Научная статья на тему 'РЕДЕВЕЛОПМЕНТ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПО СТАНДАРТУ BREEAM'

РЕДЕВЕЛОПМЕНТ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПО СТАНДАРТУ BREEAM Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
98
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕДЕВЕЛОПМЕНТ / ЗЕЛЕНЫЙ СТАНДАРТ / BREEAM / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / РЕНОВАЦИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ / СЕРТИФИКАТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Манько А. В., Муравьева Е. А.

В последние несколько лет такие объекты стали выводиться за черту городов и возводить заново на новых, не освоенных территориях. А на освободившейся территории начинается новая застройка с интенсивным освоением подземного пространства. Стратегический инновационный подход к реализации проектов освоения высвобождаемой индустриальной территорией современного города является злободневным ответом на вопрос о совершенно новом понимании комфортной среды, в которой задействовано все: зонирование территории застройки, прокладка новых автомобильных дорог (улиц города), подземные сооружения и коммуникации, транспортная доступность, экологичность строительства. Без понимания о том, что проблема формирования жизненного пространства является комплексной, в итоге не будет получено комфортных условий существования человека. На этом и основываются различные современные зеленые стандарты строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDEVELOPMENT OF INDUSTRIAL TERRITORIES ACCORDING TO BREEAM STANDARD

In the past few years, such objects have begun to be taken outside the city limits and rebuilt in new, undeveloped territories. And on the vacated territory, a new development begins with the intensive development of underground space. The strategic innovative approach to the implementation of projects for the development of the modern city released by the industrial territory is an urgent answer to the question of a completely new understanding of the comfortable environment, in which everything is involved: zoning of the development territory, laying new roads (city streets), underground structures and communications, transport accessibility, environmental friendliness of construction. Without understanding that the problem of forming a living space is complex, in the end, comfortable conditions of human existence will not be obtained. Various modern green building standards are based on this.

Текст научной работы на тему «РЕДЕВЕЛОПМЕНТ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПО СТАНДАРТУ BREEAM»

Редевелопмент индустриальных территорий по стандарту BREEAM

А.В. Манько, Е.А. Муравьева Московский государственный строительный университет

Аннотация: В последние несколько лет индустриальные объекты стали выводить за черту городов и возводить заново на новых, не освоенных территориях, а на освободившейся территории начинается новая застройка с интенсивным освоением подземного пространства. Стратегический инновационный подход к реализации проектов освоения высвобождаемой индустриальной территории современного города является злободневным ответом на вопрос о совершенно новом понимании комфортной среды, в которой задействовано все: зонирование территории застройки, прокладка новых автомобильных дорог (улиц города), подземные сооружения и коммуникации, транспортная доступность, экологичность строительства. Без понимания о том, что проблема формирования жизненного пространства является комплексной, в итоге не будет получено комфортных условий существования человека. На этом и основываются различные современные зеленые стандарты строительства.

Ключевые слова: редевелопмент, зеленый стандарт, BREEAM, индустриальные территории, промышленные объекты, реконструкция, реновация, комплексное освоение территории, сертификат.

Рост числа жителей крупных городов, их потребность в жилье, в местах отдыха ведет к увеличению площадей нового строительства. Город ограничен территорией, которая ему принадлежит и до бесконечности расти в ширь он не может. Остаётся расти в высоту, и осваивать подземное пространство. Во времена индустриального бума в XIX веке промышленные объекты строились на окраинах городов. Как правило, это были компактные застройки. В процессе исторического развития города росли в ширину и сейчас многие промышленные объекты находятся почти в административном центре. Стратегический инновационный подход к реализации проектов освоения подземного пространства современного города является злободневным ответом на вопрос о совершенно новом понимании комфортной среды, в которой задействовано все: зонирование территории застройки, прокладка новых автомобильных дорог (улиц города), подземные сооружения и коммуникации, транспортная доступность, экологичность строительства.

В связи с тем, что многие путают зеленое строительство с зелеными стандартами, последние взяты в кавычки. Зеленое строительство - это строительство с применением природных, экологичных материалов. «Зеленые стандарты» - это определенный подход к строительству, чтобы не навредить человеку и окружающей среде.

Впервые понятие редевелопмент было введено в США в сороковых годах двадцатого века. Тогда остро встал вопрос о деградации некоторых районов городов, застроенных старыми, ветхими зданиями. Также большие территории в центре городов были застроены промышленными объектами, которые потеряли, к описываемому периоду, свой промышленный потенциал. В период развития города индустриальные зоны находились на окраине городов, но в период бурного роста и развития города, данные зоны оказались в центре города. В 1952 году в США впервые применили редевелопмент на практике. При этом были снесены целые районы старого жилья, которые превратились в трущобы. Промышленные объекты были частично выведены за границу города, а в основном заводы и фабрики были также, как и жилые районы, подвергнуты редевелопменту. На месте снесенных объектов были построены новые жилые и офисные здания. При этом данной работой занимались частные инвесторы, девелоперы.

В Европе редевелопмент, как правило, был в руках администрации города и реновации подвергались индустриальные или общественные зоны городов администрацией и частными соинвесторами [1]. В России редевелопмент появился в Москве и Санкт-Петербурге и понятие «редевелопмента» и «реконструкции» зачастую имеют схожее значение [2]. Поэтому в России редевелопмент может развиваться в трех направлениях.

Первое направление - сохранение полной функциональности. В этом случае индустриальные объекты не выводятся из эксплуатации, только идет ремонт зданий и техническое перевооружение производства. Ремонт может

быть в виде текущего или капитального ремонта. Но возможен и снос заводских зданий, и строительство новых. Тогда это не редевелопмент, а перезапуск жизненного цикла промышленного объекта.

Второе направление - сохранение функциональности наполовину. Это, другими словами, будет реконструкция, реновация [3]. По этому пути пошли многие индустриальные объекты Москвы. В частности, к этому направлению относятся, например, редевеломпент завода Манометр, Винного завода и др. В этом случае индустриальные здания проходят капитальный ремонт и реконструкцию внутренних помещений.

Третье направление - это полный редевелопмент в том понимании, которое в него вкладывается в Европе [4, 5], т.е. полный снос всех промышленных зданий, внутренних дорог и подземных коммуникаций, после чего необходим этап проектирования «Дорожной карты» -генерального плана развития данной территории [6].

Самым первым стандартом, появившимся в 1990 году в Великобритании, является BREEAM (Building Research Establishment Environmental Assessment Method) - метод оценки устойчивости проектов генерального планирования, инфраструктуры и зданий в течение всего жизненного цикла [7].

Стандарт BREEAM состоит из различных схем сертификации:

1. Communities: объекты генерального плана.

2. New Construction: новое строительство.

3. In-Use: существующие здания.

4. Refurbishment: для зданий, подвергающихся капитальным ремонтам.

У данного стандарта есть минимальные требования, выполнение которых означает прохождение процедуры сертификации. Минимально на уровень «Сертифицирован» надо набрать 30%. [8]

При полном редевелопменте на первом этапе необходимо использовать сертификат BREEAM Communities, а затем сертификат BREEAM New Construction. Эти сертификаты решают следующие цели [9]:

1. Управление всеми инфраструктурами реконструируемой территории.

2. Экономия электроэнергии за счет учета инсоляции здания, применения энергосберегающих технологий и т.д.

3. Здоровье и благополучие жителей данного района.

4. Транспортная доступность реконструируемой индустриальной территории.

5. Водоснабжение района чистой питьевой водой и безопасное водоотведение.

6. Материалы, из которых построены здания и сооружения на территории редевелопмента.

7. Землепользование и экология территории.

8. Возможное загрязнение окружающей среды в результате строительства и эксплуатации новых зданий и сооружений.

Следует сказать, что по минимальным показателям почти все современное новое строительство в России возможно сертифицировать по BREEAM, если в существующую нормативную документацию внести изменения.

Если речь идет о частичном редевелопменте, то необходим сертификат BREEAM In-Use, который призван существенно снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду и оценивается по широкому кругу экологических проблем.

Процесс оценки BREEAM In-Use разбит на три части:

1) Эффективность активов: производительность построенного актива, конструкций и применяемых внутренних решений.

2) Управление зданием: управление активом.

3) Управление жильцами и арендаторами: работа с пользователями актива.

При оценки первые две части можно претворять в жизнь отдельно ото всех. А оценку по третьей части рекомендуется проводить совместно со статьей 2. Данные части, в свою очередь, разбиты на 9 категорий: управление процессами, здоровье и комфорт, энергия, транспорт, вода, материалы, утилизация отходов, управление земельным участком, загрязнения. Как видно из представленного перечня, данные категории перекликаются с новым строительством, кроме утилизации отходов. Так сделано потому, что у существующего, реновириемого здания, уже существуют договоры с полигонами, принимающими мусор.

В 2016 году в России даже была одна попытка британский стандарт адаптировать к российским реалиям [10]. Но на настоящий момент дальше программы реновации Москвы дело не пошло. А, возможно, этот сертификат так и остался на бумаге. Но в любом случае можно сделать вывод о том, что стандарт BREEAM можно использовать для редевелопмента индустриальных территорий. А для сертификации подземных сооружений по стандарту BREEMA необходимо разработать иные требования и сертификаты.

Литература

1. Титов С.А., Бирюков А.П. Европейский опыт реализации программ редевелопмента промышленных территорий мегаполисов // Фундаментальные исследования, 2015, №11-2, С. 605-610.

2. Зайцева А.И., Брель О.А., Кайзер Ф.Ю. Анализ опыта сохранения и редевелопмента объектов индустриального наследия // Общество, среда, развитие, 2018, №4, с. 77-82.

3. Зильберова И.Ю., Маилян В.Д., Петров R.C.. Беланова М.А. Реновация как разновидность модернизации городских территорий // Инженерный вестник Дона, 2019, № 9. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N9y2019/6185.

4. Dyadkova E. A., Bogomolsky V. E. Redevelopment of industrial territories in Moscow: trends and analysis of experience. 2021. URL: DOI: 10.33920/str-01-2112-05.

5. Gabrel M., Skrypyn D.-T., Skrypyn T. Transformation of Post-Industrial Territories of Ivano Frankivsk. 2020. URL: DOI: 10.32347/2076-815x.2020.75.114-133.

6. Аксенова Е.Г., Шевченко О.Ю. Развитие планировочной структуры городских поселений // Инженерный вестник Дона. 2012. №4-1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1173.

7. Миндзаева М.Р., Горгорова Ю.В. Сравнительный анализ зарубежных стандартов экологического строительства и их влияние на формирование российских эко-стандартов. // Инженерный вестник Дона. 2013. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2146.

8. Serrano-Baena M.M., Trivino-Tarradas P., Ruiz-Diaz C., Hidalgo Fernandez R.E. Implications of BREEAM Sustainability Assessment on the Design of Hotels. 2020. URL: doi.org/10.3390/su12166550.

9. Международный стандарт BREEAM. Техническое руководство. 2016. URL: multicomfort.sg/crn_fls/breeam.pdf.

10. Зайцева И. BREEAM со знаком RUS. 2017. URL: stroi.mos.ru/builder_science/breeam-so-znakom-rus.

References

1. Titov S.A., Biryukov A.P. Fundamentalnye issledovaniya. 2015. №11-2. pp. 605-610.

2. Zaytseva A.I., Brel O.A., Kaiser F.Yu. 2018. №4. pp. 77-82.

3. Zilberov I.Yu., Mailyan V.D., Inzhenernyj vestnik Dona, 2019, №9. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N9y2019/6185.

4. Dyadkova E. A., Bogomolsky V. E. 2021. URL: DOI: 10.33920/str-01-2112-05.

М Инженерный вестник Дона, №1 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nly2022/7386

5. Gabrel M., Skrypyn D.-T., Skrypyn T. 2020. URL: DOI: 10.32347/2076-815x.2020.75.114-133.

6. Axenova E.G., Shevchenko O.Y., Inzhenernyj vestnik Dona, 2012, № 4-1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p1y2012/1173.

7. Mindzaeva M.R., Gorgorova Yu.V. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013. №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2146.

8. Serrano-Baena M.M., Trivino-Tarradas P., Ruiz-Diaz C., Hidalgo Fernandez R.E. 2020. URL: doi.org/10.3390/su12166550.

9. Mezhdunarodny standart BREEAM [BREEAM International Standard. Technical Manual]. 2016. URL: multicomfort.sg/crn_fls/breeam.pdf.

10. Zaitseva I. BREEAM so znakom RUS. [BREEAM with RUS sign]. 2017. URL: stroi.mos.ru/builder science/breeam-so-znakom-rus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.