; Сухарев Ю. М. Жизнеописание митрофорного протоиерея Аристарха Рафаиловича Пономарева (t 1967) // Православие на Урале: вехи истории. Мат-лы Межрегион. научн.-практ. конф. Екатеринбург, 2012. С. 186-199.
7 Белобородов С. А. Типографии в Екатеринбурге (1803-1917) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 2. Екатеринбург, 1998. С. 27.
т. е. в приходе Богоявленского собора, в «шаговой» доступности как от храма, так и от квартиры священника.
Завершая рассказ о «Справочной книжке для прихожан Богоявленского собора», особо отметим, что факт существования ее печатного оригинала несомненен. На первый взгляд, в «книжке» свящ. Аристаха Пономарева не содержится особо ценных материалов, но это не совсем так. В качестве примера отметим описание святынь собора, сделанное с такими подробностями, которые не встречаются более нигде. Такую же ценность имеют статистические данные о прихожанах и план прихода. При этом упомянутая редкость (и даже уникальность) брошюры обусловлена не только содержащимися в ней фактами, но и тем, что несмотря на предпринятые поиски, до сих пор не обнаружено ни одного экземпляра данного издания ни в региональных библиотеках, ни в крупнейших книгохранилищах страны.
Список литературы
1. Белобородов с. А. Забытый исследователь Урала (Николай Семенович Смородинцев и его «История Невьянского завода») // Вестник музея «Невьянская икона». Вып. IV. Приложение. Екатеринбург, 2013. С. 6-21.
2. Белобородов с. а. «Поле битвы духовной» — Китай (из истории полемики между старообрядцами и новообрядцами в 1930-е гг.) // Уральский исторический вестник. 2009. № 2 (23). С. 152-156.
3. Белобородов с. А. Типографии в Екатеринбурге (1803-1917) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 2. Екатеринбург, 1998. С. 18-29.
4. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902.
5. с[мородинцев Н. с.] Материалы для истории церквей города Екатеринбурга // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1901. № 1-2. С. 12-27; № 3. С. 69-76; № 4. С. 130-134; № 5. С. 157-164; № 7. С. 279-282.
6. сухарев Ю. М. Жизнеописание митрофорного протоиерея Аристарха Рафаиловича Пономарева (t 1967) // Православие на Урале: вехи истории. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2012. С. 186-199.
7. сытников Ю. М. Екатеринбургский алфавит. Кн. 6: Дума городская — епархия. Екатеринбург, 1997.
Sergei A. Beloborodov
a rare pre-revolutionary edition about the epiphany cathedral of ekaterinburg
Abstract. The article describes a unique publication dedicated to the Epiphany Cathedral in Yekaterinburg, which was published in the early 20th century. The brochure was written by priest A. R. Ponomarev (1881-1967), who after the revolution was one of the leaders of
C. A. Beno6opogoB
the Russian Orthodox Church, first in Harbin and then in Paris. The «Reference Book for Parishioners of the Epiphany Cathedral» published by a small printing house of Ya. F. Shubin in Yekaterinburg in 1911 b ecame the first major literary work of A. R. Ponomarev. The brochure is unique not only for the information it contains, but for the fact that, despite the searches undertaken, no copies of this publication have yet been found either in regional libraries or in the largest book repositories of Russia.
Keywords. Epiphany Cathedral of Ekaterinburg, reference book, priest A. R. Ponomarev.
Citation. Beloborodov S. A. Redkoe dorevoliutsionnoe izdanie o Bogoiavlenskom sobore g. Ekaterinburga [A Rare Pre-Revolutionary Edition about the Epiphany Cathedral of Ekaterinburg]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2020, no. 4 (32), pp. 317-323. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10416
About the author. Beloborodov Sergei Anatol'evich — PhD (History), Associate Professor of the Department of Ethnology and Archeology, Senior Research Fellow of the Archeo-graphic Studies Laboratory at the Department of History of the Ural Institute of Humanities of the Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Russia, Ekaterinburg). E-mail: [email protected]
Submitted on 21 September, 2020 Accepted on 02 November, 2020
References
1. Beloborodov S. A. Zabytyi issledovatel' Urala (Nikolai Semenovich Smorodintsev i ego «Istoriia Nev'ianskogo zavoda») [The Forgotten Researcher of the Urals (Nikolai Semenovich Smorodintsev and His "History of the Nevyansk Plant")]. Vestnik muzeia «Nev'ianskaia ikona» — Bulletin of the Museum "Nevyansk Icon", 2013, issue IV, Appendix, pp. 6-21.
2. Beloborodov S. A. «Pole bitvy dukhovnoi» — Kitai (iz istorii polemiki mezhdu staroobri-adtsami i novoobriadtsami v 1930-e gg.) [«The Spiritual Battlefield» — China (From the History of Polemics between Old Believers and New Believers in the 1930s)]. Ural'skii istoricheskii vestnik — Ural Historical Journal, 2009, no. 2 (23), pp. 152-156.
3. Beloborodov S. A. Tipografii v Ekaterinburge (1803-1917) [Printing Houses in Yekaterinburg (1803-1917)]. Ural'skii sbornik. Istoriia. Kul'tura. Religiia — Ural Collection. History. Culture. Religion. Ekaterinburg, 1998, issue 2, pp. 18-29.
4. Prikhody i tserkvi Ekaterinburgskoi eparkhii [Parishes and Churches of the Ekaterinburg Diocese]. Ekaterinburg, 1902.
5. S[morodintsev N. S.]. Materialy dlia istorii tserkvei goroda Ekaterinburga [Materials for the History of Churches in Ekaterinburg]. Ekaterinburgskie eparkhial'nye vedomosti — Ekaterinburg Eparchial Gazette, 1901, no. 1-2, pp. 12-27; no. 3, pp. 69-76; no. 4, pp. 130-134; no. 5, pp. 157-164; no. 7, pp. 279-282.
6. Sukharev Yu. M. Zhizneopisanie mitrofornogo protoiereia Aristarkha Rafailovicha Pono-mareva (t 1967) [Life of Mitred Archpriest Aristarchus Raphailovich Ponomarev (t 1967)].
Pravoslavie na Urale: Vekhi istorii — Orthodoxy in the Urals: Milestones in History. Ekaterinburg, 2012, pp. 186-199.
7. Sytnikov Yu. M. Ekaterinburgskii alfavit. Kn. 6: Dumagorodskaia — eparkhiia [The Ekaterinburg Alphabet. Book 6: City Council — Diocese]. Ekaterinburg, 1997.