Научная статья на тему 'Мониторинг уровня готовности обучающихся к инновационной деятельности'

Мониторинг уровня готовности обучающихся к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
150
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / ТИП ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Багадирова С.К., Потокова Э.А., Шарова Е.И.

В данной статье представлен анализ результатов мониторинга готовности обучающихся к инновационной деятельности. Указывается на необходимость изучения типов инновационного поведения субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг уровня готовности обучающихся к инновационной деятельности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 374.3:37.013

ББК 74.044.3

Б 14

С.К. Багадирова

к.п.н., доцент, зав. кафедрой психологии, Адыгейский государственный университет г. Майкоп, Российская Федерация Э.А. Потокова к.п.н., доцент кафедры психологии, Адыгейский государственный университет г. Майкоп, Российская Федерация Е.И. Шарова

к.п.н., доцент кафедры общей педагогики, начальник отдела методического обеспечения и аудита качества образования, Адыгейский государственный университет г. Майкоп, Российская Федерация

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В данной статье представлен анализ результатов мониторинга готовности обучающихся к инновационной деятельности. Указывается на необходимость изучения типов инновационного поведения субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова

Инновационная деятельность, стиль мышления, тип инновационного поведения.

В условиях модернизации экономики и изменения общественного уклада понятие «инновация» получает широкое распространение, как в нашей повседневной жизни, так и в научной литературе. Тому есть определенные предпосылки. В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (2008 год) В.В. Путин подчеркивал, что развитие государства «...достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал. ... в стране существует отставание от развитых стран в переходе в последующий технологический уклад и низкая мотивация в сфере инновационной политики, что оказывает отрицательное влияние на обеспечение национальной безопасности России» [1]. Кроме того, В.В. Путин, представляя стратегию, обратил особое внимание, что Россия отстает от развитых стран в плане внедрения инновационных технологий, слабо мотивированна в сфере инновационной политики, что оказывает негативное влияние на обеспечение национальной безопасности страны.

Несмотря на объективную необходимость перехода на инновационный путь развития введение инноваций в общественную и экономическую жизнь часто встречает сопротивление, которое является результатом психологической неготовности к их принятию. В сложившейся ситуации «.мы имеем возможность наблюдать возникающие противоречия между необратимым ходом внедрения инноваций в нашу профессиональную, общественную, повседневную жизнь и нежеланием психологически принимать эти изменения. На наш взгляд, для минимизации психологического сопротивлениям инновациям, необходимы исследования в рамках психологического знания. Следовательно, перед психологией стоит

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

задача разработки неких рекомендаций, стратегий, моделей, детерминирующих специфику формирования и самореализацию инновационной личности в условиях общемирового кризиса, удержания суверенитета РФ и одновременной модернизации страны» [2].

Адыгейский государственный университет как классический университет и главный образовательный, культурный, научный и интеллектуальный центр Республики Адыгея призван выполнить миссию непрерывного развития инновационного образования, ориентированного на социально-экономическое развитие региона [3]. В условиях нового технологического уклада миссия вуза может быть осуществлена не только путем создания инновационной инфраструктуры, новой образовательной дизайн-среды, обеспечивающей реализацию регионально значимых социальных инициатив, но и путем решения принципиально новых задач. Такими задачами могут быть: формирование инновационного поведения участников образовательного процесса, преодоление сопротивления инновациям, определение готовности к инновационной деятельности.

В современной психологической науке еще нет сформулированного определения того, что такое инновационное поведение. Однако такое определение было дано социологами. Исходя из их представлений «инновационное поведение - инициативный тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни, либо созданием новых объектов материальной и духовной культур. Являясь средством осуществления социальных инноваций и относясь к активным типам поведения, инновационное поведение выступает основным способом развития индивида, коллектива, сообщества» [4].

Следовательно, инновации в обществе - открытая региональная среда кластерного типа, система сертификационных центров, созданных профессиональным сообществом, межбюджетные отношения, новые системы профессий и разделения труда - выдвигают новые требования к выпускнику вуза, а в свою очередь и к образовательной системе вуза. На наш взгляд, обучающиеся, склонные к инновационному поведению, способны планировать свою образовательную траекторию и формировать ландшафт нового образования. Изучение психологических и поведенческих особенностей обучающихся позволит увидеть решение обозначенной выше проблемы.

Анализ концепций инновационного поведения, позволил О.В. Шелеховой и Е.Н. Коньшиной выделить пять стратегий инновационного поведения: адаптационную, имитации, выжидания, непосредственного реагирования и творческую или наступательную [5, с. 312-314].

Кратко охарактеризуем их.

1. Адаптационная стратегия состоит в осуществлении незначительных изменений, которые позволяют улучшить ранее освоенные технологические процессы в условиях уже устоявшейся деятельности. В этой ситуации субъект деятельности определяет инновации как вынужденную ответную реакцию на изменения, что обеспечивает сохранение его личностной позиции в обществе.

2. Стратегия имитации предполагает, что субъект занимается прямым копированием новшеств, что позволяет ему избежать рисков несоответствия поставленной цели. Однако, при применении данной стратегии поведения достижение высоких результатов невозможно. Более того, выбор данной стратегии указывает на отсутствие устойчивой ориентации на инициативный поиск путей достижения целей.

3. Стратегия выжидания другими субъектами в целях их комплексной оценки и анализа недостатков. Результатом применения данной стратегии поведения является инновационный продукт, качественно превосходящий уже внедряемые новшества. Тем не менее, эту стратегию выбирает субъект, желающий сначала убедиться в социальной значимости инновационных действий.

4. Стратегия непосредственного реагирования субъекта на изменяющиеся запросы социума и адаптацию действий к предъявляемым требованиям. При этой стратегии субъект ориентирован на решение социально-значимых задач, мотивы самореализации достаточно развиты, личностный потенциал и поисковая активность высоки. Сказанное, непременно приводит к тому, что субъект испытывает трудности в процессе анализа и оценки действий, т.к. проблемное поле деятельности слишком широко.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

5. Творческая (наступательная) стратегия инновационных действий, основанных на интеграции опыта предшествующих и поиске альтернативных действий по реализации новшеств. Данная стратегия предполагает ориентацию на инновации в средствах, методах, способах достижения поставленной цели. Субъекту, избирающему данную стратегию поведения, присущи способностью быстро реагировать на динамику общественных изменений, гибкий подход к содержанию целей инновационной стратегии поведения, стремление к сотрудничеству.

С целью определения уровня готовности обучающихся к инновационной деятельности в Адыгейском государственном университете в рамках реализации мероприятий системы менеджмента качества кафедрой психологии был осуществлен опрос обучающихся различных направлений подготовки, уровней и этапов обучения, который позволил выявить типы инновационного поведения, уровень социальной креативности личности и стиль мышления. В ходе мониторинга использовался ряд опросников. Авторский опросник «Стратегии инновационного поведения», позволивший определить степень выраженности пяти стратегий инновационного поведения; опросник «Определение социальной креативности личности» А.В. Батаршева, применение которого позволило с помощью самооценки поведения в нестандартных ситуациях жизнедеятельности определить уровень социальной креативности; опросник «Стили мышления», который позволил определить предпочитаемый способ мышления.

Результаты осуществленного опроса на основе использования опросника «Стратегии инновационного поведения» (Таблица 1), указывают на среднюю выраженность всех стратегий поведения описанных выше в группе респондентов - обучающихся бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. При этом следует отметить однородность ответов опрошенных. Коэффициент вариативности ответов не превышает 10%. Подобное распределение результатов опроса указывает на отсутствие предпочтительной стратегии инновационного поведения.

Таблица 1

Стратегии инновационного поведения

Уровень подготовки Адаптационная Стратегия Стратегия Стратегия непосредственного реагирования Творческая

стратегия имитации выжидания стратегия

Бакалавры (п=58) 11,68 11,87 12,05 12,344 12,70

Коэффициент вариативности, % 6,8 7,4 8,9 8,4 9,5

Магистры (п=50) 11,74 14,42 13,62 13,7 13,78

Коэффициент вариативности, % 7,3 7,9 8,2 9,6 9,7

Аспиранты (п=25) 14 13 15 14 13

Коэффициент вариативности, % 8,1 8,7 9,3 9,6 9,4

Полученные в ходе диагностики социальной креативности личности результаты (Таблица 2) указывают на уровень выше среднего для обследуемой группы обучающихся. Так же следует отметить однородность ответов опрошенных. Коэффициент вариативности респондентов не превышает 10%.

Таблица 2

Социальная креативность личности

Общий балл по группе Коэффициент вариативности, %

Бакалавры (n=58) 115,1 9,4

Магистры (n=50) 118,48 8,7

Аспиранты (n=25) 115 9,6

Большая часть результатов диагностики по методике «Стили мышления» (Таблица 3) указывает на то, что результаты опроса респондентов находятся в зоне неопределенности (49-59 баллов). Авторы методики рекомендуют исключить из рассмотрения эти результаты. Кроме того, нами было выявлено умеренное предпочтение аспирантов синтетическому и идеалистическому стилю мышления. Для синтетического стиля характерно создание нового, оригинального. Это теоретизированный стиль мышления, предполагающий формулирование теории и построение своих выводов на основе теорий.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Обладатели данного стиля опираются в своих суждениях на субъективные и социальные факторы, без внутреннего сопротивления воспринимают идеи и предложения, успешно решают те проблемы, в которых важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты.

Подобное распределение результатов, на наш взгляд, свидетельствует об отсутствии устойчивого предпочтения одному стилю мышления обучающихся различных направлениях подготовки, уровней и этапов обучения. Однако для более успешной адаптации к ситуациям решения задач, человеку необходимо одновременное развитие нескольких доминирующих стилей мышления. Этого факта не было обнаружено в ходе исследования.

Таблица 3

Стили мышления

Синтетический стиль Идеалистический стиль Прагматический стиль Аналити-ческий стиль Реалистический стиль

Бакалавры (п=58) 52,06 56,46 56,25 56,29 56,79

Коэффициент вариативности, % 7,8 9,7 8,9 6,9 7,8

Магистры (п=50) 54,04 53,9 53,14 60,32 54,4

Коэффициент вариативности, % 9,2 9,3 8,6 8,9 9,7

Аспиранты (п=25) 60 61 49 59 52

Коэффициент вариативности, % 8,3 7,8 8,5 9,1 9,4

Итак, анализ результатов диагностики позволяет сделать вывод о том, что уровень готовности обучающихся к инновационной деятельности является недостаточным. Следовательно, при организации образовательного процесса необходимо больше использовать задания, направленные на развитие этой готовности. Это задача педагога. В связи с этим, следующим шагом исследования планируется работа с педагогическим коллективом, выявление случаев инновационного поведения, определение причин сопротивления изменениям, факторов, условий и методов сопротивления инновациям. Определить созданные вузом условия для инновационной деятельности позволит оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива. На наш взгляд, системная организация мониторинговых исследований в вузе позволяет дать оценку реального состояния и качества профессорско-преподавательского состава, обеспечивает прогноз его развития, а сопоставление данных с запланированными показателями позволяет оценить эффективность принятых управленческих решений [6, с.3-4].

Список использованной литературы:

1. Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года. Выступление на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 г. URL: http://www.intelros.ru/strategy/gos_rf/1814-vladimir-putin.-vystuplenie-na.html

2. Багадирова С. К. Психологические аспекты сопротивления инновациям в условиях модернизации образования // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию: сборник научных трудов. Выпуск [Электронный ресурс]: текстовое электронное издание / Адыгейский государственный университет, Кафедра психологии; редкол.: С.К. Багадирова (отв. ред.).- Электрон. дан. (2,4 Мб) - Майкоп: Изд-во ЭлИТ, 2015. - С.7-17.

3. Программа стратегического развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Адыгейский государственный университет» на период 2016-2020 гг. URL: http://www.adygnet.ru/node/6745

4. Инновационное поведение // Кобяк О.В. Социологический словарь. URL: http://mirslovarei.com/content_soc/TNNOVACIONNOE-POVEDENIE- 11379.html

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070

5. Шелехова О.В. К проблеме сущности понятия «инновационное поведение» студентов вуза / О.В. Шелехова, Е.Н. Коньшина// Вектор науки ТГУ. 4(7). 2011. - С. 312-314.

6. Багадирова С.К. Мониторинг качества образования [Текст]: учебное пособие // С.К. Багадирова, Е.И. Шарова, М.Р. Кудайнетов / Майкоп: АГУ, 2015. - С.3-4.

© Багадирова С.К., Потокова Э.А., Шарова Е.И., 2016

УДК 376

Т.В. Бессонова

Учитель-логопед

ОГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» п. Веселая Лопань , Белгородский район, Белгородская область, РФ

РЕЧЕВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИ МАССАЖЕ ЯЗЫЧКА ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ДЦП

Аннотация

В статье говорится о ранней логопедической помощи детям, имеющим диагноз детский церебральный паралич (ДЦП). Предлагается разработанный и опробованный прием массажа мышцы языка с речевым сопровождением.

Ключевые слова

Раннее вмешательство, массаж, язык, речь, реабилитация.

В последнее время все более актуальной становится проблема социальной интеграции в современном обществе детей-инвалидов. На базе нашего областного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями наряду с медицинской реабилитацией используется комплекс психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи.

Третий год в центре используется практика раннего вмешательства. Опыт работы показал, что максимально ранняя диагностика и помощь детям, страдающим различными формами детского церебрального паралича (ДЦП), дает наиболее положительные результаты. У большинства детей с этим диагнозом наблюдаются различные речевые нарушения, поэтому все дети с ДЦП нуждаются в профилактической логопедической работе уже на первом году жизни.

На начальных этапах коррекционно-логопедического воздействия очень важны дифференцированный логопедический массаж мышц лица, губ, языка и пассивная артикуляционная гимнастика языка. Ребенок еще не может самостоятельно выполнять различные артикуляционные движения, и в результате раннего логопедического вмешательства появляется возможность значительно уменьшить речевые расстройства у детей с ДЦП, а в ряде случаев успешно их предотвратить [1, с. 124].

Для всех форм ДЦП характерны различные нарушения мышечного тонуса (спастичность, гипотония, дистония). Одним из важнейших способов доречевой логопедической помощи детям с ДЦП является логопедический массаж мышц лица, губ и языка. Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи. Массаж язычной мускулатуры является наиболее сложным элементом логопедического массажа. Необходимо помнить, что зона рта является очень чувствительной, у многих детей наблюдается выраженный рвотный рефлекс, поэтому различные манипуляции в этой области начинаем проводить очень аккуратно. При спастичности язычной мускулатуры массаж проводится легкими, расслабляющими движениями, при гипотонии более активными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.