Научная статья на тему 'Редакторская заметка и аннотации'

Редакторская заметка и аннотации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
256
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Редакторская заметка и аннотации»

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Второй выпуск шестого тома журнала включает в себя раздел, посвященный учениям о душе в Античности. Здесь публикуется перевод на русский язык доксографического сочинения о душе Ямвлиха Халкидского и статья о душе Христа в позднем оригенизме. Семь статей следующего раздела посвящены различным вопросам антиковедения и классической традиции в более широком смысле слова, от аксиологии Гомера до этической терминологии в кастильском праве. В разделе переводов мы продолжаем публиковать малые трактаты Аристотелевского корпуса: в этот раз подготовлен новый перевод Механических проблем. Том завершается дискуссионной статьей о термине «досократики» Г. Дильса и В. Кранца.

Следующий выпуск журнала будет посвящен естественным наукам в древности. Работы в этот сборник принимаются до конца ноября 2012 г. Приглашаем к сотрудничеству заинтересованных авторов.

Сердечно благодарим всех коллег и друзей, принявших участие в наших встречах, и напоминаем авторам, что журнал индексируется The Philosopher’s Index и SCOPUS, поэтому присылаемые статьи должны сопровождаться обстоятельными аннотациями и списками ключевых слов на русском и английском языках. Информируем читателей, что все предыдущие выпуски можно найти на собственной странице журнала www.nsu.ru/classics/schole/, а также в составе следующих электронных библиотек: www.elibrary.ru (Научная электронная библиотека) и www.ceeol.com (Central and Eastern European Online Library).

Евгений Афонасин Академгородок, Россия 11 июня 2012 г. afonasin@gmail.com

Аннотации

Евгений Васильевич Афонасин

Центр изучения древней философии и классической традиции Новосибирский государственный университет Институт философии и права СО РАН, afonasin@gmail.com Ямвлих О ДУШЕ

Язык: русский, перевод с древнегреческого Выпуск: 2ХОЛН 6.2 (2012) 228-258

Ключевые слова: античная психология, неоплатонизм, доксография, эсхатология Аннотация: В двух предыдущих работах шла речь об эпистолярном наследии Ямвли-ха и его представлении о природе души (2ХОЛН 4.1 (2010) 166-193 и 2ХОЛН 4.2 (2010) 239-245). Сосредоточимся теперь на доксографической части его трактата О душе, фрагментарно сохранившейся, как и Письма, лишь в составе Эклог Иоанна Стобея. Насколько обширным был трактат Ямвлиха и какие разделы включал в себя, сказать трудно. Стобея интересовало лишь систематическое изложение «мнений о душе». Однако сохранившиеся фрагменты ясно показывают, что Ямвлих преследовал как общеобразовательные, так и полемические цели: сопоставляя мнения о душе, он стремился показать, что многочисленные его предшественники, включая как древних платоников, перипатетиков, стоиков, эпикурейцев, так и непосредственных коллег по школе, таких как Амелий и Порфирий, неверно истолковали «древнее» пифагорейское и платоническое учение. Указания на оригинальное учение Ямвлиха о двойственной природе души Стобей сохраняет лишь в нескольких случаях. Эти фрагменты поддаются интерпретации на основании других источников. Выдержки из сочинения Ямвлиха и подзаголовки к ним приводятся по изданию Дж. Финамора и Дж. Диллона ^ташоге^Шоп, 2002), которые, в свою очередь, следовали более ранней работе Фе-стюжьера (Festugiëгe 1953).

Владимир Александрович Баранов

НИИ физиологии СО РАМН, Новосибирский государственный университет, baranovv@academ.org

Формообразующая и посредническая роль души Христа в позднем оригенизме Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 6.2 (2012) 259-282

Ключевые слова: оригенизм, платонизм, христология, эмбриология, евхаристия Аннотация: Византийские иконоборцы часто используют эпитет «бездушный» по отношению к религиозным изображениям. В статье предлагается обзор соответствующих источников и пересмотр учения иконоборцев с точки зрения гипотезы о том, что они могли использовать этот термин не в риторическом смысле («мертвый»), но в буквальном смысле («лишенный души»). Так, в главном богословском источнике иконоборцев, «Определении» Собора в Иерии (754 г.) дважды говорится о посреднической роли души Христа между божеством Слова и человеческой плотью. Эта христологиче-ская схема, восходящая к христианскому платонизму Оригена и его последователей,

лежит в основе главного возражения иконоборцев на почитание религиозных изображений: неспособность иконопочитателей «передать» душу Христа на иконе приводит к смешению или разделению природ, так как именно душа в иконоборческой христоло-гии связывает плоть и божество воедино. Кроме того, во фрагменте «Определения» Иерии о не обладающей человеческим видом Евхаристии как единственно правильном образе Христа, иконоборцы уподобляют Евхаристию Воплощению и утверждают, что Христос принимает из человеческой природы только общую материю, которая также не обладает человеческим видом. Если добавить к этому другие тексты о Воплощении, которые упоминают человеческую душу Христа, становится ясно, что учение о восприятии лишь плоти из всей человеческой природы, является последовательным и целостным. В этой христологии душа Христа не только предсуществует, но и имеет особую формообразующую функцию, «сгущая» и формируя тело Христа во чреве Богородицы. Роль Богородицы в этой христологии существенно менее важна, чем в христологии иконопочитателей, так как Мария лишь предоставляет вещество душе Христа, формирующей Его человеческое тело. Этим можно объяснить значительный объем данных летописей и житийных источников, которые обвиняют иконоборцев в «несторианствующем» отношении к Богородице.

Сергей Сергеевич Аванесов

Томский государственный педагогический университет, iskiteam@yandex.ru Аксиологические мотивы в поэмах Г омера (2)

Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 6.2 (2012) 283-305

Ключевые слова: античность, Г омер, эпос, ценности, аксиология

Аннотация: Аксиология как сфера ценностных ориентаций и предпочтений является базисом всякой культуры. Анализ поэм Гомера даёт возможность эксплицировать ценностный базис архаической средиземноморской культуры. На позитивном полюсе этой культуры находятся такие ценности, как честь, слава, верность, самопожертвование, дружба, взаимопомощь, гостеприимство, справедливость-равенство и справедливость-возмездие. На негативном полюсе - гнев, оскорбление, обман, жадность, трусость, дерзость, надругательство над телом врага. Позитивные ценности закреплены в санкционированных «стандартах» социального поведения. Все это было рассмотрено в первой части этой статьи (2ХОЛН 4.2 (2010) 260-290). Во второй части исследованы основания выбора способа поведения эпического героя. Показано, что предпочтительность того или иного поступка определяется у Гомера либо судьбой, либо волей богов, либо традиционной моральной нормой, либо соображениями пользы.

Эка Авалиани

Тбилисский государственный университет, eka_avaliani@yahoo.com Монстры эллинского мифа и их периферийные варианты Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 6.2 (2012) 306-322, илл.

Ключевые слова: мифология, художественное представление, горгона, Вани, Грузия Аннотация: Образ Медузы горгоны на памятниках искусства Средиземноморья появляется с VII в. до н. э. и сохраняет свою популярность вплоть до позднеримской эпохи. Декоративные элементы, антефиксы и рельефы фронтонов, украшенные изображениями Медузы горгоны, становятся неотъемлемой частью архитектуры Среди-

земноморья, следуют определенному стандарту и предполагают определенную типологию. Антефикс, найденный в Вани, «отклоняется» от этого стандарта и демонстрирует местный периферийный стиль, хотя функциональное назначение самого антефикса вполне вписывается в общий стандарт архитектуры Средиземноморья.

Светлана Владимировна Месяц Институт философии РАН, Москва, messiats@mail.ru Платоновский «Филеб» о едином, многом и среднем (комментарий к фрагменту 14с-18б)

Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 6.2 (2012) 323-339

Ключевые слова: античная философия, эпистемология, онтология, платонизм Аннотация: Статья посвящена онтологическому измерению проблемы единого и многого в философии Платона и содержит развернутый комментарий к фрагменту 14c— 18d диалога «Филеб». Известный со времен софистов парадокс, что «единое есть многое, а многое — единое», берет начало из вопроса о том, каким образом одна и та же вещь, не теряя единства и равенства с самой собою, может существовать множеством разных способов и получать различные определения по отношению к разным вещам. Разграничивая области «бытия» и «становления», Платон решает эту проблему для чувственно воспринимаемых вещей, показывая, что только истинно сущее (идеи) может быть признано единым и самотождественным в строгом смысле слова, тогда как становящееся только кажется единым, а по сути представляет собой множество в силу причастности нескольким идеям. Однако проблема единого и многого тем самым не устраняется, а переносится на область самих идей. Возникает вопрос: как идеи, несмотря на свое единство, могут быть поделенными во множестве становящихся вещей и почему, взятые как нечто существующее, они теряют свою самотождественность и оказываются множеством? В «Филебе» эта проблема решается путем введения «среднего», под которым подразумевается система более частных идей, промежуточных между единой и неделимой идеей и беспредельным множеством ее чувственных проявлений. Рассматриваемая через такое «среднее», идея перестает быть, с одной стороны, простым единством, в котором ничего невозможно различить, а с другой — неким пустым именем, обозначающим неопределенное множество вещей. Она предстает как смесь единства и множества, предела и беспредельного, то есть как число и «логос». Проистекающее отсюда очевидное нарушение уникальности и самотождественности идеи можно объяснить тем, что в «Филебе» Платон описывает не структуру идеального мира, как он пребывает в самом себе, а структуру нашего знания о нем.

Владимир Викторович Бровкин Институт философии и права СО РАН,

Специализированный учебно-научный центр НГУ, drakar@ngs.ru Концепция добродетели у Эпикура Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 6.2 (2012) 340—349

Ключевые слова: Эпикур, Цицерон, Сенека, добродетель, наслаждение, благо, счастье. Аннотация: В статье рассматривается проблема соотношения добродетели и наслаждения в этике Эпикура. В «Письме к Менекею» Эпикур высказывает, на первый взгляд, противоречивые тезисы. В одном месте он называет добродетель величайшим

благом, которое неразрывно связано с удовольствием. В другом месте Эпикур говорит о том, что удовольствие есть начало и конец счастливой жизни, а также критерий всякого блага и зла. Главными оппонентами Эпикура в вопросе о добродетели и удовольствии выступают стоики и Цицерон. Их критика строится вокруг тезиса о том, что добродетель и удовольствие не имеют ничего общего между собой. Утверждается, что у добродетели и удовольствия разная природа, разные основания. Добродетель заключена в душе и в разуме, а удовольствие коренится в теле и в чувствах. Из этого следует вывод о том, что представление Эпикура о неразрывной связи между добродетелью и удовольствием является противоречивым и ложным. Однако для самого Эпикура важно не то, каковы основания добродетели и удовольствия, а то, чему они служат. А служат они, по мнению Эпикура, достижению одной цели - безмятежности души и телесному здоровью. Удовольствие у Эпикура является началом и концом счастливой жизни. Но помимо этого необходимо также средство или инструмент достижения счастливой жизни. И в качестве такого средства у Эпикура выступает добродетель.

Людмила Сергеевна Сычева

Новосибирский государственный университет, sls@academ.org «Физическая математика» Архимеда, формирование интегрального исчисления и механизмы новаций в математике Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 6.2 (2012) 350-364

Ключевые слова: Архимед, метод механических теорем, интегральное исчисление, инновационное мышление

Аннотация: В статье рассмотрены история и механизмы новаций в математике при формировании интегрального исчисления, начиная с работ Архимеда до Ньютона и Лейбница. Архимед как новатор решил первые задачи на нахождение площадей и объемов криволинейных фигур. Показано, что исчисление было создано в условиях неведения - Кеплер, Кавальери, Ферма и другие, продолжая традицию Архимеда, решали традиционные задачи на нахождение площадей и объемов, однако исчисление возникло тогда, когда Ньютон и Лейбниц осуществили рефлексино-симметричное преобразование, осознав, что исчисление - основной результат их исследований. Продемонстрировано также, что новации в математике возникают за счет того, что она составляет программно-предметный комплекс с содержательными дисциплинами (астрономией, механикой, оптикой), которые «поставляют» ей свои задачи.

Александр Владимирович Марей

НИУ Высшая школа экономики, Москва, fijodalgo@gmail.com

Понятие yerro в кастильском праве XIII века: между грехом и преступлением

Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 6.2 (2012) 365-383

Ключевые слова: Альфонсо Мудрый, «Семь Партид», Кастилия, преступление, грех Аннотация: В статье на материале нарративных, нормативных и актовых источников рассматривается процесс складывания в кастильском языке понятия «проступок» (yerro), использовавшегося юристами Альфонсо Х для обозначения любого противоправного деяния. Используя информацию, предоставляемую билингвальными текстами («Этимологии» Исидора Севильского, «Фуэро Хузго», пространное фуэро Куэнки), автор делает вывод о том, что изначально понятие yerro имело этический характер,

обозначая неверное действие или ошибку и лишь затем, в результате целенаправленной реформы языка, предпринятой по инициативе Альфонсо X, приобрело также религиозные и правовые коннотации.

Андрей Иванович Щетников

Центр образовательных проектов 21ГМА, Новосибирск, schetnikov@ngs.ru Сферическая Земля от древних греков до эпохи Великих географических открытий Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 6.2 (2012) 384—404

Ключевые слова: география в античности, измерение расстояний, путешествия Аннотация: В обзоре рассмотрено возникновение и последующее развитие учения о сферической Земле в древней Греции, а также то, как это учение усваивалось другими культурами, соприкасавшимися с эллинистической культурой непосредственно или через более длинную цепь передачи. особое внимание уделено методам математической географии, позволяющим измерять охват земного шара и определять координаты точек на его поверхности.

Андрей Иванович Щетников

Центр образовательных проектов 21ГМА, Новосибирск, schetnikov@ngs.ru Аристотелев корпус. Механические проблемы Язык: русский, перевод с древнегреческого Выпуск: 2ХОЛН 6.2 (2012) 405—433

Ключевые слова: наука в древности, механические приспособления, движение, рычаг Аннотация: Механические проблемы, входящие в корпус сочинений Аристотеля — это самый ранний дошедший до нас трактат по теоретической механике. Читая его, мы можем наблюдать новую науку в состоянии её зарождения, мы знакомимся с первыми попытками объяснения различных механических устройств, исходя из единого начала. Таким единым началом всей механики полагается здесь рычаг и его круговое движение. С помощью рычага объясняется работа разного рода весов, ворота, катков, полиспаста, гребных и рулевых вёсел, клина, клещей, распределение нагрузки при переносе тяжестей. В связи с обоснованием начал механики вводится параллелограмм сложения перемещений. Ряд вопросов посвящён также обсуждению разгона и торможения тел.

Константин Вильгельмович Райхерт

Одесский национальный университет, Украина, virate@mail.ru Анализ критики А. В. Лебедева термина «досократики» Дильса-Кранца Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 6.2 (2012) 434—449

Ключевые слова: Досократики, доплатоновская философия, ранняя греческая философия, критика

Аннотация: А. В. Лебедев предлагает отказаться от употребления термина «досократики» Дильса-Кранца в современной историографии античной философии. В данной статье анализируются три аргумента, которые А. В. Лебедев выдвигает против термина «досократики». Показывается, что данные аргументы слабые, поэтому нельзя считать, что критика убедительна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.