М. В. Шипилова РЕДАКТОР ГАЗЕТЫ:
ПУБЛИЦИСТ, НАСТАВНИК, РУКОВОДИТЕЛЬ
(АЛЕКСЕЙ АДЖУБЕЙ В РЕДАКЦИИ ГАЗЕТЫ «ИЗВЕСТИЯ»)
Вершину кадрово-должностной пирамиды печатного издания занимает главный редактор. Под главным редактором в действующем законодательстве понимается лицо, возглавляющее редакцию и принимающее окончательное решение в отношении производства и выпуска средства массовой информации. Рассмотрим функции и основные характеристики редактора печатного издания на примере Алексея Ивановича Аджу-бея, главного редактора газеты «Известия» времен хрущевской «оттепели».
По мнению исследователей, А. И. Аджубей — редактор-реформатор, оставивший яркий след в отечественной журналистике, фигура неоднозначная, противоречивая. Он возглавлял газету «Известия» с 23 мая 1959 г. по 14 октября 1964 г. Время его редакторства вошло в историю отечественной журналистики как целая эпоха по «очеловечиванию» печатных страниц. «Правительственная газета получила при руководстве Аджубея ошеломляющий рейтинг, ее читали и перечитывали, писали письма с предложениями, делились наболевшим. Многие проблемы рассматривались под личным контролем главного редактора, люди получали конкретную помощь, внутриредакционные новшества, вводимые с первого же дня вступления в должность, до сих пор можно изучать как эталон перестройки редакционных отношений. Его идеи и неисчерпаемая фантазия, его мобильность, стремление постоянно быть в работе, широкий взгляд на международные и внутренние проблемы — все это и сегодня вызывает живейший интерес исследователей.
Рассмотрим, как реализовались основные принципы публицистики в газете «Известия» при редакторстве А. И. Аджубея.
Исходя из ленинского определения задач партийных публицистов, исследователь А. К. Белков выделяет ключевые элементы, составляющие понятие «советская публицистика» [1. С. 28].
В них входит выбор и постановка на обсуждение актуальных, важных общественно-политических и социально-экономических вопросов. «Выносить на публику» проблемы современности — с этого началась и этим продолжает жить публицистика.
Как пишет Е. П. Прохоров, «рассказывая о жизни, об актуальных событиях, раскрывая их значение и закономерности, лежащие в основе явления, формулируя задачи, публицистика готовит массы к социальному действию, активизирует и направляет в исторически необходимое русло их социальную активность» [2. С. 340].
Именно при руководстве Алексея Аджубея «Известия» во многом стали первопроходцами, причем не только в выдвижении новых тем, отражающих проблемы современности, но и в организации работы редакционного коллектива с информацией. «Например, во время XXII съезда партии известенцы не стали ждать правленых стенограмм, утвержденных редакционной комиссией съезда, а записали суть выступлений крупных партийных деятелей из прямых телевизионных передач:
© М. В. Шипилова, 2010
«Получив «Известия», вспоминает Д. Мамлеев, правдисты прибежали к нам.
— Почему вы смогли дать полный отчет, а нам редкомиссия еще не предоставила половины стенограмм?
Когда стало ясно, что мы действовали на свой страх и риск, кто-то из правдистов сказал, что будет скандал... Ничего подобного не было... » [3. С. 67].
Выговор известинцам не дали, а опыт укрепил их уверенность, что устоявшиеся каноны можно ломать.
Оперативность. Своевременное выдвижение актуальных вопросов. Не отставать от жизни. Отставание делает ненужным публицистическое выступление.
По словам Н. Л. Волковского, «в “Известия” Аджубей принес ярко выраженную ре-портажность, которую чуть позже начала использовать вся советская журналистика. Интересный факт, по мысли редактора, должен лежать в основе любого материала. Как вспоминают коллеги Аджубея, он был азартным редактором. Обогнать других, выйти первым с новостью, с материалом в номер, немедленно... »; «Работать с Аджу-беем было одновременно и легко, и трудно, — вспоминает Д. Мамлеев. — Он мгновенно, на лету подхватывал интересное предложение, новую идею, тут же развивал их и любил, не откладывая в дальний ящик, с ходу реализовать то, что родилось» [3. С. 67].
Кроме того, главным аспектом деятельности А. И. Аджубея как редактора и публициста всегда оставался человек, читатель газеты. Все новшества и начинания, проводимые им, были всегда с оглядкой на читателя отдельного и массового. Как поймет? Примет ли? Как сделать так, чтобы подписывались как можно больше, читали? Как наладить доставку газеты по всему Союзу вовремя, чтобы не было задержек, чтобы не обошли по рейтингу другие газеты? Как помочь этому конкретному труженику, письмо которого так потрясло всю редакцию? Всем этим занимался главный редактор лично
[4].
Действенность. Определение приемов и методов практического решения проблем. Настойчивая и последовательная борьба за выполнение поставленных задач.
«Читатели ждали выхода каждого номера: кого “долбанет” Аджубей? — пишет в своих воспоминаниях И. Шатуновский. — И все властные секретари, которые по всякому вздорному поводу кричали на редакторов, как на мальчишек, теперь безропотно соглашались с критикой и торопились сообщить в редакцию о принятых мерах». Кое-кто объяснял смелость Аджубея тем, что он имел высокую поддержку. Но «Известия» брали не только остротой критических материалов. Газета делалась на высоком профессиональном уровне, ее публикации отличались оперативностью, глубиной разработки темы, компетентностью, широтой кругозора. Во всем этом чувствовалась умелая редакторская рука [3. С. 67].
Так, в №5 газеты «Известия» за 6 января 1961 г. в рубрике «Вон волокиту!» был напечатан материал А. Козлова и П. Филимонова «Слово и дело». На примере этой публикации видно, как журналисты решали конкретную проблему.
«В начале сентября мы побывали у министра автотранспорта и шоссейных дорог УССР М. Ф. Довгаля. Поводом для нашего визита послужило письмо шоферов. . . Они писали: “Посмотрите как мы ожидаем целыми неделями в холод и дождь на пустыре сдачи машин в ремонт. . . ”.
Мы подробно рассказали министру о том, что увидели около авторемонтного завода №1. . . Товарищ Довгаль тут же при нас вызвал в кабинет своих подчиненных
... и сделал им внушение. Откровенно говоря, нам понравилась эта строгая требовательность», — пишут журналисты.
Авторы публикации приводят слова министра Довгаля, его обещание исправить ситуацию: «Станете ли критиковать нас в газете или воздержитесь, конечно, дело ваше. Но я даю слово, что недостатки будут устранены».
Журналисты рассказывают, что критики никакой писать не стали, однако «по истечении трех месяцев вновь побывали на приемочной площадки авторемонтного завода №1». Изменений к лучшему не произошло.
«Вторично мы не стали беспокоить министра тов. Довгаля. Неудобно как-то вынуждать его давать новые обещания».
Одним предложением репутации министра, давшего слово и не сдержавшего его, был нанесен урон. Журналисты не обвиняли и не оскорбляли его, что характерно для современных средств массовой информации. Простое описание ситуации без лишних слов и комментариев показало читателям чего стоит обещание нечестного человека.
В результате анализа содержания газеты «Известия» за 1960-1961 гг. было выявлено, что на страницах издания регулярно встречается рубрика «После того как выступили «Известия». В данной рубрике говорится о том, какие меры были приняты после того, как о проблеме написали журналисты «Известий». Например, в №76 за 30 марта 1961 г. помещена публикация «Когда действуют в одиночку... ».
«Так называлась корреспонденция, опубликованная в №50 «Известий». В ней говорилось о том, что в Челябинской области плохо внедряется опыт передовиков сельского хозяйства. В частности отмечалось, что механизатор Алексей Дробин в Троицком районе сконструировал приспособление, которое позволяет комбайнеру убирать кукурузу машиной без помощника. Рационализатор получает много писем из различных областей — пытливые механизаторы просят прислать им чертежи приспособления. У себя же в районе инициатива Дробина не нашла поддержки. . .
Сейчас приняты меры к устранению недостатка. В колхозе. . ., где работает Дробин, проведен семинар с инженерами совхозов, механиками колхозов, бригадирами. . . ».
Конечно, темы, волновавшие людей периода «оттепели», далеки от современной реальности, но не может не удивлять влияние газеты. По одной ее публикации сразу предпринимались конкретные шаги. К сожалению, современная пресса утратила подобное значение.
Подлинная популярность. Наша публицистика — публицистика для масс. Вести читателя за собой, учить его, помогать ему и учиться у него.
Т. Д. Орлова пишет: «редактор связан в своей работе с живыми людьми и с управлением общественными процессами — наиболее сложными из всех, существующих в мире. Поэтому от него требуется глубокая компетентность в сфере социальных отношений» [5. С. 168].
Особое внимание Аджубей уделял письмам читателей. Он считал, что они помогают показать газете жизнь, как она есть. И работать с письмами считалось святой обязанностью не только огромного отдела писем, но и каждого журналиста газеты. Самые интересные письма «с колес» шли на газетную полосу. На одной из планерок Аджубей говорил: «. . . Надо понимать, что и сто писем могут не сделать погоды, а одно острое и яркое сделает» [3. С. 68].
В «Известиях» регулярно печатались обзоры писем читателей. В №24 за 28 января 1961 г. опубликована подборка «Из свежей почты». Начиналась публикация следующими словами: «27 января редакция получила 890 писем. . . Большой приток писем
вызвали опубликованные в “Известиях” статьи и очерки — “Друг мой, друг настоящий” И. Бабич, “Все ли простят победителю?” В. Давыденченкова. .. ».
При Аджубее в «Известиях» появились общественные приемные. Первая открылась в 1962 г. в Ленинграде. Вслед за ней открылись в Москве, Свердловске, Харькове, Тбилиси и других крупных центрах страны. Всего в «Известиях» их было 25. Общественные приемные стали новой формой связи с читателями. Репортажи из общественных приемных регулярно печатали в газете.
Быть ближе к человеку, к жизни, освещать все ее стороны, интересоваться не только общественными, но и личными проблемами, таков взгляд Аджубея на журналистику.
Это подтверждает материал-письмо С. Ласкина, врача объединенной больницы имени В. И. Ленина, опубликованное в № 102 за 29 апреля 1960 г. «Ночная няня». В статье говорится про женщину, которая отравилась дымом, спасая детей во время пожара.
«Постепенно я узнал, как прекрасен характер простой советской женщины — ночной няни детского сада Евдокии Константиновны Прохоровой», — пишет автор.
После того, как ночью начался пожар, «Евдокия Константиновна осторожно, не поднимая шума, вынимала детей из кроваток и бежала к выходу. . . Каждый раз, возвращаясь в детскую, она смотрела глазами полными слез в угол, где спал ее младший внук Саша. Ей хотелось схватить и вынести его первым. Но чувство справедливости подсказывало: здесь все внуки. И она вынесла Сашу последним. . .».
А. И. Аджубей сам выявлял такие темы, представляющие базовые интересы человеческой личности, и делал все возможное, чтобы реализовать на газетной полосе интерес к душе человека, к его личным проблемам. Это удалось ему вполне.
Ясность и доходчивость изложения, умение использовать богатства языка. Единство содержания и формы. Разнообразие жанров, приемов, средств публицистического арсенала.
«Все в номере газеты — статьи, очерки, заметки — не может быть равноценным, — считал Аджубей. — Любое печатное издание — полотно, состоящее из мозаики отдельных материалов. Но, должен быть козырь, на который делается ставка в номере и который непременно заинтересует читателя. Алексей Иванович умел вдохнуть жизнь в каждый номер, постоянно выдерживая должный творческий уровень», — пишет Н. Л. Волковский [3. С. 66].
Он часто менял штампованные заголовки, не упуская любую возможность «вырваться из плена серости, скуки, однообразия, разбудить интерес читателя». Алексей Аджубей стремился изменить язык советской журналистики, избавить его от чрезмерной идеологичности, очистить от избитых газетных штампов. Однажды он составил перечень выражений, запрещенных к употреблению в газете. Там фигурировали: «огромный интерес общественности», «немеркнущая дружба народов», «горячий прием» и другие. За все время коммунистической власти официальная газета впервые напрямую обратилась к читателю.
Не случайно на газетных страницах того времени довольно часто фигурируют «человечные» материалы Татьяны Тэсс. Так, в № 1 за 1 января 1961 г. опубликован очерк Татьяны Тэсс «Его дети». В материале речь идет о докторе в одиночку воспитавшем четверых детей. Татьяна Тэсс лаконично обрисовывает ситуацию:
«Смертельно заболела его старшая сестра, еще молодая женщина, мать четверых детей. Муж ее без вести пропал на фронте, она жила с детьми одна. . . он привез ее вместе с детьми в Москву. Человек одинокий, он жил в маленькой комнатке. Тут-то и поселилась вся семья. Спустя небольшой срок сестра умерла. На руках холостяка. . . осталось четверо маленьких детей».
Эту историю журналистка узнала из письма, которое пришло в редакцию. Она так описывает внешность доктора: «Ни в наружности, ни в одежде вошедшего нет ничего особо заметного. Он неловко и даже смущенно вглядывается сквозь запотевшие очки. У него обыкновенная внешность человека, уставшего после рабочего дня. . . »».
После того, как Татьяна Тэсс рассказывает о цели своего визита, доктор восклицает: « Что вы! — мой собеседник в изумлении глядит на меня. — Неужели же вы из-за этого пришли сюда? Помилуйте, ведь это же все так просто, обыкновенная житейская история. . . ».
Далее журналистка простым, живым языком передает свою беседу с этим человеком. Благодаря «особенному» языку, читатель может представить портрет, характер героя материала — застенчивого, честного человека.
«Вы доцент, кандидат наук. Когда же вы работали над диссертацией?
— Вот как раз в то время, — говорит он словно виновато, — когда дети были маленькими. Но, знаете, они как-то старались не мешать, говорили шепотом. . . ».
Важен в материале и вывод очеркистки.
«Я думаю о том, что этот застенчивый, добрый, чистый человек в трудных условиях вырастил и воспитал четырех ребят, вложил им в душу чувство долга и чести, научил трудолюбию и дружбе, вывел на большую дорогу жизни четырех порядочных людей. . . ».
В том же номере опубликован материал Б. Гусева «Поэзия чисел».
«Она всегда окружена учениками и сотрудниками. Она спорит, темпераментно доказывает правоту своей идеи, с увлечением выслушивает ответы собеседника. Стиль Ольги Ладыженской. .. — это страстность, увлеченность, поиски нового. Ее стиль — это сама поэзия математической науки».
Обращает на себя внимание художественность стиля, некое «возвеличивание» человека, что практически не встречается в современной прессе.
Такой подход к человеку — важнейшая особенность публицистики того времени. «Идет ли речь об экономике, производстве, науке, рассказывает ли газета о новой машине, о полете в космос — все равно при этом всегда должен присутствовать человек, внимание должно быть обращено к его деятельности, его разуму, его чувствам» [1. С. 14].
Аджубей понимал, что «если публицист не разберется в людях, творцах и непосредственных участниках определенной ситуации, в их интересах и настроениях, осознанных и неосознанных мотивах поведения, их объективном положении и субъективном осознании его и т. д. — если публицист этого не сделает, он не поймет существо ситуации... Если не будет «демонстрации» своеобразных черт личностей, действующих в ситуации, то читатель, не получив характеристики ситуации с ее личностной стороны, не будет иметь полного знания о воспроизводимом эпизоде. В результате цель публициста не будет достигнута» [4].
Аджубей не только выбирал темы, оценивал содержание материала, помогал выявить идею, исключить недочеты исполнения, но и сам был талантливым публицистом. Однажды на планерке из принесенной кипы конвертов наиболее интересной почты он наугад вытащил историю о том, как некий садовод установил мину под дерево, чтобы наказать мальчишек, воровавших у него яблоки. Да сам под нее и угодил. «Невозможно сейчас восстановит ход мыслей Аджубея, его хлесткие фразы. . . — вспоминает Георгий Меликянц. — Но он кипел. И, вызвав стенографистку, тут же, не сходя с редакторского места, продиктовал в номер свою статью — “Подорвался на собственной мине”. На наших глазах родился текст, где нельзя было ничего ни добавить, ни убавить» [3. С. 73].
Различные исследователи СМИ предлагают свои классификации типичных характеристик, нормативных требований к журналисту, и в частности к редактору средства массовой информации. С. Г. Корконосенко на первое место выдвигает идейно-нравственные качества.
Важное место занимает социальная позиция редактора — «выступление в интересах тех или иных слоев общества при одновременном представительстве интересов всего общества» [6. С. 103]. Е. П. Прохоров считает, что «социальная позиция — поддержка тех или иных социальных сил, выступление на их стороне, выражение и отстаивание их интересов, осознается главным редактором и проявляется в его деятельности в разных формах. Социальная позиция требует сочетания твердости и одновременно толерантного отношения к иным общественным силам и их представлениям о должном. Поэтому единственно верная форма проявления социальной позиции — поиск общего подхода к решению вызывающего разногласия общественно значимого вопроса или хотя бы компромисса на базе взаимных уступок» [6. С. 90].
Формирование редактором своей социальной позиции носит профессиональный характер и более важно в силу того, что с этой позицией он «выходит» на широкую аудиторию. Главному редактору необходимо иметь четкую жизненную позицию по всем общественным вопросам и твердо следовать ей. Он должен быть всегда готов обратиться к своим читателям со страниц издания по какому-либо принципиально важному, волнующему общество вопросу.
Через ясное осознание своей социальной позиции, решительное и последовательное проведение ее в жизнь формируются принципы журналистской деятельности. Первым в ряду принципов журналистской деятельности стоит принцип правдивости и объективности.
Правдивость предполагает максимально точное представление фактов жизни. При этом первостепенное значение имеют сведения, которые журналист получил непосредственно из жизни («видел сам» событие, присутствовал при заявлении и т. д.) и документировал. Следует различать коренные, общезначимые явления и «пену», неизбежно появляющуюся на поверхности бурного потока жизни.
Если проблема правдивости — это проблема фактически основательности (точности и полноты фактов), то собственно проблема объективности это также и вопрос верной трактовки каждого из отобранных фактов, их связей и взаимосвязей; это и вопрос аргументированности и убедительности интерпретации, высказанных на основе анализа фактов выводов, суждений и предложений [6. С. 118].
Аджубей требовал, чтобы все факты на страницах газет были из первоисточника, с места событий. Никаких сплетен, за каждый факт журналист отвечает головой: от маленькой заметки до судебных очерков. Безусловной ценностью считалась объективность. Добудь факт, осмысли в контексте момента, будь объективен и тогда будешь убедителен для читателя. Другим свидетельством уважения газеты к читателям была высочайшая профессиональная культура факта: литературный язык, грамотность, точность, достоверность.
Вторая важная характеристика главного редактора — наличие у него деловых качеств. По мнению Т. Д. Орловой, «существуют четкие характеристики организаторских способностей руководителя. Это: умение вызвать у подчиненных творческое отношение к делу, четко определить задачи, права, обязанности каждого сотрудника и создать условия для их реализации» [5. С. 168].
Один из управленческих приемов — четкое распределение дел между остальными руководителями редакции, смелость в передачи полноты власти и ответственности за
определенный участок работы другому лицу. Направляющее начало и обязательный редакторский контроль при этом сохраняются.
В обязанности редактора входят все административные функции. Важнейшая из них — подбор, расстановка и воспитание кадров. При этом редактор руководствуется принципом соответствия политических, деловых и моральных качеств работника конкретному участку деятельности.
В функциональные обязанности главного редактора наших дней входят также разработка концепции выпуска и развития издания в целом, контроль выполнения финансового плана, деятельность отдела рекламы, введение новых рубрик и разделов, контакты с общественными организациями, властными структурами в рамках интересов издания, работа с авторами. Сегодня обязанности главного редактора расширяются. Помимо творческих и управленческих задач, ему приходится решать экономические вопросы, от которых зависит существование и материальное благополучие издания.
Алексей Аджубей проявил себя, как опытный руководитель и наставник. В команде Аджубея не было «винтиков». Каждый на своем месте был полезен и нужен. Он ценил труд и тех, кто выступал в газете с большим очерком или аналитической корреспонденцией, и тех, кто писал репортерские сообщения. Главный редактор замечал недочеты в газете и ставил перед коллективом задачи по их устранению. Например, на одной из летучек он сказал: «... У нас очень неинформационная газета... У нас традиционно втискивают в шестиполосный номер всего одну страницу информации. Но если есть иностранная информация, почему не дать две, две с половиной полосы, даже три?» [3. С. 70].
В анализируемых номерах за 1960-1961 гг. довольно много иностранной информации с фотографиями, коллажами. Основные страны, события которых освещались, — Куба, Китай, Америка, Франция. Общая тематика публикаций, посвященных событиям европейских государств, — негативная. Примером может служить информационная заметка «Клеветников — к ответу!», опубликованная в №3 за 4 января 1961 г. В публикации речь идет о том, что «26 января в Лионе начнется судебный процесс, на котором будет разбираться иск советского писателя Анатолия Кузнецова к издателю лионского архиепископства Эмманюэлю Витту, который выпустил в свет книгу “Красная звезда в тумане”. Эта книга представляет собой совершенно искаженный и сокращенный перевод известного романа Кузнецова «Продолжение легенды. Представляющие Кузнецова адвокаты . . . требуют конфискации этой антисоветской фальшивки и возмещение ущерба».
В данном случае, нужно не забывать о том, что Аджубей человек системы. Он не подвергал сомнению идеалы социализма. Поэтому при нем в «Известиях» выходили публикации, охраняющие устои социализма. Это, прежде всего, статья В. Ермилова «Необходимость спора», громившая книгу воспоминаний Ильи Эренбурга «Люди. Годы. Жизнь», фельетон «Турист с тросточкой» против Виктора Некрасова, автора знаменитого романа «В окопах Сталинграда». При всех новациях, привнесенных Ад-жубеем, «Известия» оставались подцензурными, из-за чего на страницы газеты выплескивались материалы совершенно различной направленности.
В коллективе известенцев регулярно проходили практику группы журналистов по 10-15 человек, состоящие из редакторов и заведующих отделами республиканских, краевых и областных газет. Аджубей стремился привлечь в «Известия» иных, чем раньше, людей, умел разглядеть в них творческое начало. Именно при нем в газете появилась целая плеяда способных молодых журналистов — Виктор Беликов, Андрей Золотов, Александр Васинский, Светлана Туторская. По поручению Аджубея известенцы ис-
кали талантливых молодых журналистов в провинции для создания сети внештатных корреспондентов «Известий» . . . Лучшие из них стали собственными корреспондентами газеты. Кроме того, с каждого курса факультета журналистики МГУ Аджубей брал в «Известия» лучших выпускников. При Аджубее новыми гранями засверкали таланты Татьяны Тэсс, Бориса Галича, Ефима Рубина. Исходя из всего этого, успех аджубеевских «Известий» объясняется еще и тем, что главный редактор сумел собрать талантливый коллектив журналистов, пожалуй, сильнейший в стране.
Нельзя не упомянуть и о психологических качествах редактора издания.
С. Г. Корконосенко пишет, что «основные качества журналиста — независимость, честность, способность к творческому мышлению, находчивость и др. Необходимо также отметить инициативность и ответственность. Как бы тщательно не продумывались редакционные планы, жизнь рождает непредсказуемые сюжеты. Именно энтузиасты и первопроходцы приносят на газетные полосы новации, которые затем делают славу всей редакции. Ошибка же может стоить репутации всему СМИ» [7. С. 287].
По словам О. Р. Самарцева, «ответственность и чувство долга стоят первыми в списке обязательных профессиональных характеристик. Нормальная работа редактора — это жесткий, не терпящий сбоев график, при котором он знает, что именно, в каком объеме и с какой периодичностью должен делать» [8. С. 17].
Кроме того, особое значение имеет способность быстро оценить изменившуюся обстановку, оперативно принять решение, скорректировать планы и организовать реализацию этого решения.
Интеллект, осведомленность, любопытство и компетентность — качества, которые не менее важны для редактора издания. Человек умный, интеллектуально развитый мыслит нестандартно, емко, образно, способен делать мгновенные точные суждения.
Важна и харизма, внутренний мир. Редактор — это всегда личность. Глубокая, нестандартная, интересная окружающим, способная привлекать к себе внимание аудитории, вызывать у нее интерес.
Подводя итог, нельзя не сказать, что заслуги Алексея Аджубея перед советской журналистикой огромны. Главная заслуга Аджубея в том, что он поднял роль и престиж профессии журналиста в Советском союзе. Посредством своего издания он стремился сформировать определенным образом общественное мнение. Многочисленные письма, которые составляли гордость редакции «Известия», подтверждают успешное выполнение этой задачи. Аджубей с точностью угадал тематику, которая была интересна и полезна людям, и старался полностью удовлетворить потребность человека в таком чтении.
А. И. Аджубей выполнял все возложенные на него функции главного редактора — проводил совещания и планерки, вносил предложения и коррективы в работу, следил за развитием внешней формы и содержанием издания. В общем, определял информационную политику возглавляемого им средства массовой информации: будет ли оно объективным информатором и полезным советчиком читателей, к мнению которого они прислушиваются, или выразителем и защитником интересов какой-либо экономической или политической структуры, как мы сказали бы сегодня.
Результат труда редактора — газета, которую держат в руках тысячи людей, которая влияет на их мнение, формирует вкусы и пристрастия. И во всем этом заслуга в первую очередь главного редактора.
1. Белков А. К. Советская публицистика и ее основные черты: Материалы к лекции. М., 1973.
2. Прохоров Е. П. Публицист и действительность. М., 1973.
3. Волковский Н. Л. Отечественная журналистика. 1950-2000: Учеб. пособие. Ч. 1 / Под ред. М. А. Шишкиной. СПб., 2006.
4. Волкова Т. А. И. Аджубей // иКЬ: http://www.belousenko.com/wr_Adjubey.htm (дата обращения— 12.10.2009).
5. Орлова Т.Д. Введение в журналистику. Организация работы редакции газеты: Учеб. пособие. М., 1989.
6. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник / Е. П. Прохоров. 7-е изд., испр. и доп. М., 2007.
7. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник. М., 2002.
8. Самарцев О. Р. Творческая деятельность журналиста: Очерки теории и практики: Учеб. пособие / Под общ. ред. Я. Н. Засурского. М., 2007.
Статья поступила в редакцию 18 декабря 2009 г.