Научная статья на тему 'Предисловие редактора. Аннотации. Содержание выпуска'

Предисловие редактора. Аннотации. Содержание выпуска Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предисловие редактора. Аннотации. Содержание выпуска»

z x о л н

ФИЛОСОФСКОЕ АНТИКОВЕДЕНИЕ И КЛАССИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

ТОМ 3 ВЫПУСК 2

2009

EXQAH

ФИЛОСОФСКОЕ АНТИКОВЕДЕНИЕ И КЛАССИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Издается «Центром изучения древней философии и классической традиции»

Главный редактор Е. В. Афонасин

Ответственный секретарь А. С. Афонасина

Редакционная коллегия

Леонидас Баргелиотис (Афины-Олимпия), И. В. Берестов (Новосибирск),

М. Н. Вольф (Новосибирск), В. П. Горан (Новосибирск), Джон Диллон (Дублин), С. В. Месяц (Москва), Е. В. Орлов (Новосибирск), В. Б. Прозоров (Москва), А. В. Цыб (Санкт-Петербург), А. И. Щетников (Новосибирск)

Редакционный совет

С. С. Аванесов (Томск), Леван Гигинейшвили (Тбилиси), Люк Бриссон (Париж), В. С. Диев (Новосибирск), Доминик О’Мара (Фрибург), Джон Рист (Кембридж), Теун Тилеман (Утрехт), В. В. Целищев (Новосибирск), С. П. Шевцов (Одесса)

Учредители журнала

Новосибирский государственный университет,

Институт философии и права СО РАН

Основан в марте 2QQ7 г. Периодичность - два раза в год

Данный выпуск подготовлен и опубликован благодаря поддержке Института «Открытое общество» (Будапешт)

Адрес редакции

Новосибирск-90, а/я 127, 630090, Россия

Тексты принимаются в электронном виде по адресу: afonasin@gmail.com

Адрес в сети Интернет: www.nsu.ru/classics/schole/

ISSN 1995-4328 (Print) © Центр изучения древней философии

ISSN 1995-4336 (Online) и классической традиции, 2009

ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА

Во втором выпуске третьего тома журнала «Центра изучения древней философии и классической традиции» мы публикуем шесть статей и два новых перевода с древнегреческого, подготовленных участниками международного семинара «Преподавая античность. Фундаментальные ценности в изменяющемся мире», который проходит в Новосибирском Академгородке при поддержке Программы повышения качества образования Института «Открытое общество» (Будапешт).1 В частности, статья Доминика О’Мары о трансформации метафизики в период поздней античности подготовлена по материалам курса, который он прочитал летом 2008 г. в Новосибирске; непосредственным поводом для написания статьи

о числе в Филебе Платона оказался семинар по изучению этого диалога, проведенный А. И. Щетниковым и С. В. Месяц на той же летней школе; на весеннем семинаре 2009 г. мы читали Диогена из Аполлонии; статья Андроники Калоги-рату представляет собой расширенный вариант ее доклада на летней школе 2009 г.; а работа Люка Бриссона о логосе и логосах у Плотина предназначена для участников следующей школы, которая состоится в мае 2010 г.

Хотелось бы обратить особое внимание на публикуемый в этом выпуске перевод античного учебника по арифметике, музыке и астрономии Теона Смирнского. Этот текст следует рассматривать в качестве дополнения к предыдущему выпуску журнала, полностью посвященного неопифагорейской традиции.

Пользуясь случаем замечу, что в рамках весенней школы 2010 г. мы предполагаем провести семинар по истории античного права и религии, и следующий выпуск журнала будет полностью посвящен этой проблематике. Желающие принять участие в семинаре найдут информацию о ней на сайте проекта. Материалы в специализированный номер принимаются до конца февраля 2010 г. по указанному ниже адресу.

Сердечно благодарю всех коллег и друзей, оказавших мне поддержку в подготовке этого номера, и напоминаю в заключение, что наши публикации и другие полезные материалы можно найти по следующим адресам электронной версии журнала: www.nsu.ru/classics/schole/ и www.elibraru.ru.

Е. А.

30 декабря 2009 г.

Академгородок

afonasin@gmail.com

1 В 2007 / 2009 гг. прошло пять больших школ, а также организовано несколько однодневных семинаров и встреч. Подробнее о нашей работе и планах на будущее см. http://www.nsu.ru/classics/reset/index.htm.

Аннотации

Андроники Калогирату

Олимпийский центр философии и культуры, Афины, andronikkie@yahoo.com Представления Плотина о душе, самоубийстве и воплощении Язык: английский Выпуск: 2ХОЛН 3.2 (2009) 387-400

Ключевые слова: Человеческое поведение, свобода выбора, детерминизм, психология АННОТАЦИЯ: Вопросы, на которые необходимо найти ответ, если мы желаем понять роль самоубийства и его связь с душой, воплощением, убийством человека и живых существ в универсуме Плотина, состоят в следующем: в какой мере тело следует считать внешней оболочкой? Не является ли очищение целью воплощения души? Не обстоит ли дело таким образом, что посредством воплощения в индивидуальной душе актуализируются новые, ранее скрытые возможности, или же тело представляет собой лишь инструмент для наказания души и ее отчуждения? Наши представления о философии Плотина существенно зависят от того, как мы разрешим эту загадку. И хотя, как показывает сравнение Эннеад 1.4.46 и 1.9.16, Плотин с возрастом изменил свое отношение к самоубийству, эта концепция возникает в его философии в нескольких основных контекстах. Прежде всего, в традиционном для современности смысле, он спрашивает о том, следует ли душе, если ей предоставить свободный выбор, оставить тело или остаться в нем? Кроме того, Плотин обогащает наше представление о самоубийстве двумя дополнительными значениями. Во-вторых, самоубийством он считает само воплощение, иллюстрируя эту идею мифами о младенце Дионисе и Нарциссе: воплощение представлено здесь как невольное самоубийство, результат неразумного стремлении души к материи. Во-вторых, самоубийством следует считать убийство или уничтожение другого живого существа или растения, ведь в этом случае мы уничтожаем частицу единой души, которой сами причастны. В отличие от Плотина поздние неоплатоники, такие как Дамаский, настаивали на невозможности полного отделения души от дела до тех пор, пока тело живо, что делало невозможным для души потенциального мудреца полностью погрузиться в позитивное ничто абсолютно Невыразимого первого начала. Ведь душа всегда связана с телом, которое не может сопровождать свое истинное Я на пути к иному по отношению к душе полному Ничто.

ЙОРГО Н. МАНИАТИС

Открытый греческий университет, Афины, ymani@tellas.gr Центральный огонь в космологии пифагорейца Филолая Язык: английский Выпуск: 2ХОЛН 3.2 (2009) 401-415

Ключевые слова: пифагореизм, космология, космос, астрономия, астрофизика АННОТАЦИЯ: В данной работе, во-первых, переоценивается космология пифагорейца Филолая, настаивающего на том, что центром мироздания является не земля и не солнце, но центральный огненный очаг, который расположен в центре сферического космоса. Во-вторых, автор демонстрирует ценность и значение этой модели огне-центрического космоса, раскрывая ее новые и революционные элементы и их вклад в развитие астрономии. В-третьих, подчеркивая универсальную значимость и непреходящую ценность этой модели, автор показывает, что ее следует считать не только предшественницей гелиоцентрической модели космоса, как обычно делается, но также и предвосхищением современных космологических и астрофизических построений.

Доминик О’Мара

Университет Фрибурга, Швейцария, dominic.omeara@unifr.ch ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТАФИЗИКИ В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ ЯЗЫК: русский ПЕРЕВОДЧИК: А. А. Каменских ВЫПУСК: 2ХОЛН 3.2 (2009) 416-432

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: метафизика, Александр Афродисийский, Сириан, Прокл, Дамаский АННОТАЦИЯ: Статья посвящена истории развития метафизики, понимаемой как философская дисциплина или наука. Мне хотелось бы обосновать предположение о том, что последний период развития греческой философии, длившийся примерно с III по VI вв. н. э., внес много нового в процесс становления метафизики как философской дисциплины, а именно превратил метафизику в метафизическую науку, выявляя в то же время пределы такой науки. Работа состоит из четырех частей. В части первой показано, как Александр Афродисийский (нач. III в.), интерпретируя Метафизику Аристотеля, стремился отыскать в нем метафизическую науку. Во второй части показано, каким образом философ-неоплатоник начала V в. Сириан не только принял интерпретацию Александра, но и, вдохновленный ею, начал искать ту же самую метафизическую науку уже у Платона. В третьей части статьи показано, как все это приводит к появлению шедевра метафизики - Началам теологии ученика Сириана Прокла. Наконец, в четвертой части, мы обращаемся к последнему великому метафизическому труду греческой философии - Трактату о первых принципах Дамаския - труду, в котором границы метафизической науки исследуются с необычайной проницательностью и упорством. Приспосабливая предпринятую Александром формализацию аристотелевской метафизической науки к платонизму, Сириан знал, что такая наука представляет собой лишь средство к достижению познания о трансцендентном, а не само это познание. Знал это и Прокл, хотя его Начала теологии, в которых метафизическая наука представлена с такой систематической красотой, могут на первый взгляд показаться окончательными определениями. Если после этого у нас все еще остались иллюзии относительно адекватности нашей метафизической науки, Дамаский исцеляет нас от них, открывая наши умы тому, что лежит за пределами или превыше наших собственных метафизических усилий.

Люк Бриссон

Национальный центр научных исследований, Париж, lbrisson@agalma.net

Logos и logoi у Плотина: их природа и функция

ЯЗЫК: русский ПЕРЕВОДЧИК: Е. В. Афонасин Выпуск: 2ХОЛН 3.2 (2009) 433-444

Ключевые слова: Стоицизм, платонизм, первые принципы, душа, логос АННОТАЦИЯ: Космос возникает не в результате деятельности творца, но согласно природе. Это возникновение не предполагает мышления или концептуализации, но является результатом действия силы, которая запечатлевает себя в материи. Ум сообщает умопостигаемые формы, которые в нем содержатся, гипостазированной Душе, в которой они превращаются в рациональные формулы (logoi). Затем Душа передает эти рациональные формулы мировой душе, которая порождает одушевленные и неодушевленные сущности, словно по указанию, полученному свыше. Однако, поскольку за порождение ответственна низшая часть мировой души, которая действует по своему разумению, возникшие в результате сущности уступают по качеству своему образцу, что объясняет несовершенство чувственно воспринимаемого космоса и наличие зла, несмотря на присутствующую в нем направляющую силу Промысла.

Алексей Александрович Каменских Пермский государственный университет, kamen7@mail.ru «Сизигии» Филона Александрийского Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 3.2 (2009) 445-449

Ключевые слова: иудаизм, платонизм, гностицизм, феноменология сознания АННОТАЦИЯ: В предлагаемой статье обсуждаются проблемы «категориальной интерпретации» Филоном Александрийским супружеских образов Ветхого Завета. Высказывается гипотеза о трактовке Филоном того или иного женского образа Писания как «смысловой стихии инобытия» того или иного модуса ума, проводятся параллели данной концепции с эманативной диалектикой платонизма и гностическим учением о сизигиях.

Андрей Иванович Щетников

Центр образовательных проектов 21ГМА, Новосибирск, schetnikov@ngs.ru Число в «Филебе» Платона Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 3.2 (2009) 450-465

Ключевые слова: арифметика, диалектика, музыка, античная наука

АННОТАЦИЯ: В статье обсуждается понятие числа (атИкто$), играющее важную роль в диалоге Филеб и в диалектическом методе позднего Платона. Показано, что атИкто$ в диалектике Платона следует понимать не как отвлечённое число теоретической арифметики, но как вполне определённое и конкретное действие — «перечисление», «подсчёт», «составление полного и систематического перечня», которым нужно овладеть, чтобы стать искусным мастером в своём деле. Анализируются приводимые Платоном в Филебе и ряде других диалогов примеры с грамотой, музыкой, риторикой. Рассматривается также употребление слова атИкто$ и других однокоренных с ним слов в текстах ряда греческих авторов — Гомера и Гесиода, трагиков классической эпохи, Геродота.

Андрей Иванович Щетников

Центр образовательных проектов 21ГМА, Новосибирск, schetnikov@ngs.ru Теон Смирнский. Изложение предметов, полезных при чтении Платона: Предисловие, перевод, комментарий Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 3.2 (2009) 466-558

Ключевые слова: античный учебник, арифметика, музыка, астрономия АННОТАЦИЯ: Вводное руководство Теона Смирнского (ок. 70 - ок. 135), греческого математика, испытавшего сильное влияние неопифагорейской школы мысли, переводится на русский язык впервые. Задача Теона - помочь изучающим Платона лучше понять научные истоки пифагорейской и платонической философии. В своей настоящей форме учебник делится на три раздела, трактующих арифметику и нумерологию (книга I, часть 1), музыкальную теорию (книга I, часть 2) и астрономию (книга II). Другие неопифагорейские сочинения в новых русских переводах (в особенности, руководства Никомаха из Герасы) см. в предыдущем выпуске этого тома журнала (ЕХОАН 3.1 [2009]), специально посвященного этой теме.

Евгений Васильевич Афонасин

Центр изучения древней философии и классической традиции Новосибирский государственный университет Институт философии и права СО РАН, afonasin@gmail.com Диоген из Аполлонии. Фрагменты и свидетельства:

Предисловие, перевод, комментарии, приложения, указатели Язык: русский

Выпуск: 2ХОЛН 3.2 (2009) 559-611

Ключевые слова: ранняя греческая наука, философия природы, история медицины АННОТАЦИЯ: Публикация посвящена Диогену из Аполлонии - «последнему космологу-досократику» (fl. 440-430 до н. э.). Базируясь на прекрасном издании Анрэ Лакса (Andre Laks 1983, 220 08) автор переводит и комментирует немногочисленные сохранившиеся фрагменты сочинения (или сочинений?) Диогена и древние свидетельства о его жизни и учении. Текст организован в соответствии с изданием Лакса, которое отличается от Дильса-Кранца как содержательно, так и по форме, поскольку здесь не только добавляются новые данные, но и существенно расширяется контекст фрагментов и свидетельств. Первый раздел включает в себя фрагменты 1-12 (на три больше, чем у Дильса). Доксографические свидетельства подразделяются на 1. Биографические сведения (T[estimonia] 1 a,b,c); 2. Начало (T 2-4); 3. Жизнь и сознание (T 5-14); 4. Семя и эмбрион (T 15-20); 5. Космос (T 21-36), и Сомнительные свидетельства (S 1-5). Варианты доксографических сообщений (у Псевдо-Плутарха, Стобея, Псевдо-Галена и др.) обычно цитируются полностью и обсуждаются. Публикация содержит три Приложения (I. Diogenes Laertius, Vita philosophorum IX, 57; II. Симпликий о Диогене из Аполлонии; III. Анатомические представления Диогена) и Index locorum. Публикация будет полезна специалистам по античной космологии, медицине и другим разделам ранней греческой философии и науки, а также исследователям, занимающимся античной доксографией.

СОДЕРЖАНИЕ / CONTENTS

Предисловие редактора.......................................... 377

Аннотации...................................................... 378

Editorial...................................................... 382

Abstracts...................................................... 383

статьи / articles

Plotinus’ views on soul, suicide, and incarnation.............. 387

Androniki Kalogiratou

Pythagorean Philolaus’ Pyrocentric Universe.................... 401

YIORGO N. MANIATIS

Трансформация метафизики в эпоху поздней античности............ 416

Доминик О’Мара

Logos и logoi у Плотина: их природа и функция.................. 433

Люк Бриссон

«Сизигии» Филона Александрийского.............................. 445

А. А. Каменских

Число в «Филебе» Платона....................................... 450

А. И. Щетников

переводы / translations

Теон Смирнский. Изложение предметов, полезных при чтении

Платона ....................................................... 466

А. И. Щетников

Диоген из Аполлонии. Фрагменты и свидетельства................. 559

Е. В. Афонасин

Аннотация / Resume............................................. 612

ЕХОЛН

Философское антиковедение и классическая традиция 2009. Том 3. Выпуск 2 Новосибирск: Ред.-изд. центр Новосиб. гос. ун-та, 2010. 241 с. ISSN 1995-4328 (Print) ISSN 1995-4336 (Online)

Очередной выпуск журнала, посвященного изучению античности и классической традиции во всех ее разнообразных аспектах, подготовлен специально для участников долгосрочного проекта «Преподавая античность. Фундаментальные ценности в изменяющемся мире», проведение которого оказалось возможным благодаря Программе поддержки высшего образования Института «Открытое общество» (Будапешт). В выпуск вошло шесть статей по истории античной философии и науки, а также новые переводы: руководство Теона Смирнского (II в. н. э.) по арифметике, музыке и астрономии («изложение предметов, полезных для изучения Платона») и комментированный перевод сохранившихся фрагментов античного натурфилософа Диогена из Аполлонии (ок. 440-430 гг. до н. э.). Адреса электронной версии журнала: www.nsu.ru/classics/schole/ и www.elibraru.ru.

ЕХОЛН

Ancient Philosophy and the Classical Tradition 2009. Volume 3. Issue 2 Novosibirsk: State University Press, 2010. 241 p. ISSN 1995-4328 (Print) ISSN 1995-4336 (Online)

This issue of the journal of the Centre for Ancient Philosophy and the Classical Tradition, prepared for the participants of a long-term project “Teaching Classics. Fundamental Values in the Changing World”, is generously sponsored by the Higher Education Support Program of the “Open Society Institute” (Budapest), and dedicated to study of the ancient philosophical tradition and the tradition of classical education in the context of contemporary concepts of values. The issue contains six original articles on the history of ancient science and philosophy, and Russian translations of an introductory manual by Theon of Smyrna (ca. 70-ca. 135), a Greek mathematician, strongly influenced by the Neo-Pythagorean school of thought, and a collection of fragments and testimonia attesting life and works of Diogenes of Apollonia, the “last Presocratic cosmologist” (fl. 440-430 B. C. E). These and other relevant publications are available on-line at the addresses: www.nsu.ru/classics/schole/ and www.elibraru.ru

Компьютерная верстка Е. В. Афонасина

Корректура К. В. Шмугуровой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подписано в печать 12.01.2010. Заказ № Формат 70x108 1/16. Офсетная печать. Уч.-изд. л. 12,5 Редакционно-издательский центр НГУ, 630090, Новосибирск-90, ул. Пирогова, 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.