Высокий уровень служебного этикета сотрудника правоохранительных органов способствует успешному решению общих задач, которые стоят перед юридическими службами. Нормы этикета обязывают эффективно выполнять обязанности, добросовестно относиться к государственной службе, работать творчески и вдохновенно.
Служебный этикет совершенствуется благодаря усвоению сотрудниками правоохранительных органов общечеловеческих ценностей, культуры и национального духа права, преодолению бюрократизма в юридических структурах, который остался в наследство от тоталитарного режима [2].
Список литературы
1. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят на 106-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г.) // «Советская юстиция», 1991. № 17. Стр. 22.
2. Международные стандарты деятельности правоохранительных органов и уголовно-исполнительной системы: Сб. док. Екатеринбург, 1999. С. 21.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ», 14.04.2014. № 15. Ст. 169.
4. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Программа курса. М., 2001.
5. Протанская Е.С. Профессиональная этика: Учебное пособие. СПб.: Алетейя, 2003.
6. Кукушкин В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1994.
РЕЧЕВЫЕ КОНФЛИКТЫ В СУДОГОВОРЕНИИ Плаксий А.В.
Плаксий Артём Валерьевич - студент магистратуры, кафедра уголовного процесса, юридический факультет, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: для наиболее высокого качества правосудия следует избегать речевых конфликтов в судоговорении. В работе исследуется речевой конфликт в судебной речи, дано понятие речевого конфликта и судоговорения, приведены примеры речевых конфликтов в судебной речи.
Ключевые слова: конфликт, речевой конфликт, судоговорение, судебная речь, речевые маркеры.
Понятие «конфликт» входит в научную парадигму философии, социологии, психологии, юриспруденции, педагогики и т.д. В лингвистике это понятие соотносится с понятиями «речевой конфликт» и «конфликтный коммуникативный акт» и рассматривается с позиции участников - отправителя речи (адресанта) и получателя (адресата), а также противоречий, которые существуют между ними. Речевой конфликт - это состояние противоборства двух сторон (участников конфликта), по поводу несовпадающих интересов, мнений и взглядов, в процессе которого каждая из сторон сознательно и активно действует в ущерб противоположной стороне, сопровождая свои действия вербальными и прагматическими средствами [1, с. 9].
Довольно часто речевые конфликты возникают в судоговорении или по другому в судебной речи. Их характер наиболее принципиален, так как в отдельно взятых
случаях решается будущая судьба человека. Так что же такое «судебная речь», каковы ее разновидности и каков ее характер? «Судебная речь» - это официальная профессиональная речь, обращенная к суду и ко всем присутствующим при рассмотрение дела, являющаяся обязательным компонентом судебной процедуры-судебных прений и представляющая собой изложение выводов оратора по данному делу и его возражения другим ораторам. Судебная речь бывает следующих разновидностей:
1) речь прокурора по уголовным делам в суде первой инстанции (обвинительная речь),
2) речь адвоката по уголовным делам в суде первой инстанции (защитительная речь и речи адвокатов- представителей потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика),
3) речь подсудимого в свою защиту (самозащитительная речь),
4) речь потерпевшего и его представителя,
5) реплика как особый вид судебной речи и так далее.
Судебная речь - речь полемическая, убеждающая, так как основная функция сторон в судебных прениях - это доказывание, опровержение, убеждение. Ее специфическая особенность - это строгая процессуальная регламентированность. Например, участник прений сторон не вправе ссылаться на доказательства, которые не рассматривались в судебном заседании или признаны судом недопустимыми.
Признаки речевого конфликта фиксируются посредством языковых маркеров. Мы рассмотрим следующие их виды: лексико-семантические, лексические и грамматические.
Лексико-семантические маркеры.
Лексико-семантическая система языка в наибольшей степени уязвима для неоднозначных интерпретаций. Больше всего неоднозначным толкованиям подвергаются многозначные слова и омонимы, употребление которых вне достаточно развернутого контекста не является информативным для адресата, что может вызвать коммуникативную неудачу. Например, Лашуков с неустановленным лицом совершил ограбление гр-на Юшко (варианты правильного употребления: Лашуков и неустановленное лицо или Лашуков совместно с неустановленным лицом). Или По дороге мы растерялись. Я вышла на Сурикова, а они не вышли и поехали дальше. Многозначное слово растерялись вносит в текст двусмысленность (надо: потеряли друг друга) [2, с. 134].
Лексические маркеры.
Наиболее явным лексическим сигналом ККА является употребление обсценной лексики. Эта лексика может иметь разную степень оскорбительности, что отражается в ее названиях: грубопросторечная лексика, непечатная, инвективная. Грубые, вульгарные, бранные слова и обороты речи используются как прием оскорбления, смысл которого - вызвать у оскорбляемой стороны негативные чувства, причинить ей моральный ущерб, понизить уровень ее самооценки, а также самоутвердиться. Еще одна функция оскорбления — заставить другую сторону изменить поведение, спровоцировать определенные действия со стороны адресата. Инвективную лексику можно подразделить на 6 групп:
1. Слова и выражения, с самого начала обозначающие антиобщественную, социально осуждаемую деятельность: бандит, жулик, мошенник.
2. Слова с ярко выраженной негативной окраской, составляющей основной смысл их употребления: расист, враг народа.
3. Слова, содержащие в своем значении негативную, причем весьма экспрессивную оценку чьей- либо личности: гадина.
4. Зоосемантические метафоры, отсылающие к названиям животных: кобыла, свинья, собака.
5. Названия профессий, употребляемые в переносном значении: палач, мясник.
43
6. Специально создаваемые каламбурные образования, напрвленные на унижение адресата: коммуняки, прихватизация. Грамматические маркеры.
К грамматическим средствам, маркирующим ККА, мы относим грамматические синонимы, выбор которых имеет под собой тактические основания. Достаточно распространенным грамматическим средством является особое использование морфологических форм, указывающих на партнера по коммуникации: местоимений 2-го лица «ты» и «вы», 3 -го лица «он», «она». Например, как переход на «ты» в несоответствующей ситуации является признаком грубости, так и переход на «вы» бывает способом выражения негативного отношения к собеседнику. Грамматическим маркером ККА могут стать некоторые глагольные формы. Большой конфликтогенностью обладает императив совершенного вида глагола. Он придает высказыванию оттенок резкости, так как в содержание фразы включаются компоненты значения «предельность и внутренняя замкнутость» действия (Сядь на место! Зайди ко мне после урока!). Формы повелительного наклонения глаголов наиболее богаты возможностями экспрессивного смещения значения: Ну да, рассказывай! ( выражающее недоверие) или Дожидайся! ( ироническое осуждение бесполезной надежды) и т.п. [1, с. 21]
Список литературы
1. Третьякова В.С. Речевой конфликт и гармонизация общения // Москва, 2003. С. 924.
2. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста // НОРМА ИНФРА-М Москва, 2011. С. 128-136.
3. Мельников И.И., Мельников И.И. Судебная речь // ЭКМОС Москва, 2003. С. 18-28.
4. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) // Юристъ, 2007. С. 91-96.