Научная статья на тему 'Речевые расстройства у детей младшего школьного возраста с минимальной церебральной дисфункцией'

Речевые расстройства у детей младшего школьного возраста с минимальной церебральной дисфункцией Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
533
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА РЕЧИ / МИНИМАЛЬНАЯ ЦЕРЕБРАЛЬНАЯ ДИСФУНКЦИЯ / SPEECH DISORDERS / MINIMAL CEREBRAL DYSFUNCTION

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Захарычева Татьяна Адольфовна, Ларина Елена Анатольевна

Приведены результаты обследования 60 детей в возрасте от 7 до 10 лет с минимальной церебральной дисфункцией и общим недоразвитием речи. Изучены факторы риска формирования речевых расстройств, их спектр и особенности неврологического статуса пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Захарычева Татьяна Адольфовна, Ларина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Speech disorders in children with minimal cerebral dysfunction of younger school age

The article contains data of examination of 60 patients at the age from 7 to 10, suffering from minimal cerebral dysfunction accompanied with speech disorders. The risks factors, peculiarity of speech disorders and neurological status are described.

Текст научной работы на тему «Речевые расстройства у детей младшего школьного возраста с минимальной церебральной дисфункцией»

УДК 616.22 - 008.5 : 616.831] - 053.5

Т.А. Захарычева1, Е.А. Ларина2

РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИНИМАЛЬНОЙ ЦЕРЕБРАЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ

Дальневосточный государственный медицинский университет1, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел.: 8-(4212)-32-63-93, e-mail: nauka@mail.fesmu.ru; Дальневосточный государственный гуманитарный университет2, г. Хабаровск

В последние десятилетия, в связи с достижениями новейших медицинских технологий (экстракорпоральное оплодотворение, пролонгирование патологической беременности, реанимация новорожденных), особую актуальность приобрела проблема повышения качества жизни детей с перинатальной патологией нервной системы. Удельный вес перинатальных поражений достигает 60-70% в структуре неврологических заболеваний. Но даже такие негрубые повреждения, как минимальная церебральная дисфункция (МЦД), хотя и не сопровождаются интеллектуальными расстройствами, существенно затрудняют обучение детей и их социальную адаптацию [1-4, 6, 7]. Поэтому проблемы своевременной диагностики, лечения и адекватной реабилитации детей с МЦД привлекают пристальное внимание как врачей различных специальностей — неонатологов, педиатров, неврологов, ортопедов и др., так и специалистов по коррекционной педагогике.

Цель исследования — изучить спектр речевых расстройств у детей младшего школьного возраста с минимальной церебральной дисфункцией.

Задачи исследования:

1. Выявить факторы риска формирования речевых расстройств у младших школьников с МЦД.

2. Изучить особенности неврологического статуса пациентов.

3. Исследовать спектр речевых расстройств у данной категории больных.

Авторы надеются, что междисциплинарный анализ механизмов языковых нарушений у детей младшего школьного возраста с МЦД вызовет интерес к данной проблеме у представителей медицинских специальностей и коррекционных педагогов.

Материалы и методы

Обследовано 60 детей (35 мальчиков и 25 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет с общим недоразвитием речи (основная группа). Группу сравнения, адекватную по полу и возрасту основной группе, составили 32 ребенка с нормальным речевым развитием.

Изучали особенности анамнеза жизни посредством анализа медицинских карт амбулаторного больного, исследовали неврологический статус по общепринятой классической схеме, выполняли логопедическое обследование с помощью традиционной методики, модифицированной в соответствии с задачами исследования, оценивали качество дыхания по следующим параметрам: глубокое, ровное, поверхностное, неглубокое, затрудненное, со всхлипыванием на вдохе. Проведено психологическое обследование детей [5, 8-10] и анкетирование их родителей.

Резюме

Приведены результаты обследования 60 детей в возрасте от 7 до 10 лет с минимальной церебральной дисфункцией и общим недоразвитием речи. Изучены факторы риска формирования речевых расстройств, их спектр и особенности неврологического статуса пациентов.

Ключевые слова: расстройства речи, минимальная церебральная дисфункция.

Т.А. Zakharycheva, E.A. Larina

SPEECH DISORDERS IN CHILDREN WITH MINIMAL CEREBRAL DYSFUNCTION OF YOUNGER SCHOOL AGE

Far Eastern State Medical University;

Far Eastern State Humanitarian University, Khabarovsk

Summary

The article contains data of examination of 60 patients at the age from 7 to 10, suffering from minimal cerebral dysfunction accompanied with speech disorders. The risks factors, peculiarity of speech disorders and neurological status are described.

Key words: speech disorders, minimal cerebral dysfunction.

Статистическая обработка результатов исследования производилась общепринятыми методами вариационной статистики с использованием пакета прикладных программ Statistic for Windows 5.0.

Результаты и обсуждение

Сравнительный анализ факторов риска выявил их достоверное преобладание в основной группе (р<0,001). Ведущим неблагоприятным медико-биологическим фактором у пациентов основной группы оказался отягощенный акушерский анамнез (100% случаев): инфекционные и соматические заболевания матери в период беременности (70% случаев), токсикоз различной степени тяжести первой (85%) или второй (23,3%) половины беременности; угроза прерывания беременности (31,6%); патология плаценты (10%); обвитие плода пуповиной (10%); патология родовой деятельности — слабость, стремительные роды, преждевременное отхождение околоплодных вод (90%); инструментальные роды — наложение акушерских щипцов (8,3%), оперативное родоразрешение (21,6%).

В периоде новорожденности у 30% детей была диагностирована асфиксия, у 33,3% — гипоксия плода, у

29,9% — натальные травмы головы и шейного отдела позвоночника, у 26,6% — легкая родовая травма.

Воздействие психосоциальных факторов, таких как социально-бытовые, психоэмоциональные и социальные особенности матерей, психологические особенности в семье и методы воспитания, было обнаружено в 100% случаев (р<0,001).

Среди социально-бытовых наиболее значимыми оказались неудовлетворительные условия проживания (45% семей против 18,8% в группе сравнения), отсутствие у ребенка собственного рабочего места — детского уголка, письменного стола (86,7%).

Анкетирование матерей обнаружило высокий уровень психоэмоциональных стрессов и депрессивных состояний в период беременности (93,3%), страх родов

— (76,7%), авторитарность стиля воспитания матерей на фоне большой занятости собственной профессиональной карьерой (68,3%).

Неблагоприятными семейными психологическими факторами являлись конфликты между родителями по вопросам воспитания (61,7%), неспокойная обстановка в семье (58,3%), частые ссоры между родителями в присутствии ребенка (51,7%), алкоголизм отца (48,3%), воспитание в неполной семье (35%). Установлены дефекты воспитания: с помощью криков (86,7%), физических методов наказания (68,3%). Нарушения режима дня отмечены в 61,7% случаев.

Результаты анкетирования позволили выявить у всех детей основной группы ряд эмоционально-волевых и личностных особенностей: повышенную возбудимость, обидчивость, неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность в сочетании с озлобленностью, агрессивностью и склонностью к негативным реакциям. Также отмечались пассивность и инертность в деятельности, плохая организованность, низкая работоспособность, избалованность и конфликтность.

С диагнозом «перинатальные поражения ЦНС» на диспансерном наблюдении находились 86,6% детей основной группы. Расстройства общей моторики были выявлены у 95% пациентов, задержка физического развития

— у 45%, нарушения зрения и слуха — у 25%. Задержка речевого развития (гуление, лепет, первые слова) имела место в 66,6% случаев, фразовая речь оказалась несфор-мированной к полутора годам у 81,6% детей.

Пациенты основной группы обнаруживали патологические изменения в неврологическом статусе: негрубые расстройства мышечного тонуса (100%), оральные синкинезии (63,3%), замедление темпа движения при их повторении (55%); симптомы поражения краниальных нервов — птоз верхнего века (15%), асимметрия носогуб-ных складок (51,6%), девиация языка (56,6%); гиперки-незы языка (68,3%) и тремор его кончика при повторных движениях и удержании позы (73,3%); цианоз языка (28,3%), гиперсаливация (48,3%). Нарушения дыхания имели место в 35% случаев: диагностировался преимущественно верхнеключичный и грудной тип дыхания, реже диафрагмально-реберный; преобладал мягкий способ подачи голоса при наличии у некоторых обследуемых твердой и придыхательной атаки. Нейропсихологическое обследование детей обнаружило в 100% случаев нарушения слухового гнозиса, мнестических функций и произвольного внимания.

Все вышеперечисленные симптомы свидетельствовали о негрубом поражении верхних слоев коры головного мозга, выполняющих ассоциативные функции. Кроме того, страдала и экстрапирамидная система (подкорко-во-мозжечковые ядра, ядра ствола мозга и проводящие пути), регулирующая мышечный тонус, последовательность сокращения речевых мышц, синхронность в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата и эмоциональную выразительность речи.

Логопедическое обследование обнаружило у пациентов основной группы легкую степень псевдобуль-барной дизартрии, которая сопровождалась системным недоразвитием языковых средств и несовершенством ряда гностикопраксических функций: нарушением звукопроизношения (100%), несформированным пространственным восприятием (60%), плохой ориентацией во времени (46,7%), расстройствами двигательных функций (100%), ошибками в словообразовании (100%) и грамматическом строе (63,3%), нарушением слухо-моторных координаций (48,3%). Выраженные двигательные затруднения проявлялись в общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторике: повышенном тонусе мышц, ограничении объема и скорости переключения движений, снижении тактильного осязания, быстрой утомляемости. Обнаружены признаки несфор-мированности процесса письма с преобладанием ошибок дисграфического характера: отграничение речевых единиц (95%), ошибки звукового анализа (100%), обозначение мягкости согласных (78,2%), аграмматизмы (100%), неправильное употребление предлогов (33,3%), смешение букв по артикуляционно-акустическому сходству (100%), персеверации (13,3%), антиципации (15%), кинетическое смешение (31,6%).

Скрининг-диагностика детей с нормальным речевым развитием свидетельствовала о высоком и промежуточном (выше среднего) уровне сформированности интонационной стороны речи. Выявленные функционально незначимые несовершенства интонационной выразительности речи являлись онтогенетическими, не затрудняли процесс коммуникации и исправлялись детьми самостоятельно или под воздействием обучения.

Результаты скрининг-диагностики интонационной стороны речи у детей основной группы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии свидетельствовали о грубых нарушениях интонационных подсистем. Высокий уровень выполнения диагностических заданий не был диагностирован, промежуточный (выше среднего) уровень наблюдался в единичных случаях. Большинство детей демонстрировали низкий, промежуточный (ниже среднего) или средний уровень сформированнос-ти интонационной стороны речи. Качественная интерпретация результатов использования мелодического, динамического и временного компонентов интонации выявила затруднения в различении коммуникативно-прагматических вариантов предложений (повествовательное — вопросительное — восклицательное) и их дифференциации. Преобладал простой или «сглаженный» мелодический контур, монотонность интонационного оформления высказывания, затруднения в использовании мелодических контрастов, что препятствовало точной передаче характерных признаков основных коммуникативных типов предложений, а также

затрудняло восприятие и оценку речи окружающими. Дети нуждались в постоянном стимулирующем материале и помощи логопеда. Наибольшие трудности у школьников возникали в процессе самостоятельной реализации различных компонентов интонации, предполагающих их слухопроизносительную дифференциацию.

В ходе выполнения проб диагностировался премо-торный тип нарушения, реже височный тип расстройства. Дети затруднялись в определении «главного» слова в предложении, обладающего интонационно-смысловой активностью, воспроизведении словесных ударений, паузировании, интонационный навык не был сформирован.

Выводы

1. Неврологическое, психологическое и логопедическое обследования обнаружили у всех детей с речевыми расстройствами негрубые неврологические дефекты кор-ково-подкорково-стволового уровня: изменения мышечного тонуса и другие экстрапирамидные расстройства; симптомы поражения краниальных нервов; нарушения слухового гнозиса, мнестических функций и произвольного внимания.

2. Особенностью речевых расстройств у детей с МЦД оказался их смешанный характер — псевдобульбарная дизартрия легкой степени в сочетании с системным недоразвитием языковых средств и несовершенством ряда гностико-праксических функций.

3. Результаты изучения анамнеза, анкетных данных и медицинской документации детей младшего школьного возраста с МЦД свидетельствуют, что ведущими факторами риска развития речевых расстройств являются перинатальные повреждения ЦНС и неблагоприятное социально-психологическое воздействие в семье.

4. Несформированность интонационной стороны речи и интонационного навыка у младших школьников с общим недоразвитием речи и легкой степенью псевдо-бульбарной дизартрии существенно влияет на коммуникативные функции и приводит к сложностям усвоения учебного материала.

Литература

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста [под ред. Л.С. Цветковой]. - М., 2001. - 309 с.

2. Барашнев Ю.И. Перинатальная неврология. - М.: Триада-Х, 2001. - 638 с.

3. Дудник П.В. Анализ психомоторного развития детей первого года жизни с гипоксическим поражением центральной нервной системы на фоне восстановительного лечения // Современные аспекты профилактики и оздоровления детей в условиях Крайнего Севера. - Якутск, 2003. - С. 122-126.

4. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М., 2000.

5. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. - 224 с.

6. Ноговицина О.Р., Левитина Е.В. Исследование факторов риска развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Научный вестник Тюменской медицинской академии. - 2003. - № 5-6. - С. 39-40.

7. Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ише-мическая энцефалопатия новорожденных. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.

8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002. - 126 с.

9. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 128 с.

10. Стамбулова Н.Б. Исследование психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет.

- Л., 1978 - 132 с.

Координаты для связи с авторами: Захарычева Татьяна Адольфовна — доктор мед. наук, профессор кафедры неврологии и нейрохирургии с курсом психиатрии и наркологии ФПКи ППС ДВГМУ, тел.: 8-(4212)-61-82-19, e-mail: dolika@inbox.ru; Ларина Елена Анатольевна

— канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии и олигофренопедагогики ДВГГУ, г. Хабаровск.

□□□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.