Научная статья на тему 'Речи Бенджамина Дизраэли в Манчестере и Хрустальном дворце в контексте «Демократического торизма»'

Речи Бенджамина Дизраэли в Манчестере и Хрустальном дворце в контексте «Демократического торизма» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1295
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ТОРИЗМ" / ПАРЛАМЕНТСКАЯ МОНАРХИЯ / АНГЛИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ / "DEMOCRATIC TORIZM" / PARLIAMENTARY MONARCHY / THE ENGLISH CONSTITUTION / POLITICAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дудниченко Г. В.

Рассматриваются речи Б. Дизраэли в Манчестере и Хрустальном дворце, с целью изучения основных идей «демократического торизма»доктрины консервативной партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH OF BENJAMIN DISRAELI IN MANCHESTER AND CRYSTAL PALACE IN THE CONTEXT OF "DEMOCRATIC CHARISMA"

This article is devoted to the analyze of speech Disraeli in Manchester and Crystal Palace, for the purpose of studying the main ideas of «democratic torizm»doctrines of the conservative party.

Текст научной работы на тему «Речи Бенджамина Дизраэли в Манчестере и Хрустальном дворце в контексте «Демократического торизма»»

9. Ростунов И.И. Русский фронт Первой мировой войны. - М. 1976. - 389 с.

10. Лужбин А.В. Действия русской конницы в Сражениях Первой мировой войны. - СПб., 2014. - 400 с.

11. РГВИА. Ф. 3522. Оп.1. Д.93. ЛЛ. 23-25.

12. Русский инвалид. № 50. 3 марта 1915.

13. Дзюбан В.В. Ментальные характеристики казачества. Вопросы культурологи. 2013. №6.

Об авторе

Дзюбан В.В. - кандидат педагогических наук, доцент, зам. начальника отдела организации научных исследований Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

Киселев С.А. - зам. декана факультета энергетики и электроники Брянского государственного технического университета, [email protected]

УДК 94 (4) «15/19»

РЕЧИ БЕНДЖАМИНА ДИЗРАЭЛИ В МАНЧЕСТЕРЕ И ХРУСТАЛЬНОМ ДВОРЦЕ В КОНТЕКСТЕ «ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ТОРИЗМА»

Г.В. Дудниченко

Рассматриваются речи Б. Дизраэли в Манчестере и Хрустальном дворце, с целью изучения основных идей «демократического торизма»-доктрины консервативной партии.

Ключевые слова: «демократический торизм»; парламентская монархия, английская конституция, политические институты власти, социальная реформа, повышение жизненного уровня народа.

Современные теоретики консерватизма и неоконсерватизма в своих теоретических изысканиях опираются на политические идеи родоначальника английского консерватизма Э. Берка. Политическое наследие Берка сводится ими к следующим концептуальным положениям: сохранение политической системы в рамках конституции, финансовой бережливости, частной собственности, законности, социальному порядку, традиционному обществу.

В настоящее время консервативная идеология Англии квалифицируется как либеральный консерватизм, имеющий в своей основе идеи Э. Бёрка.

Политическое наследие Э. Бёрка оказало огромное влияние на лидеров консервативной партии 19 века, что, в свою очередь, нашло отражение в виде "разумного консерватизма" Р. Пиля, концепции консервативного прогресса графа Дерби и консервативного социал-реформизма Б. Дизраэли.

Прогресс приспособления был сложным, но консервативная партия выстояла и смогла в 1874 году добиться внушительной победы на выборах, стала одной из главных сил в политической системе Великобритании.

Существенной особенностью этого процесса был курс партии на расширение социальной базы за счет городской буржуазии и частично рабочего класса. То, что партии удалось привлечь на свою сторону часть рабочего класса, было большим успехом, которому способствовала деятельность Б. Дизраэли.

Таким образом, смена политических установок заставила лидеров партии тори (в частности, Дизраэли) встать на путь социальных реформ и, благодаря этому, занять достойное место в политической системе.

Главной особенностью «дизраэлевского» консерватизма была приверженность социальной реформе. Внимание к нуждам масс было одним из направлений, при помощи которого консервативная партия стремилась провести принципы «классовой гармонии», гарантировать социальную стабильность.

В связи с этим особое место в триумфе консерваторов 1874 г. занимает предвыборная агитация под знаменем «Демократического торизма» В начале своей политической карьеры Бенджамин Дизраэли не имел еще готовой, целостной теории, и лишь впоследствии развил свой взгляд в романах, где в художественной форме представил свое видение становления общества и государственного устройства. Он четко выделил наличие двух классов в стране: «богатых» и «бедных»; тем самым видя задачу консервативной партии в примирении классов и стабилизации социального положения.

Итак, Б. Дизраэли полагал, что если консерваторы будут двигаться в этом направлении, то это обеспечит им внушительную поддержку избирателей. Консервативная партия, подчеркивал он, имеет главную цель-«консервировать» существующую в стране социальную систему, в которой власть принадлежит землевладельцам и буржуазии, а рабочий класс является производительным и спокойным элементом [6, с. 301]. Однако, «умиротворение» пролетариата надлежит обеспечивать не силовым подавлением его выступлений, а разнообразными социальными уступками.

Придерживаясь подобной тактики, лидер консервативной партии еще 3 апреля 1872 г. выступил с речью в Манчестере. В начале своего выступления Дизраэли обратился с трибуны к местным жителям со словами « энергия и энтузиазм консервативной партии могут быть наилучшим образом использованы на благо государства [10].»

Огромное внимание в своем выступлении он придавал значению английской конституции: «...в жизни есть и мужские обязанности, и мы собрались здесь, чтобы выполнить некоторые из самых важных таких обязанностей- будучи гражданами свободной страны, ... выразить нашу решимость сохранить и поддержать Конституцию, которой. мы все обязаны нашей свободой и нашим благополучием.программа консервативной партии заключается в поддержке Конституции страны [10].» Оратор отвел большую роль королевской власти в жизни британцев: «.с момента учреждения Конституции, уже более двух столетий тому назад, в Англии не было ни одной революции.-, подчеркнул он,- почему так? Потому что ваши предки благоразумно поместили высшую власть вне сферы человеческих страстей, которая смогла сплотить все классы и стороны, представляя величественность закона, включая. защиту прав каждого человека ... Теперь, понятно, что значит для страны не знать в течение двух веков революций. Это значит непрерывное применение человеческих изобретений и научных открытий с целью создания благоприятных условий жизни народа. . накопление ка-

питала, рост рабочей силы, организация тех крупных фабрик, которые расположены в вашем районе; постоянное улучшение земледелия, которое дает возможность из малоплодородной почвы получать более обильные урожаи. ... социальный порядок, который является единственным источником личной свободы и политического права. И всем этим, вы обязаны королевской власти.» Дизраэли констатировал, что несомненным преимуществом короны является «парламентская форма правления самая благородная в мире, и определенно самая подходящая для Англии.» Здесь же Дизраэли подробно охарактеризовал идеал пэра (члена палаты лордов), отражавший строгий моральный кодекс викторианской эпохи: «я, признаюсь, склонен верить,-заявил он,- что английский джентльмен, рожденный для дела, управляющий своим имением, руководящий делами своей страны, испытывающий гордость за своих предков, если они способствовали величию нашей страны, в целом, - он больше подходит для должности депутата Англии [10]..»

Далее, Дизраэли выступил с критикой либералов, освещая негативные последствия реформы 1832 г: «.Лорд Грей, посредством меры 1832г., которая несомненно была мерой, достойной государственного деятеля, совершил великую и.непоправимую ошибку. С помощью этой меры он укрепил законное влияние аристократии и даровал среднему классу избирательное право; но он не только не предусмотрел представительство рабочих классов в конституции, он полностью отменил те древние привилегии, которыми пользовались рабочие классы с незапамятных времен. Вот это... и было рождением чартизма, который появился в этой стране около 30 лет назад. Я считаю своим долгом сказать, что либеральная партия действовала несправедливо в отношении разрешения этого вопроса. В их бедственном положении они возлагали надежды на рабочие массы, но, когда пришли к власти посчитали ненужным выполнять свои обещания [10]».

В контексте вышеуказанного промаха либералов, лидер консервативной партии призывал избирателей оценить усилия консерваторов при проведении парламентской реформы 1867 г.: «Когда Лорд Дерби стал премьер-министром, дела приняли такой оборот, что этот вопрос стал первоочередным. Ему пришлось столкнуться с большими трудностями, но он достиг своей цели при поддержке объединенной партии [10]».

Кроме того, Дизраэли в своем выступлении проанализировал специфику отношений церкви и государства: «Самые мудрые правители и государственные деятели,- сказал он,- были обеспокоены тем, чтобы объединить власть с религией... В Англии мы добились этого великого результата благодаря союзу церкви и государства, альянсу между двумя изначально независимыми силами. ... я иногда думаю, что те, кто стоит за разрушение союза церкви и государства, не учитывают должным образом последствия такого действия. Со своей стороны, я сомневаюсь в том, что это принесет пользу гражданской и религиозной свободам. Однако существует общее убеждение в том, что если союз между церковью и государством будет разрушен, то состояние церкви перейдет к государству; но надо помнить о том, что большая часть церковной собственности это личная собственность. .Несколько лет назад было подсчитано, что в случае прекращения союза, собственность церкви составит сумму от £80 000 000 до £90 000 000, а с этого момента количество частной собственности, переданное церкви значительно возросло. И потому я верю, что когда придет черед стране высказаться, она выскажется безошибочно по этому вопросу, признав при этом неоценимые заслуги церкви, и призовет правительство поддержать ее альянс с государством [10].»

Видя в церкви своего сторонника, Дизраэли был исполнен решимости отстаивать сохранение частных и религиозных школ, что также было отмечено им в своем выступлении: «.я должен выразить свое разочарование тем фактом, что Нонконформистская организация, вместо того, чтобы помогать церкви в ее великом деле, стала абсолютным поборником системы светского образования. ... я уверен, что без признания высшего промысла Божьего в делах этого мира, любое народное образование будет пагубным... Я хотел бы видеть церковь и нонконформистов, работающих вместе, но я верю, каким бы ни был результат, страна будет жива усилиями церкви, поддерживающей религиозное образование народа». [10]

Дизраэли придавал жизненно-важное значение политическим институтам власти, которые содействуют росту благосостояния Великобритании: «Вы - жители острова ... В ранний период вашей истории, вас захватывали, грабили и завоевывали; и среди этих превратностей судьбы постепенно сформировался английский народ. Ваша земля стала .единственной «нетронутой землей мудрых и свободных людей». Вместо того чтобы пребывать в разрухе, вы привлекли к вашим берегам весь капитал мира. Ваш флаг развевается на нескольких морях, а штандарт реет повсюду. Кто-то может сказать, что этими достижениями мы обязаны народу, который населяет землю, а не его институтам. . однако именно в политических институтах воплощается опыт народа [10].»

Между тем, лидер консервативной партии высказал мысль о том, «.что ни один класс не имеет особой привилегии и все классы равны перед законом. Вы являетесь настоящей аристократией, открытой для каждого, кто заслуживает вступления в ее ряды,-вещал Дизраэли,- у вас есть не просто средний класс, но иерархия средних классов, в которой представлены все степени богатства, интеллигенции, промышленности, рабочей силы и предпринимательства^]». Речь Дизраэли вполне отчетливо продемонстрировала возросший статус рабочих: «А теперь скажите, в каком положении находится основная часть народа?- вопрошал оратор. Во-первых, они в течение веков радовались тому, чего ни одна другая страна Европы не добилась в полной мере, - полному праву на личную свободу. Во-вторых, здесь имело место постепенное распространение политических прав в большом масштабе. . Сегодня положение рабочего класса другое нежели 40 лет назад . За это время рабочий класс добился двух результатов -увеличения зарплаты и сокращения тяжелого труда. ... Рабочие классы Ланкашира и Йокшира . достойны этих благ, .но их возвышению в течение этого периода времени поспособствовали три причины, которые никак не связаны с их собственными силами. Первая - это революция в сфере передвижения, которая открыла мир рабочему человеку, расширила его опыт и знания о природе и искусстве и внесла в его существование благотворный отдых, развлечения и удовольствия. Вторая причина - это дешевые почтовые расходы, моральные преимущества которых нельзя переоценить. И третья причина - это свободная пресса, которая предоставляет ему бесконечные источники для обучения, информацию и развлечения». [10]

Далее Дизраэли подробно остановился на характеристике социального положения деревенских тружеников: «... и я хотел сообщить свое мнение о том, что деревенский труженик имеет такие же права для улучшения своего положения, как и промышленный рабочий, -сказал он,- если причины для получения им таких прав являются естественными, то это приведет к взаимно выгодному результату и для работодателя, и работника. Если же, напротив, он действует под влиянием. чужих идей, приобретение таких прав приведет, ко многим убыткам и страданиям обоих: и работника, и работодателя; и через некоторое время все вернется на свои места или станет еще хуже...»

Весьма занимательными являются высказывания Дизраэли в отношении фермерского хозяйства: «.по моему мнению,

фермеры Англии не могут позволить себе платить более высокую зарплату, чем они платят. Прибыль фермера весьма умерена. Доход, который он получает за капитал, инвестированный в землю, это самый малый доход, который может дать какая-либо собственность. Фермер получит свою прибыль и инвестор, вкладывающийся в землю, получит свой доход, даже если изменяться способы возделывания земли.» Затем Дизраэли более детально рассматривает финансовое положение сельского труженика: «Я придерживаюсь мнения, что селяне не добились таких же успехов, как рабочий промышленный класс, хотя их положение и изменилось в течение последних 40 лет. . Сейчас вы не найдете другого класса работников, в котором было бы больше различий в положении, чем среди селян. Это положение меняется с севера на юг, с запада на восток и от одной местности к другой. Оно меняется даже в пределах той же самой местности, где есть разные земли и разный ландшафт. Работник на ферме в Нортумберленде находится в совершенно другом положении, нежели крестьянин Дорсетшира, фермер на землях Линкольншира отличается от своего собрата в Сассексе. . Давайте рассмотрим, например, работника из Дорсета: все сельскохозяйственные работники на юго-западном побережье Англии в течение очень длительного времени работали только половину рабочего времени своих собратьев из других частей Англии, и получали за это только половину оплаты. Как известно многим из здесь присутствующих, даже 30 лет назад труженик Дорсета никогда не работал после 3 часов дня, а почему? Потому что вся эта часть Англии была деморализована контрабандой. Ни один фермер не разрешал своим людям работать после 3 часов, потому что он берег свои силы, чтобы ночью прихватить незаконный груз и забрать его к себе. Когда контрабанду ликвидировали 30 лет назад, эти вредные привычки остались. Такова история положения сельского работника в юго-западной части Англии. Но сейчас, я хотел бы в общем определить положение сельских рабочих; и я возьму для примера ту часть Англии, с которой я хорошо знаком ., я имею в виду южно-центральные графства. Условия труда здесь почти такие же, как и везде. Следует отметить, что за последние 40 лет их жизнь постоянно менялась в лучшую сторону. Я нахожу тому три причины: в первую очередь, денежная оплата повысилась не менее, чем на 15%. Вторая причина их прогресса состоит почти в полном исчезновении тяжелого, изнурительного труда со времени внедрения машин. Третья важная причина, которая улучшила их положение, это просто повсеместное введение земельных наделов. Теперь когда я убеждаюсь, что это произошло в аграрной части нашей страны, где не было таких исключительных обстоятельств, как контрабанда, которая разлагает народ, я не могу противиться убеждению, что положение сельских тружеников.. .постоянно улучшалось, и я прихожу к общему заключению, что в этих местностях, где соседствующие мануфактуры оказывают свое стимулирующее влияние и на землю, сельский труженик вносит свой вклад в развитие национальной собственности». [10]

Дизраэли наставлял рабочий класс: «.я здесь присутствую не для того, чтобы поддержать идею о том, что для улучшения благосостояния трудящихся классов этой страны ничего уже нельзя сделать... Нет в стране такого класса, чье положение нельзя улучшить, и в этом состоит жизнь и эволюция нашего общества. Но мы никогда не должны забывать, что многое зависит и от самого рабочего класса...., а также от взаимопонимания между классами, которое стало сейчас отличительной чертой нашего времени, и наконец, благоразумное и предусмотрительное законодательство не может не привести к положительным результатам. Но . в попытке решить посредством принятия законов общественные проблемы, главной целью должна быть практичность - перед нами должны быть четкие цели и соответствующие им средства, с помощью которых их можно воплотить в жизнь». [10]

Лидер консервативной партии обратил внимание на важность реформ в области здравоохранения:«.Я считаю необходимым высказать свое мнение о том, что.общественное внимание в области социального реформизма должно быть обращено, прежде всего, на законодательство. Чистый воздух, чистая вода, наблюдение за тем, чтобы жилища были здоровы, чтобы не продавали испорченные.съестные припасы -все эти и другие подобного рода вопросы являются предметом законотворчества». [1, c.12-14]

Касаясь проблем здоровья, гигиены, санитарии городов Дизраэли громогласно заявил: «Один великий ученый и остроумный человек 300 лет назад сказал, что на его взгляд, огромная ошибка была сделана в Вульгате, которая, как всем известно, является латинским переводом Священного Писания, и что вместо того, чтобы сказать "Суета сует, все суета " -Vanitas vanitatum omnia vanitas - мудрый и остроумный король в действительности сказал: Sanitas sanitatum, отта sanitas (Здоровье, здоровье, все только здоровье). . невозможно переоценить важность этого вопроса. В конце концов, первой заботой министра должно быть здоровье народа». [10]

В этой связи чрезвычайно важным является призыв Дизраэли к объединению богатых и бедных британцев на национально-патриотической основе: «Англия -это семейная страна. Здесь почитается дом и очаг считается священным. Народ представляет семья - Королевская семья; и если эта семья воспитывается в духе ответственности и чувства общественного долга, то трудно преувеличить благотворное влияние, которое она может оказывать на народ. Это не просто влияние на нравы и обычаи, она не просто служит образцом хороших манер и хорошего вкуса, она влияет на сердца, равно как и разум народа; а в час общей беды или кризиса, народ сплачивается вокруг Семьи и Трона, и их дух поддерживает народная любовь [10].»

Триумфальную речь Дизраэли весьма лестно оценил бывший руководитель тори, граф Дерби: «Я не буду хвалить вашего гостя (Дизраэли) прямо в лицо, но я скажу о Дизраэли только то, с чем согласятся те, кто хоть немного разделяет его политические взгляды, что никому из лидеров не удавалось заручиться таким доверием, пониманием и расположением тех, с кем он действует вместе, и ни один лидер не проявил такой преданности, как в обязательствах дружбы, так и в отношении партии [10].»

В завершении своего выступлении граф Дерби подчеркнул возросшее влияние консервативной партии в политической жизни страны: «Пусть ни один из наших политических сторонников не унывает и не падает духом... Мы привыкли . ко взлетам и падениям в политике. Консерваторы еще никогда не были такими могущественными, и я надеюсь, что когда придет время, они снова сделают то, что сделали три года назад и покажут пример избирателям Англии [10].»

24 июня 1872 года лидер консервативной партии перед членами Национального союза консерваторов в лондонском Хрустальном дворце подтвердил свою концепцию национального и народного консерватизма в произнесенной им речи, которая касалась широкого круга проблем британского общества. В подтверждении вышеуказанного приводится фрагмент речи Дизраэли, произнесенной им на собрании консерваторов о программе тори, 24 июня 1872 г.: «Джентльмены, -заявил он тогда,- я хочу обратить ваше внимание на то, что я рассматриваю как первую цель партии тори, а именно на сохранение учреждений нашей страны... ибо именно им она в первую очередь обязана своей мощью и своим процветанием.. Следующей важной задачей партии тори, не менее важной, чем сохранение Британской империи или наших учре-

ждений, является задача повышения жизненного уровня народа [7, р.88-89].»

Перед консервативной партией был поставлен ряд «великих задач»: сохранить национальную церковь, сохранить и укрепить роль монарха и палаты лордов и улучшить положение народа [11].

Выступая в Хрустальном дворце Б. Дизраэли ратовал за сокращение рабочего дня и улучшение условий труда для лиц рабочих профессий. «Это должно быть очевидно для всех,- восклицал лидер тори,- кто считает необходимым улучшить . и.очеловечить.жизнь народа [2, с.11].»

Его лозунгом, в этой связи, стали слова: «Я осмелюсь сказать одному из самых великих городов страны, что здоровье народа является самым важным вопросом государства [9, р. 61].»

Дизраэли обращался к народу для поддержки короны и церкви, взамен этого королева должна была улучшить материальные, церковь же- моральные условия народной жизни. Обеспечить это обоюдовыгодное взаимодействие должна была торийская партия, которая, как любил повторять Дизраэли, «.будет ничем, если не будет партией национальной. Это вовсе не конфедерация знати (как это было раньше) и вовсе не демократическая толпа, а партия, образованная из всех многочисленных классов населения [3, с.335].» Идея национальной партии, апеллирующей к гражданским, религиозным и патриотическим чувствам рабочих, должна была привлечь в стан консерваторов их значительную часть. В то же время отсутствие позитивной программы действий по разрешению проблем трудящихся было обязано пресечь возможное отождествление политики консервативной партии с интересами рабочего класса.

Б. Дизраэли полагал, что если консерваторы будут двигаться в этом направлении, то это поможет им обеспечить внушительную поддержку избирателей. Консервативная партия, подчеркивал он, имеет главную цель-«консервировать» существующую в стране социальную систему, в которой власть принадлежит землевладельцам и буржуазии, а рабочий класс является производительным и спокойным элементом. Его покорность и согласие надлежало обеспечивать не подавлением силой рабочих выступлений, а социальными и политическими уступками, вырабатываемыми в результате компромисса, который достигался бы путем переговоров [11].

Расчет Дизраэли на популярность таких идей, как социальные реформы внутри страны и усиление имперской мощи за ее пределами, оказался верным. Справедливости ради, следует отметить, что консерваторы в большей степени заинтересовались «имперской» частью речи. Однако во избежание проведения в жизнь более революционных проектов по улучшению благосостояния населения со стороны тред-юнионов или радикал-либералов, консерваторы вынуждены были перехватить эту инициативу из их рук, чтобы в будущем избежать неприятных неожиданностей, которые могли доставить им коренные преобразования в жизни общества.

Как мы видим, в канун избирательной кампании 1874 г. новым лейтмотивом агитации тори наряду с традиционной защитой англиканской церкви и расширением Британской империи стала программа реформ, целью которой объявлялось улучшение жизни народа. В этой связи, очевидно, что победа консерваторов на выборах 1874 не была случайностью избирательной кампании. Б. Дизраэли пришел к выводу о том, что поддерживая осторожные реформы, консервативная партия сможет гораздо успешнее бороться за голоса рабочих, не отталкивая в то же время от себя и буржуазию. Консерваторы, которые до сих пор были почти исключительно представителями земледельческого класса, партией помещиков-тори, преимущественно «деревенской, начинают превращаться в партию городскую [9, р.61]».

Видный либеральный публицист и политик Ф. Херрисон следующим образом высказался об итогах парламентских выборов 1874 г.: «Правда состоит в том, что средний класс или его активные силы качнулись в сторону консерватизма. Консерватизм, вне всякого сомнения, представляет собой явление, проникнутое духом отрицания и неопределенности, но он привлекает к себе за свою склонность "оставлять всех в покое". Выборы в Лондонском Сити, в Вестминстере, в Мид-длсексе, в Серри, в Ливерпуле, в Манчестере, в Лидсе, в Шеффилде, в городах и графствах, во всех центрах, где сосредоточена промышленность, со всей очевидностью показали, что среди богатых предпринимателей и состоятельного среднего класса консерваторы явно усилились... Консервативная партия в такой же мере стала партией среднего класса, в какой Либеральная партия была ею, и даже в большей степени...

Таким образом, одной из причин поражения либералов на выборах 1874 г. является тот факт, что средний класс перешел под знамя консерваторов [7, р. 85-86].»

Действительно, успех консерваторов на выборах 1874 г. объясняется переходом на их сторону значительных слоев буржуазии и поддержкой, оказанной их партии известной частью рабочих, так как Дизраэли обещал расширить права тред-юнионов, в чем либералы в то время им отказывали.

В работе «Консерватизм в Англии» историк Хеншо писал, что в основу «торийской демократии» или «нового торизма» Дизраэли легли четыре принципа: баланс власти и интересов, органической природы государства, сплоченности и религиозности общества [8, р.222-223]. Автор пишет, что «Дизраэли подобно Монтескье и Берку был убежден, что политика базируется на конституции, так как она- лучший гарант регулирования и согласования различных институтов власти в государстве [8, р.222-223] ».

Исходя из этого, Дизраэли декларировал стремление к сплоченности основных классов нации- аристократии, буржуазии и рабочего класса; балансу интересов - сельскохозяйственных, промышленных, торговых, финансовых; балансу внутри конституционного строя - короля, палаты лордов и палаты общин со всеми им присущими функциями; балансу между местными и центральными органами власти, между метрополией и колониями, между империей и другими государствами мира.

Дизраэли считал, что во имя социального консенсуса нужно добиваться, чтобы ни один класс в обществе не чувствовал себя ущемленным. Отсюда, и стремление премьер-министра улучшить условия жизни рабочего класса.

М. Острогорский в труде «Демократия и политические партии» формулирует такие основные принципы торизма как: сохранение монархии, палаты лордов, союза церкви и государства, единства Британской империи [4, с. 105].

Переходя к описанию нового торизма, он приводит слова Дизраэли: «Общественный прогресс народа осуществим через законодательные реформы, в пределах и под знаменем старых учреждений [4, с. 105].»

Итак, речам Б. Дизраэли суждено было войти в анналы британской имперской истории XIX века и британского консерватизма. В них Дизраэли сформулировал три основных положения выдвинутой им в качестве программы консервативной партии концепции нового демократического торизма: «поддержка конституционных общественных институтов»-парламента, монархии, церкви; «повышение уровня благосостояния народа», что чаше именуется «социальной реформой [11]».

Изучение данных выступлений Дизраэли позволяет сделать вывод о том, что стержнем торийской демократии все же была идея классовой гармонии. Социальное реформаторство в этом плане выполняет хотя и важную, но подчиненную роль. Реформам уделялось много внимания, но цельной, продуманной программы их осуществления консерваторам выработать так и не удалось. Нельзя не обратить внимания и на некоторый демагогический привкус доктрины, выражавшийся в нарочитых изъявлениях дружеских чувств и лучших намерений по отношению к рабочим.

Таким, образом Б. Дизраэли, сделавший ставку на патриотизм, национальные чувства британцев, способствовал эволюции партийно-политической ситуации «от средневикторианского либерализма в поздневикторианский консерватизм», а его преемник в качестве лидера консерваторов маркиз Солсбери, последний в британской политике премьер-министр пэр завершил этот процесс [5, с. 66] Данная модель консерватизма в принципе жива и в наши дни.

Тем не менее в нашей стране сегодня при обсуждении различных общественных проблем предлагаются разные, в своей сути также «либеральные» и «консервативные» подходы к их решению. С нашей точки зрения, нынешней политической жизни в России недостает здорового консерватизма, то есть бережного отношения к наследию прошлого, включающего сохранению всего лучшего в общественных отношениях, что было достигнуто в том числе и в советское время.

This article is devoted to the analyze of speech Disraeli in Manchester and Crystal Palace, for the purpose of studying the main ideas of «démocratie torizm»- doctrines of the conservative party.

Keywords: «democratic torizm»; parliamentary monarchy, the English Constitution, political institutions, the Union of Church and state, social reform, the improvement of living standards of the people.

Список литературы

1. Дизраэли и английские консерваторы в Манчестере.-СПб., 1872.

2. Захаров С.В Англия в 1870-1914 г.-М. 1946.

3. Кареев Н.И История Западной Европы в новое время. Т.6. Последняя треть XIX века. Часть 1. (1867-1880 годы) СПб., 1909

4. Острогорский М. Демократия и политические партии. М., 1927., Т.1.

5. Торопова С.Ю Становление и эволюция двухпартийной системы викторианской Англии. Учебное пособие., Ярославль 1998.

6. Трухановский В.Г Бенджамин Дизраэли, или История одной невероятной карьеры.-М.: «Наука». 1993.

7. A d е l m a n P. Gladstone, Disraeli and Later-Victorian Politics. — L., 1970.

8. Hearnshaw F.G. C. Conservatism in England. L., 1923.

9. Stephen J.LU. Gladstone and Disraeli., London and New-York., 2005.

10. The Times, Thursday, April, 4, 1872

11. The Times. 1872.June 25.

Об авторе

Дудниченко Г.В. - младший научный сотрудник РОМИИ, Институт истории и международных отношений Южного федерального Университета, [email protected]

УДК 930.2

КНИГА М.Н. ТИХОМИРОВА «СРЕДНЕВЕКОВАЯ РОССИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПУТЯХ. XIV-XV ВВ.»:

ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ УЧЕНОГО

В.В. Ковеля

Статья посвящена одному из последних научных трудов М.Н. Тихомирова, в котором отразились взгляды ученого по целому ряду важных вопросов отечественной истории. Сопоставляя окончательные авторские выводы с более ранними их формулировками в предшествующих работах историка, удалось показать эволюцию представлений ученого об отдельных исторических процессах и явлениях. Ключевые слова: историография, М.Н. Тихомиров, «оттепель», купеческие и ремесленные объединения.

В середине 1950-х г. серьезные изменения наметились как в целом в политике Советского государства, так и в исторической науке в частности. В стране начиналась идеологическая «оттепель», в рамках который стал возможен научный обмен между СССР и западноевропейскими странами, прежде всего, Францией. Активным участником этих процессов стал М.Н. Тихомиров, приглашенный в Париж для чтения лекций по русской истории XIV-XV вв. Основные события, связанные с этой поездкой историка, изложил С.О. Шмидт в послесловии к очередному переизданию трудов Тихомирова[13].

Хронологические грани лекционного материала ученого определились темой научного интереса историка, на тот момент только что завершившего монографию о средневековой Москве в XIV-XV вв.[9]. Тихомиров старался учитывать запросы предполагаемой французской аудитории, которая, находясь под сильным влиянием «школы анналов» во главе с Ф. Броде-лем, была заинтересована именно средневековой историей. В рамках методологического подхода «школы» на первый план выдвигалась социально-экономическая история с уделением повышенного внимания географическому фактору в историческом процессе, а также вопросам демографии, в то время как собственно политическая история отодвигалась на второй план. Подобный подход как нельзя лучше согласовывался с марксисткой методологией, с одной стороны, и с убежденностью самого Тихомирова в важности географии и демографии в понимании подлинной картины прошлого - с другой.

Сближало Тихомирова с его французскими коллегами также убежденное понимание важности популяризации истории. Историк постарался изложить русскую историю доступно для иностранцев, среди которых были не только мэтры французской исторической науки, но и обычные студенты. Для достижения поставленной цели ученый проводил много сравнительных параллелей с западноевропейскими средневековыми процессами, стремился показать их аналогичность с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.