РЕДКИЕ И ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВИДЫ ЖИВОТНЫХ КАК ОБЪЕКТ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПРИРОДООХРАННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Максютова Т.Н.
Максютова Татьяна Николаевна - студент, кафедра земельного и экологического права, Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
Аннотация: статья посвящена правовой охране редких и исчезающих видов животных в контексте правового аспекта. Внимание уделено видам, занесенным в Красную книгу, а также Красные книги некоторых субъектов.
Ключевые слова: биоразнообразие; сохранение; редкие и исчезающие виды животных; красная книга; экологическое право; экологическое законодательство; правовые проблемы.
RARE AND ENDANGERED ANIMAL SPECIES AS AN OBJECT OF MODERN ENVIRONMENTAL LEGISLATION REFORM Maksyutova T.N.
Maksyutova Tatiana Nikolaevna - student, Department of Land and Environmental Law, Saratov State Law Academy, Saratov
Abstract: the article is devoted to the legal protection of rare and endangered animal species in the context of the legal aspect. Attention is paid to the species listed in the Red Book, as well as to the Red Books of some subjects.
Keywords: biodiversity; conservation; rare and endangered species of animals; Red Book; environmental law; environmental legislation; legal problems.
В соответствии с международными оценками глобальных перспектив в области биоразнообразия, получившими распространение в результате опубликования пятого выпуска Конвенции ООН о биологическом разнообразии, популяции видов различных животных продолжают сокращаться. Так, популяции только позвоночных животных сократились в среднем более чем на две трети с 1970 года и почти на одну треть с 2010 года. При этом эксперты признают, что без принятия природоохранных мер в течение последнего десятилетия вымерших видов птиц и млекопитающих могло бы быть в 2-4 раза больше. В общемировом масштабе за период 2000-2020 годов Индекс выживаемости видов Красного списка снизился почти на 9% [1].
С учетом изложенного, каждое государство должно осознавать ценность видов животных, в том числе находящихся на грани уничтожения, и формировать действенные механизмы их правовой охраны, а система государственного управления в области охраны и использования объектов животного мира представляет собой тот самый организационный механизм реализации экологического законодательства [2, с. 18].
Ратификация Российской Федерацией в 1992 году Конвенции о биологическом разнообразии [3] имела основополагающее значение для установления приоритетов в российской экологической политике, направленных на сохранение существующего на территории государства биологического разнообразия. В целях реализации подобного курса утверждена и исполняется Стратегия экологической безопасности РФ, определяющая сокращение видового разнообразия животного мира и численности популяций редких видов животных как один из вызовов экологической безопасности [4].
На основе единых принципов управления популяциями, для успешного разрешения стоящих перед ним задач, законодателем разработана и утверждена Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года, фактически содержащая организационно-правовые основы правовой охраны редких и исчезающих видов животных [5]. Ее положения носят программный характер для разработки региональных целевых программ и иных программных документов, а в качестве важнейшего механизма правовой охраны исследуемой категории животных выступает Красная книга Российской Федерации [6] и красные книги субъектов Российской Федерации, утверждаемые на региональном уровне с учетом особенностей биологического разнообразия и по своей сути являющимися результатом его долгосрочного мониторинга, позволяющего своевременно реагировать на изменения в популяциях животных.
Так, постановлением Правительства Саратовской области от 28 октября 2019 года № 755-П «Об утверждении перечней видов грибов, лишайников, растений, животных, занесенных в Красную книгу Саратовской области» [7] был обновлен региональный список редких и исчезающих видов животных, подлежащих особой правовой охране: если ранее перечень видов животных, занесенных в Красную книгу Саратовской области включал в себя 235 наименований видов, то по результатам долгосрочного мониторинга подобный перечень расширен региональными властями до 247 видов.
При этом следует признать, что в качестве цели государственной экологической политики в исследуемой сфере не является только ведение Красной книги РФ и красных книг субъектов Федерации: несмотря на то, что они фактически представляют собой обобщенный результат проведенного анализа редких и исчезающих видов животных, их ведение бессмысленно в случае отсутствия охранительных и предупредительных мер, а также системы мероприятий, направленных на обеспечение охраны редких и исчезающих видов животных. Так, в качестве важнейшего механизма правовой охраны редких и исчезающих видов животных следует выделить установление юридической ответственности за совершение действий, способных привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги как общероссийского, так и регионального значения. Угроза применения наказания, в том числе связанного с высокими материальными затратами и лишением виновного лица свободы, зачастую становится реальным препятствием для совершения преступных посягательств на указанные объекты эколого-правовой охраны.
Законодателем также предусмотрены мероприятия, направленные на обеспечение охраны редких и исчезающих видов животных. Успешным примером реализации подобных мероприятий является ситуация, сложившаяся с популяцией амурских тигров, поскольку правоприменителям удалось не только остановить ее снижение, но и провести успешные мероприятия по восстановлению численности редкого хищника, а также сохранению среды его обитания - кедрово-широколиственных лесов Дальнего Востока. Так, по экспертным оценкам численность особей амурского тигра в 2022 году составляет 750 особей, тогда как по результатам учета в 2014-2015 гг. в России обитало 523-540 тигров, в 2004-2005 гг. -от 423 до 502 особей [8]. Анализ практических материалов свидетельствует о том, что при определении конкретных мероприятий по сохранению амурского тигра учитывались прежде всего имеющиеся для него угрозы - браконьерство, потеря среды обитания из-за вырубки лесов, лесных пожаров и хозяйственного освоения территории, болезни. Для минимизации таких угроз были сформированы особо охраняемые природные территории, оснащены антибраконьерские и противопожарные бригады, службы охотнадзора в регионах ареала амурского тигра оснащены современной техникой и оборудованием для борьбы с браконьерами, организовывается систематическое проведение семинаров о применении правил охоты и повышение квалификации специалистов, занимающихся разрешением конфликтных ситуаций с амурскими тиграми, проведены иные мероприятия, направленные на сохранение амурского тигра. Особую значимость приобрели судебные преценденты назначения наиболее сурового наказания за преступления, совершенные в отношении амурских тигров. Так, в 2021 году за незаконную добычу амурского тигра, ранее возвращенного в дикую природу и отслеживаемого при помощи GPS -модуля, двое граждан были приговорены к 5 годам 2 месяцам колонии общего режима, с них также взыскано 2,3 млн рублей в счет возмещения причиненного вреда [9]. Следует полагать, что расширение подобной практики способно положительно повлиять на состояние преступности в данной сфере.
Таким образом, анализ организационно-правового механизма охраны редких и исчезающих видов животных свидетельствует о том, что достижение стоящих перед ним целей по сохранению биологического разнообразия обеспечивается преимущественно путем «заповедывания», что включает в себя, например, как сохранение защищаемых объектов животного мира в процессе использования окружающей среды, так и формирование особо охраняемых природных, заповедных, территорий с восстановлением редких и особо ценных видов животных. Одновременно с этим в систему организации правовой охраны редких и исчезающих видов животных входит совокупность мероприятий, имеющих более узкую направленность. Их успешная реализация обеспечивает эффективность всей государственной экологической политики в сфере охраны редких и исчезающих видов животных.
Список литературы/References
1. Глобальная перспектива в области биоразнообразия. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.cbd.int/gbo/gbo5/publication/gbo-5-ru.pdf (дата обращения: 05.11.2022).
2. Чашкин П.В. Правовая охрана редких и исчезающих видов животных: автореф. дис. ... канд. юрид.
наук. М., 2007. 34 с.
3. Конвенция о биологическом разнообразии (закл. в г. Рио-де-Жанейро 05.06.1992 г.) // СЗ РФ. 1996. №
19. Ст. 2254.
4. Указ Президента РФ от 19.04.2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.02.2014 № 212-р «Об утверждении Стратегии сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в Российской Федерации на период до 2030 года» // CЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 927.
6. Приказ Минприроды России от 24.03.2020 № 162 «Об утверждении Перечня объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации» // Доступ из Справ. правовой системы «Консультант Плюс».
7. Постановление Правительства Саратовской области от 28 октября 2019 года № 755-П «Об утверждении перечней видов грибов, лишайников, растений, животных, занесенных в Красную книгу Саратовской области» // Доступ из Справ. правовой системы «Консультант Плюс».
8. Отчет о деятельности АНО «Центр «Амурский тигр». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://amur-tiger.ru/data/at_report_2021_preview.pdf (дата обращения: 20.11.2022).
9. Убийцы тигра Павлика приговорены к реальному лишению свободы // Официальный сайт Минприроды России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mnr.gov.ru/press/75-let-pobedy/ubiytsy_tigra_pavlika_prigovoreny_k _realnomu_lisheniyu_svobody/ (дата обращения: 20.11.2022).