Научная статья на тему 'Редакторы районных газет о перспективах локальных СМИ: результаты исследования'

Редакторы районных газет о перспективах локальных СМИ: результаты исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Социальная журналистика / локальные медиа / функции СМИ / гражданское общество / Regional newspapers / survey of journalists / local media / civic society

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фролова Татьяна Ивановна, Гатилин Александр Сергеевич, Пивоварова Елена Леонидовна

В статье авторы продолжают представлять результаты исследования современного состояния и возможностей совершенствования редакционных стратегий муниципальных газет. Кризис (само) идентификации локальных медиа наблюдается во многих странах, однако в России существует вероятность закрытия большого количества местных СМИ, которые, по факту, не нужны власти и бизнесу, а граждане не готовы участвовать в финансировании их деятельности. Однако имеется и позитивный опыт некоторых успешных районных газет, который возможен для распространения. В статье представлены результаты анализа интервью с руководителями таких СМИ. Акцентируется роль местных СМИ в общественных процессах, в которых участвуют и другие акторы. Материалы ответов систематизированы в соответствии с исследовательскими вопросами: адреса заявлений и субъекты общественных изменений, временные затраты и типы результативности участия журналистов в решении проблем граждан — эти позиции представлены в статье как основные критерии структурирования текстов интервью. Ключевым вопросом, ответ на который позволит аргументировать необходимость сохранения местных СМИ, является позиционирование муниципальных редакций в социально-политическом поле малых территорий. Авторы обращают внимание на уникальность работы районных редакций, которая связана с долгосрочной ориентацией на решение проблем граждан и сообществ и стремлением совместными усилиями с читателями, представителями власти и бизнеса решать актуальные проблемы. Авторы статьи предлагают открыть дискуссию о критериях эффективности работы локальных медиа и предлагают свою версию KPI: не тиражи газет и охваты в соцсетях, а реальные изменения, которые произошли по инициативе и/или при участии журналистов местных СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Фролова Татьяна Ивановна, Гатилин Александр Сергеевич, Пивоварова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Editors of Regional Newspapers on the Prospects of Local Media: Research Results

In the article, the authors continue to present the results of a study of the current state and possibilities for improving the editorial strategies of municipal newspapers. The crisis of (self) identification of local media is observed in many countries, but in Russia there is a possibility of closing a large number of local media, which, in fact, are not needed by the government and business, and citizens are not ready to participate in financing their activities. However, there is also a positive experience of some successful regional newspapers, which is possible for dissemination. The article presents the results of the analysis of interviews with the leaders of such media. Emphasis is placed on the role of local media in public processes in which other actors also participate. The authors draw attention to the uniqueness of the work of local editorial offices, which is associated with a long-term focus on solving the problems of citizens and communities and the desire to work together with readers, government officials and business to solve urgent problems. The authors of the article propose to open a discussion about the criteria for the effectiveness of local media and offer their own version of kpi: not newspaper circulation and social media coverage, but real changes that have occurred on the initiative and (or) with the participation of local media journalists.

Текст научной работы на тему «Редакторы районных газет о перспективах локальных СМИ: результаты исследования»

УДК 070

ЕйЫ ТС^М^

йО! 10.17150/2308-6203.2024.13(1).69-87 Научная статья

Редакторы районных газет о перспективах локальных СМИ: результаты исследования

Фролова Т.И.1Н , Гатилин А.С.1®, Пивоварова Е.Л.2

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г Москва, Российская Федерация

2 Фонд Андрея Первозванного, г Москва, Российская Федерация Автор, ответственный за переписку: Фролова Т.И., t_frolova@bk.ru

Аннотация. В статье авторы продолжают представлять результаты исследования современного состояния и возможностей совершенствования редакционных стратегий муниципальных газет. Кризис (само) идентификации локальных медиа наблюдается во многих странах, однако в России существует вероятность закрытия большого количества местных СМИ, которые, по факту, не нужны власти и бизнесу, а граждане не готовы участвовать в финансировании их деятельности. Однако имеется и позитивный опыт некоторых успешных районных газет, который возможен для распространения. В статье представлены результаты анализа интервью с руководителями таких СМИ. Акцентируется роль местных СМИ в общественных процессах, в которых участвуют и другие акторы. Материалы ответов систематизированы в соответствии с исследовательскими вопросами: адреса заявлений и субъекты общественных изменений, временные затраты и типы результативности участия журналистов в решении проблем граждан — эти позиции представлены в статье как основные критерии структурирования текстов интервью. Ключевым вопросом, ответ на который позволит аргументировать необходимость сохранения местных СМИ, является позиционирование муниципальных редакций в социально-политическом поле малых территорий. Авторы обращают внимание на уникальность работы районных редакций, которая связана с долгосрочной ориентацией на решение проблем граждан и сообществ и стремлением совместными усилиями с читателями, представителями власти и бизнеса решать актуальные проблемы. Авторы статьи предлагают открыть дискуссию о критериях эффективности работы локальных медиа и предлагают свою версию КР1: не тиражи газет и охваты в соцсетях, а реальные изменения, которые произошли по инициативе и/или при участии журналистов местных СМИ.

Ключевые слова. Социальная журналистика, локальные медиа, функции СМИ, гражданское общество.

Информация о статье. Дата поступления 03 октября 2023 г.; дата поступления после доработки 19 декабря 2023 г.; дата принятия к печати 19 декабря 2023 г.; дата онлайн-размещения 25 марта 2024 г.

Original article

Editors of Regional Newspapers on the Prospects of Local Media: Research Results

Tatiana I. Frolova1® , Alexander S. Gatilin1©, Elena L. Pivovarova2

1 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

2 St. Andrew the First Called Foundation, Moscow, Russian Federation

Corresponding author: Tatiana I. Frolova, t_frolova@bk.ru

Abstract. In the article, the authors continue to present the results of a study of the current state and possibilities for improving the editorial strategies of municipal newspapers. The crisis of (self) identification of local media is observed in many countries, but in Russia there is a possibility of closing a large number of local media, which, in fact, are not needed by the government and business, and citizens are not ready to participate in financing their activities. However, there is also a positive experience of some successful regional newspapers, which is possible for dissemination. The article presents the results of the analysis of interviews with the leaders of such media. Emphasis is placed on the role of local media in public processes in which other actors also participate. The authors draw attention to the uniqueness of the work of local editorial offices, which is associated with a long-term focus on solving the problems of citizens and communities and the desire to work together with readers, government officials and business to solve urgent problems. The authors of the article propose to open a discussion about the criteria for the effectiveness of local media and offer their own version of kpi: not newspaper circulation and social media coverage, but real changes that have occurred on the initiative and (or) with the participation of local media journalists.

Keywords. Regional newspapers, survey of journalists, local media, civic society.

Article info. Received October 03, 2023; revised December 19, 2023; accepted December 19, 2023; available online March 25, 2024.

Введение

Существенные трансформации медиасистем на протяжении последнего десятилетия фиксируются во всем мире. Кризис существующих бизнес-моделей заставляет профессиональное сообщество и медиаиссле-дователей переосмыслять базовые основания журналистской деятельности и, как следствие, сложившиеся за многие десятилетия представления о необходимых профессиональных навыках и стандартах1. Транснацио-

1 Future of Journalism // International Federation of Journalists. URL: https://www.ifj.org/ what/future-of-journalism; Отраслевой доклад

нальные, национальные медиахол-динги развивают мультиплатфор-менный подход, диверсифицируют редакционную политику, что позволяет за счет большого трафика тестировать и развивать различные стратегии привлечения рекламодателей и подписчиков. Местные СМИ ищут новые формы организации своей работы, так как не способны конкурировать с

«Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития», 2021 // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. URL: https://digital.gov. ru/ru/documents/8048/?utm_ referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f

медиакорпорациями, распространяющими новостной и развлекательный контент, с социальными сетями, предоставляющими более выгодные условия для размещения рекламы представителям малого и среднего бизнеса, частным лицам [1, pp. 9-12, 25]. Падение доходов от рекламы, розничной продажи и подписки ставят под угрозу закрытия тысячи местных СМИ2. В некоторых странах чиновники и представители благотворительных фондов всерьез задумываются о необходимости спасения редакций местных газет [1, pp. 12-14]. В России система государственной поддержки СМИ развита больше, однако из-за неуклонно снижающихся объемов помощи угроза исчезновения районок вполне реальна.

В Курганской области региональные чиновники предполагали провести схожую с Подмосковьем радикальную реформу областной медиасистемы. Вмешательство Союза журналистов России позволило несколько смягчить предлагаемые областным правительством меры, но окончательно не сняло с повестки дня вопрос о ликвидации редакций местных СМИ. Показательным, отражающим общую тенденцию в отношении власти к муниципальным газетам стало объяснение учредителя, которое озвучила директор Департамента информационной и внутренней политики, пресс-секретарь губернатора Курганской области Анастасия Гусарова: «Основными источниками информации о деятельности губернатора, органов госвласти, важных событиях региона

2 Итоги опроса «Оценка мер поддержки СМИ» // Альянс независимых региональных издателей. URL: https://anri.org. ru/2020/07/07/zatjanuli-pojasa-izdateli-ocenili-mery-podderzhki-smi/.

являются областная газета "Новый мир", официальные сайты, аккаунты правительства, органов исполнительной власти и местного самоуправления в соцсетях» [2].

Во многих регионах России, в частности в Воронежской области, были проведены компромиссные варианты реформы региональной медиасистемы: создавались вертикально интегрированные медиахол-динги, которые позволили сохранить редакции муниципальных газет при централизации их финансирования и отчетности3. В некоторых регионах, в частности в Челябинской области, проведена реформа местных СМИ в виде преобразования их в форму автономной некоммерческой организации, что позволило журналистам подавать заявки на грантовые конкурсы для НКО и повысило ответственность руководителей СМИ за финансовую стабильность организации4.

Снижению значимости местных газет в глазах глав районных администраций и сотрудников профильных региональных ведомств послужило, в том числе, создание в 2019 г. АНО «Диалог», которая позиционируется как «оператор цифрового диалога между властью и обществом», созданная для «ускорения решения вопросов, с которыми люди обращаются к органам власти»5.

3 Региональному информационному агентству «Воронеж» исполняется 10 лет. URL: https://vsjr.ru/2022/12/08/региональ-ному-информационному-агент/.

4 Дмитрий Федечкин: «Региональные власти отпустят СМИ в свободное плавание» // Челябинск сегодня. 2012. 30 марта. URL: https://cheltoday.ru/articles/obshchestvo/ dmitriy_fedechkin_regionalnye_vlasti_otpusty-at_smi_v_svobodnoe_plavanie/.

5 Диалог. Цифровые коммуникации.

URL: https://dialog.info/about/ano-dialog/.

Процессы оптимизации редакций местных СМИ происходят практически повсеместно и чаще всего обосновываются необходимостью сокращения бюджетных расходов. Но какова реальная цена сэкономленных средств? Исследователи в разных странах доказали, что исчезновение местных СМИ негативно сказывается на самоощущении жителей малых территорий, на их желании и возможности участвовать в политическом процессе, в обсуждении актуальных для развития территории проживания вопросов [3]6. В частности, в Австралии вследствие вынужденного сокращения штата редакций журналисты публикуют все меньше расследований, аналитики и местной хроники, малоопытные журналисты не способны критически анализировать происходящие общественно-политические события, в локальных медиа все чаще публикуются пресс-релизы и пропагандистские материалы без их дополнительной, независимой критической оценки [1, р. 9].

В открытом письме Президенту РФ более ста руководителей и журналистов местных СМИ заявили, что «короткий поводок», на котором их держат учредители в лице муниципальных и региональных органов власти, «заставляет выпускать материалы с постоянной оглядкой на мнение чиновников, лишая возможности отстаивать интересы наших

6 For Local News, Americans Embrace Digital but Still Want Strong Community Connection. Pew Research Center, 2019. URL: https://www.pewresearch.org/journal-ism/2019/03/26/for-local-news-americans-em-brace-digital-but-still-want-strong-community-connection/; US News Deserts. URL: https:// www.usnewsdeserts.com/.

читателей, зрителей, слушателей»7. Стремление централизовать коммуникацию и не допустить обсуждения актуальных проблем местных сообществ становится серьезной угрозой развитию местных СМИ, которая влечет за собой и более серьезные социальные последствия — социальный пессимизм, атомизирован-ность и миграцию молодежи в мегаполисы.

Научная проблема, которая требует проведения комплексного исследования, заключается в необходимости поиска актуальных редакционных стратегий муниципальных СМИ, направленных на предотвращение и минимизацию нежелательных социальных процессов в российских регионах. Подчеркнем: наступление цифровой эпохи, а также геополитическая неопределенность и глобальный ценностный конфликт серьезно усложнили ситуацию, в которой развивается жизнь локальных газет.

Сотрудники кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова продолжают исследование муниципальных газет в партнерстве с опытными практиками, близко знакомыми с внутренней ситуацией на местах. Предыдущие этапы работы показали, что главное преимущество местных СМИ — близость к аудитории. А главная угроза — зависимость от чиновников, которые тоже претендуют на прямой и доверительный диалог с жителями малых территорий. Кто же в реальности ближе к гражданам —

7 Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину. URL: https://docs. google.eom/forms/d/e/1FAIpQLSeqHiHiWMQ7_ e6ZP9nH_f3RtTDuQfTN8JCo7yvjkhfEnuTQKw/ viewform?usp=sf_link.

представители органов власти или журналисты? К кому и по каким каналам обращаются граждане, стремясь решить свои проблемы? Насколько эффективны разные каналы коммуникации, способствуют ли они решению системных, комплексных проблем или все ограничивается «прорванными трубами» и «протекающими крышами» (что, впрочем, также требует немалых усилий)? В предлагаемой статье авторы представляют позицию опытных руководителей местных СМИ, их видение текущей и потенциальной роли локальных медиа в общественных процессах, а также предпринимают попытку целостного анализа ситуации по наиболее важным вопросам и формулирования нового подхода к оценке эффективности деятельности редакций локальных СМИ.

Обзор литературы

Судьба локальных медиа, их место в повседневной жизни людей, этот «социомикромир», где реально «человек наслаждается жизнью, болеет и умирает, растит детей, заботится об их судьбе» [4, с. 269], для медиаисследователей далеко не так значим, к сожалению, как он того заслуживает. Более того, наибольший интерес исследователей вызывают локальные медиа США, Великобритании, Австралии и Канады: большинство статей (62 %) в Web of Science Core Collection, опубликованных в период с 1977 г. по 2019 г. (поиск по ключевым фразам local media, local journalism, local news; N = 1 263), посвящены локальным медиа указанных стран [1, p. 1].

Журналисты, по мнению Стивена Барнетта, вносят вклад в демократизацию местных сообществ не

только путем информирования и репрезентации, но и проведением кампаний (campaining) и призывами к ответу представителей власти ^^егтда^пд)[5].

Подобная институциональная конвергенция пока не в полной мере осмыслена медиаисследова-телями и не принята в качестве базовой чиновниками разного уровня. Представляется важным изменить отношение представителей органов власти всех уровней к локальным медиа. Главной и уникальной задачей журналистов становится метафункция развития гражданского общества. Об этом, в частности, говорил президент РФ В.В. Путин: «Без нормальной работы СМИ гражданское общество не построим»8.

Субъективный, включенный подход журналистов к решению проблем не является новым. Наиболее ярким и влиятельным примером такой активности стало движение гражданской журналистики в США и других странах.

Развивая идеи партиципаторной журналистики, И.Д. Фомичева указывает на необходимость расширения представлений о спектре ролей журналиста: «Он не может оставаться лишь проповедником, просветителем, расследователем, репортером, аналитиком. Необходима роль организатора, медиатора, модератора и, соответственно, необходимо обучать выполнению этих ролей» [6, с. 20].

В российских исследованиях локальных медиа в последние годы не

8 Путин: Без нормальной работы СМИ мы гражданское общество не построим // Российская газета. 2020. 17 дек. URL: https:// rg.ru/2020/12/17/reg-ufo/putin-poobeshchal-pomoch-razobratsia-s-situaciej-redaktora-gazety-vpered.html.

хватает комплексного подхода и сравнительного анализа. Детальный анализ публикаций в российских научных журналах, посвященных муниципальным СМИ, не является целью данной статьи, однако предварительный анализ текстов, опубликованных в российских научных журналах и сборниках конференций в 2019-2023 гг. и доступных в базе eLibrary (поиск по ключевым фразам «локальные медиа», «муниципальная газета»), показывает, что большинство исследований в последние пять лет были посвящены конкретным местным СМИ или особенностям медиасистем отдельных регионов [7-12].

Знаковой и значимой для исследователей локальных медиа стала вышедшая в 2020 г. коллективная монография The Routledge companion to local media and journalism под редакцией Агнеш Гульяс и Дэвида Бэйн-са. 65 авторов представили анализ локальных медиасистем в контексте национальных медиасистем. Обратим внимание на статью И.В. Кирия, который проанализировал государственные контракты с региональными СМИ в России, а также тенденции развития региональных и местных СМИ в 1990-2010 гг. Автор приходит к выводу, что в настоящее время в России нет ни одного общественного института, заинтересованного в региональных медиа, а возрастающее отчуждение местных СМИ от своих сообществ увеличивает дистанцию между властью и связанных с ней СМИ от местных проблем [1, p. 174].

Медиаисследователи из других стран прослеживают схожие с анализом И.В. Кирия этапы развития национальных медиасистем: от степени партийной принадлежности через этап активного развития биз-

нес-логики и разнообразных бизнес-моделей функционирования СМИ, основанных в основном на рекламе, подписке, рознице, к нормативным общественно значимым функциям медиа или к контролю над медиа со стороны тех же или иных партийных структур и чиновников разного уровня [1, р. 1-23, 141-149, 158-167]. Однако если в случае с США, Великобританией, Швецией исследователи указывают на необходимость поиска новых форм функционирования и поддержки локальных медиа с учетом изменившихся задач и конкурентной среды, то российские медиаисследователи указывают на тенденцию к централизации каналов коммуникации власти и граждан и к полному контролю местных чиновников над региональным и местным информационными полями.

К.Р. Нигматуллина на основе проведенных интервью с медиаэк-спертами, журналистами, сотрудниками государственных органов власти приходит к выводу, что «локальные СМИ, принадлежащие местной власти, <...> не обладают достаточной свободой в реализации обратной связи с аудиторией» [12, с. 41]. Автор статьи приводит в качестве обоснования этого тезиса цитату журналиста из Приморского края: «Традиционные медиа живут хорошо, если умеют балансировать между деньгами от власти и уровнем критики в издании (то есть интересны аудитории)» [12, с. 42].

М.В. Буторин, сравнивая содержание районной газеты «Новый путь» (Ленинградская область) в 1996 и 2021 гг., отмечает, что «печать в девяностые годы была более открытой для читателя, отвечала его запросам и интересам, освещая

жизнь во всей ее полноте, затрагивая проблемы, ставя вопросы перед государственной и муниципальной властью, которые она обязана решать» [13; 14, с. 202]. В 2021 г. журналисты газеты ориентируются не на читателя, а на власть: основные материалы посвящены отчетам по итогам различных заседаний и мероприятий, что вызывает сомнение и недоверие, а зачастую и раздражение у читателя [14, с. 208]. По мнению М.В. Буторина, в настоящее время почти вся периодическая печать в Ленинградской области является трибуной не для граждан, а для «руководителей области и района, предприятий, депутатов, политических партий (отдавая предпочтение «Единой России»), общественных организаций» [15, с. 45].

В XX в. советские журналисты (в особенности центральных СМИ) могли оказывать существенное влияние на принятие управленческих решений. Обратная связь с гражданами происходила через письма, которые получали сотрудники профильных отделов редакций. С.Г. Корконосенко оценивает работу с письмами в советских СМИ как беспрецедентную [14, с. 58]. В 19661967 гг. «Комсомольская правда» получала свыше 300 тыс. писем в год [1, с. 178]. А.И. Верховская видит в такой коммуникации «разновидность гражданского участия в его информационной форме», создающую практику дискурса [15, с. 180]. Результаты знаменитого Таганрогского проекта показали, что 9 % жителей Таганрога письменно обращались в редакции [16, с. 383].

В 1980-е гг. советская пресса сыграла значимую роль в организации общественного диалога. Од-

нако не прошло и тридцати лет, как от «общенародного демократического издания, удовлетворяющего потребности и интересы различных групп населения, <...> помогающего решению проблем при помощи вовлечения в этот процесс общественного мнения, широких масс, делая их соучастниками революционных преобразований общества» [17, с. 90], представления о местных СМИ в значительной степени сместились в сторону структурного подразделения PR-отдела районной администрации, в любых спорных ситуациях занимающего сторону на-чальства9. Если в 1990-е, 2000-е гг. для описания общественных процессов большой популярностью пользовался термин «глокализа-ция», соединяющий понятия «глобализация» и «локализация», а также акцент на двустороннюю коммуникацию и партиципационный подход к работе СМИ, то в 2020-е гг. в ходу понятия «деглобализация» и «централизация».

Однако несмотря на тенденции к усилению монологичной модели коммуникации, многие руководители местных СМИ сохраняют активную позицию и стремятся участвовать в решении проблем граждан и сообществ. М.В. Ливанова справедливо указывает на то, что влиятельность локальных медиа зависит от редакционной политики, в частности от готовности обсуждать острые вопросы. Исследователь приводит в пример ситуацию в Ярцевском районе Смоленской области. М.В. Ли-

9 Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину. URL: https://docs. google.eom/forms/d/e/1FAIpQLSeqHiHiWMQ7_ e6ZP9nH_f3RtTDuQfTN8JCo7yvjkhfEnuTQKw/ viewform?usp=sf_link.

ванова приходит к выводу, что «в отличие от негосударственных СМИ муниципальная газета не использовала возможность актуализации повестки дня, ее координации с потенциалом сетевого сообщества, преимущества мультиплатформен-ности» [18, с. 355].

Мир повседневности, по мнению О.В. Смирновой, И.Н. Деминой, С.Б. Стебловской, М.В. Шкондина, «нуждается в инструментах для преодоления хаотизации, формирующейся в том числе из совокупности острых проблемных ситуаций, разрывающих это единство» [19, с. 260; 20].

Лучшие редакции местных СМИ, отмеченные экспертами журнала «Журналистика и медиарынок» и исследованные М.В. Ливановой, реализуют модель журналистики сообществ (комьюнити медиа) в печатной версии, на сайте и в соцсетях, совмещая информационную функцию с организационной, вовлекая граждан в социальные проекты. Исследователь приходит к выводу, что «через организационные формы, созданные газетой, сообщество обретает субъект-ность в политическом пространстве наряду с социальными институтами и властными структурами, партнерами которых становится» [21, с. 74]. О необходимости ревизии традиционных концепций и базовых понятий СМИ пишут и ведущие российские медиа-исследователи [22].

Представим и нашу собственную позицию в вопросе судьбы локальных СМИ: мы считаем, что подходы к оценке функционирования локальных СМИ должны быть изменены. В ситуации, когда информационная и развлекательная функции журналистики фактически монополизированы федеральными медиахолдингами и

чиновниками разных уровней, а также национальными и международными производителями развлекательного контента, муниципальные СМИ способны полноценно реализовать социально-организаторскую функцию — и стать ее уникальными проводниками! Проактивная журналистика, направленная на совместное с читателями решение проблем отдельных граждан и развитие малых территорий, должна определять эффективность действий местных редакций и оправдывать ее в глазах аудитории. Именно это качество, развитие граждан и территорий — не тиражи, не лояльность властям, даже не традиция — позволят российской глубинке сохранить свои собственные газеты. Независимо от их технологического облика.

Нам представляется важным, что в России поиском ответа на вопрос о целесообразности сохранения муниципальных СМИ занимаются не только ученые, но и сотрудники профильных ведомств разных уровней. Мы рассчитываем, что результаты исследований, проводимых на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и в других вузах, позволят переосмыслить функции и задачи журналистов местных редакций. Мы не видим возможности выживания и развития локальных СМИ в России без поддержки со стороны государства (в разных формах), однако эта поддержка должна быть напрямую связана с участием журналистов в общественных преобразованиях, в совместном с гражданами решении социальных проблем.

Методология

Исследования местной прессы активно ведутся на кафедре

цифровой журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова на протяжении нескольких десятилетий [17; 23-25]. Теоретической рамкой текущих исследований избран партиципатор-ный подход к коммуникации в контексте партиципаторной демократии как наиболее релевантный рассматриваемым социальным феноменам соучастия журналистов и граждан в решении социальных проблем [26-28].

Для целей нашего исследования выбрано конструкционистское видение социальной проблемы как заявления заинтересованным лицом или группой граждан о наличии ситуации, которая не соответствует их ожиданиям (данная трактовка не отражает ни реальности проблемы — она может существовать только в восприятии и представлении заявителя, ни возможности адресата для ее решения) [29]. Однако реакция на обращение влияет не только на преодоление конкретной сложности; в данном случае важно восприятие гражданами самой возможности воздействия на принятие управленческих решений, на уровень социального оптимизма/пессимизма в обществе. Поэтому весьма существенно, в каких институционализированных или неинституциона-лизированных социальных структурах граждане видят реальную силу и власть.

В рамках очередного этапа исследования, осуществляемого сотрудниками кафедры цифровой журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, в марте 2023 г. были проведены 12 полуструктурированных интервью с главными редакторами из восьми регионов России: Воронежской, Нижегородской, Ростовской, Свердловской, Челябинской областей и

Краснодарского, Красноярского и Алтайского краев. Девять интервью проведены устно, три письменно. Учредителями одиннадцати СМИ в разное время являлись, в том числе, разного уровня органы власти, одно СМИ — изначально частное.

Главные редакторы выбирались исходя из следующих критериев: 1) авторитетность в профессиональном сообществе; 2) участие в корпоративных конкурсах, конференциях, фестивалях; 3) ориентация редакции на участие в общественно-политических процессах на территории функционирования редакции; 4) мультиплатформенный подход к дистрибуции контента; 5) интерактивное взаимодействие с читателями в социальных сетях, мессендже-рах, посредством телефонной связи, электронных и традиционных писем.

Мы задавали респондентам вопросы о том, кто сегодня влияет на изменение жизни территории, куда жители обращаются со своими вопросами и проблемами, кто и как реагирует на вопросы жителей, и насколько эффективно решаются проблемы граждан (адреса заявлений; субъекты решений; степень результативности). Также важно было получить оценку деятельности пресс-служб местных администраций и ведомств по налаживанию прямой связи с жителями, методов и способов организации ответов — все вопросы имели целью выяснить меру участия журналистов в решении проблем сообществ в сравнении с другими социальными институтами. В заключение беседы главредам предлагалось в свободной форме рассуждать о том, насколько местное СМИ сегодня должно активно работать с обращениями читателей;

достаточно ли для местной аудитории информирования в газете о деятельности органов власти; насколько оправдана результативная журналистика; успешнее ли те СМИ, которые больше внимания уделяют социальным проектам, работе с потребностями читателей?

Повторим: ключевым вопросом, ответ на который позволит аргументировать необходимость сохранения местных СМИ, является позиционирование муниципальных редакций в социально-политическом поле малых территорий. Способны ли журналисты сохранять влияние на жизнь земляков, или более эффективно это делают местные чиновники и паблики в соцсетях?

Интервью получились откровенными и обстоятельными. В ходе каждой беседы было задано не менее 17 вопросов. Общий объем полученной текстовой информации составляет около 200 тыс. знаков; продолжительность каждого интервью — не менее одного часа. Мы систематизировали материалы ответов в соответствии с темами, которые интересовали нас в качестве исследовательских вопросов: адреса заявлений и субъекты общественных изменений, временные затраты и типы результативности участия журналистов в решении проблем граждан — эти позиции представлены в статье как основные критерии структурирования расшифрованного массива текстов интервью. Примеры конкретных результатов мы также сочли возможным привести в данной статье в виде фрагментов прямой речи. Внимание авторов сосредоточено на качественных характеристиках исследуемых явлений.

Новизна предлагаемого подхода заключается в фокусировке исследовательского вопроса на позиционировании локальных медиа в ряду других субъектов общественных изменений. Мы осознавали возможную необъективность оценок деятельности конкурентов (пабликов в соцсетях, аккаунтов чиновников). Однако подобная «субъективность» в оценках подкреплена конкретными примерами и может рассматриваться как один из фокусов внимания при исследовании коммуникации граждан и власти, практик общественного диалога.

Результаты

Адреса заявлений и субъекты

общественных изменений

Прежде всего мы спросили у руководителей СМИ, к кому обращаются граждане в случае возникновения тех или иных проблем.

Все двенадцать респондентов указали представителей органов власти и сотрудников СМИ как основных адресатов заявлений граждан о проблемных ситуациях. В шести интервью было отмечено, что граждане самоорганизуются для решения проблемных ситуаций. Лишь один респондент указал представителей бизнеса как адресатов заявлений граждан, ни разу не были указаны НКО и местные паблики в соцсетях.

Предсказуемым был ответ о том, что основным субъектом общественных преобразований и решения актуальных проблем являются местные администрации. Руководители местных СМИ отмечают, что работа пресс-служб районных администраций в части налажива-

ния диалога с гражданами стала более заметной. Вместе с тем, респонденты отмечают, что местным администрациям далеко не всегда хватает ресурсов, опыта и знаний для решения тех или иных проблем. Не всегда добиваясь решения проблем на местном уровне, жители напрямую обращаются к руководителям регионов, что, по мнению респондентов, неэффективно в масштабе всей официальной системы коммуникации власти и граждан.

«Очень активно в соцсетях, телеграм-канале работает пресс-служба главы района. Его страница в соцсетях и телеграм-канале имеет большое количество подписчиков» (Челябинская область).

«Пока социальную повестку эффективно отрабатывают социальные сети и телеграм-каналы губернатора» (Ростовская область).

Значимую — равную с местной властью — роль в решении социальных проблем респонденты отводят и своим СМИ. В этом нет ничего удивительного, так как изначально для участия в исследовании подбирались активные редакторы. Безусловно, подобные высокие оценки деятельности местных медиа нельзя распространять на все регионы и муниципальные образования, но увидеть потенциал участия СМИ в жизни общества можно, изучая практики наиболее сильных редакций:

«Люди чаще всего обращаются в редакцию. Все используют наши редакционные развитые площадки, которым не один десяток лет <...> администрация на это обижается» (Алтайский край).

«Людям уже не надо ничего объяснять, если хотят повлиять на администрацию — идут к ним, если

поругать и разобраться в проблеме — идут к нам» (Нижегородская область).

Многие редакторы среди активных субъектов называли жителей, которые сами объединяются в группы или самостоятельно выступают для решения разного рода проблем территории. В частности, всплеск активности на местах произошел из-за проблем, с которыми сталкивались мобилизованные:

«Люди стали вдруг самоорганизовываться. Когда возникла мобилизация, а у людей не было средств одеть ребят. Появились стихийные организации а мир", "Плетем за мир"» (Свердловская область).

«В телеграм есть межрайонное сообщество по проблеме свалок. Мы с ними конкурируем, ведем свой мониторинг всех проблемных вопросов района» (Краснодарский край).

Значимым фактором развития региональных и местных медиаси-стем стало появление неинститу-ционализированных акторов — ин-тернет-пабликов. Руководители СМИ не воспринимают их ни в виде конкурентов, ни в виде серьезного субъекта решения проблем граждан, активно их критикуют.

«Подслушки работают активно, но в формате скандалов, сборов фейков, хайпа, ничего серьезного нет. Котики, собачки, реклама. Это не социальные каналы» (Нижегородская область).

«Подслушки это болталки-ба-рахолки» (Краснодарский край).

Открытием стало то, что практически никто из респондентов не назвал среди акторов общественных изменений некоммерческие организации, а местные предприниматели были упомянуты лишь один раз как партнер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в реализации социального проекта, организованного редакцией.

Промежуточный итог: журналисты по-прежнему осознают себя как помощников и, в определенной степени, защитников простых граждан, которые сталкиваются с несправедливостью или бедой. Именно районные редакции способны содействовать консолидации сообщества и решать проблемы на долгосрочной основе.

Временные затраты

и типы результативности

Опыт многолетней работы респондентов показывает, что редакции локальных СМИ могут быть полноценными участниками общественных процессов на малых территориях, что к помощи журналистов могут прибегать местные жители. Не получив по разным причинам поддержки у представителей органов власти, граждане могут либо выплеснуть свое недовольство в социальные сети и/или самоорганизоваться для решения общей проблемы, могут обратиться в редакцию, если знают, что в других ситуациях вмешательство журналистов помогало добиться позитивного результата. Журналисты многие годы выполняют функции «скорой помощи» в острых, проблемных ситуациях, невольно замещая собой социальные службы и некоммерческие организации.

Мы предлагаем обратить внимание на два критерия: временной период, в течение которого ведется работа с социальной проблемой, и масштаб помощи. Подобный тип деятельности можно описать как «скорая помощь»: краткосрочная и направленная на решение проблемы отдельного гражданина или

небольшой группы (прорыв трубы, обвал участка дороги, поломка на детской площадке и пр.).

Второй тип деятельности, который мы хотели бы выделить, связан с долгосрочными усилиями, направленными либо на недопущение нежелательных изменений в тех или иных регламентах и протоколах, либо, наоборот, на совершенствование действующих протоколов.

«Когда газовики вводили электронные квитанции, были огромные очереди, проблемы, нарекания, публикации в газете привели к приезду комиссии края и смене руководителя службы» (Краснодарский край).

«<А свалки стихийные? Кто кроме районки об этом напишет? Беспризорные животные, которых мы пристраиваем, и даже приют у нас появился» (Воронежская область).

Третий тип деятельности — инициативный. Журналисты на долгосрочной основе и по собственной инициативе изучают существующие проблемы граждан и помогают проявить их в публичном поле, что, вероятно, увеличит шансы на их решение: «("Точка на карте" — отличный проект, журналист выезжал на место, знакомился с жизнью поселения и рассказывал о его бедах и победах» (Ростовская область).

И, наконец, четвертый тип деятельности, который важно обозначить, — стратегический. Многие журналисты осознают свою ответственность за развитие родного города, района или сельского поселения и влияют на управленческую систему:

«<Я считаю, что газета сняла нашего некомпетентного главу. За материал "Тучи над городом встали и в наших силах их разогнать" я заняла первое место на

всероссийском конкурсе журналистов, а также стала лучшим журналистом в регионе. Мы системно собирали фактические недоработки, анализировали и опубликовали. Затем мы привели к власти активного и перспективного главу города» (Красноярский край).

Приведенные примеры позволяют подтвердить предложенную гипотезу о возрастающем значении социально-организаторской функции современных локальных медиа. Решение конкретных «горящих» и системных проблем граждан и сообществ становится ключевым показателем эффективности работы редакций.

«Люди стали активно создавать ТОСы и сами планировать, что и где разместить и построить. Мы рассказываем на страницах газеты о таких инициативах людей» (Воронежская область).

Подобное соучастие граждан в формировании комфортной среды обитания, в решении проблем, актуальных для небольших групп граждан (приемные родители, родители детей с ОВЗ и пр.), способствует развитию их гражданских компетенций, в том числе осознания собственной ответственности за развитие территории.

«Я много знаю таких СМИ на территории России, где акции или проекты меняли облик территории. Я всегда, продумывая очередной проект, думаю и прописываю, как мой проект поможет изменить гражданское общество хоть немного» (Алтайский край).

Подведем краткие итоги очередного этапа исследования развития локальных медиасистем.

Редакции, которые стремятся оставаться активными участника-

ми общественной жизни, давно и успешно перешли на мультиплат-форменный формат дистрибуции контента и взаимодействия с гражданами.

Журналисты, в отличие от па-бликов и страниц чиновников в соцсетях, готовы на протяжении длительного времени работать над решением актуальных для граждан вопросов и добиваться не формальных, а конкретных ответов.

Журналисты могут добиться результата публикацией статьи или поста в соцсети, а также неоднократными журналистскими запросами, неформальным общением с чиновниками, организацией круглых столов, сбором подписей под открытыми письмами.

Журналисты, вовлекая граждан в обсуждение и решение актуальных вопросов, способствуют развитию гражданских компетенций, созданию неформальных сообществ и некоммерческих организаций.

Дискуссия

Может ли подобная долгосрочная, системная организационная работа проводиться администраторами пабликов в соцсетях? Скорее нет. Может ли подобная активность осуществляться представителями органов власти? В той или иной степени — да. Однако нередко эти площадки проявления активной гражданской позиции ограничиваются удобными для чиновников темами, а организованные ими общественные дискуссии могут превращаться в формальные процедуры, с помощью которых легализуются заранее подготовленные экспертами решения. Как справедливо, на наш взгляд, подчеркивала в 2020 г. О.С. Довбыш,

городские паблики в соцсетях могут формировать эффект «псевдоучастия» граждан в решении социальных проблем из-за тематической ограниченности потенциальных изменений, контролируемых властью.

Сохраняющаяся видимость общественного диалога не может не вызывать недоверия и скептического отношения у граждан. В связи с этим разочарование социальными сетями как пространством высказывания критических замечаний формирует новый запрос на площадку конструктивного диалога. Для многих местных СМИ — это, вероятно, последний шанс доказать свою состоятельность и полезность. Опыт работы интервьюируемых в рамках нашего исследования подтверждает, что социально-организаторская проектная деятельность местных журналистов, реализуемая на различных медиаплатформах и офлайн, способствует решению социальных проблем, консолидации местных сообществ и развитию конструктивного диалога власти и граждан.

Мы фиксируем значимые трансформации функций и задач журналистской деятельности, что подтверждает ранее выявленные медиаисследователями тенденции [22; 30; 31]. Исследование финских, шведских и российских гиперлокальных медиа показали, что в современной журналистской практике переплетены непосредственно журналистские роли с ролями гражданских активистов и увлеченных той или иной темой любителей (hobbyists) [1, p. 10].

Результаты нашего исследования показывают, что многие российские локальные СМИ de facto, а некоторые и de jure выполняют

социально-организаторскую функцию и непосредственно участвуют в решении проблем граждан и сообществ (что более свойственно некоммерческим организациям).

Позволим себе еще раз подчеркнуть, что реализация социально-организаторской функции локальными СМИ может стать и во многих случаях становится обоснованием необходимости сохранения муниципальных редакций. Однако подобная активность, направленная на решение социальных проблем и выходящая за пределы традиционных функций СМИ по информированию граждан, не включена в управленческие критерии, на которых основываются решения об объемах государственного финансирования, а господдержка становится решающим фактором для выживания и развития как российских, так и западных СМИ. Можно ли оценить «проникновение» размером тиража или охватом публикации граждан в социальных сетях? На сегодняшний момент это наиболее часто используемый критерий эффективности продвижения той или иной публикации и, соответственно, той или иной содержащейся в этой публикации идеи. Подобная практика небезупречна и нередко приводит к припискам и накруткам, которые сложно проверить, если речь идет о большом количестве публикаций. Следствием непрозрачности системы распределения субсидий и иных форм поддержки подобные меры становятся инструментом возможной цензуры в руках местных чиновников.

Вывод, который мы можем сделать по итогам проведенного исследования, в контексте представленной академической дискуссии, заключается в необходимости рас-

ширения осмысленной и долгосрочной поддержки государством социально-организаторской деятельности местных СМИ, при этом контроль за показателями эффективности работы муниципальных редакций должен осуществляться на региональном и/или федеральном уровне с привлечением общественности через лидеров мнений, представителей НКО и проведение социологических исследований.

Заключение

Во введении мы зафиксировали, опираясь на предыдущие исследования российских и зарубежных коллег, кризис самоидентификации журналистов, редакционных коллективов локальных медиа.

Представляется важной выявленная в ходе разных этапов нашего исследования уникальность деятельности местных СМИ: долгосрочная работа в постоянном взаимодействии с гражданами, направленная на решение проблем местных сообществ и отдельных жителей малых территорий. Беседы с опытны-

ми редакторами-практиками в очередной раз показали, что местные СМИ по-прежнему могут оставаться субъектом влияния на общественные процессы на своей территории и позитивных изменений в жизни граждан. Редакциям удается находить новые формы работы с читателями, не только отвечать на их вопросы, а зачастую доводить поставленные проблемы до их решения. Редакции и сами часто инициируют обсуждение и разрешение разного рода проблем своих территорий.

Руководители муниципальных газет убеждены, что их работу и те результаты, которых они с коллегами добиваются, не заменят ни пресс-службы региональных и районных администраций, ни неинсти-туционализированные площадки в социальных сетях. Ключевым показателем эффективности редакций местных СМИ может и должна стать работа на консолидацию местного сообщества, формирование комфортной среды обитания и повышение вовлеченности граждан в решение актуальных проблем.

Список использованной литературы

1. The Routledge Companion to Local Media and Journalism / ed. A. Gulyas, D. Ba-ines. — London : Routledge, 2020. — 522 p.

2. Пичурина В. Почему в Зауралье закрылась старейшая районная газета / В. Пичу-рина // Российская газета. — 2020. — 27 окт.

3. Kekezi O. Geography and Consumption of Local Media / O. Kekezi, C. Mellander // Journal of Media Economics. — 2018. — Vol. 31, iss. 3-4. — P. 96-116.

4. Барулин В.С. Социально-философская антропология / В.С. Барулин. — Москва : Альма матер, 2007. — 493 с.

5. Barnett S. Journalism Democracy and the Public Interest: Rethinking Media Pluralism for the Digital Age / S. Barnett. — Reuters Institute for the Study of Journalism, 2009. — URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/2017-11/Journalism%20Democra-cy%20%26%20Public%20Interest.pdf.

6. Фомичева И.Д. СМИ как партиципарные коммуникации : дис. ... д-ра филол. наук в форме науч. докл : 10.01.10, 22.00.04 / И.Д. Фомичева. — Москва, 2002. — 84 с.

7. Бешукова Ф.Б. Роль и место печатных изданий в региональной системе средств массовой информации Республики Адыгея: основные тенденции развития / Ф.Б. Бешукова, А.А. Хажгериева. — eDn PAZWRU // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. — 2020. — № 4 (267). — С. 193-199.

8. Буторин М.В. Газета «Волховские огни» как основной источник информации о деятельности органов власти и местного сообщества / М.В. Буторин. — EDN ZDFULE // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. — 2021. — Т. 12. — № 5 (52). — С. 43-48.

9. Буторин М.В. Районная печать современного периода в системе отношений власти и местного сообщества / М.В. Буторин. — EDN DCOTRY // Медиаисследования. — 2022. — № 9. — С. 202-209.

10. Мельник В.Р. Способы продвижения городской газеты (на примере издания «Реквизит» г. Выборг) / В.Р. Мельник. — EDN SGJGJC // Журналистика и медиакомму-никации в цифровой среде : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 23 марта 2022 г. — Москва, 2022. — С. 98-101.

11. Сафин Ф.Г. Национальный медиаландшафт как фактор сохранения этнической идентичности (на примере чувашеязычных массмедиа в Башкортостане) / Ф.Г. Сафин, Э.А. Мухтасарова, А.И. Халиулина. — DOI 10.47026/1810-1909-2020-4-147-158. — EDN BYEJUW // Вестник Чувашского университета. — 2020. — № 4. — С. 147-158.

12. Печатные издания Буинского района Республики Татарстан: газета «Байрак» («Знамя», «Ялав») / Г.В. Хораськина, Л.С. Емельянова, О.Р. Студенцов, Л.А. Васильева. — EDN PRLQHO // Язык и слово : сб. науч. тр. — Чебоксары, 2021. — С. 136-139.

13. Нигматуллина К.Р. Место социальных сетей в развитии региональной журналистики в России / К.Р. Нигматуллина. — DOI 10.30547Л^тк|оит.1.2021.3051. — EDN RLLSBD // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2021. — № 1. — С. 30-50.

14. Корконосенко С.Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. — Москва : Аспект Пресс, 2001. — 287 с.

15. СМИ и формирование гражданского общества / под ред. А.И. Верховской. — Москва : Фак. журн. МГУ, 2010. — 308 с.

16. Массовая информация в советском промышленном городе: опыт комплексного социологического исследования / под общ. ред. Б.А. Грушина, Л.А. Оникова. — Москва : Политиздат, 1980. — 446 с.

17. Свитич Л.Г. Журналисты и аудитория: из социологического архива / Л.Г. Сви-тич. — Москва : ИКАР, 2018. — Ч. 2. — 392 с.

18. Ливанова М.В. Муниципальная пресса и локальное сетевое сообщество: формирование повестки дня / М.В. Ливанова. — EDN XVXLXV // Век информации. — 2018. — № 2-1. — С. 354-355.

19. Журналистика как фактор преодоления хаотизации мира повседневности / О.В. Смирнова, И.Н. Демина, С.Б. Стебловская, М.В. Шкондин. — DOI 10.51965/207679 19_2022_2_2_257. — EDN OGKYKI // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. — 2022. — Т. 2, № 2 (38). — С. 257-267.

20. Гимельштейн А.В. Региональная медиасистема в условиях цифровизации: технико-технологический и экономический аспекты / А.В. Гимельштейн, И.Н. Демина. — EDN WJDIFA // Социально-гуманитарные знания. — 2020. — № 4. — С. 76-86.

21. Ливанова М.В. Не только журналистика: локальная газета как социальное пространство / М.В. Ливанова. — EDN EEHKYY // Век информации. — 2020. — Т. 8, № 1. — С. 69-76.

22. Вартанова Е.Л. О необходимости модернизации концепций журналистики и СМИ / Е.Л. Вартанова. — EDN OXUXNB // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2012. — № 1. — С. 7-26.

23. Газеты средних и малых городов России. Социологическое исследование: опрос редакторов и журналистов / Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова, А.А. Ширяева, М.В. Шкондин. — Москва : Фак. журн. МГУ, 2015. — 237 с.

24. Гатилин А.С. Социальные проекты местных СМИ в контексте принципов пар-тиципарной журналистики / А.С. Гатилин, Т.И. Фролова. — DOI 10.30547Л^^к. journ.3.2021.121151. — EDN GYAGWJ // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2021. — № 3. — С. 121-151.

25. Фролова Т.И. Российские локальные СМИ: возможности, проблемы, перспективы / Т.И. Фролова, А.С. Гатилин, В.Л. Касютин. — DOI 10.17150/2308-6203.2023.12(3).470-489. — EDN RAYFRC // Вопросы теории и практики журналистики. — 2023. — Т. 12, № 3. — С. 470-489.

26. Pateman C. Participation and Democracy Theory / C. Pateman. — London : Cambridge University Press, 1970. — 122 p.

27. Pateman C. Participatory Democracy Revisited / C. Pateman // Perspectives on Politics. — 2012. — Vol. 10, iss. 1. — P. 7-19.

28. Tufte T. Participatory Communication. A Practical Guide / T. Tufte, P. Metafopulos. — Washington : The World Bank, 2009. — 50 p.

29. Spector M. Constructing Social Problems / M. Spector, J.I. Kitsuse. — New York, 2001. — 184 p.

30. Normative Theory of the Media. Journalism in Democratic Societies / C. Christians, T. Glasser, D. McQuail [et al.]. — Urbana : Illinois University Press, 2009. — 296 p.

31. Rosen J. What Are Journalists For? / J. Rosen. — Yale University Press, 1999. — 338 p.

References

1. Gulyas A., Baines D. (eds). The Routledge Companion to Local Media and Journalism. London, Routledge, 2020. 522 p.

2. Pichurina V. Why Did the Oldest Regional Newspaper Close in Trans-Urals. Rossiiskaya gazeta, 2020. October 27. (In Russian).

3. Kekezi O., Mellander C. Geography and Consumption of Local Media. Journal of Media Economics, 2018, vol. 31, iss. 3-4, pp. 96-116.

4. Barulin V.S. Social and Philosophical Anthropology. Moscow, Alma mater Publ., 2007, 493 p.

5. Barnett S. Journalism Democracy and the Public Interest: Rethinking Media Pluralism for the Digital Age. Reuters Institute for the Study of Journalism, 2009. Available at: https:// reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/flles/2017-11/Journalism%20Democracy%20 %26%20Public%20Interest.pdf.

6. Fomicheva I.D. Media as Participatory Communications. Doct. Diss. Moscow, 2002. 84 p.

7. Beshukova F.B., Khazhgerieva A.A. Role and Place of Print Media in the Regional Media System of the Republic of Adyghea: Main Development Trends. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie = Bulletin of the Ady-gea State University. Series: Philology and Art History, 2020, no. 4, pp. 193-199. (In Russian). EDN: PAZWRU.

8. Butorin M.V. The Newspaper "Volkhov Lights" as the Main Source of Information about the Activities of the Authorities and the Local Community. Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANKhIGS = Scientific Papers of the Northwestern Institute of Management of the RANEPA, 2021, vol. 12, no. 5, pp. 43-48. (In Russian). EDN: ZDFULE.

9. Butorin M.V. The District Press of the Modern Period in the System of Relations Between the Government and the Local Community. Mediaissledovaniya = Media Studies, 2022, no. 9, pp. 202-209. (In Russian). EDN: DCOTRY.

10. Melnik V.R. Ways to Promote a City Newspaper (Using the Example of the Publication "Rekvizit" in Vyborg). Journalism and Media Communications in the Digital Environment. Materials of International Scientific Conference, Moscow, March 23, 2022. Moscow, 2022, pp. 98-101. (In Russian). EDN: SGJGJC.

11. Safin F.G., Mukhtasarova E.A., Khaliulina A.I. National Media-Landscape as a Factor to Preserve the Ethnic Identity (on the Example of Chuvash-Speaking Mass Media in Bashkortostan). Vestnik Chuvashskogo universiteta = Bulletin of Chuvash State University, 2020, no. 4, pp. 147-158. (In Russian). EDN: BYEJUW. DOI: 10.47026/1810-1909-2020-4-147-158.

12. Khoraskina G.V., Emelyanova L.S., Studentsov O.R., Vasileva L.A. Printed Publications of the Buinsky District of the Republic of Tatarstan: Newspaper "Bayrak" (Znamya, Ya-lav). Language and word. Collected Papers. Cheboksary, 2021, pp. 136-139. (In Russian). EDN: PRLQHO.

13. Nigmatullina K.R. The Role of Social Networks in the Development of Regional Journalism in Russia. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin, 2021, no. 1, pp. 30-50. (In Russian). EDN: RLLSBD. DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2021.3051.

14. Korkonosenko S.G. Fundamentals of Journalism. Moscow, Aspekt Press Publ., 2001. 287 p.

15. Verkhovskaya A.I. Media and the Formation of Civil Society. Moscow, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University Publ., 2010. 308 p.

16. Grushin B.A., Onikov L.A. (eds). Mass Information in a Soviet Industrial City: The Experience of a Comprehensive Sociological Study. Moscow, Politizdat Publ., 1980. 446 p.

17. Svitich L.G. Journalists and Audience: From the Sociological Archive. Moscow, IKAR Publ., 2018. Pt. 2. 392 p.

18. Livanova M.V. Municipal Press and Local Network Community: Setting of the Agenda. Vekinformatsii = The Information Age, 2018, no. 2-1, pp. 354-355. (In Russian). EDN: XVXLXV.

19. Smirnova O.V., Demina I.N., Steblovskaia S.B., Shkondin M.V. Journalism as a Factor of Overcoming the Chaotization of Everyday Life. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. atishcheva = Vestnik of Volzhsky University after V.N. Tatischev, 2022, vol. 2, no. 2, pp. 257-267. (In Russian).

20. Gimelshtein A.V., Demina I.N. Regional Media System in the Conditions of Digitali-zation: Technical, Technological and Economic Aspects. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya = Social and Humanitarian Knowledge, 2020, no. 4, pp. 76-86. (In Russian). EDN: WJDIFA.

21. Livanova M.V. Not Just Journalism: Local Newspaper as a Social Space. Vek informatsii = The Information Age, 2020, vol. 8, no. 1, pp. 69-76. (In Russian). EDN: EEHKYY.

22. Vartanova E.L. On the Need to Update the Concepts of Journalism and Media. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin, 2012, no. 1, pp. 7-26. (In Russian). EDN: OXUXNB.

23. Svitich L.G., Smirnova O.V., Shiryaeva A.A., Shkondin M.V. Newspapers of Medium and Small Cities of Russia. Sociological Research: Survey of Editors and Journalists. Moscow, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University Publ., 2015. 237 p.

24. Frolova T.I., Gatilin A.S. Social Projects of Local Media in the Context of the Principles of Participatory Journalism. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika = Moscow University Journalism Bulletin, 2021, no. 3, pp. 121-151. (In Russian). EDN: GYAGWJ. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2021.121151.

25. Frolova T.I., Gatilin A.S., Kasyutin V.L. Russian Local Media: Opportunities, Problems, Prospects. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2023, vol. 12, no. 3, pp. 470-489. (In Russian). EDN: RAYFRC. DOI: 10.17150/23086203.2023.12(3).470-489.

26. Pateman C. Participation and Democracy Theory. London, Cambridge University Press, 1970. 122 p.

27. Pateman C. Participatory Democracy Revisited. Perspectives on Politics, 2012, vol. 10, iss. 1, pp. 7-19.

28. Tufte T., Metafopulos P. Participatory Communication. A Practical Guide. Washington, The World Bank, 2009. 50 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Spector M., Kitsuse J.I. Constructing Social Problems. New York, 2001. 184 p.

30. Christians C., Glasser T., McQuail D., Nordenstreng K., White R. Normative Theory of the Media. Journalism in Democratic Societies. Urbana, Illinois University Press, 2009. 296 p.

31. Rosen J. What Are Journalists For? Yale University Press, 1999. 338 p.

Информация об авторах

Фролова Татьяна Ивановна — доктор филологических наук, профессор, кафедра цифровой журналистики, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, t_frolova@bk.ru, G https://orcid.org/0000-0003-1561-6169.

Гатилин Александр Сергеевич — кандидат филологических наук, научный сотрудник, Проблемная научно-исследовательская лаборатория комплексного изучения актуальных проблем журналистики, факультет журналистики, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация, gatilin@mail.ru, <Е https://orcid.org/0009-0000-5784-1968.

Пивоварова Елена Леонидовна — координатор Всероссийского конкурса для журналистов «Семья и будущее России», главный редактор муниципальной газеты «Вперед» (Ростовская область) в 2005-2020 гг., Фонд Андрея Первозванного, г Москва, Российская Федерация, helena234@yandex.ru.

Authors Information

Tatiana I. Frolova — D.Sc. in Philology, Professor, Department of Digital Journalism, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, t_frolova@bk.ru, G https://orcid.org/0000-0003-1561-6169.

Alexander S. Gatilin — PhD in Philology, Research Associate, Problematic Research Laboratory of the Comprehensive Study of Actual Journalism Issues, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation, gatilin@mail.ru, Q https:// orcid.org/0009-0000-5784-1968.

Elena L. Pivovarova — Coordinator of the All-Russian Competition for Journalists "Family and the Future of Russia", Editor-in-Chief of the Municipal Newspaper "Vpered" (Rostov Region) in 2005-2020, St. Andrew the First Called Foundation, Moscow, Russian Federation, helena234@yandex.ru.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Фролова Т.И. Редакторы районных газет о перспективах локальных СМИ: результаты исследования / Т.И. Фролова, А.С. Гатилин, Е.Л. Пивоварова. — DOI 10.17150/2308-6203.2024.13(1).69-87. — EDN TORVMZ // Вопросы теории и практики журналистики. — 2024. — Т. 13, № 1. — С. 69-87.

For Citation

Frolova T.I., Gatilin A.S., Pivovarova E.L. Editors of Regional Newspapers on the Prospects of Local Media: Research Results. Voprosy teorii ipraktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2024, vol. 13, no. 1, pp. 69-87. (In Russian). EDN: TORVMZ. DOI: 10.17150/2308-6203.2024.13(1).69-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.