Литератур а
Филимонов А.Н., Березовиков Н.Н. 2016. Фенология весеннего прилёта птиц в Ала-кольской котловине в феврале-марте 2016 года и случаи аномально раннего появления некоторых видов // Рус. орнитол. журн. 25 (1282): 1646-1653.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1534: 5128-5134
Редкие птицы Восточного Приазовья
В.С.Очаповский
Второе издание. Первая публикация в 1971*
В зоне Восточного Приазовья нами проведено свыше 300 экскурсий (начиная с 1954 года), не считая ежедневных осмотров плавней на территории охотничьего хозяйства в течение двух лет. На основании наблюдений мы рассматриваем редкие виды птиц Восточного Приазовья Судя по имеющимся материалам, некоторые виды птиц, отнесённые другими авторами (Олейников и др. 1967) к числу редких, считать таковыми нельзя.
Галстучник Charadrius hiaticula. Обычен, но немногочислен на пролёте. Первые птицы появляются в середине августа, дольше середины сентября не остаются.
Белохвостый песочник Calidris temminckii. Белохвостого песочника мы наблюдали со второй половины июля, держится он до первой декады сентября. Первых особей видели 9 июля 1953 (Винокуров, Дубровский 1966). С 20 июня до конца августа отдельные особи или небольшие стайки (по 5 особей) песочников зарегистрированы по берегам лиманов. В конце августа их стало больше, а в первых числах сентября они исчезли. 20 июля 1960 мы наблюдали взлетевшую с илистой отмели стаю из 20 особей.
Песчанка Calidris alba. Редкий пролётный вид На пролёте держится только вдоль берега моря. Наблюдали в начале сентября. Самая поздняя встреча песчанки в Восточном Приазовье зарегистрирована 24 октября 1959 (видели 3 птиц).
Грязовик Limicola falcinellus. Несколько раз был встречен сотрудниками таксидермической мастерской, массовое появление его было зарегистрировано в Приморско-Ахтарском районе (Очаповский 1961). В последние годы грязовиков в Восточном Приазовье не находили.
* Очаповский В.С. 1971. Редкие птицы Восточного Приазовья // Вестн. зоол. 5: 54-59.
5128 Рус- орнитол. журн. 2017. Том 26. Экспресс-выпуск № 1534
Мородунка Xenus cinereus. За все годы наблюдений мородунки встретились только два раза. В сентябре 1964 года сотрудник такси-дермической мастерской добыл одну птицу под станицей Бриньков-ской. По его словам, это была первая мородунка, найденная им. Вторая птица добыта нами 3 сентября 1967 у Шенджийского водохранилища (на равнине). Оба экземпляра хранятся в коллекции автора.
Дупель Gallinago media. Очень редкий пролётный вид в Краснодарском крае. В зоне Приазовья мы встретили только одну птицу один раз на грязевом солоноватом озерке в солонцовой степи между При-морско-Ахтарском и хутором Садки.
Гаршнеп Lymnocryptes minimus. Редкий пролётный вид вообще для края, встречается весной и зимой. В Восточном Приазовье мы видели дважды по одной птице 27 ноября 1958 (уже были морозы) и 17 апреля 1960. Одна птица добыта и хранится в коллекции автора.
Чернозобая гагара Gavia arctica. Зарегистрирована нами в Приазовье всего три раза на акватории лиманов и на гирлах, например, 25 января 1959 на Садковском гирле в окрестностях Приморско-Ахтар-ска. По данным наших корреспондентов, её встречали несколько раз на акватории Азовского моря. О зимовке чернозобой гагары в Краснодарском крае до нас никто не сообщал.
Лебедь-кликун Cygnus cygnus. По нашим наблюдениям и данным опроса многочисленных корреспондентов, в крае не гнездится. В зоне Восточного Приазовья встречается на весеннем и осеннем пролётах, нередко тут же зимует. Порой наблюдали очень большие скопления птиц. Например, В.А.Комаров (устн. сообщ.) зарегистрировал в феврале 1960 года у входа в Ахтарский лиман около 1500 кликунов.
Лебедь-шипун Cygnus olor. Обычен, но не многочислен на гнездовье в лиманах Приазовья. Раньше его гнёзда находили только в районе Приморско-Ахтарской системы лиманов (Шехов 1963; Олейников и др. 1967). По нашим данным, шипун обычен в зоне Приморско-Ахтар-ских плавней (расстояние между гнёздами здесь иногда равно 700 м). Гнездится данный вид также в районах Талгирской, Бейсугской и Ах-танизовской систем лиманов, например в окрестностях станицы Чер-ноерковской. Об этом сообщают наши корреспонденты-краеведы.
Точную дату прилёта первых лебедей-шипунов привести трудно, поскольку часть лебедей у нас зимует. К гнездованию шипун приступает в первой декаде апреля, иногда даже в конце марта. Гнёзда, известные нам, находились на старых умятых ондатровых кучах в густых зарослях рогоза Typha sp. высотой до 1 м. Как правило, в кладке 6 яиц, реже 5. М.И.Звержановский сообщил, что в гнезде, найденном им в июне 1968 года, было 9 яиц, а некоторые наши корреспонденты видели в гнезде 11 яиц, но такие случаи редки.
В то время как часть лебедей занята постройкой гнёзд и отклады-
ванием яиц, на некоторых лиманах наблюдается их скопление. Так, при обследовании Приморско-Ахтарской системы лиманов в мае 1969 года мы зарегистрировали на 35-километровом маршруте 57 лебедей (49 на Бойкиевском лимане и 8 — на Безымянном). 15 мая на Бойкиев-ском лимане мы видели скопление 20 птиц, а на Безымянном — 15.
Гуменник Anser fabalis. очень редкий залётный вид в Восточном Приазовье. Наши корреспонденты сообщали о нём всего несколько раз. Мы встретили гуменника 17 января 1959; птица сидела в центре Бой-киевского лимана на чистой воде.
Пискулька Anser erythropus. Редкий пролётный вид Восточного Приазовья. За три года (1958-1960) был встречен трижды: первый раз у хутора Садки над лугом недалеко от берега Ахтарского лимана; второй — осенью 1969 года над Кирпильским лиманом и на Майковой гряде; осенью 1960 года зоолог В.А.Комаров добыл одну птицу на гряде в Приморско-Ахтарских плавнях. Чучело хранится в музее Государственного охотничьего хозяйства на хуторе Садки.
Краснозобая казарка Branta ruficollis. Встречается преимущественно в зоне Восточного Приазовья только на осеннем пролёте. Один раз была добыта в декабре 1949 года близ хутора Садки. Экземпляр хранится в Краснодарском краеведческом музее.
Огарь Tadorna ferruginea. По литературным данным (Олейников и др. 1967), встречается крайне редко. Наши данные отличаются от литературных. По словам местных жителей, в частности таксидермиста В.К.Касимова, данный вид в центральных районах Восточного Приазовья, а именно в Каневском и в северной части Приморско-Ахтар-ского района, а также у станиц Бриньковской и Чепигинской, летом не очень редок. В конце июля 1960 года В.К.Касимов видел в плавнях между этими станицами выводок из четырёх ещё не летавших, но уже готовых вскоре подняться на крыло птенцов огаря. С ними плавали два взрослых. Осенью, по словам В.К.Касимова, встречаются стайки огарей из 2-3 птиц. Самую многочисленную стаю (17 птиц) он видел в конце июля 1968 года.
Пеганка Tadorna tadorna. Гнездится кое-где на Кавказском побережье Азовского моря, например, на Ачуевской косе. Этот вид в настоящее время стал малочисленнее по сравнению с началом 1950-х годов, но всё же мы не можем отнести его к очень редким видам. Шесть птиц 10 апреля 1960 у хутора Садки летели на юго-восток, и 12 птиц в апреле того же года плавали вместе с широконосками Anas clypeata на солёном степном озерке у хутора Будённый.
Турпан Melanitta fusca. Редкая пролётная птица Приазовья. За 2 года нашей работы в Приазовье (1958-1960) мы ни разу не встречали турпана. По устным сообщениям наших корреспондентов, одну птицу видели 6 октября 1961 на берегу Ахтарского лимана, а в 1962 году до-
были одного турпана в Приморско-Ахтарской системе лиманов. Экземпляр хранится в музее охотничьего хозяйства на хуторе Садки.
Синьга Melanitta nigra. По сведениям охотника из города Ейска, синьгу встречали и добывали осенью близ Ейска на Азовском море в конце 1940-х и в начале 1950-х годов. Мы нигде её не обнаружили.
Морянка Clangula hyemalis. Есть сообщение егеря Приморско-Ах-тарского охотничьего хозяйства Ю.И.Решетникова о находке этой птицы. Кроме того, у таксидермиста Л.А.Чаги сохранились фотографии чучела морянки, убитой им в 1927 году в окрестностях Ейска.
Длинноносый крохаль Mergus serrator. Изредка встречается на Азовском море и в лиманах дельты реки Кубани на пролёте и зимовке. 3 апреля 1959 мы зарегистрировали две стаи, пролетавшие над лиманом Бойкиевским, и в этот же день наблюдали 30 крохалей на мелководье лимана Драного у прорытого экскаватором канала.
Савка Oxyura leucocephala. Редкая гнездящаяся птица Восточного Приазовья. В 1950-х годах этот вид встречался несколько чаще. Таксидермист В.К.Касимов сообщил, что в мае 1956-1957 годов в районе станицы Бриньковской добывали по 8 птиц в месяц. Одну савку мы видели зимой 1959 года в Приморско-Ахтарском районе.
Кудрявый пеликан Pelecanus crispus. Гнездится на некоторых лиманах дельты реки Кубани. По сведениям охотников, численность этого вида за последнее время сильно уменьшилась. Первые птицы появляются в Приазовье в конце марта - начале апреля. Недалеко от моря на лиманах Красном, Грузском, Драном проведён канал для моторных лодок, по обеим сторонам которого выбросы земли. Это - излюбленная днёвка пеликанов. Во второй декаде мая 1959 года мы встретили здесь стаи в 18-50 особей. Начальник Краснодарского управления охотничьего хозяйства и Кавказского государственного заповедника летом 1959 года в один день видел сидевших вместе 125 кудрявых пеликанов. 26 мая 1960 на указанных местах мы зарегистрировали 15 пеликанов, а 25 мая было всего 3 птицы. В.А.Комаров (устн. сообщ.) летом 1960 года насчитывал обычно за экскурсию по 12 особей. Таким образом, в 1960 году таких больших скоплений пеликанов, как в 1959, уже не было.
А.А.Винокуров (1960) при одноразовом облёте лиманов в 1953 году обнаружил колонию кудрявых пеликанов в Талгирской системе лиманов. По-видимому, это единственная колония в Краснодарском крае. В 1953 году численность пеликанов в ней не превышала 150-180 особей. 8 июня 1953 здесь были найдены птенцы кудрявого пеликана. Эту же колонию летом 1961 посетил В.А.Комаров, но нашёл всего 10 гнёзд.
Небольшие стайки и единичных птиц мы наблюдали на лиманах и на взморье (у Ачуевской косы) до конца сентября. На песчаном островке Голеньком в Кирпильском лимане до 1953 года гнездились одна-
две пары пеликанов, а потом, по словам местных жителей, после разорения гнёзд в 1953 году пеликаны исчезли. Старые гнездовья исчезают также в результате хозяйственной деятельности человека. В 1963 году егерь Ю.И.Решетников сообщил, что вся колония, зарегистрированная В.А.Комаровым ранее, переместилась на другой плёс и разделилась, по сути, на две меньшие колонии; он насчитал тогда всего 6 гнёзд. В 1967 году он видел пеликанов над Глухими плавнями, но колонию так и не обнаружил.
Розовый пеликан Pelecanus onocrotalus. Встречался в небольшом количестве в конце XIX столетия на южном берегу Азовского моря недалеко от Ейска (Алфераки 1910). По нашим данным, это редкий пролётный вид, т.к. указания о гнездовых колониях розовых пеликанов на Песчаных островах (Алфераки 1910; Судиловская 1951) до сих пор не подтверждены и требуют проверки. В.А.Комаров встретил розового пеликана на Красном лимане 3 мая 1960. В 1961 году в Краснодарскую таксидермическую мастерскую розового пеликана доставили из-под станицы Гривенской.
Колпица Platalea leucorodia. В настоящее время - редкая птица в крае. За последние 4 года в Восточном Приазовье мы встречали не более 2-4 птиц во время двухдневных разъездов по лиманам в июне -июле (протяжённость маршрута до 30-35 км). 18 июня 1959 было обнаружено гнездо с 3 ненасиженными яйцами (в коллекции автора).
Каравайка Plegadis falcinellus. Гнездится в Приазовье изолированными колониями в двух центрах: в районе Глухих плавней и в плавнях Бейсугской системы. Этот вид нельзя причислить к редким птицам, т.к. в настоящее время в разных районах Восточного Приазовья встречали сотенные стаи птиц. Морозной зимой 1967/68 года в Славянском районе держалось 6 птиц.
Фламинго Phoenicopterus roseus. Исключительно редкая для края птица. В конце 1940-х годов в плавнях под Ейском местный охотник встретил пару фламинго.
Чеглок Falco subbuteo. В основном осенняя пролётная птица, хотя 15 мая 1967 в окрестностях города Славянска на тополях обнаружены на небольшом расстоянии друг от друга две гнездящиеся пары. Осенью 1959 года мы наблюдали чеглоков в первой декаде октября. Всего в 1958-1959 годах мы встретили 16 особей. Чеглока можно увидеть над солончаковыми степями, в плавнях и на лиманах, но предпочитает он населённые пункты.
Кобчик Falco vespertinus. Гнездится, как и вообще в крае, только в лесополосах. Краевед Н.Л.Заболотный сообщает, что в окрестностях Славянска кобчик нередок и гнездится там даже вне лесополос в роще лесхоза. (В 1966 году было обнаружено гнездо с 5 яйцами).
Ястреб-тетеревятник Accipiter gentilis. Редкий залётный вид для
Восточного Приазовья, но известен факт находки гнезда в окрестностях Славянска на тополе в роще лесхоза (1966 год). Гнездо с двумя яйцами было расположено в 6 м от земли.
Чёрный коршун Milvus migrans. В зоне Восточного Приазовья в конце мая 1966 года обнаружено одно гнездо с 2 яйцами на акации в роще лесхоза в окрестностях города Славянска.
Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla. Зимующая птица Восточного Приазовья. Мы встречали орлана в январе у Садковского гирла, у лимана Гнилого, а также на лимане Долгом. Максимальное скопление птиц не превышало 12 особей на 35-километровом маршруте. Егеря сообщают о встречах орлана в декабре 1958 года, а мы зарегистрировали его в феврале 1960 года. Всего за два года мы встретили в Восточном Приазовье 82 птицы: 15 — весной в плавнях и на лиманах, одну — осенью в населённом пункте, а остальных — зимой. Зимой и весной орлан-белохвост часто сидит на ондатровых кучах, а также на грядах земли по обеим сторонам канала, прорытого в лиманах экскаватором. Но в последние годы эти искусственные гряды размыты и скрылись под водой.
Кавказский канюк Buteo buteo menetriesi (Bogdanov, 1879). Не-
«_» • • «_» U U I »
многочисленный пролётный и очень редкий гнездящийся подвид. В годы с обычной весной и осенью пролёт выражен очень слабо. В 1960 году в Восточном Приазовье в связи с пыльными бурями канюков на пролёте было больше. Гнёзда канюков в Приазовье (нам известны только два) были обнаружены в окрестностях станицы Черноерковской в 1968 году. Они находились на столбах линии электропередачи между верхней частью столба и боковым изолятором.
Скопа Pandion haliaetus. Пролётный вид Восточного Приазовья. Кроме сообщения Е.С.Птушенко, нашедшего 26 апреля 1909 на высокой вербе гнездо с насиженными яйцами, никаких сведений о её гнездовании в Приазовье нет. Мы лично нигде не встречали скопу позднее 5 мая. В 1958-1959 годах мы каждый год наблюдали пролёт скопы в апреле (5-6 апреля 1959 и 3 апреля 1960), затем скопа появляется вновь уже в сентябре. Самая поздняя встреча скопы осенью — 10 октября 1959. Всего мы зарегистрировали 37 птиц: 14 весной (5 на территории лиманов и плавней, 1 на солончаковых лугах и 8 в солончаковых степях) и 23 осенью (7 на лиманах, 14 в солончаковых степях и 2 над населёнными пунктами). Как видим, скопа на лиманах, где она кормится, встречается реже, чем в степи. Следует, однако, сказать, что, может быть, какое-то число птиц мы наблюдали дважды, т.к. осенью некоторые из них оставались в степи долго.
Южный филин Bubo bubo interpositus Rothschild et Hartert, 1910. Редкий залётный подвид для Приазовья, все встречи зарегистрированы осенью. В 1959 году одна птица добыта близ города Приморско-
Ахтарска на стерне кукурузного поля (чучело находится в районном клубе охотников); той же осенью две птицы добыты в районе Ейска (чучело одной из них — в Ейском краеведческом музее).
Литератур а
Алфераки С.Н. 1910. Птицы Восточного Приазовья // Орнитол. вестн. 1: 11-35, 2: 73-93, 3: 162-170, 4: 245-252.
Винокуров А.А. 1963. Аэровизуальный абсолютный учёт голенастых птиц в плавнях дельты Кубани // Организация и методы учёта птиц и вредных грызунов. М.: 111116.
Винокуров А.А., Дубровский Э.Б. (1956) 2016. Белохвостый песочник Calidris temmin-
ckii на Северном Кавказе // Рус. орнитол. журн. 25 (1327): 3113. Олейников Н.С., Казаков Е.А., Решетников Ю.И. и др. 1967. О редких птицах Восточного Приазовья // Тр. 1-й зоол. конф. ун-та Нальчика. Нальчик. Очаповский В.С. 1962. К биологии куликов Восточного Приазовья // Орнитология 4: 276-287.
Птушенко Е.С. (1915) 2011. К орнитофауне Кубанской области // Рус. орнитол. журн. 20 (712): 2469-2471.
Судиловская А.М. 1951. Отряд веслоногие Steganopodes или Pelecaniformes // Птицы
Советского Союза. М., 1: 13-69. Шехов А.Г. 1963. Гнёзда лебедей в Кубанских лиманах // Природа 10: 127-128.
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1534: 5134-5137
Горный конёк Anthus spinoletta в Крыму
А.Н.Цвелых
Второе издание. Первая публикация в 1997*
Статус горного конька Anthus spinoletta в Крыму довольно загадочен. И.И.Пузанов (Pusanov 1933) считал горного конька обычной зимующей птицей Крымских предгорий. В 1928-1929 годах он регулярно наблюдал стайки этих птиц в окрестностях Симферополя в период с 18 ноября по 29 января. Эти даты подтверждаются коллекционными сборами (картотека Зоомузея ННПМ НАНУ). В тех же местах были добыты ноябрьский (26 ноября) 1929 года экземпляр И.И.Пузанова и январский экземпляр (29 января) 1978 года Л.К.Руева (из стайки в 10-15 птиц (Костин 1983). Ещё один горный конёк (самец, начавший приобретать брачный наряд) обнаружена в коллекции Зоологического музея ННПМ НАНУ (М.А.Осипова, устн. сообщ.) среди краснозобых коньков Anthus cervinus. добытых в северо-западном Крыму. Кстати, именно
* Цвелых A.H. 1997. Горный конёк Anthus spinoletta (Passeriformes, Motacillidae) в Крыму // Вестн. зоол. 31, 5/6: 104-106.