Научная статья на тему '«Речевой поступок» в структуре деятельности младших школьников в процессе обучения русскому (родному) языку'

«Речевой поступок» в структуре деятельности младших школьников в процессе обучения русскому (родному) языку Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
371
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ / РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК / МЕНТАЛЬНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / YOUNG SCHOOLBOY'S PERSONALITY SELF-DETERMINATION / SPEECH ACTION / SPEECH ACT / MENTALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кохичко Андрей Николаевич, Зырянова Екатерина Алексеевна

В статье разграничиваются речевое действие и речевой поступок, рассматриваются структура, этапы и виды речевых поступков, способствующих самоопределению личности младшего школьника на основе начального обучения русскому (родному) языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«A Speech Act» in the Structure of the Young Schoolchildren's Activity While Teaching the Russian (Native) Language

The article differentiates speech action and speech act; considers the structure, stages and kinds of the speech acts contributing to young schoolchildren's personality self-determination on the basis of the initial training of the Russian (native) language.

Текст научной работы на тему ««Речевой поступок» в структуре деятельности младших школьников в процессе обучения русскому (родному) языку»

УДК 79.573 ББК 735

Кохичко Андрей Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент

Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры г. Мурманск Зырянова Екатерина Алексеевна аспирант

кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Kokhichko Andrey Nikolaevich Сап&ёа1е of Pedagogics,

Assistant Professor

Murmansk Regional Institute of Educators and Art People's Advanced Training

Murmansk Zyrianova Ekaterina Alexeevna Post-graduate

Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian Language and Literature Chelybinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

«Речевой поступок» в структуре деятельности младших школьников в процессе обучения русскому (родному) языку «A Speech Act» in the Structure of the Young Schoolchildren’s Activity While Teaching the Russian (Native) Language

В статье разграничиваются речевое действие и речевой поступок, рассматриваются структура, этапы и виды речевых поступков, способствующих самоопределению личности младшего школьника на основе начального обучения русскому (родному) языку.

The article differentiates speech action and speech act; considers the structure, stages and kinds of the speech acts contributing to young schoolchildren’s personality self-determination on the basis of the initial training of the Russian (native) language.

Ключевые слова: речевое действие, речевой поступок, ментальность, самоопределение личности младшего школьника.

Key words: speech action, speech act, mentality, young schoolboy’s personality self-determination.

Система образования в любом типе общества выступает важнейшим инструментом формирования и поддержания его социального, экономического, политического и культурного единства. Благодаря образованию определяется

личность человека, ее жизненная позиция и ценностные ориентации, ее мировоззрение и мироотношение, самоидентификация и приобщение к культуре. Принципы гуманистических позиций образования, как системы саморазвития личности, способной продуктивно реализовывать себя в современных условиях, сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» и в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», послужили основой становления системы личностно ориентированного образования. Однако в условиях новых социальных реалий в России, при расширении масштабов межкультурного взаимодействия, переходе человечества к постиндустриальному, информационному этапу своего развития и экономике, основанной на быстро обновляющихся информационных технологиях и знаниях, когда на передний план вышли новые социальные запросы, определяющие новые цели образования и стратегию его развития, в современной теории и практике обучения русскому (родному) языку обострились противоречия:

между социальным заказом, определяющим стратегическую цель начального языкового образования - обеспечение социализации (самоопределения и самореализации) личности и неопределенностью содержательных характеристик национальных ценностей, обеспечивающих формирование российского самосознания младших школьников;

между определением в качестве цели начального языкового образования осознания учащимися русского языка как национально-культурного феномена и отсутствием концептуальных основ классификации базовых национальных ценностей (концептов, эпистем), нашедших свое отражение в современном русском литературном языке;

между потребностью в начальном языковом образовании личностно развивающих технологий, содействующих формированию российского самосознания и самоидентичности, и недостаточным дидактическим и методическим обеспечением данного процесса в начальной школе, выраженном, прежде всего, на уровне учебников и учебных пособий по русскому (родному) языку.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в теоретико-методологическом обосновании эпистем современного русского литературного языка как основы самоопределения личности младшего школьника и потенциальных возможностей организации эпистемологических основ начального обучения русскому (родному) языку в парадигме личностно развивающего образования.

Теоретико-методологическая концепция эпистемологических основ начального обучения русскому (родному) языку, базирующаяся на культурологическом (культурно-историческом) и аксиологическом подходах к содержанию образования; психолого-педагогических основах социализации и воспитания личности в парадигме личностно развивающего образования; этнокультурных основах методики начального обучения русскому (родному) языку; лингводидактической системе эпистем современного русского литературного языка, в качестве важнейшего фактора осознанного освоения эпистем русского (родного) языка учащимися рассматривает непосредственное проживание младшими школьниками ценностных национальных отношений во взаимодействии с миром. При этом в структуру деятельности младших школьников в процессе обучения русскому (родному) языку для обеспечения трансформации языкового чутья в языковую интуицию и, следовательно, осознания российских национальных ценностей как эпистем, должен быть включен речевой поступок.

В теории речевой деятельности, коммуникативной лингвистике (прагматике), теории речевых жанров, теории общения, риторике и в других смежных дисциплинах наряду с «речевым поступком» исследователи оперируют такими понятиями, как «речевой акт», «речевое действие», «речевое поведение», «речевое событие» и т. д. При этом один и тот же термин ряд авторов интерпретируют по-разному. Так, одни исследователи (Н.Д. Арутюнова, М.Н. Кожина, Н.И. Формановская и др.) сближают «речевой акт» и «речевое действие», другие ученые (Г.И. Богин, А.Н. Щукин и др.) отождествляют «речевое действие» и «речевой поступок», третьи (Т.В. Матвеева, А.К. Михальская и др.) в качестве синонимов к «речевому поступку» используют понятия «речевой акт» и «рече-

вое действие», четвертые (В.Е. Гольдин, Е.Н. Дубровская и др.) соотносят «речевой поступок» с «речевым действием» и «речевым событием» и т.д.

В отличие от «речевого акта», по мнению Н.Д. Арутюновой, О.Н. Дубровской, З.И. Курцевой, Т.В. Матвеевой и др., «речевое событие» - «ограниченный в пространстве и времени целостный социально осмысленный и принявший определенную форму процесс речевого взаимодействия коммуникантов». Что же касается «речевого поведения», то, согласно исследованиям З.И. Курцевой [3, с. 34], большинство исследователей «сходятся во мнении, что речевое поведение - понятие более широкое по отношению к другим» названным выше. «Речевое поведение, - подытоживает автор, - является родовым понятием для речевого акта, речевого действия, речевого поступка и речевого события. Когда употребляют термин «речевое поведение», то говорят об определенном стиле общения человека, его коммуникативной стратегии и тактике».

Как видим, большинство исследователей считают «речевой акт», «речевое действие» и «речевой поступок» понятиями идентичными. Соглашаясь с тождественностью «речевого акта» и «речевого действия», для выяснения правомерности сближения «речевого действия» с «речевым поступком» вслед за З.И. Курцевой рассмотрим «действие» и «поступок» в различных аспектах научной.

В лексике русского языка (О.С. Ахманова, В.И. Даль, А.П. Евгеньева, С.А. Кузнецов, С.И. Ожегов, П.Е. Стоян, Д.Н. Ушаков, Н.Ю. Шведова и др.) в аспекте нашего исследования под «действием» понимается: работа, деятельность; поступки, поведение; способность, возможность к действованью; применение, проявление чего-либо (энергии, силы, деятельности) на практике; обладание действующей силой, влияние, воздействие; результат проявления деятельности. Лексико-семантический анализ «поступка» позволил констатировать, что последний осмысливается как (намеренное, отдельно взятое, хорошее или дурное, решительное, активное) действие, акт, деяние (подвиг, выходка, проступок, преступление, ослушание).

Таким образом, в качестве вывода можно заключить, что в лексике русского языка слова «действие» и «поступок» близки по значению. Вместе с тем, иллюстративный материал словарных статей, трактующий «действие» как благотворное, вредное, самовольное, ядовитое и др., а «поступок» как благородный, великодушный, героический, доблестный, незаконный, необдуманный, непокорный, плохой, предосудительный, разумный, самоотверженный, своенравный, странный, хороший, честный и др., свидетельствует о моральной основе «поступка».

Акцент на этической стороне «поступка», основной единицы социального поведения, представлен и в психолого-педагогической литературе (М.И. Енике-ев, А.В. Петровский, Е.С. Рапацевич, М.Г. Ярошевский и др.), где под анализируемым понятием понимается «сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом».

Поступки, имеющие общественное значение, в логике изложения А.Г. Здравомыслова, рассматриваются в рамках психологии личности (мотивация поступков, намерений, отношение к «Я» как источнику и субъекту действия, соотношение смысла значения действия, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в его мотивации), в социальной психологии (восприятие социального действия со стороны ближайшего окружения и роль этого восприятия в мотивации социального действия, осознание личностью принадлежности к определённой группе как фактор мотивации социального действия, роль референтной группы в социальном действий, механизмы группового контроля социального действия личностей), в этике (нравственная оценка и самооценка поступка, проблема выбора социального действия и ответственности за него перед обществом, социальной группой и самим собой) [2, с. 610].

С философской точки зрения, «поступок» - «единичный акт поведения, действие: а) сознательно и свободно мотивированное, б) имеющее для кого-либо значение (ценность), и потому в) возбуждающее определенное отношение (оценка). Три указанных признака, принципиально отличают поступок от про-

стого действия-операции, которое берется безотносительно к его моральной ценности. <...> Таким образом, - подчеркивает С.Ф. Анисимов, - поступок отличается от действия-операции тем, что он всегда заключает в себе то или иное, положительное или отрицательное моральное содержание и может служить объектом нравственной ответственности и оценки. Отличие поступка от действия очевидно также из того простого факта, что бывают поступки без всякого видимого действия, смысл которых заключается именно в бездействии, в отказе от действия» [1, с. 435].

Сказанное выше позволяет утверждать, что «речевое действие» и «речевой поступок» как составляющие речевого поведения мотивированы и целенаправленны. Вместе с тем, у анализируемых понятий можно найти и ряд различий: во-первых, речевой поступок неизменно отражает нравственную сторону речевого поведения, а речевое действие не всегда заключает в себе то или иное моральное содержание;

во-вторых, речевой поступок всегда сознательно и свободно мотивирован, а речевое действие может совершаться на уровне автоматизма;

в-третьих, речевое действие является способом осуществления речевого поступка, но не каждое речевое действие становится речевым поступком;

в-четвертых, речевой поступок всегда имеет для кого-либо значение (смысл, ценность), а в речевом действии социальная ценность может отсутствовать;

в-пятых, если в речевом поступке различаются три взаимосвязанных (субъект-объектных) структурных элемента: субъективное побуждение (мотив), объективные и субъективные условия совершения речевого поступка, результат, который становится не зависящим объективным фактом (объективированный результат), то для речевого действия субъект-объектные характеристики не столь значимы;

в-шестых, целью речевого поступка является нравственное самоопределение (самоидентичность) адресанта, влияние, воздействие на адресата в конкретной (сложной, конфликтной, кризисной) ситуации, а речевое действие данной цели может быть лишено;

в-седьмых, речевой поступок константно предполагает нравственную оценку (отношение) окружающих, самооценку (отношение к «Я» как источнику и субъекту действия), моральную ответственность, а в речевом действии рефлексия может отсутствовать и т.д.

В «речевом поступке», как и в любом виде деятельности можно выделить этапы:

а) ориентировки (побудительно-мотивационный), осознания потребности, мотива речевой деятельности в данной ситуации общения;

б) планирования (выработки плана в соответствии с результатами ориентировки), выбора коммуникативной стратегии: вида и типа общения (формы воздействия: мягко - требовательно и т.п.); определения желательного конечного результата; внутреннего программирования речевой деятельности;

в) осуществления (реализации) речевого поступка;

г) контроля (нравственной самооценки, оценки окружающих), сопоставления полученного результата с планом.

Среди видов «речевых поступков» исследователями разграничиваются: транзитивный, учитывающий все условия его реализации и возможные последствия, и нетранзитивный - недостаточно продуманный (М.И. Еникеев); действенный и бездейственный (М.И. Еникеев, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский); высказывающий позицию или проявляющий отношение в виде жеста, мимики, взгляда, речевой интонации, смыслового подтекста (М.И. Еникеев, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский); прямой и косвенный, имплицитный и эксплицитный, официальный и неофициальный, устный и письменный, монолог и диалог, полностью или частично подготовленный, прогнозируемый и непрогнозируемый, реальный (реализованный) и ментальный (оставшийся на уровне внутренней речи) (З.И. Курцева) и т. д. Вместе с тем, деление «речевого поступка» на реальный и ментальный не совсем точно раскрывают сущность анализируемого понятия. Любой «речевой поступок», как «реализованный», так и оставшийся на уровне внутренней речи, ментален по своей природе (ментальность: 1) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих

отдельному человеку или общественной группе; 2) психология нации [5, с. 516] < лат. mens, mentis: 1) ум; 2) образ мыслей, настроение, характер; 3) сердце, душа; 4) способность мышления, разум; 5) рассудок, соображение; 6) бодрость, отвага; 7) мысль; 8) мнение, взгляд; 9) намерение, план) [4, с. 681]. Думается, в данном случае, разграничивая «явный» «речевой поступок» и нравственные размышления человека, оставшиеся на уровне внутренней речи, более логичным является использование терминологии теории речевой деятельности, подразделяя «речевые поступки» на внешние и внутренние.

Таким образом, «речевой поступок», включенный в структуру деятельности младших школьников в процессе обучения русскому (родному) языку, будет способствовать трансформации языкового чутья в языковую интуицию, и, следовательно, осознанию российских национальных ценностей как эпистем, а в целом, обеспечивать самоопределение личности младшего школьника на основе начального обучения русскому (родному) языку.

Библиографический список

1. Анисимов, С.Ф. Поступок [Текст] / С.Ф. Анисимов // Словарь философских терминов / Научн. ред. проф. В.Г. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 435-436.

2. Здравомыслов, А.Г. Социальное действие [Текст] / А.Г. Здравомыслов // Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - С. 610-611.

3. Курцева, З.И. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования [Текст] / З.И. Курцева. - М.: МИОО, 2007. - 128 с.

4. Латинско-русский словарь [Текст] / Авт.-сост. К.А. Танушенко. - Мн.: «Харвест», 2005. - 1344 с.

5. Новейший словарь иностранных слов и выражений [Текст] / Отв. за выпуск В.В. Адамчик. - Мн.: Современный литератор, 2006. - 976 с.

Bibliography

1. Anisimov, S.F. Act [Text] / S.F. Anisimov // The Dictionary of Philosophical Terms / Scient. Ed. prof. V.G. Kuznetsov. - М.: INFRA-M, 2007. - C. 435-436.

2. Kurtseva, Z.I. Communicative-and-Moral Development of Pupils in the System of Continuous Rhetorical Education [Text] / Z.I. Kurtseva. - М.: Moscow Institute of Open Education, 2007. - 128 p.

3. The Latin-Russian Dictionary [Text] / Author-Comp. K.A. Tanushenko. - Мп.: «Harvest», 2005. - 1344 p.

4. The Newest Dictionary of Foreign Words and Expressions [Text] / Resp. for Iss. V.V.Adamchik. - Мн.: Modern Writer, 2006. - 976 р.

5. Zdravomyslov, A.G. Social Action [Text] / A.G. Zdravomyslov // Philosophical Encyclopaedic Dictionary / Editorial Staff: S.S. Averintsev, EA. Arab-Ogly, L.F. Ilyichev, et. al. - 2 Ed. -М.: Soviet Encyclopedia, 1989. - P. 610-611.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.