5. Шелехова О.В. К проблеме сущности понятия «инновационное поведение» студентов вуза / О.В. Шелехова, Е.Н. Коньшина// Вектор науки ТГУ. 4(7). 2011. - С. 312-314.
6. Багадирова С.К. Мониторинг качества образования [Текст]: учебное пособие // С.К. Багадирова, Е.И. Шарова, М.Р. Кудайнетов / Майкоп: АГУ, 2015. - С.3-4.
© Багадирова С.К., Потокова Э.А., Шарова Е.И., 2016
УДК 376
Т.В. Бессонова
Учитель-логопед
ОГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» п. Веселая Лопань , Белгородский район, Белгородская область, РФ
РЕЧЕВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИ МАССАЖЕ ЯЗЫЧКА ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ДЦП
Аннотация
В статье говорится о ранней логопедической помощи детям, имеющим диагноз детский церебральный паралич (ДЦП). Предлагается разработанный и опробованный прием массажа мышцы языка с речевым сопровождением.
Ключевые слова
Раннее вмешательство, массаж, язык, речь, реабилитация.
В последнее время все более актуальной становится проблема социальной интеграции в современном обществе детей-инвалидов. На базе нашего областного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями наряду с медицинской реабилитацией используется комплекс психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи.
Третий год в центре используется практика раннего вмешательства. Опыт работы показал, что максимально ранняя диагностика и помощь детям, страдающим различными формами детского церебрального паралича (ДЦП), дает наиболее положительные результаты. У большинства детей с этим диагнозом наблюдаются различные речевые нарушения, поэтому все дети с ДЦП нуждаются в профилактической логопедической работе уже на первом году жизни.
На начальных этапах коррекционно-логопедического воздействия очень важны дифференцированный логопедический массаж мышц лица, губ, языка и пассивная артикуляционная гимнастика языка. Ребенок еще не может самостоятельно выполнять различные артикуляционные движения, и в результате раннего логопедического вмешательства появляется возможность значительно уменьшить речевые расстройства у детей с ДЦП, а в ряде случаев успешно их предотвратить [1, с. 124].
Для всех форм ДЦП характерны различные нарушения мышечного тонуса (спастичность, гипотония, дистония). Одним из важнейших способов доречевой логопедической помощи детям с ДЦП является логопедический массаж мышц лица, губ и языка. Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи. Массаж язычной мускулатуры является наиболее сложным элементом логопедического массажа. Необходимо помнить, что зона рта является очень чувствительной, у многих детей наблюдается выраженный рвотный рефлекс, поэтому различные манипуляции в этой области начинаем проводить очень аккуратно. При спастичности язычной мускулатуры массаж проводится легкими, расслабляющими движениями, при гипотонии более активными
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_
и интенсивными. Ребенок не должен испытывать резких отрицательных эмоций, что может вызвать дополнительную спастичность мышц и оживление рефлекторной зоны (кусательного или рвотного рефлексов). Чтобы отвлечь ребенка от неприятных ощущений массаж сопровождается сказкой, а движения пальцев соответствуют событиям, происходящим в ней. Массаж языка выполняется с использованием марлевой салфетки или чистого носового платка [3, с. 246]
Сказка о зайчике.
S Скачет зайка по лесу. (Ритмичное надавливание на поверхность языка, начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно.)
S Увидел зайчик елочку. («Рисуем» елочку: поглаживание языка от корня к кончику (ствол), а затем выполняем соскальзывающие движения «елочкой» от центра языка к краям сверху вниз.
S Стал зайчик бегать вокруг елочки, от всех прятаться. (Круговые и спиралевидные движения по поверхности языка).
S Идет медведь, ищет зайчика. Зайчишка прыг-скок, прыг-скок и ускакал от медведя.
(Ритмичное надавливание на поверхность языка, начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно).
S Идет по лесу волк, тоже зайку ищет. (Аналогичные движения).
S А зайка под кустиком лежит, ушки к земле прижал, не нашел его волк. (Поглаживание поверхности языка).
S Крадется лисичка. Зайчишка прыг-скок, прыг скок, следы запутал не нашла его лиса.
(Аналогичные движения).
S Никто не нашел зайчишку. Он всех обхитрил. (Поглаживание поверхности языка).
S Набегался зайчишка, проголодался, а лапки грязные. Надо их помыть. (Перетирание языка между указательным и большим пальцами - круговые движения).
Моем, моем трубочиста
Чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист
Чист-чист, чист-чист.
(К.И.Чуковский)
S А лапок у зайчика четыре. Моем по очереди каждую лапку.
S Теперь зайчишка может полакомиться морковкой. Сначала мы ее помоем. (Поглаживание поверхности языка.)
S Зайчишка ее с удовольствием сгрызет. (Пощипывающие движения по поверхности языка начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно.)
S А еще зайчишка любит капусту, почистим ее. (Поглаживание поверхности языка.)
S Ее тоже зайка сгрыз. (Пощипывающие движения)
S Наелся зайчишка, сил набрался, можно и поиграть на гармошке. (Указательным и большим пальцами руки держать боковые края языка, растягивать (распластывать) язык одновременно в разные стороны, затем сжимать к середине — имитация игры на гармошке.
Веселый Парамошка
Играет на гармошке.
После массажа мы приступаем к выполнению пассивной гимнастики для языка. Целью этой гимнастики является создание условий для формирования произвольных движений речевой мускулатуры, включение в работу групп мышц, которые ранее бездействовали. На данном этапе ребенок производит артикуляционные движения только при помощи механического воздействия, т.е. с помощью рук логопеда. Пассивные движения язычка выполняются плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки.
> «Часики» [2, с. 246].
Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?
(М.Синицына)
Описание упражнения: рот открыт. Тянуть язычок попеременно то к левому углу рта, то к
правому. Повторить 5-10 раз.
> «Качели» [2, с. 248]. Сели дети на качели
И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. (Н.Тегипко)
Описание упражнения: объединяем два упражнения «Часики» и «Качели». Рот широко открыт, на счет «раз - два» язычок тянем к левому, а затем к правому углу рта, на счет «три - четыре» поднимаем кончик язычка вверх и опускаем его вниз.
> «Вкусное варенье» [2, с. 248]. Блин мы ели с наслажденьем -Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.
(М.Синицына)
Описание упражнения: рот открыт, провести язычком по верхней, а затем по нижней губе по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
^ После каждого упражнения пассивной гимнастики - «хвалим» язычок (Поглаживание поверхности языка.)
Практика показала, что в результате проведения логопедического массажа и последующей пассивной гимнастики, язык становится более гибким и подвижным. Постепенно механическая помощь сокращается, происходит переход от пассивной к пассивно-активной артикуляционной гимнастике. Затем, когда ребенок научится удерживать определенное положение язычка, заданную артикуляционную позу, произвольно менять артикуляционные положения языка, можно приступать к выполнению активных артикуляционных упражнений.
Список использованной литературы:
1. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учебное пособие. М., 2012.
2. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М., 2011
3. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008.
© Бессонова Т.В., 2016
УДК 373.24
Е.Ю. Бочкарева
Студент Тольяттинский государственный университет Воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада»
М.В. Оськина
Воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти, Российская Федерация Ж.Н. Васильева Воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти, Российская Федерация
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ОБУЧАЮЩИЕ СТЕНДЫ
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос о психических процессах детей с задержкой психического развития.