Научная статья на тему 'Редакционная политика журнала «Искусство и художественная промышленность» (на примере освещения выставочной деятельности)'

Редакционная политика журнала «Искусство и художественная промышленность» (на примере освещения выставочной деятельности) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
495
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ ОБ ИСКУССТВЕ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПЕРИОДИКА / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щерова Мария Сергеевна

В статье рассматриваются особенности редакционной политики дореволюционного специализированного журнала «Искусство и художественная промышленность» через освещение выставочной деятельности в России на рубеже XIX-XX веков. Данная тема позволяла поднимать вопросы, связанные с эстетической позицией редакции, среди которых организация подобных мероприятий, необходимость усиления выставочной деятельности в провинции. Характеризуются функциональные особенности журнала, проявляющиеся в публикациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Редакционная политика журнала «Искусство и художественная промышленность» (на примере освещения выставочной деятельности)»

УДК 070.19

М. С. Щерова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского,

Нижний Новгород

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЖУРНАЛА «ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ» (НА ПРИМЕРЕ ОСВЕЩЕНИЯ ВЫСТАВОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

В статье рассматриваются особенности редакционной политики дореволюционного специализированного журнала «Искусство и художественная промышленность» через освещение выставочной деятельности в России на рубеже Х1Х-ХХ веков. Данная тема позволяла поднимать вопросы, связанные с эстетической позицией редакции, среди которых -организация подобных мероприятий, необходимость усиления выставочной деятельности в провинции. Характеризуются функциональные особенности журнала, проявляющиеся в публикациях.

Ключевые слова: журнал об искусстве, специализированная периодика, выставочная деятельность, Общество поощрения художеств.

В XIX веке в России сложилась система периодической печати. Активное участие различных слоев населения в общественной жизни привело к дифференциации прессы по интересам и потребностям аудитории. Таким образом, увеличивается количество специализированных журналов и газет, в том числе и искусствоведческих. К ним мы относим издания, посвященные изобразительному искусству.

Специализированная пресса и, в частности, издания по искусству практически не представлены в учебных пособиях по истории отечественной журналистики. Например, С. Я. Махонина в своем исследовании рассматривает журналы по искусству, относящиеся преимущественно к сфере театра и литературы [3]. Г. С. Лапшина выпустила монографию «Искусство глазами журналиста», в центре которой - театральный журнал «Артист» [2].

В настоящее время периодическим изданиям по изобразительному искусству, выходившим в Х1Х-начале XX вв., посвящены немногочисленные работы. Так, С. Р. Эрнст опубликовал две статьи о первых искусствоведческих журналах [9, 10], в монографии А. Г. Верещагиной представлена художественная критика XVШ-XIX веков с краткой характеристикой периодики по искусству [1], но исследование заканчивается на 30-х годах XIX столетия.

Все это убеждает в необходимости более подробного изучения изданий по изобразительному искусству и включения их в широкий историко-журналистский контекст. Новизна данной работы обусловлена введением в научный оборот нового эмпирического материала, а именно публикаций в специализированном журнале «Искусство и художественная промышленность».

Во второй половине XIX века наблюдается рост интереса к вопросам изобразительного искусства, что привело к появлению новых периодических искусствоведческих изданий. Среди них можно выделить «Вестник изящных искусств» с приложением «Художественные новости», выходившие при Академии художеств с 1883 года, «Художественный журнал» Н. А. Александрова, издававшийся с 1881 по 1887 годы, в 1887 году искусствовед И. Н. Божерянов предпринял издание еженедельного сборника искусств «Художественный хроникер», на рубеже веков появился журнал «Искусство и художественная промышленность». Среди общего массива существовавшей в то время периодики издания по искусству представлены немногочисленной группой, но их присутствие в системе печати свидетельствует о важности этой темы для читателей. Г. С. Лапшина отмечает, что «журналистика, сама являясь фактом культуры, в то же время играла важную роль в ее формировании, помогала российской публике осознать значение культуры в историческом развитии страны, в духовном становлении личности и одновременно - будучи долго единственной общественной трибуной в России -давала возможность на деле осуществить эту задачу» [2. С. 6].

«Искусство и художественная промышленность» - ежемесячный журнал Императорского общества поощрения художеств, выходивший в Санкт-Петербурге в 1898-1902 годах под редакцией Н. П. Собко, искусствоведа, библиографа, секретаря Общества. Императорское общество поощрения художеств - одна из старейших организаций в России, связанная с искусством. Путем осуществления издательской деятельности, содействия в профессиональном росте талантливых художников члены Общества стремились к развитию и популяризации отечественного искусства. Организация выпустила в свет ряд непериодической искусствоведческой литературы, а также несколько периодических изданий: «Журнал изящных искусств», «Художественная газета», «Искусство и художественная промышленность», «Художественные сокровища России». В рамках данной работы мы рассмотрим журнал «Искусство и художественная промышленность».

К числу главных задач, стоящих перед изданием, относили содействие успехам художественных произведений в России, поощрение дарования русских художников, распространение художественного образования среди ремесленников, способствование развитию вкуса во всех слоях населения [4. С. 3]. Рассматриваемый печатный орган отстаивал интересы художников-передвижников, способствовал популяризации знаний об изобразительном искусстве, пропагандировал идею народности искусства [7].

Редакционная политика любого издания складывается из многих факторов: это и целевое назначение, и тематическая направленность, и жанровая палитра, и принципы художественно-технического оформления, и способы взаимодействия с аудиторией.

С помощью графического оформления редакция стремилась выделить «Искусство и художественную промышленность» среди других изданий. Журнал имел цветную, художественно оформленную обложку, которая привлекала внимание читателей. Материалы содержали различные элементы декорирования: буквицы, заставки, линейки. Внутри публикаций помещались изображения, их количество было вызвано степенью необходимости иллюстрирования того или иного текста.

Несмотря на то, что тексты рассматриваемого издания ограничивались искусствоведческой тематикой, были представлены различные виды журналистских жанров. Наибольшее распространение получил жанр статьи, также встречались биографические очерки, представляющие жизнеописания художников, скульпторов, архитекторов, историков искусства, отчеты о различных мероприятиях, рецензии, некрологи, письма, корреспонденции. В отделе «Художественная хроника» превалировали заметки. Таким образом, жанровая палитра издания была разнообразной.

В журнале «Искусство и художественная промышленность» помещались материалы, посвященные истории отечественного и зарубежного искусства, биографии художников, информация о текущем состоянии изобразительного искусства в России и за ее пределами. Особое место занимала тема выставочной деятельности, так как через нее авторы конкретных публикаций и редакция в целом могли выражать свои предпочтения, в первую очередь, эстетические.

В программном предуведомлении журнала, которое мы рассматриваем как одно из проявлений редакционной политики, важным тематическим пунктом стали обзоры русских и иностранных художественных и художественно-промышленных выставок, музеев, школ. С первого номера выставочная деятельность стала одной из основных тем, представленных на страницах журнала.

Выставочная жизнь России в Х1Х-начале XX вв. была насыщенной. В стране проводились многочисленные экспозиции, особое внимание привлекали художественно-промышленные выставки, разнообразные по тематике. Художественные выставки на рубеже веков были также популярны.

Г. Ю. Стернин обращает внимание на «непрерывно увеличивавшееся количество художественных выставок как на характернейшую черту культурного быта России тех лет. Десять-двенадцать крупных экспозиций в Петербурге и Москве за один выставочный сезон становятся обычным явлением. К этому надо добавить значительное число выставочных предприятий, устраивавшихся в ту пору в провинции. Если прежде художественные выставки можно было видеть лишь в тех городах, которые включались в маршруты поездок передвижников, то теперь многие местные объединения и общества стараются своими силами, хотя и не без помощи петербургских и московских художников, показать публике творчество живописцев, скульпторов и графиков. На рубеже двух веков регулярные ежегодные экспозиции начинают, например, устраиваться в Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре, Курске, Туле, Екатеринодаре, Новочеркасске» [8. С. 49-50].

В ходе анализа публикаций мы пришли к выводу, что выставочная деятельность определялась в издании преимущественно как демонстрация произведений изобразительного искусства (живопись и скульптура). Промышленные выставки, ставшие популярными во второй половине XIX столетия, не являлись предметом изучения редакции. Материалы о выставках помещались в основной части, а новостные заметки и тексты о выставочной деятельности в разных регионах страны - в отделе «Художественная хроника» (позже - «Хроника журнала "Искусство и художественная промышленность"»).

Выставка для художника имеет большое значение. В первую очередь, это возможность продемонстрировать свое творчество широкой аудитории и в дальнейшем быть узнанным ею. Одновременно с этим особое внимание к выставкам обычно наблюдается со стороны профессионального сообщества. В таком случае представление в экспозиции картины/скульптуры демонстрирует признание известными мастерами и другими деятелями искусства, так как отбор художественных произведений на выставки осуществляют, как правило, специально созданные комиссии.

Редакция журнала рассматривала экспозиции, организованные Обществом поощрения художеств, Академией художеств, Московским обществом любителей художеств и другими организациями. Внимание корреспондентов привлекали не только столичные выставки, но и провинциальные. Таким образом, редакция стремилась охватить по мере возможности всю художественную жизнь России рубежа Х1Х-ХХ вв.

Как правило, публикации о выставочной деятельности состояли из условных отделов, которые присутствуют на самих показах: пейзаж, бытовой жанр, портрет, скульптура. Авторы материалов в разной степени разбирали каждый из этих отделов. В конце обычно приводился вывод по экспозиции в целом.

Тексты, посвященные выставочной деятельности, могли содержать отрицательную оценку. Она была направлена на художественное произведение, автора или целый выставочный отдел: в работах «мало самостоятельного творчества, мало силы и жизни» («Конкурсная выставка в Императорской академии художеств», № 13, 1899), «все это довольно скучно, однообразно холодно, мертво, безлично или утомительно», «нет признака мысли, фантазии, не говоря уже об ее художественном проявлении» («Австро-венгерская выставка», № 14, 1899), «нужно много игривой беспечности со словами, чтобы назвать все это произведениями искусства» («ХХ-я акварельная выставка», № 16, 1900) и др.

В публикациях подчеркивались и достоинства работ, представленных на экспозициях: «художники умело воспользовались богатым материалом», «прекрасный солнечный пейзаж», «наиболее удачный портрет» («Московские художественные новости», № 6, 1899), «вся картина производит грандиозное впечатление», «замечательная техника в выработке дальних планов» («Конкурсная выставка в Императорской академии художеств», № 13, 1899), «картина подкупает - и правдивой передачей события, и своим гармоничным колоритом», «картина несомненно хороша» («19-я периодическая выставка картин Московского общества любителей художеств», № 16, 1900), «правдивый и сильный по краскам этюд» («ХХ-я акварельная выставка», № 16, 1900), «полная воздуха, поэтичная, нежная картина» («УП-я очередная выставка Московского товарищества художников», № 18, 1900) и др.

Россия активно взаимодействовала с другими странами в области искусства. Художники посещали Германию, Францию, Англию для совершенствования своего мастерства. Часто организовывались выставки иностранных художественных произведений, и тогда российские любители искусств могли познакомиться с творчеством зарубежных мастеров. Ряд публикаций в журнале «Искусство и художественная промышленность» посвящен таким экспозициям: «Австро-Венгерская выставка» (№ 14, 1899), «Общегерманская художественная выставка в Москве» (№ 18, 1900) и др. В данных текстах, помимо описаний картин и скульптур, сообщалась информация о развитии художественного образования и состоянии художеств в целом в рассматриваемых странах.

Кроме вышеуказанных, на страницах журнала присутствовали публикации, посвященные экспозициям в других странах (Лондон, Мадрид, Варшава, Венеция). Из них читатели могли получить наглядное представление о зарубежном искусстве.

В отношении заграничных выставок интересен материал Д. А. Пахомова «Нужны ли нам в данную минуту иностранные выставки?» Художник пишет о важной цели таких экспозиций -

«познакомить русскую публику и художников, не имеющих возможности ездить за границу, с творчеством и художественным миросозерцанием старших братьев» [6. С. 53]. Это знакомство должно помочь русским мастерам выявить принципы и тенденции родного искусства. Благодаря иностранным экспозициям отечественная публика может наглядно представить географические, этнографические и экономические стороны других государств. Но, вместе с тем, автор замечает, что далеко не все экспозиции отвечают этим требованиям, а качество выбранных на выставки произведений оставляет желать лучшего. Количество выставочных помещений в Санкт-Петербурге ограничено, и часто они заняты иностранцами. Автор не дает прямого ответа на вопрос, заявленный в заглавии статьи, но его вывод мы можем рассматривать как авторское мнение по данной проблеме: Д. А. Пахомов призывает проводить как можно больше провинциальных выставок вместо зарубежных, приглашать к участию художников из различных городов России, потому что им сложно попасть на экспозиции. Также автор дает рекомендации по организации подобных мероприятий.

Иногда выставочная деятельность становилась поводом для написания материалов на другие темы. Например, вышеуказанная австро-венгерская выставка повлекла за собой создание публикации «Искусство в Хорватии» (№ 17, 1900), связанной не столько с экспозицией выставки, сколько с историей развития художеств в отдельном государстве, а Международная керамическая выставка в Санкт-Петербурге стала основой для материала «По поводу Международной керамической выставки в Санкт-Петербурге» (№ 6, 1901), где освещается история и производство иностранных фарфоровых заводов.

Внимание редакции было сосредоточено не только на столичных выставках, встречалась информация и об экспозициях в различных российских городах. Часто такие сведения публиковались в форме заметок. Среди городов, в которых проводились выставки, отмеченные редакцией журнала, можно выделить Воронеж, Киев, Одессу, Ригу. Сообщения информировали о предстоящих, прошедших выставках или об их переносе. Часто посредством них художников приглашали к участию в грядущих экспозициях. Так, в №№ 6 журнала за 1899 год было опубликовано извещение о третьей «весенней» выставке живописи и ваянии, а в № 11 - помещен большой материал о ней («"Весенняя" выставка в Одессе»).

Помимо обычных, конкурсных и иностранных экспозиций, на страницах журнала описывались и народные выставки, то есть предназначенные для массовой публики. Это выставки, которые можно посмотреть либо бесплатно, либо по льготной, низкой цене. Входной билет на экспозиции был недешевым, поэтому увидеть новые произведения искусства могли далеко не все, а на народные выставки имел возможность попасть любой желающий. Об одной из таких экспозиций пишет известный художник Н. К. Рерих в публикации «По поводу народной выставки картин в Конногвардейском манеже» (№ 1-2, 1898). Данное мероприятие послужило поводом для размышлений о народных экспозициях вообще. Автор считает, что подобные выставки будут очень полезны массовой публике для ее самообразования, а для достижения этой цели нужно уметь правильно их организовать.

В текстах выставочной тематики мы можем увидеть иллюстрации, с помощью которых аудитория могла получить более полное представление об описываемой в материале выставке. Таким образом, читатель имел возможность увидеть репродукцию картины, составить свое личное мнение о ней, а не ограничиваться лишь суждениями автора текста. Большинство материалов сопровождалось репродукциями художественных произведений, о которых говорилось в тексте, но в некоторых публикациях иллюстраций не было. Отсутствие изображений не всегда зависело от редакции и технических возможностей полиграфического производства. Часто сами художники делали невозможным помещение репродукций в журнале. Так, художник Д. А. Пахомов, анализируя конкурсную выставку в Академии художеств, отмечает: «мною предложено было конкурентам поместить при настоящей статье репродукции с их произведений, чтобы тем самым способствовать известности молодых, вступающих в жизнь художников, но они, видимо, уже искусившись в жизненной борьбе, стали ставить разные условия и настолько затянули переговоры, что редакция принуждена была отказаться от помещения на страницах журнала воспроизведения их картин» [5. С. 61].

Так как журнал был посвящен специфической сфере - искусству, закономерным выглядит привлечение в качестве корреспондентов специалистов в этой области: искусствоведов,

художников, критиков. В состав авторского коллектива издания входили известный и авторитетный художественный критик, историк искусства В. В. Стасов, художник, академик Имперской академии художеств Н. К. Рерих, живописец М. М. Далькевич, искусствоведы Д. А. Пахомов, Е. М. Кузьмин, Н. В. Некрасов.

При определении целевого назначения любого издания важно выявить набор функций, который будет выполнять печатный орган. Посредством освещения выставочной деятельности редакция журнала «Искусство и художественная промышленность» осуществляла ряд функций, в первую очередь, культуроформирующую, так как через представление лучших образцов отечественного и зарубежного искусства у аудитории формировалось представление о культурных ценностях. Часто в материалах, посвященных, например, искусству за границей, корреспонденты, знакомя читателей с историей искусства этого государства в целом, позволяли себе отступления исторического и теоретического характера, тем самым реализовалась просветительская функция. Ряд публикаций был связан с деятельностью отдельных обществ, организаций в сфере искусства. В таких текстах реализовывалась коммуникативная функция печати, когда читатели через данные материалы могли узнать о текущей работе различных органов. Наконец, в публикациях на выставочную тему проявлялась организаторская функция, когда сообщалась информация о предстоящих выставках, к участию в которых приглашались все желающие. Эту функцию мы можем также рассматривать как одну из форм взаимодействия с аудиторией.

В заключении нужно отметить, что количество материалов в журнале «Искусство и художественная промышленность», посвященных выставкам, свидетельствует об обширной выставочной деятельности в России. Журналистика всегда старалась отражать различные явления общественной жизни, и искусство не стало здесь исключением. То, о чем писали на рубеже XIX-XX вв. в журнале «Искусство и художественная промышленность», сейчас становится актуальным не только для теоретиков журналистики, но и для исследователей истории искусства. Путем освещения экспозиций редакционный коллектив поднимал различные вопросы: необходимость увеличения выставок, привлечение к участию в них провинциальных художников, способы популяризации искусства в обществе. Содержание публикаций по выставочной теме отражает одну из отличительных черт русского искусства изучаемого периода - увеличение количества экспозиций как в Санкт-Петербурге и Москве, так и в провинции, причем с участием не только отечественных, но и зарубежных мастеров. Таким образом, искусствоведческие издания представляют собой панораму художественной жизни России на рубеже XIX-XX столетий.

Список литературы

1. Верещагина, А. Г. Критики и искусство. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 744 с.

2. Лапшина, Г. С. Искусство глазами журналиста. М.: Ф-т журн. МГУ, 2015. 346 с.

3. Махонина, С. Я. История русской журналистики начала ХХ века. М.: Флинта: Наука, 2004. 368 с.

4. От редакции // Искусство и художественная промышленность. 1898. № 1-2. С. 3-6.

5. Пахомов, Д. А. Конкурсная выставка в Императорской академии художеств // Искусство и художественная промышленность. 1899. № 13. С. 57-61.

6. Пахомов, Д. А. Нужны ли нам в данную минуту иностранные выставки? // Искусство и художественная промышленность. 1900. № 1. С. 53-60.

7. Русская периодическая печать (1702-1894). URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения 27.03.2018).

8. Стернин, Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. М.: Искусство, 1970. 285 с.

9. Эрнст, С. Р. «Журнал изящных искусств» 1807 // Русский библиофил. 1913. № 4. С. 5-13.

10. Эрнст, С. Р. «Журнал изящных искусств» 1823-1825 // Русский библиофил. 1914. № 3. С. 5-26.

EDITORIAL POLICY OF THE MAGAZINE "ART AND ART INDUSTRY" (THE EXAMPLE OF COVERAGE OF EXHIBITION ACTIVITIES)

Scherova M.S., National Research Lobachevsky State University of Nizhniy Novgorod, Nizhniy Novgorod, [email protected]

The study of certain special groups ofperiodical editions is the modern tendency, which is typical for the theory of journalism. Art newspapers and magazines occupy a certain place in the Russian media system. The article examines editorial policy features in the coverage of exhibition activity in Russia at the turn of the 19th and 20th centuries in the specialized magazine «Art and the Art Industry». The magazine was published monthly in St. Petersburg in 1898-1902 under the editorship of N.P. Sobko and belonged to the Imperial Society for the Encouragement of the Arts. The author analyzes in detail the content of the materials devoted to the exhibitions in the magazine «Art and the Art Industry». Interest in this topic is related to the fact that in the XIX-early XX century the exhibition life of Russia was vivid.

Usually publications present an overview of the most vivid, according to the authors of the articles, paintings. It should be noted that very often in such materials readers are presented not only with the merits of the work, but also with their shortcomings.

In addition to Russian expositions, the magazine also reviews foreign exhibitions. In these texts, in addition to descriptions of paintings and sculptures, information is provided on the development of art education and the state of the arts in general in different countries.

This topic allowed to raise issues related to the aesthetic position of the editorial staff, including the organization of such events, the need to strengthen the exhibition activities in the province.

Key words: art magazine, specialized periodicals, exhibition activity, the Society for the Encouragement of Arts.

References

1. Vereshchagina, A. G. (2004). Kritiki i iskusstvo [Critics and art]. Moskva, Progress-Traditsiya, 744 p. (in Russ.).

2. Lapshina, G. S. (2015). Iskusstvo glazami zhurnalista [Art through the eyes of a journalist]. Moscow, F-t zhurn. MGU, 346 p. (in Russ.).

3. Makhonina, S. YA. (2004). Istoriya russkoy zhurnalistiki nachala XX veka [The history of Russian journalism in the early twentieth century]. Moscow, Flinta, Nauka, 368 p. (in Russ.).

4. Ot redaktsii (1898) [From the editorial office]. Iskusstvo i khudozhestvennayapromyshlennost' [Art and art industry], 1, pp. 3-6 (in Russ.).

5. Pakhomov, D. A. (1899). Konkursnaya vystavka v Imperatorskoy akademii khudozhestv [Competitive exhibition at the ImperialAcademy ofArts]. Iskusstvo i khudozhestvennaya promyshlennost' [Art and art industry], 13, pp. 57-61 (in Russ.).

6. Pakhomov, D. A. (1900). Nuzhny li nam v dannuyu minutu inostrannyye vystavki? [Do we need foreign exhibitions at this moment?]. Iskusstvo i khudozhestvennaya promyshlennost' [Art and art industry], 1, pp. 53-60 (in Russ.).

7. Russkaya periodicheskaya pechat' (1702-1894) [Russian periodicals (1702-1894)]. FEB: Periodika [FEB: periodicals], available at: http://feb-web.ru/ (accessed 27.03.2018) (in Russ.).

8. Sternin, G. Yu. (1970). Khudozhestvennaya zhizn'Rossii na rubezhe XIX-XXvekov [The artistic life of Russia at the turn of the XIX-XX centuries]. Moscow, Iskusstvo, 285 p. (in Russ.).

9. Ernst, S. (1913). «Zhurnal izyashchnykh iskusstv» 1807 [«Journal of Fine Arts» 1807]. Russkiy bibliofil [Russian bibliophile], 4, pp. 5-13 (in Russ.).

10. Ernst, S. (1914). «Zhurnal izyashchnykh iskusstv» 1823-1825 [«Journal of Fine Arts» 18231825]. Russkiy bibliofil [Russian bibliophile], 3, pp. 5-26 (in Russ.).

Щерова Мария Сергеевна - аспирант кафедры журналистики Института филологии и журналистики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.