Научная статья на тему 'Речевое развитие умственно отсталых дошкольников'

Речевое развитие умственно отсталых дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1985
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умственная отсталость / занятие / воспитание / речь. / mental retardation / occupation / education / speech

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королькова Валентина Александровна, Савчук Инна Сергеевна

статья посвящена изучению речевого развития умственно отсталых дошкольников. Работа начинается с психолого-педагогического обследования ребенка, а также она определяет выбор методов и средств как до начала работы, так и в дальнейшем, помогает оценить результаты и дать соответствующие рекомендации после окончания работы Работа проводится систематически и с каждым ребенком индивидуально. Главной задачей развития речи у умственно отсталых дошкольников являются систематические занятия, которые проводятся поэтапно с учителем-логопедом. Важно также учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, помогать ему справляться со сложностями, которые у него появляются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королькова Валентина Александровна, Савчук Инна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH DEVELOPMENT OF MENTALLY RETARDED PRESCHOOLERS

the article is devoted to the study of the speech development of mentally retarded preschoolers. The work begins with a psychological and pedagogical examination of the child, as well as it determines the choice of methods and means both before the work and in the future, it helps to evaluate the results and give appropriate recommendations after the work is completed. The work is carried out systematically and individually with each child. The main task of the development of speech in mentally retarded preschoolers is the systematic classes, which are carried out in stages with a speech therapist. It is also important to take into account the individual capabilities of each child, to help him cope with the difficulties that he has.

Текст научной работы на тему «Речевое развитие умственно отсталых дошкольников»

SPEECH DEVELOPMENT OF MENTALLY RETARDED

PRESCHOOLERS 1 2 Korolkova VA. , Savchuk I.S. (Russian Federation)

Email: Korolkova566@scientifictext.ru

1Korolkova Valentina Alexandrovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, DEPARTMENT OF SOCIAL, SPECIAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY; 2Savchuk Inna Sergeevna - Student, SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACULTY, ARMAVIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, ARMAVIR

Abstract: the article is devoted to the study of the speech development of mentally retarded preschoolers. The work begins with a psychological and pedagogical examination of the child, as well as it determines the choice of methods and means both before the work and in the future, it helps to evaluate the results and give appropriate recommendations after the work is completed. The work is carried out systematically and individually with each child. The main task of the development of speech in mentally retarded preschoolers is the systematic classes, which are carried out in stages with a speech therapist. It is also important to take into account the individual capabilities of each child, to help him cope with the difficulties that he has. Keywords: mental retardation, occupation, education, speech.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ Королькова В.А.1, Савчук И.С.2 (Российская Федерация)

1Королькова Валентина Александровна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра социальной, специальной педагогики и психологии; 2Савчук Инна Сергеевна - студент, социально-психологический факультет, Армавирский государственный педагогический университет, г. Армавир

Аннотация: статья посвящена изучению речевого развития умственно отсталых дошкольников. Работа начинается с психолого-педагогического обследования ребенка, а также она определяет выбор методов и средств как до начала работы, так и в дальнейшем, помогает оценить результаты и дать соответствующие рекомендации после окончания работы Работа проводится систематически и с каждым ребенком индивидуально. Главной задачей развития речи у умственно отсталых дошкольников являются систематические занятия, которые проводятся поэтапно с учителем-логопедом. Важно также учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, помогать ему справляться со сложностями, которые у него появляются. Ключевые слова: умственная отсталость, занятие, воспитание, речь.

Умственная отсталость представляет собой врождённую или приобретённую в раннем возрасте задержку, либо недоразвитие психики, которая проявляется в нарушении интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации [5].

Среди других заболеваний, которые влекут за собой комплексные необратимые последствия, умственная отсталость занимает одно из ведущих мест. В связи с этим проблеме речевого развития умственно отсталых дошкольников уделяется очень пристальное внимание со стороны специалистов в области психологии, дефектологии.

Г.С. Гоголева отмечает, что развитие умственно отсталого ребенка кардинально отличается от развития детей с отсутствием патологий. Неполное развитие речи у умственно отсталых детей представляет собой сложное нарушение, охватывающее все стороны речи.

Детям, с данным заболеванием, свойственны стойкое фонетическое недоразвитие, скудность словарного запаса, недостаточность употребления слов, обозначающих действия, признаки и отношения, резкое снижение речевой активности и речевого общения [1].

Значительно страдает регулирующая функция речи от словесного сопровождения деятельности и словесного отчета о проделанном до предварительного планирования предстоящей деятельности. Грубая задержка речи обнаруживается у детей с органическим поражением ЦНС уже в раннем возрасте [2].

На момент поступления в специальные образовательные учреждения у большей части из детей активная речь только начинает развиваться. Значительное число детей к четырем годам являются практически безречевыми.

Исследования И.В. Карлина и М. Стразуллы показали, что дети с тяжелыми нарушениями интеллекта крайне плохо воспринимают чужую речь, улавливая лишь отдельные опорные слова, которые связаны с их потребностями, мимику и интонацию говорящего. Стоит отметить, что даже дети, которые умеют разговаривать, практически не пользуются своей речью, предпочитая молча действовать с игрушками, и крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым [5].

Именно в возрасте от 3 до 7 лет происходит активное развитие начальных форм таких основополагающих понятий, как пространство и время, добро и зло, количество и качество, изменение и развитие, представления о себе и других людях и так далее.

По мнению В.А. Дубовской, влияние на степень взаимодействия ребенка с окружающим миром оказывает категориальная структура мышления, определяя его отношение к этому миру, общий подход к рассмотрению и анализу действительности [2].

Именно для дошкольного возраста характерно становление речевой деятельности, при которой формируются основы сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Микляева Н.В. отмечает, что в условиях нормального развития предпосылки к возникновению речевого общения происходят ещё в раннем возрасте, когда складываются механизмы довербального общения. В его основе лежит установление личностных, эмоциональных отношений между ребенком и окружающими его взрослыми. Под влиянием непосредственного эмоционального контакта с близкими людьми у ребенка возникает потребность в общении, а по мере развития языка формируются специфические умения налаживать его посредством речи [4].

На сегодняшний день практическая логопедия владеет эффективными методиками, которые позволяют специалистам сформировать у детей с недоразвитием речи языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) и правила их функционирования [4].

Характеризуя устную речь ребенка, М.И. Лисина говорит, что накопление новых слов само по себе не способствует улучшению их активной лексики. Происходит это в связи с крайне сниженной потребностью ребенка в общении с людьми и слабым интересом к окружающему, что тормозит процесс активации словаря детей с умственной отсталостью [3].

Важным условием для развития общения является осуществление практической деятельности, а также учета эмоционального недоразвития ребенка. Побудительные силы общения, впервые возникнув у ребенка еще в младенчестве как результат эмоциональных отношений со взрослым, существенно укрепляются и расширяются в ходе овладения предметно-игровой деятельностью и особенно ролевой игрой и при становлении первых видов продуктивной деятельности [3].

Существует несколько направлений в области коррекции и лечения детей с данной особенностью здоровья:

- Непосредственно вызывание и развитие речи;

- Развитие высших психических функций, которые связаны с речью и обуславливают ее существование.

Необходимо работать над тем, чтобы у ребенка возникла необходимость использовать речь как основное средство коммуникации. Побудить его интерес к общению.

Так как речь является одной из психических функций, неразрывно связанной с другими (мышление, внимание, память, восприятие), возникает потребность в комплексной работе нескольких специалистов:

- Нейропсихолог, который занимается развитием «базы». В его работу входит создание возможности и предпосылок речи (стимуляция определенных зон мозга с помощью двигательной программы и сенсорной интеграции с целью «дозревания» незрелых структур, включения компенсаторных механизмов); работает с восприятием (слуховым, с ритмическим компонентом речи, фонематическим слухом), регуляторным компонентом речи и всей деятельности, в целом; с вниманием и памятью и так далее. Проводит со своей стороны профилактику или коррекцию нарушений письма и чтения;

- Логопед проводит работу с артикуляционным аппаратом, а именно занимается постановкой звуков, грамотой, лексико-грамматическим строем, выстраиванием связной речи ребенка;

- При глубокой и тяжелой форме умственной отсталости к коррекционной работе должен быть подключен логопед, невролог, специалист по адаптивной физкультуре и т.д. [1].

Существуют различные упражнения для коррекции речи у детей с умственной отсталостью. Программа упражнений должна составляться только специалистом. Самостоятельное проведение упражнений, направленных на развитие когнитивных функций и речи, бесполезно за счет бессистемности, непонимания целей упражнений и сути дефекта, на которое это упражнение направлено, а также может быть опасно для ребенка.

Также В.А. Дубовская дополняет, что работа по развитию и коррекции речи, как уже было отмечено, предполагает занятия по нескольким направлениям. Например, при дизартрическом компоненте, могут включать в себя упражнения на развитие моторных функций (динамические, статические, развитие пространственной организации движения), артикуляции, ритмоинтонационной структуры речи (выработка правильных дыхательных, фонационных кинестезий, развитие голосовой модуляции) [2].

Прогнозы по развитию речи у детей-олигофренов непосредственно связано со степенью тяжести и формой умственной отсталости ребенка.

Необходимо понимать, что при данном диагнозе требуется длительная работа, следование рекомендациям специалистов, обязательная работа дома каждый день, помимо работы на занятиях. Так же, для ребенка необходимо создавать необходимые условия, позволяющие ему адаптироваться в социуме, что является одним из ключевых моментов в коррекции и развитии речи.

Таким образом, можно сказать, что при организации работы по речевому развитию детей с данной особенностью в развитии педагог обращает особое внимание на обеспечение мотивации и формирование потребности в общении у ребенка. Поэтому главнейшая задача, стоящая перед педагогами, состоит в создании условий для речевого общения детей в самых различных условиях.

При тщательной работе с ребенком, имеющим данный диагноз, его речь уже в дошкольном возрасте может стать средством общения, организации деятельности и способствовать более целостному формированию их личности.

Коррекция необходима, для того, чтобы предупредить и предотвратить запущенность такого ребёнка. И при создании всех условий он сможет общаться с окружающими.

Список литературы /References

1. Гоголева Галина Серафимовна. Особенности развития речи у детей дошкольного и школьного возраста с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью // Вестник Курганского государственного университета, 2008. № 2 (12). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/osobennosti-razvitiya-rechi-u-detey-doshkolnogo-i-shkolnogo-vozrasta-s-umerennoy-i-tyazhyoloy-umstvennoy-otstalostyu/ (дата обращения: 07.12.2019).

2. Дубовская Вера Александровна. Формирование речевого общения у детей с отклонениями развития // Вестник Курганского государственного университета, 2008. № 2 (12). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-rechevogo-obscheniya-u-detey-s-otkloneniyami-razvitiya/ (дата обращения: 06.12.2019).

3. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии, 1982. № 4. С. 18-35.

4. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 2001. № 2. С. 56-64.

5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.

GAME AS AN EFFECTIVE MEANS OF TEACHING ENGLISH LANGUAGE OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE Kurbanova Z.U. (Republic of Uzbekistan) Email: Kurbanova566@scientifictext.ru

Kurbanova Zilola Uralovna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF HUMANITIES, INSTITUTE FOR RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF PRESCHOOL EDUCATION PERSONNEL AND MANAGER, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article is devoted to the urgent problem of teaching English to preschool children in the process ofplaying activities based on clarity. The reasons for the inefficiency of existing classes in the English language in modern practice are disclosed. The rationale for the game as an effective means of teaching English is given. English in preschool age is an actual direction in the methodology, requiring new approaches and innovative solutions. The relevance of this problem is also explained by the fact that early learning a foreign language of preschoolers is a subject of constant discussion.

Keywords: learning a foreign language, preschool children, didactic games, thinking, memory, game technique.

ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Курбанова З.У. (Республика Узбекистан)

Курбанова Зилола Ураловна - старший преподователь, кафедра гуманитарных наук, Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов дошкольных образовательных учреждений, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме обучения детей дошкольного возраста английскому языку в процессе игровой деятельности с опорой на наглядность. Раскрыты причины неэффективности существующих в современной практике занятий по английскому языку. Приводится обоснование игры как эффективного средства обучения английскому языку. Английский язык в дошкольном возрасте - актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Актуальность данной проблемы объясняется еще и тем, что раннее обучение иностранному языку дошкольников, является предметом постоянных дискуссий.

Ключевые слова: изучение иностранного языка, дети дошкольного возраста, дидактических игр, мышление, память, игровая методика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.